ДАННЫЕ НА 2023 г. (в работе) БЖРК, ракета 15Ж43 / РТ-22 Комплекс 15П044 / РС-22, ракета 15Ж44 / РТ-23 - SS-24 SCALPEL Комплекс 15П952 / РС-22А, ракета 15Ж52 / РТ-23 - SS-24 mod.1 SCALPEL Межконтинентальная баллистическая ракета c двигателями на твердом топливе в разных вариантах базирования. Разработана КБ "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством генерального конструкторв В.Ф.Уткина.
В течение 1966-1974 г.г. в КБ "Южное" было выпущено 7 аванпроектов, эскизных проектов и проработок проектов твердотопливных ракет включая НИР "Гарантия" и работы по ракетам РТ-21 (15Ж41) и РТ-22 (15Ж43).
В 1966-1967 г.г. в ОКБ-586 (КБ "Южное") проведены проектные изыскания по разработке боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой Р-12. Проект предусматривал создание специального состава из 20 вагонов, шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет. Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Но работы тогда не вышли из проектной стадии. По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к твердотопливным ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ-21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное». Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 1960-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК с ракетой РТ-22, который также не был завершен. В конце 1960-х годов появилась информация о разработке в США проекта железнодорожного состава для запуска МБР типа «Минитмен»., что дало старт работам по БЖРК с ракетой РТ-23.
Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" был подписан 13 января 1969 г. после прекращения разработки в КБ "Южное" ракетного комплекса с ракетой РТ-20П. КБ "Южное" стало головным разработчиком комплекса и ракеты для него. БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и мог с большой вероятностью уцелеть после нанесения противником первого удара. Этот способ базирования позволял обеспечить высокую мобильность ракетному комплексу. Считалось, что будет сложно выследить БЖРК непрерывно курсирующий по разветвленным, и забитым обычными составами железнодорожным магистралям страны. Разработанный эскизный проект вызвал массу возражений со стороны военных из-за возможной уязвимости комплекса от диверсионных действий и сложностей в организации железнодорожного движения. Тем не менее в октябре 1975 г. на Павлоградском механическом заводе началось строительство корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23. В отдельной статье: Комплекс 15П960 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж60 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL Комплекс 15П961 / РС-22Б "Молодец", ракета 15Ж61 / РТ-23УТТХ - SS-24 mod.2 SCALPEL Комплекс "Целина", ракета 15Ж62 / РТ-23УТТХ Пуск МБР 15Ж52 из пускового вагона БЖРК на полигоне Плесецк (https://nevskii-bastion.ru/, обработано) |