пр.611 - ZULU | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.611 - ZULU

Автор: DIMMI
Создана: 22.05.2009 19:01:43
Изменена: 13.01.2024 15:09:21
Комментариев: 1
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Неатомные ПЛ (ПЛ) / пр.611 - ZULU /

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
пр.611 ZULU-I (базовый проект с артиллерийским вооружением)
пр.611 ZULU-II (базовый проект без артиллерийского вооружения)
пр.611 ZULU-III (базовый проект с новой ГАС)
 
Большая дизель-электрическая подводная лодка ("Б"). Лодка разработана ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - С.А.Егоров. Предварительная разработка начата в 1943 г. Эскизный проект разработан в октябре 1947 г. и утвержден постановлением СМ СССР от 2 августа 1948 г. Разработка технического проекта начата в апреле 1948 г. с использованием технологий и технических решений германской ПЛ XXI серии в (закончен в декабре 1948 г.). Технический проект утвержден и принято решение о постройке ПЛ пр.611 постановлением СМ СССР от 28 января 1949 г. Натурный деревянный макет построен в августе 1949 г. Производство ПЛ развернуто на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград, построено 8 ПЛ в период с 1951 по 1955 г.г.) и на заводе №402 (г.Молотовск, позже - Северодвинск, 1954-1958 г.г., 18 ПЛ всех модификаций). Головная лодка проекта - Б-61 - заложена на заводе №196 10 января 1951 г. Испытания Б-61 закончены 31 декабря 1953 г. Для достройки ПЛ Б-61 передана на завод №890 (г.Таллин), куда перешла своим ходом в сложной ледовой обстановке. Всего в период 1951-1958 г.г. построено 26 ПЛ пр.611 всех модификаций. По умолчанию данные пр.611.
 

ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net). По данным из статьи А.В,Буриличева "Глубоководные технические средства" (источник)  на фото ПЛ-носитель подводных аппаратов "Архипелаг" и "Селигер" - БС-69. 
 
ПЛ Б-62 пр.611 ZULU-I (вторая в серии) на государственных испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)
 


ПЛ пр.611 ZULU-I до модернизации ограждения рубки после снятия артиллерийских орудий (http://www.ckb-rubin.ru/)

 
Конструкция ПЛ двухкорпусная цельносварная. Габариты ПЛ позволяли проводить лодку Беломорско-Балтийским каналом в специальном доке. Прочный корпус (длина 67.5 м) цилиндрической формы с усеченными конусами по оконечностям. Корпус выполнен из стали СХЛ-4 толщиной 18-22 мм и разделен на 7 отсеков, концевые переборки литые, прочные переборки ограничивающие 1, 3 и 4 отсеки-убежища рассчитаны на давление 10 кг/кв.см. Легкие перебоки рассчитаны на 1 кг/кв.см. Шпангоуты расположены снаружи корпуса. Легкий корпус (сталь толщиной 3 мм, на уровне ватерлинии толщина 8 мм) по большей части круглого сечения.
Подводная лодка пр.611 - ZULU-III (Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004).
Подводная лодка пр.611 ZULU-III (The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977.). 
Двигатели:
- 3 х дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с. при 500 об/мин. Работали под РДП.
- 2 х главных гребных электродвигателя ПГ101 мощностью по 1350 л.с. при 420 об/мин (двухъякорные с поворотными станинами и водяным охлаждением подшипников)
- 1 х средний главный гребной электродвигатель ПГ102 мощностью 2700 л.с. при 540 об/мин
- 1 х электродвигатель экономичного хода ПГ104 мощностью 140 л.с. при 175 об/мин.
 
Механика - на ПЛ три вала с гребными винтами фиксированого шага (центральный 4-х лопастный, бортовые - 3-х лопастные), центральный вал проходит через двигатель экономичного хода (через полый якорь ротора, ротор соединялся с валом с помощью звукоизолирующей муфты. Между дизелями и гребными электродвигателями установлены разобщительные шинно-пневматические муфты 4ШМ. Такие же муфты установлены между гребными электродвигателями и гребными валами. Между валами и корпусом ПЛ установлены дейдвудные сальники с угольным самоуплотняющимся кольцом. На ПЛ использовался стабилизатор глубины "Спрут".
 
Энергетика - 448 аккумулятора 46СУ (4 группы по 112 шт.). Ямы аккумуляторные двухъярусные, расположены во 2-м и 4-м отсеках. Аккумуляторная оснащена установкой перемешивания электролита для выравнивания плотности электролита по высоте аккумуляторного бака. Для питания электродвигателей применяется ток напряжением 400 вольт. Зарядка аккумуляторов возможна при напряжении от 320 вольт.
 
Воздух и балласт - запас сжатого воздуха - 36 баллоны под давлением 200 кг/кв.см, всего 14900 л. Для пополнения запаса использовались электрокомпрессор ЭК-15 и два дизель-компрессора ДК-2. Время полного пополнения запаса сжатого воздуха - 7.5 часов.Продувка цистерн главного балласта осуществлялась отработанными газами дизелей или воздухом низкого давления. Аварийное продувание - воздухом высокого давления. 
 
Экипаж:
- 72 чел (в т.ч. 12 офицеров, по др.данным) - с артиллеристами
- 65 чел (10 офицеров, 55 старшин и матросов) - без артиллеристов
 
Длина - 90,5 м
Ширина - 7,5 м
Ширина по стабилизаторам - 9,54 м
Высота - 9,54 м
Осадка - 5.1 м (средняя для нормального водоизмещения)
 
Водоизмещение надводное - 1832 тонны
Водоизмещение полное - 2350 тонн
Запас плавучести для нормального водоизмещения - 28.3%
 
Скорость надводного хода полная - 17 узлов
Скорость подводного хода полная - 15,1-16 узлов (с и без артиллерии)
Дальность хода надводная на скорости 9.2 узла с увеличенным запасом топлива - 22000 миль
Дальность хода надводная - 18400 миль
Дальность хода под водой (скорость 2.1 узла) - 443 мили
Дальность хода под водой (скорость 16 узлов, без артиллерии) - 16 миль
Дальность хода под водой (скорость 15.1 узла, с артиллерией) - 15 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Глубина погружения рабочая - 170 м
Время погружения - 40 сек
Автономность - 75 суток
Время непрерывного пребывания под водой с регенерацией воздуха - 200 часов
 
Вооружение:
- 6 х 533 мм носовых торпедных аппаратов
- 4 х 533 мм кормовых торпедных аппаратов
Торпедные аппараты воздушные беспузырные, глубина применения - от 0 до 30 м. Стрельба управляется ПУТС-Л6-4.
Боезапас торпед - 22 шт (общий) или 32 мины АМД-1000 (вместо 16 торпед)
Артиллерийское вооружение (снимается начиная с 1956 г.):
- носовая 2 х 57 мм установка СМ-24-3ИФ
- кормовая 2 х 25 мм установка 2М-8 
 
 
 


Артиллерийское вооружение на ПЛ Б-61 пр.611 ZULU-I. Нева, Ленинград, парад 1953 г. (идентификация предположительная, фото из архива vladre, http://forums.airbase.ru).

 
Оборудование:
ГАС шумопеленгования "Феникс" (начиная со 2-й лодки, главный конструктор М.А.Штремт) или "Марс-24КИГ" (на головной лодке Б-61).
ГАС "Тамир-5ЛС".
 
Обзорная РЛС "Флаг"
Радиопеленгатор РНП-47-03
РЛ-ответчик системы госопознавания "Факел-МО-1"
Станция обнаружения РЛ-сигналов "Накат"
КВ передатчик Р-641, Р-647 и приемник Р-670, УКВ приемопередатчик «Рейд-И», всеволновый передатчик Р-673, радиотрансляционная установка МКТУ-Ш. Начиная с 1962 г. на некоторых ПЛ пр.611 ("вариант 1962 г.") установлена радиостанция дальней связи "Ива" с подъемной внешней антенной шарнирно закрепленной в кормовой части ограждения рубки.
 
Навигационное оборудование включало гирокомпас "Курс-3", лаг ГОМ-III (на некоторых ПЛ поздней постройки ГОМ-23М), эхолот НЭЛ-4 (на некоторых ПЛ поздней постройки НЭЛ-4УГ). Перископ атаки С-2 с датчиком курсового угла ДКУ-5 (пр-во Германия), одна из лодок серии оборудована отечественным перископом ПАНО-1. Зенитный перископ С-8 с датчиком курсового угла ДКУ-7. 
 
Модификации:
ПЛ пр.611 ZULU-I (1953 г.) - базовый проект с артиллерийским вооружением. Всего построено 26 ПЛ. Постройка велась с 1951 по 1958 г.г.
 
ПЛ Б-66 пр.611 ZULU-I (после снятия артиллерийских орудий), Северный флот, 29 марта 1958 г. - артиллерийские установки сняты, ограждение рубки не переделано (фото из архива И.А.Каутского, http://deepstorm.ru/
 


ПЛ Б-71 пр.611 ZULU-I без артиллерии на испытаниях, завод №402, Северодвинск, 1956 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)

 
ПЛ пр.611М - модернизированный вариант (др.данных нет).
 
ПЛ пр.611бис (1950 г., проект) - нереализованный проект ПЛ с ПГТУ. Предэскизный проект разработан ЦКБ-18 (главный конструктор - С.А.Егоров). Дальнейшая разработка не велась т.к. для испытаний ПГТУ создавалась ПЛ пр.617.
Двигатели - 2 дизеля 37Д мощностью по 2000 л.с., 2 х главных электродвигателя ПГ-102 мощностью по 2700 л.с., 1 х электродвигатель экономического хода мощностью 600 л.с. и 1 х ПГТУ типа германской ДУ ПЛ XXVI серии мощностью 6500 л.с. на среднем из трех валов.
Длина - 90,5 м
Ширина - 7,5 м
Осадка - 5.9 м
Водоизмещение надводное - 1880 тонн
Скорость надводного хода полная - 15-15.5 узлов
Скорость подводного хода под ПГТУ - 14 узлов
Скорость подводного хода под электродвигателями - 13.5 узлов
Скорость подводного хода под ПГТУ и электродвигателями - 20 узлов
Скорость подводного хода экономическая - 2 узла
Дальность хода надводная на скорости 10 уз с увеличенным запасом топлива - 18000 миль
Дальность хода под водой под электродвигателями (скорость 2 уз) - 350 миль
Дальность хода под водой под электродвигателями (скорость 13,5 уз) - 13,5 мили
Дальность хода под водой под ПГТУ (скорость 14 уз) - 80 миль
Дальность хода под водой под ПГТУ и электродвигателями (скорость 20 уз) - 20 миль
Глубина погружения рабочая - 200 м
Автономность - 70 суток
Вооружение, обводы корпуса и оборудование аналогичны пр.611 ZULU-I.
 
ПЛРБ пр.611В / В-611 "Волна" ZULU-IV (1954 г.) - первая отечественная опытная ПЛРБ Б-67 (заводской №636) для испытаний морских баллистических ракет Р-11ФМ комплекса Д-1 (тема НИР ОКБ-1 - "Волна"). Разработка опытной ПЛРБ начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ "Малахит") главным конструктором Н.Н.Исаниным по Постановлению СМ СССР от января 1954 г. Проект В-611 утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 "Судомех" (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая пр.611 построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г. Первый в мире пуск БРПЛ произведен 16 сентября 1955 г. ПЛ вступила в строй ВМФ 30.06.1956 г. в качестве учебной ракетной ПЛ. На ПЛРБ установлено 2 ПУ Р-11ФМ. Пуск надводный. В 1958 г. ПЛ Б-67 переоборудована из пр.В-611 по пр.ПВ-611.
 
ПЛ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Северодвинск, примерно сентябрь 1955 г. (фото из архива В.Щербакова, http://submarines.narod.ru/)
 


ПЛ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Северодвинск, примерно сентябрь 1955 г. (Северодвинск, 1957 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)


Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (кадры из фильма "Подводная эскадра "Севмаша". Студия "Севмашфильм", 2006 г.)

ПЛРБ Б-67 пр.В611 ZULU-IV (с другим бортовым номером)
 
ПЛ пр.631 (1954 г. проект) - нереализованный проект ПЛ на базе пр.611 с увеличенной автономностью. НИОКР велись на стадии предэскизного проекта ЦКБ-18 в 1954 г.
 
ПЛ пр.611 ZULU-II (1956 г.) - принято решение снять артиллерийское вооружение с ПЛ пр.611 и пр.613. ZULU-II - базовый проект 611 без артиллерийского вооружения после модернизации огражения рубки.

ПЛ пр.611 ZULU-II - конструкция ограждения рубки изменена (http://militaryphotos.net).


ПЛ пр.611 ZULU-II, Северный флот (http://militaryphotos.net).
 
ПЛРБ пр.611АВ / АВ-611 ZULU-V (1957 г.) - первая серийная отечественная ПЛРБ на базе ПЛ пр.В-611. Разработка проекта начата ЦКБ-16 (главный конструктор - Н.Н.Исанин) в 1955 г. Предусматривалось переоборудование из пр.611 и достройка ПЛ заложенных по пр.611 с установкой комплекса Д-1 с баллистическими ракетами Р-11ФМ. На ПЛРБ установлено 2 ПУ Р-11ФМ. Пуск надводный.  Всего переоборудовано и достроено в 1957-1958 г.г. (официальная сдача флоту последней Б-62 - 25.10.1958 г.) 5 ПЛ:
- Б-73 - достройка по пр.АВ-611, заводской №404 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-78 - достройка по пр.АВ-611, заводской №209 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-79 - достройка по пр.АВ-611, заводской №210 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-89 - достройка по пр.АВ-611, заводской №515 - ССЗ №402, г.Молотовск (Северодвинск).
- Б-62 - модернизация пр.611, заводской №631 - ССЗ №202 г.Владивосток (09.01.1957 - 25.10.1958 г.г.)
Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.

ПЛ Б-73 пр.АВ-611 на ходовых испытаниях, Северодвинск, 1957 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)
 
ПЛРК пр.П-611 (1957 г.) - опытовая ПЛРК для испытаний крылатой ракеты П-10 ОКБ Бериева. Проект разработан ЦКБ-18 под руководством П.П.Пустынцева. Переоборудована ПЛ Б-64 пр.611 с 1956 г. по сентябрь 1957 г. на заводе №402 (г.Северодвинск). После завершения испытаний ракеты П-10 (4 пуска) ПЛ Б-64 восстановлена по пр.611.

Пуск ракеты П-10 с ПЛРК Б-64 пр.П-611 в ходе испытаний, осень 1957 г. (http://deepstorm.ru/)
 
ПЛРБ пр.ПВ-611 (1958 г.) - опытовая ПЛРБ для отработки подводного старта БРПЛ С4.7 (опытные макеты БРПЛ для старта из-под воды на базе БРПЛ Р-11ФМ). Разработка проекта - ЦКБ-16, главный конструктор - В.В.Борисов. Переоборудование опытовой ПЛРБ Б-67 пр.В-611 производилось по Постановлению СМ СССР от 23 января 1958 г. Модернизация конструкции ПЛ незначительная - произведена на заводе №402 в Северодвинске в сентябре 1958 г. ПЛРБ оборудована 1 ПУ с "мокрым" стартом. Первый старт БРПЛ в августе 1959 г. был неудачным. Второй старт БРПЛ 14 августа 1960 г. так же был неудачным по причине заводского дефекта системы заполнения шахты ракеты водой. Удачный старт состоялся 10 сентября 1960 г. из подводного положения при скорости ПЛРБ 3.2 узла с глубины 30 м. ракета пролетела 125 км. В 1963 г. ПЛРБ Б-67 прошла ремонт на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск).




Опытовая ПЛРБ Б-67 пр.ПВ-611 (фото и схема из книги "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)
 
ПЛ пр.611А / А-611 (1960 г. ?) - модернизированный вариант (др.данных нет). Возможно, что это нереализованный проект опытовой ПЛ для испытаний ПКР "Аметист" (примерно 1960 г.) - был такой проект или нет не известно.
 
ПЛ пр.611 ZULU-II (вариант 1962 г.) - вариант ПЛ пр.611 с измененной конструкцией ограждения рубки в кормовой её части. Установлена поднимающаяся антенна новой системы дальней связи "Ива". Пример переоборудования - ПЛ Б-61 (прошла ремонт с переоборудованием на заводе "Судомех" г.Ленинград в 1962-1963 г.г.).

ПЛ Б-61 в конфигурации "вариант 1962 г." на параде на Неве (г.Ленинград) в 1966 г. Антенна в кормовой части ограждения рубки в поднятом положении (фото из архива К.И.Маргарянца, http://deepstorm.ru).

ПЛ Б-61 в конфигурации "вариант 1962 г." на параде на Неве (г.Ленинград) в 1966 г. (?) (фото Резвушкина, http://forums.airbase.ru).

ПЛ пр.611 в конфигурации "вариант 1962 г." на параде на Неве (г.Ленинград) в 1967 г. (фото из архива oleg12226, http://forums.airbase.ru).

ПЛ конфигурации "вариант 1962 г.", парад на Неве (г.Ленинград), 1962 г. Антенна в кормовой части ограждения рубки в сложенном положении (фото из архива Волка, http://tsushima.su).
 
ПЛ пр.АВ-611Д7 (1962 г.) - нереализованный проект опытовой ПЛРБ ЦКБ-16 для испытаний ракетного комплекса Д-7 с твердотопливной ракетой. Предполагалось переоборудование из пр.АВ-611.
 
ПЛ пр.611РУ (1964 г.) - опытовая ПЛ для испытаний ГАК "Рубин" для ПЛАРК пр.661 разработки НИИ-3. Проектирование опытовой ПЛ начаты ЦКБ-16 по постановлению СМ СССР от 10 июня 1963 г. Главный конструктор - А.П.Антонович. Техническое задание сформулировано НИИ-3 Минсудпрома под наблюдением ЦНИИ-1 МО СССР. Технический проект завершен в декабре 1963 г. В процессе переоборудования планировалось установить вместо носовых торпедных аппаратов прибора №1 ГАК "Рубин", установить аппаратуру ГАК в первом и втором отсеках вместо устройства перезарядки торпед и одной группы аккумуляторных батарей, заменить штатный навигационный комплекс на комплекс "Сила-Н", установить ГАС "Береста" и "Лучеграф". Переоборудована ПЛ Б-71 пр.611 в течение 1964 г. (переоборудование завершено в декабре 1964 г., переименована в БС-71) на заводе №202 ("Дальзавод", г.Владивосток, главный строитель - Б.Н.Бурменский). Испытания комплекса "Рубин" завершены в ноябре 1965 г. В начале 1966 г. ПЛ пр.611РУ доработана для размещения аппаратуры "Мамакан" (НИИ-3) и передана для испытаний в интересах НИИ-3 с целью совершенствования ГАК.  
Оборудование - ГАК "Рубин", навигационный комплекс "Сила-Н", гидроакустическая аппаратура "Лучеграф" и "Береста" (для измерения скорости звука в воде и измерения параметров гидроакустических сигналов).
РЛ-оборудование - РЛС "Флаг", СОРС "Накат", ответчик "Факел-МО-1"
Навигационное - комплекс "Сила-Н", РПН-47-03
Радиостанции - Р-641, Р-647, Р-670, Р-673, "Рейд-И".
ТТХ пр.611РУ:
Экипаж - 55 чел (62 чел по др.данным)
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.02 м
Водоизмещение надводное - 1865 тонн
Скорость подводного хода полная - 12 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой (скорость 2 узла) - 290 миль
Дальность хода под водой (скорость 12 узлов) - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 150 м
Вооружение - 4 х 533 мм  кормовые ТА (носовые демонтированы)
Автономность - 10 суток
Энергетика - 336 аккумуляторов 46СУ (3 группы по 112 шт.).


ПЛ БС-71 пр.611РУ на испытаниях прототипа ГАК "Рубин", снимок 1965-1966 г.г. (History of Russian Underwater Acoustics. 2008 г.)


Опытовая ПЛ пр.611РУ (схема из книги "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)
 


ПЛ БС-71 пр.611РУ, модернизированная под аппаратуру "Мамакан" ? (http://forums.airbase.ru/)

 
ПЛ пр.611РА / АВ-611РА (1964 г.) - опытовая ПЛ для доработки и испытаний ГАС миноискания "Радиан-1" ГАК "Рубин" (разработчик - НИИ-3). НИОКР проекта начаты ЦКБ-16 (главный конструктор - А.П.Антонович) по постановлению СМ СССР от 30 октября 1963 г. и решению Госкомитета по судостроению от 10 ноября 1963 г. Технический проект разработан в марте 1964 г. Изменения в конструкции ПЛ предполагались следующие: вместо носовых торпедных аппаратов устанавливался прибор №1 ГАС "Радиан-1", аппаратура ГАС устанавливалась в первом отсеке вместо устройства перезарядки торпед, в первом отсеке оборудовался входной люк с тубусом и комингс-площадкой вместо торпедопогрузочного устройства. Переоборудование опытовой ПЛ Б-67 из пр.ПВ-611 на СРЗ-35 (г.Роста под Мурманском) произведено до конца 1964 г. Испытания ГАС "Радиан-1" успешно завершены в конце 1965 г.
Гидроакустическое оборудование - ГАС "Феникс", ГАС "Тамир-5ЛС", ГАС "Марс-24КИГ", ГАС "Радиан-1"
ТТХ пр.611РА:
Экипаж - 72 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1890 тонн
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой (скорость 2 узла) - 290 миль
Дальность хода под водой (скорость 12.5 узлов) - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Вооружение - 4 х 533 мм  кормовые ТА (носовые демонтированы)
Автономность - 58 суток
Энергетика - 336 аккумуляторов 46СУ (3 группы по 112 шт.).
 

ПЛ Б-67 пр.611РА ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)

Боковая проекция и схема опытовой ПЛ Б-67 пр.611РА. (проекция - http://deepstorm.ru/, схема - "Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).
 
ПЛ пр.611РЭ (1965 г.) - опытовая ПЛ для испытаний ГАК "Керчь" с погружаемой буксируемой антенной "Рассвет". Технический проект разработан ЦКБ-16 под руководством Я.Е.Евграфова по постановлению СМ СССР от 23 марта 1964 г. и согласно решению Госкомитета по судостроению от 27 марта 1964 г. Разработка технического проекта завершена в мае 1964 г., рабочие чертежи завод №202 ("Дальзавод", г.Владивосток, главный строитель - Б.Н.Бурменский) получил в конце 1964 г. Переоборудование ПЛ предусматривало установку в носовой части ПЛ цилиндрической и плоской поворотной антенн основной акустической системы ГАК "Керчь", установку в надстройке кабельной лебедки для буксировки антенны "Рассвет", размещение в ограждении рубки наружной аппаратуры ГАС МГ-15 и "Береста" (измерение скорости звука в воде). Модернизация ПЛ Б-68 (с переименованием в БС-68) произведена в 1964-1965 г.г. и испытания ГАК "Керчь" и буксируемой антенны начаты в 1965 г. и завершились в марте 1966 г. В некоторых источниках упоминается, что для разного рода испытаний разных моделей ГАК в 1966 г. были модифицированы всего 4 ПЛ пр.611 - Б-62, Б-68, Б-70, Б-89.
Оборудование ПЛ пр.611РЭ:
- буксируемая антенна "Рассвет" с кабельной лебедкой с усилием 600 кг (установлены в дополнительном отсеке в кормовой части ограждения рубки)
- ГАК "Керчь", ГАС МГ-15 и ГАС измерения скорости звука в воде "Береста"
- 40 контрольно-измерительных гидрофонов
ТТХ пр.611РЭ:
Экипаж - 72 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1890 тонн
Скорость подводного хода полная - 8 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой (скорость 2 узла) - 44 мили
Дальность хода под водой (скорость 8 узлов) - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Вооружение - 4 х 533 мм  кормовые ТА (носовые демонтированы)
Автономность - 58 суток
Энергетика - 336 аккумуляторов 46СУ (3 группы по 112 шт.).


Рисунок ПЛ БС-68 пр.611РЭ ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).

ПЛ БС-68 пр.611РЭ и БС-71 пр.611РУ. Бухта Золотой Рог, 1966 г. (фото из архива Ю.Егорова, http://submarines.narod.ru/)


Схема ПЛ пр.611РЭ ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).
 
ПЛ пр.611 ZULU-III (1968 г. как минимум) - базовый проект 611 с новой ГАС.

ПЛ пр.611 ZULU-III, Тихоокеанский флот, 1968 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


ПЛ пр.611 ZULU-III на параде ВМФ в Лениграде, фото 1982 г. (автор неизвестен, http://forums.airbase.ru)
 
ПЛ пр.АВ-611С (1969 г.) - опытовая ПЛ БС-78 для испытаний опытного образца астрокорректора "Символ". Проектирование велось ЦПБ "Волна" (позже переименовано в "Малахит") начиная с августа 1966 г., главный конструктор Я.Е.Евграфов. Разработка технического проекта завершена в октябре 1966 г. - доработка конструкции включала в себя установку в носовой ракетной шахте выдвижного прибора №1 системы астрокорректора "Символ", демонтаж кормовой ракетной шахты и размещение в четвертом отсеке оборудования систем астрокорректора.  Переоборудована с декабря 1966 г. по декабрь 1968 г. по опытовому проекту АВ-611С из ПЛРБ Б-78 пр.АВ-611 на заводе "Красное Сормово" (г.Горький). В апреле 1969 г. ПЛ предъявлена государственной комиссии. Испытания завершены в октябре 1969 г. с принятием системы "Символ" на вооружение. ПЛ БС-78 в 1972 г. переоборудована по пр.АВ-611Д (см.ниже). Астрокорректор "Символ" представлял из себя радиооптоэлектронную астронавигационную систему для измерения угловой высоты и азимута небесных телв дневное и ночное время в перископном положении ПЛ.
ТТХ пр.АВ-611С:
Экипаж - 72 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1871 тонн
Водоизмещение полное - 2415 тонн
Запас плавучести для нормального водоизмещения - 27%
Скорость надводного хода полная - 16.5 уз
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода надводная - 3650 миль
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Энергетика - 3 группы аккумуляторов 46СУ, всего 336 шт.




Рисунок и схема ПЛ пр.АВ-611С с астрокорректором "Символ" ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).
 
ПЛРК пр.АВ-611 для испытаний ПКР П-120 "Малахит" (1968 г., проект) - в 1968 г. ЦКБ-16 разрабатывало проект опытовой ПЛ на базе пр.АВ-611 для проведения испытаний ПКР П-120 "Малахит". Для переоборудования ВМФ выделил ПЛ пр.АВ-611, но переоборудование не было произведено - испытания комплекса "Малахит" производилось на ПЛАРК пр.670М.
 
ПЛ пр.АВ-611Е (1969 г.) - опытовая ПЛ БС-89 для испытаний ГАК "Енисей" и ГАС "Луч" для ПЛА пр.705. Проект разработан ЦПБ "Волна" начиная с июня 1966 г., главный конструктор Я.Е.Евграфов. Технический проект защищен в сентябре 1966 г., предусматривалось переоборудование носовой части ПЛ под размещение антенн ГАК "Енисей" и ГАС "Луч", установка оборудования ГАС и ГАК в первом отсеке, демонтаж ракетных шахт в 4-м отсеке и установка оборудования навигационного комплекса "Сила-Н". Техническая документация передана на завод в июле 1967 г. Переоборудование в БС-89 из Б-89 пр.АВ-611 производилось на "Дальзаводе" (г.Владивосток, главный строитель - Б.Н.Бурменский) с 1967 по март 1969 г.г. ПЛ БС-89 базировалась в бухте Золотой Рог, г.Владивосток (4 бригада ПЛ ТОФ). ПЛ предъявлена государственной комиссии для принятия комплекса оборудования на вооружение в декабре 1969 г.
Оборудование: ГАК "Енисей", ГАС "Луч", РЛС "Флаг", ответчик "Факел-МО-1", СОРС "Накат", навигационный комплекс "Сила-Н", радиостанции Р-641, Р-647, Р-673, Р-609.
ТТХ пр.АВ-611Е:
Экипаж - 61 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1890 тонн
Водоизмещение полное - 2415 тонн
Запас плавучести для нормального водоизмещения - 27%
Скорость надводного хода полная - 16.5 уз
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода надводная - 3650 миль
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 120 м
Автономность - 45 суток
Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ
 
Опытовая ПЛ БС-89 пр.АВ-611Е ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).

ПЛ БС-89 пр.АВ-611Е, 1970 г. ( http://forums.airbase.ru)

ПЛ БС-89 пр.АВ-611Е в резерве, Владивосток, бухта Золотой Рог, 4 бригада ПЛ ТОФ, 1978 г.
(фото из архива Whiskey,   http://forums.airbase.ru)


Схема ПЛ пр.АВ-611Е ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.).
 
ПЛ пр.АВ-611Ц (1970 г.) - опытовая ПЛ для испытаний комплекса аппаратуры космической связи "Цунами-Б" морской космической системы связи "Циклон". Проектирование велось с марта 1969 г. ЦПБ "Волна" (позже переименовано в "Малахит"), главный конструктор Я.Е.Евграфов. Технический проект разработан в июле 1969 г. Предусматривалось размещение выдвижного прибора комплекса "Цунами-Б" и демонтаж шахт ракет с размещением в 4-м отсеке оборудования комплекса связи. Переоборудование из пр.АВ-611 (ПЛ Б-62) велось с ноября 1969 г. по август-сентябрь 1970 г. на "Дальзаводе" (г.Владивосток, главный строитель - Б.Н.Бурменский).
Гидроакустическое оборудование - ГАС "Феникс", "Тамир-5ЛС", МГ-23
Радиоэлектронное оборудование: РЛС "Флаг", ответчик "Хром-КМ", СОРС "Накат-М", навигационный комплекс "Маяк-АВ611", Бурун", ГОН-23М, НЭЛ-4УГ, ДРП-53, КПИ-4. Радиостанции Р-641КТ, Р-657, Р-619, Р-676, Р-670, Р-758, Р-754, "Цунами-Б". Система автоматического управления "Сатурн-АВ611".

ТТХ пр.АВ-611Ц:
Экипаж - 67 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.65 м
Водоизмещение надводное - 1535 тонн
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Вооружение - 10 ТА х 533 мм, боекомплект торпед - 10 шт
Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ 

ПЛ Б-62 пр.АВ-611Ц ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)
 
ПЛ пр.АВ-611К (1970 г.) - опытовая ПЛ для испытаний навигационной космической системы "Штырь-М". Проектирование велось ЦПБ "Волна" с марта 1969 г., главный конструктор Я.Е.Евграфов. Технорабочий проект разработан в в июне 1969 г. Переоборудование из ПЛРБ Б-73 пр.АВ-611 производилось на Кронштадтском СРЗ (демонтаж ракетных шахт) и СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск, установка оборудования комплекса "Штырь-М") с июля 1969 по июнь 1970 г.г. В 1970 г. ПЛ принята госкомиссией в опытную эксплуатацию.
Гидроакустическое оборудование - ГАС "Феникс", "Тамир-5ЛС", МГ-23
Радиоэлектронное оборудование: РЛС "Флаг", ответчик "Хром-КМ", СОРС "Накат-М", навигационный комплекс "Маяк-АВ611", Бурун", ГОН-23М, НЭЛ-4УГ, "Штырь-М", ДРП-53, КПИ-4. Радиостанции Р-641КТ, Р-657, Р-619, Р-676, Р-670, Р-758, Р-754, "Штырь-М". Система автоматического управления "Сатурн-АВ611".

ТТХ пр.АВ-611Ц:
Экипаж - 67 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.65 м
Водоизмещение надводное - 1535 тонн
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Вооружение - 10 ТА х 533 мм, боекомплект торпед - 10 шт
Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ 


ПЛ Б-73 пр.АВ-611К ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)

ПЛ пр.611РЕ
(1970 г.) - ПЛ для поиска и уничтожения подводных кабелей, переоборудована ПЛ Б-82 в ПЛ БС-82 (с 1977 г.) в период 1968-1970 г.г. По неподтвержденным данным специальное оборудование установленное на ПЛ носило название "Селигер". На фото видно в носовой части ПЛ специальную ГАС для поиска подводных кабелей с эбонитовыми обтекателями, смонтированную на опытовой ПЛ в ходе ремонта на КМОЛЗ №35 весной 1980 г. (лодка находилась на КМОЛЗ №35 как минимум с мая 1977 г. по весну 1980 г.). Весной 1980 г. после завершения переоборудования лодка БС-82 вышла в свой первый поход. В ходе испытания ГАС лодка использовалась совместно с ПЛ БС-69, БС-91 и гидрографическое судно "Рыбачий" пр.861, базирование - Кронштадт, 160-й дивизион подводных лодок особого назначения. С 1987 г. ПЛ базируется в бухте Конюшкова 256-го отдельного дивизиона ПЛ ТОФ. В 1987-1990 г.г. выходила на три боевые службы. Два офицера из экипажа лодки получили награду Герой Советского Союза за выполнение специального задания. Лодка выведена из состава ВМФ 19 апреля 1990 г.

ПЛ БС-82 пр.611РЕ (фото из архива seaman71, http://forums.airbase.ru)

 
Опытовая ПЛ БС-82 пр.611РЕ ZULU, фото позже весны 1980 г. (фото из архива Ильи Курганова, http://forums.airbase.ru)
 
ПЛ пр.611П (1970 г.) - носитель боевых  пловцов, диверсионно-разведывательная ПЛ. Переоборудованные ПЛ - Б-69 и Б-91 (специальные БС-69 и БС-891 после переоборудования в 1968-1970 г.г.). В ходе испытания оборудования ПЛ пр.611РЕ (см.выше) совместно с опытовой ПЛ БС-89 использованись и ПЛ БС-69 и БС-891, базирование - Кронштадт, 160-й дивизион подводных лодок особого назначения. На ПЛ проекта использовалось специальное средство ("бочка"). Назначение и хронология использования средства не уточнены. Возможно, что именно данное средство носило наименование "Селигер". Есть так же вероятность того, что официальное назначение ПЛ - "носитель боевых пловцов" - не соответствует действитлеьности и выбрано в дезинформационных целях. Конструктивно выше ватерлинии лодки не имели отличия от других стандартных лодок пр.611.
 
Специальная ПЛ БС-69 пр.611П в доке, 1989 г. (фото из архива С.Севериненко, http://submarines.narod.ru/).


Специальное средство - "бочка". Вероятно применалось на ПЛ БС-69 и БС-91 (фото их архива alex1976, http://forums.airbase.ru).
 
ПЛ пр.АВ-611Д (1974 г.) - опытовая ПЛ для испытаний аппаратуры измерения физических полей "Днестр" и "Днепр", испытаний оборудования и методик обнаружения кильватерного следа. Проектирование ПЛ велось ЦПБ "Волна" с апреля 1971 г., главный конструктор С.А.Дементьев. Технорабочий проект разработан  в 1972 г., проектом предусматривалась установка аппаратуры "Днестр" (для контроля и исследований гидрофизических полей кильватерного следа, гидродинамических давлений ПЛ и кораблей), установка аппаратуры "Днепр" (для замера и исследований гидроакустических полей ПЛ и кораблей), аппаратуры "Терек" (измерение параметров волнения моря), аппаратуры "Сид" (для наведения кораблей подлежащих контролю и измерения их параметров), установка дополнительных систем кондиционирования, системы стабилизации по глубине "Мрамор-2", ГАС МГ-15 и ПМГ-15. На ПЛ применена двухкаскадная амортизация механизмов, звукоизолирующие покрытия помещений и патрубков на трубопроводах. Переоборудование в ПЛ БС-78 из ПЛ Б-78 пр.АВ-611С (производилось на заводе "Им. С.Орджоникидзе", г.Севастополь в 1971-1973 г.г.). В сентябре 1973 г. ПЛ принята в опытную эксплуатацию, которая продолжалась 2 года.
Гидроакустическое оборудование - ГАС "Феникс", "Тамир-5ЛС", МГ-15, ПМГ-15
Радиоэлектронное оборудование: РЛС "Флаг", ответчик "Хром-КМ", СОРС "Накат-М", навигационный комплекс "Плутон". Радиостанции Р-641, Р-647, Р-670, Р-673, "Рейд-И". Система автоматического управления "Сатурн-АВ611". Средства автоматического управления "Доломит", "Мрамор". Оборудование измерений физических полей "Днепр", "Днестр", "Терек", "Сид".

ТТХ пр.АВ-611Ц:
Экипаж - 72 чел
Длина - 90.5 м
Ширина - 7.5 м
Осадка - 5.1 м
Водоизмещение надводное - 1890 тонн
Скорость подводного хода полная - 12.5 уз
Скорость подводного хода экономическая - 2 уз
Дальность хода под водой экономическим ходом - 290 миль
Дальность хода под водой на скорости 12.5 уз - 12.5 миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Автономность - 58 суток
Вооружение - 10 ТА х 533 мм, боекомплект торпед - 10 шт
Энергетика - 3 х 112 аккумуляторов 46СУ  
 

Проект переоборудования в опытовую ПЛ пр.АВ-611Д  ("Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.)

Опытовая ПЛ БС-78 "Мурманский комсомолец" пр.АВ-611Д (фото В.В.Костриченко, http://forums.airbase.ru)
 
Специальная ПЛ БС-78 "Мурманский комсомолец" пр.АВ-611Д в доке в Севастополе, хорошо видны датчики кильватерного следа (http://forums.airbase.ru)
 
Специальная ПЛ БС-78 "Мурманский комсомолец" пр.АВ-611Д меж лодок пр.641Б в Севастополе (фото Доктора, http://forums.airbase.ru)
 
Специальная ПЛ БС-78 "Мурманский комсомолец" пр.АВ-611Д на размагничивании, Севастополь, конец 1980-х годов (фото Доктора, http://forums.airbase.ru)
 
Опытовая ПЛ пр.АВ-611Д БС-78 "Мурманский комсомолец" после демонтажа специального оборудования, Южная бухта, г.Севастополь (фото из архива Доктора, http://forums.airbase.ru).


ПЛ пр.АВ-611Д БС-78 "Мурманский комсомолец" после демонтажа специального оборудования, Южная бухта, г.Севастополь (фото из архива Whiskey, http://forums.airbase.ru).
 
ПЛ "Вега" = Б-66
ПЛ "Лира" = Б-73 (с 13 сентября 1972 г. - 7 августа 1974 г.)
ПЛ "Орион" = Б-88
ПЛ "Марс" = Б-90
Временно переоборудованные для совершения океанографических экспедиций подводные лодки. Всего переоборудовано 4 ПЛ пр.611 для дальних океанографических походов в период 1969-1983 г.г.
 

Возвращение из океанографической экспедиции ПЛ Б-88 "Орион" пр.611, май 1972 г. (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).
 

Иллюстрации:


Головная ПЛ Б-61 пр.611 ZULU перед спуском на воду, 26 июля 1951 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

Спуск на воду головной ПЛ Б-61 пр.611 ZULU, 26 июля 1951 г. (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

Головная ПЛ Б-61 пр.611 ZULU-I после спуска на воду (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

ПЛ Б-62 пр.611 на ходовых испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

ПЛ Б-82 пр.611 ZULU-II в ходе ходовых испытаний, завод №402, Северодвинск, 1957 г. (Спирихин С.А., Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - ФГУП «ПО «Севмаш» 1942 - 2001. Северодвинск, 2006.)

Компоновочная схема ПЛ пр.611 ZULU-I (Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г.)


Компоновочная схема ПЛ пр.611 ZULU-I (c) A.D.Baker, III. Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004).

Разрез ПЛ пр.611 ZULU-I (http://www.ckb-rubin.ru/)

Проекции ПЛ пр.611 ZULU разных вариантов (с) DIMMI, 2009 с использованием проекций с сайта http://atrinaflot.narod.ru/).


Статус:
СССР (Россия) - считаются ПЛ, которые могут использоваться в боевых операциях (не считаются ремонтные и находившиеся на разного рода экспериментальных и испытательных программах).

1953 г. - в ВМФ 2 шт (пр.611 здесь и далее)

1954 г. - в ВМФ 6 шт

1955 г. - в ВМФ 8 шт

1955 г. 7 июля-19 августа - в межфлотском переходе ЭОН-65 с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути приняли участие 2 ПЛ пр.611: Б-62 и Б-63. Всего в экспедициях ЭОН по Севморпути перешли на ТОФ 6 ПЛ пр.611 (ист. - Семенов).  

1956 г. - в ВМФ 15 шт, завод №402 (Северодвинск) передал в ВМФ 8 ПЛ - Б-67, Б-70, Б-71, Б-72, Б-74, Б-75, Б-76 и Б-77 всех модификаций.

1956 г. - в межфлотском переходе ЭОН-66 с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути приняла участие 8-я отдельная бригала ПЛ в составе 12 ПЛ пр.613 и 2 ПЛ пр.611 - Б-66 и Б-68. Около порта Певек ЭОН была блокирована паковыми льдами и была разделена - 2 ПЛ пр.611 продолжили пусть дальше, 4 ПЛ пр.613 вернулись в Полярный, 8 ПЛ пр.613 остались на зимовку на Колыме и продолжили путь только в августе 1957 г. (ист. - Семенов). 

1957 г. - в ВМФ 19 шт, завод №402 (Северодвинск) передал в ВМФ 9 ПЛ - Б-73, Б-78, Б-79, Б-80, Б-81, Б-82, Б-88, Б-89 и Б-90 всех модификаций.

1957 г. 27 июня-8 октября - межфлотский переход ЭОН-57 с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути - 19-я отдельная бригада подводных лодок включая 2 ПЛ пр.611 - Б-71 и Б-72 (ист. - Семенов). 

1958 г. - завод №402 (Северодвинск) передал в ВМФ 1 ПЛ - Б-91.

1958-1959 г.г. - в составе ЭОН-68 с зимовкой в Тюва-Губе по Севморпути на ТОФ прошла ПЛРБ Б-89 пр.АВ-611 (ист. - Семенов). 

1958-1963 г. г. - в ВМФ 20 шт

1959 г. 27.11 - 1960 г. 24.03 - две ПЛ пр. 611: Б-88 (командир - капитан 2 ранга Н.А. Мышкин, командир 2-го экипажа - капитан 3 ранга В.С. Глушков), Б-90 (командир - капитан 2 ранга П.Т. Зенченко, 2-й командир - капитан 2 ранга К.К. Киреев) - в составе экспедиции по программе «Прилив» (по замеру гравитационных полей трёх океанов), одной из задач экспедиции было перебазирование этих ПЛ с СФ на ТОФ. Общее руководство осуществлял капитан 1 ранга Б.А. Вешторт. Экспедиция обеспечивалась теплоходом «Михаил Калинин» (размещались резервные экипажи) и танкером «Вилюйск». Корабли обошли Европу, Африку, пересекли Индийский океан. Обогнув Австралию с юга (!), проследовали Тихим океаном на Камчатку и 24 марта 1960 г. закончили свой переход. За 150 суток ПЛ прошли более 23000 миль (ист. - Семенов). 

1962 г. осень - ПЛ Б-75 (командир - капитан 2 ранга Н.И.Натненков)  Северного флота скрытно прошла до американской базы Гуантанамо (о.Куба) и вела разведку.

1964 г. - в ВМФ 19 шт

1965-1969 г.г. - в ВМФ 17 шт

1967 г. - согласно мемуарам И.В.Касатонова во время "Шестидневной" арабо-израильской войны в Средиземном море на боевой службе находилась ПЛ Б-74 пр.611 (161 бригада ПЛ СФ).

1970-1975 г.г. - в ВМФ 15 шт

1976 г. - в ВМФ 14 шт

1977 г. - в ВМФ 13 шт

1978-1979 г.г. - в ВМФ 11 шт

1980 г. - в ВМФ 9 шт

1981-1982 г.г. - в ВМФ 8 шт

1983-1984 г.г. - в ВМФ 7 шт

1985 г. - в ВМФ 4 шт

1986 г. - последней дизельной ПЛ, которая совершила межфлотский переход с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути стала специальная ПЛ БС-69 пр.611П (командир - капитан 2-го ранга Козак, ист. - Семенов). 

1986-1987 г.г. - в ВМФ 2 шт

1988-1990 г.г. - в ВМФ 1 шт (БС-78)
 
Экспорта нет.
 
Источники: 
Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com/, 2009 г. 
Касатонов И.В., Командую флотом. М., 2002 г.
Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г.
Константинов П., Комплекс Д-1: начало большого пути. // Техника и вооружение. №08/2004 г.
Корабелы "Звездочки": историко-краеведческий сборник. Выпуск 2. Северодвинск, ФГУП "Звездочка", 2004 г.
"Малахит" - подводным силам России. С.-Пб., Гангут, 2006 г.
Подводная эскадра "Севмаша". Документальный фильм. Студия "Севмашфильм", 2006 г.
Подводный фронт "Холодной войны"., В.Г.Лебедько, На всех океанах планеты. М., "Аст", 2002 г.
Русский подплав. Сайт http://www.submarines.narod.ru/, 2009 г.
Семенов В.Н. Межфлотские переходы подводных лодок на Тихоокеанский флот СССР (https://cyberleninka.ru/article/n/mezhflotskie-perehody-podvodnyh-lodok-na-tihookeanskiy-flot-sssr/)
Форум сайта http://militaryrussia.ru/forum, 2011 г.
Химаныч О., Океанская поступь проекта 611. Северная неделя. http://www.vdvsn.ru, 2003 г.
Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., "Яуза", 2004 г.
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, "Харвест", 2001 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г.
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г.

Каталог

Последние комментарии

Zulu V was the first ballistic missile submarine. Armed with a single R-11FM (sea-borne...
rambo54 2011-12-03 16:43
По авиабазе я догадался... спасибо... а хотя бы чуть подробней не скажете? Какие...
DIMMI 2011-09-19 08:09
DIMMI Wrote:Как я понимаю про эти фото речь (спасибо, уважаемый!):Да, речь именно...
Igor 2011-09-19 05:07
DIMMI Wrote:Как я понимаю про эти фото речь (спасибо, уважаемый!):как то некрасиво выглядит :P
Lans 2011-09-18 01:03
т.е. вот она получаетсяПЛ пр.611РЕ (1970 г.) - ПЛ для поиска и уничтожения подводных...
DIMMI 2011-09-17 00:54
Как я понимаю про эти фото речь (спасибо, уважаемый!):[ img ][ img ]
DIMMI 2011-09-17 00:53
готово, изменения внесены
DIMMI 2010-05-06 06:30
всё не успел отработать, но многое сделал...открытие (для меня)ПЛ пр.611РЭ (1965...
DIMMI 2010-05-04 02:02
... а решил сейчас отработать.... как будет готово - рапортую
DIMMI 2010-05-03 23:00
Спасибо, прибрал материал. Предыдущий материал посмотрел бегло - очень интересные...
DIMMI 2010-05-03 21:27