Беляков Ростислав Аполлосович | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Беляков Ростислав Аполлосович

Автор: DIMMI
Создана: 04.03.2014 18:06:55
Изменена: 04.03.2014 18:06:55
Комментариев: 0
Категории: Персоналии / Б / Беляков Р.А. /

Беляков Ростислав Аполлосович (04.03.1919 г. - 28.02.2014 г.)
Дважды Герой Социалистического Труда
Авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ им.А.И.Микояна


Беляков Ростислав Аполлосович.

Участвовал в разработке самолетов:
- МиГ-21, МиГ-21бис, МиГ-21-93;
- МиГ-23, МиГ-23МЛ (П, МЛД);
- МиГ-25, МиГ-25ПД / ПДС, МиГ-25РБ;
- МиГ-27;
- МиГ-29, МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ;
- МиГ-31;
- 1.44 / МФИ;

- МиГ-АТ;

Родился 4 марта 1919-го в Муроме Владимирской губернии в семье бухгалтера и крестьянки. В 1936-м окончил среднюю школу, а в 1941-м - Московский авиационный институт. Во время учёбы в институте интересовался горным лыжным спортом и прыжками с трамплина: был рекордсменом СССР по прыжкам и четырежды становился чемпионом СССР по скоростному спуску. В 1940-м спустился на лыжах с восточных склонов Эльбруса. С ноября 1936-го по июнь 1941-го работал тренером по лыжам в ДФК общества «Крылья Советов».

На основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941-го была присвоена квалификация инженера-механика по самолётостроению, после чего был направлен на авиазавод № 1 им. Авиахима в Особый конструкторский отдел (ОКО) главного конструктора Артёма Микояна (позже — Особое конструкторское бюро ОКБ-155). В августе 1941-го начал работать конструктором в отделе вооружения, а затем был переведён в бригаду шасси и управления, где ему поручили разработку средств механизации крыла. Вместе с заводом ОКО в октябре 1941-го был эвакуирован в Куйбышев. В марте 1942-го из-за организации самостоятельного опытного завода № 155 (ОКБ-155) во главе с Артёмом Микояном был переведён на это предприятие инженером-конструктором 2-й категории, а в октябре 1943-го становится инженером-конструктором 1-й категории. В июле 1945-го был назначен заместителем начальника сектора шасси. В апреле 1946-го Ростислав Беляков возглавил этот сектор, а с февраля 1947-го руководил бригадой шасси. В августе 1952-го назначен ведущим конструктором-начальником бригады, а в феврале 1955-го в этой же должности возглавил бригаду общих видов.

Приказом МАП от 15 июня 1957-го Ростислав Беляков был назначен заместителем главного конструктора по системам управления, а уже с июля того же года работал заместителем главного конструктора - начальник отдела управления. На этом посту решал проблемы, связанные с созданием систем управления современных сверхзвуковых истребителей. По инициативе и под непосредственным руководством конструктора был создан лабораторный комплекс по исследованию и предполетным ресурсным испытаниям систем управления. Также была создана стендовая и лабораторная обработки этих систем в условиях серийного завода, которое позволило значительно повысить надёжность и безаварийность эксплуатации.

Приказом ГКАТ от 9 марта 1962-го назначен первым заместителем Генерального конструктора. В этой должности он руководил разработками сложных авиационных комплексов для различных целей, решал на высоком научном и техническом уровне вопросы исследований и создания современных летательных аппаратов, координировал и руководил работой больших исследовательских и конструкторских коллективов соразработчиков. С 1969-го, в связи с болезнью Артёма Микояна, исполнял обязанности Генерального конструктора.

Приказом МАП от 10 августа 1970-го Ростиславу Белякову была присвоена 2-я степень главного конструктора. Постановлением Совета Министров СССР от 5 марта 1971-го был утверждён в должности Генерального конструктора. А приказом МАП от 12 марта 1971-го присвоили 1-ю степень главного конструктора. В том же году за выполнение особого задания от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР был награждён именными часами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971-го Белякову Ростиславу Аполлосовичу присвоено звание Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

26 ноября 1974-го был избран членом-корреспондентом, а 29 декабря 1981-го - действительным членом (академиком) АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1982-го Ростислав Беляков награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Из-за реорганизации Авиационного научно-промышленного комплекса «МиГ» им. Микояна и Московского авиационного производственного объединения в связи с распоряжением Правительства РФ от 6 мая 1995-го был назначен Генеральным конструктором МАПО «МиГ». После реорганизации в Государственное унитарное предприятие, а также из-за состояния здоровья в сентябре 1997-го был переведён на должность советника Генерального конструктора АНПК «МиГ» им. Микояна, совмещая при этом и должность председателя Научно-технического совета АНПК «МиГ» им. Микояна.

Под руководством Ростислава Белякова, в частности, создавались лёгкий фронтовой истребитель МиГ-29 и истребитель-перехватчик МиГ-31, а также истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Различные модификации МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25, и ряд принципиально новых воздушных судов. В их числе опытно-экспериментальный истребитель пятого поколения "1.44", он же МФИ, он же МиГ-39 создавался при его участии. Также был одним из разработчиков многоцелевого учебно-боевого МиГ-АТ и принимал активное участие в его постройке, испытаниям и доводке. А ещё Ростислав Беляков участвовал в разработке проектных работ по грузопассажирскому многоцелевому МиГ-110.

Внёс существенный вклад в создание новых типов конструкций самолётов, в том числе, и крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов.

Благодаря деятельности учёного-конструктора получили дальнейшее развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолётные системы, в том числе, и дистанционного управления самолётом и силовой установкой, автоматизация процессов контроля, современные способы тренировки и подготовки летного состава, внедрение новых материалов и технологий.

Также внёс значительный вклад в решение задач и развитие таких направлений, как общее проектирование самолетов, их систем управления, взлётно-посадочных устройств, аэродинамика, устойчивость и управляемость, прочность, силовые установки, комплексы оборудования и вооружения, авиационные материалы и технологические процессы, надежность и безопасность полёта, увеличение ресурсов самолётов.

Учёным были решены важные проблемы в области создания конструкций самолётов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания, применения крыла с изменяемой стреловидностью в полёте, систем управления сверхзвуковыми самолётами, повышения маневренности самолётов. Беляков приложил много усилий для повышения роли и статуса института Генеральных конструкторов, как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и организаций работ большого количества смежных организаций.

В пятницу, 28 февраля 2014 г., после тяжелой продолжительной болезни Ростислав Беляков скончался, не дожив всего четыре дня до своего 95-летия.

Источники:
Ростислав Аполлосович Беляков. Лётные лики. 2014 г. (источник).

Каталог