Ка-15 - HEN | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Ка-15 - HEN

Автор: DIMMI
Создана: 20.03.2011 17:04:18
Изменена: 27.03.2011 18:43:54
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ка-15 - HEN / Вертолеты /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Ка-15 / "изделие Б" - HEN
Ка-15М - HEN


Вертолет соосной схемы. Разработка первого в мире серийного вертолетас оосной схемы - вертолета морской разведки Ка-15 - начата на базе Ка-10 ОКБ-2 при московском опытном заводе №3 под руководством Н.И.Камова. Заказ на разработки и требования к вертолету выданы руководством ВМФ СССР после показательных полетов опытного вертолета Ка-10 в 1950 г. Предварительное эскизное проектирование начато в августе 1950 г., разработка эскизного проекта начата весной 1951 г. Проектирование вертолета по распоряжению СМ СССР от 09.06.1951 г.  продолжено во второй половине 1951 г. ОКБ-4 МАП (переехавшее на территорию завода №82 в Тушино ОКБ-2 Н.И.Камова). Эскизный проект предъявлен заказчику в октябре 1951 г. В конце 1951 г. построен и одобрен комиссией ВМФ макет вертолета.




Гражданский вариант Ка-15М (фото - А.Зинчук, 2005 г., http://walkarounds.airforce.ru).

В начале 1953 г. завершена постройка первого прототипа Ка-15 для ресурсных испытаний. Этот прототип стал первым взлетевшим Ка-15 - 14 апреля 1953 г. первый полет выполнил летчик-испытатель Д.К.Ефремов. Вскоре на испытания вышли прототипы №2 и №3. Начата подготовка серийного производства вертолета на авиазаводе №99 в г.Улан-Удэ. На первых прототипах в полетах обнаружены вибрации, устранение которых потребовало серьезных доработок вертолета.

Испытания вертолета для нужд ВМФ проводились НИИ-15 ВМФ на базе ОКБ-4 в Москве с 28 января по 12 февраля 1955 г. С 23 марта по 14 апреля 1955 г. проводились испытания на кораблях Черноморского флота. На борту крейсера "Михаил Кутузов" проведены сравнительные испытания вертолетов Ка-15 и Ми-1. По эксплуатационным данным предпочтение ВМФ СССР отдано Ка-15. Государственные испытания проведены в Феодосии с 15 апреля по 11 мая 1955 г.


Посадка вертолета Ка-15 на вертолетную площадку ракетного крейсера "Грозный" пр.58 (Артемьев А. Крылья над морем. // Авиация и Космонавтика. № 04 / 2007 г., http://crimso.msk.ru).

В 1956 г. авиазаводом в Улан-Удэ выпущены первые серийные Ка-15. В 1957 г. начато поступление вертолетов в ВМФ. В 1958 г. Ка-15 прошел испытания на борту эсминца "Светлый" пр.56, дооборудованного вертолетной площадкой. В 1960-1961 г.г. на вооружение ВМФ поступили 8 эсминцев пр.57бис типа "Гневный" с вертолетами Ка-15. Всего построено 375 вертолетов Ка-15 (включая прототипы).

Экипаж - 1 чел + 1 пассажир (наблюдатель)

Конструкция: оперение выполнено в виду круглых шайб, классическая форма шайб появилась позже в ходе серийного производства. Вертолет оборудован двумя топливными баками.

Шасси - прототип Ка-15 не имел шасси, вместо шасси были установлены резиновые баллоны; шасси неубираемое, заменяемое, две носовых стойки, две основных стойки; вместо колесного шасси предусмотрена установка резиновых баллонов для посадки на воду.

В 1958-1963 г.г. для вертолетов Ка-15М разработаны, испытаны и внедрены в серийное производство лопасти несущих винтов из полимерных композиционных материалов.

Двигатель - поршневой звездообразный АИ-14В воздушного охлаждения мощностью 255 л.с. с 1960 г. - форсированный двигатель АИ-14ВФ мощностью 280 л.с. Разработка двигателя - ЗМКБ "Прогресс" А.Г.Ивченко.

ТТХ вертолета:
Длина фюзеляжа - 6.26 м
Диаметр несущих винтов - 9.96 м
Ширина фюзеляжа - 2.85 м
Высота - 3.35 м

Масса взлетная - 1370 кг
Масса пустого - 968 кг
Масса полезной нагрузки:
- 350 кг (вкл. пилота, согласно ТТЗ)
- 364 кг (вкл.пилота, Ка-15М)
- 300 кг (без пилота, Ка-15М)

Скорость максимальная - 155 км/ч
Скорость крейсерская - 120 км/ч
Дальность полета - 350 км
Потолок практический - 3000 / 3500 м
Продолжительность полета - 2.5 часа

Эксплуатация вертолета с палубы была возможна при волнении моря до 6 баллов

Вооружение: для решения противолодочных задач из-за низкой грузоподъемности задействовались группы по три вертолета Ка-15. Один нес 2 радиогидроакустических боя РГБ-Н, второй вертолет оснащался приемным автоматическим радиоустройством СПАРУ-55 для приема сигналов с радиобуев, третий вертолет оборудовался оптическим прицелом ОПБ-1Р и двумя авиационными глубинными бомбами ПЛАБ-МК калибра 50 кг.

Модификации:
- Макет "изделие Б" - макет вертолета построен и принят комиссией ВМФ СССР с конце 1951 г. Нижняя часть корпуса вертолета выполнена в виде лодки, вместо шасси используйются поплавки небольшого размера.

- Прототип Ка-15 / "изделие Б" - опытный прототип, шасси - баллоны, вертикальное оперение - шайбы круглой формы.


Первый прототип Ка-15 (Артемьев А. Крылья над морем. // Авиация и Космонавтика. № 04 / 2007 г., http://crimso.msk.ru).

- Ка-15 (1956 г.) - серийный вариант вертолета.

- Ка-15 противолодочный - вариант переоборудования и применения вертолетов Ка-15 для решения противолодочных задач группами по три вертолета.


Ка-15 с опускаемой ГАС (Артемьев А. Крылья над морем. // Авиация и Космонавтика. № 04 / 2007 г., http://crimso.msk.ru).


Вертолет Ка-15 на поплавках-баллонах (http://ok.ya1.ru).

- Ка-15 целеуказатель "Груша" - вариант вертолета с телевизионной аппаратурой целеуказания "Груша" для ракетного комплекса с КР КСЩ "Щука". Комплекс целеуказания не был доведен до работоспособного состояния.

- Ка-15М - многоцелевая народнохозяйственная модификация вертолета. первый полет - 1956 г. (летчик - Д.К.Ефремов). Мог перевозить груз до 300 кг в кабине либо в двух внешних контейнерах, подвешиваемых по бортам фюзеляжа.


Гражданский вариант Ка-15М (фото - А.Зинчук, 2005 г., http://walkarounds.airforce.ru).

- Ка-15М с/х - сельскохозяйственный вариант вертолета Ка-15М, разработан в 1956 г. Вертолет предназначен для распыления удобрений.

- Ка-15М медицинский - вариант вертолета Ка-15 с возможностью подвески двух капсул для транспортировки больных по бортам фюзеляжа.

- УКа-15 / Ка-15УТ - наименование условное, учебно-тренировочный вариант вертолета. Разработан и построен в 1956 г., прошел государственные испытания с запущен в серию в 1957 г.

- Ка-15 поисково-спасательный - вариант вертолета, оборудованный сбрасываемыми надувными лодками. Разработан, вероятно, прошел испытания. Дальнейшая судьба не ясна.

- Ка-18 - четырехместный гражданский вариант вертолета, разработан на базе Ка-15, серийно выпускался в 1958 г.


Статус
: СССР - вертолет состоял на вооружении ВМФ. Всего за все время построено 375 вертолетов в т.ч. 354 шт серийных моделей.

- 1958 г. 29 мая - на Ка-15М на маршруте 100 км установлен рекорд скорости 163 км/ч (летчик - В.В.Винницкий, класс Е-1с - вертолеты с массой 1000-1750 кг).

- 1959 г. 06 мая - на Ка-15М на маршруте 500 км установлен рекорд скорости 170 км/ч (летчик - В.В.Винницкий, класс Е-1с - вертолеты с массой 1000-1750 кг).

- 1959 г. - два вертолета Ка-15 зачислены в состав Управления Полярной Авиации. Полеты осуществлялись с борта ледокола "Ермак" в Мурманске.

- 1959-1960 г.г. зима - вертолеты Управления Плярной Авиации приняли участие в промысловой экспедиции в Арктике с борта флагманской шхуны "Чистополь".

- 1960 г. июль - Ка-15 710-го отдельного вертолетного авиаполка разбился из-за схлестывания лопастей после взлета с аэродрома Новонежино.

- 1960 г. ноябрь - аварийная ситуация с Ка-15 из-за схлестывания лопастей, вертолет удалось посадить.

- 1963 г. май - полеты Ка-15 в ВМФ СССР запрещены. Эксплуатация вертолета продолжалась в ДОСААФ, "Аэрофлоте" и т.п.

- 1970-е годы вторая половина - окончание эксплуатации вертолетов Ка-15 в ВМФ СССР. Последние экземпляры Ка-15 списаны после поступления Ка-26 в Молдавском Управлении Гражданской Авиации.

Экспорт:
Вьетнам - имеются неподтвержденные данные о поставке по железной дороге через Китай некоторого количества Ка-15 во время войны с США.

Источники:
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Фомин А. Первый палубный. // М-Хобби. № 1 / 1999 г.