ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ту-142 / изделие "ВП" -  BEAR-F / BEAR-F mod.1 Ту-142 / Ту-142М / изделие "ВПМ" -  BEAR-F mod.2 Ту-142М / Ту-142МК / изделие "ВПМК"- BEAR-F mod.3 Ту-142МЗ "Заречье" / изделие "ВПМК-3" - BEAR-F mod.4 Ту-142МП  /  Ту-142МЭ  /  Ту-142МК-Э  / Ту-142М4 - BEAR-F mod.4 Ту-142МР "Орел" / изделие "ВПМР" - BEAR-J          Дальний противолодочный самолет / морской патрульный самолет / морской самолет-ретранслятор. Самолет разработан ОКБ-156 А.Н.Туполева. Основная задача - поиск и  уничтожение ПЛАРБ противника в районах боевого патрулирования. В  результате ряда НИР в 1962 г. для борьбы с новым поколением ПЛАРБ  вероятного противника предложено использовать противолодочный самолет с  радиусом действия в два раза большим, чем радиус действия самолета ПЛО Ил-38. Разработку самолета Ту-95ПЛО было решено вести на базе Ту-95РЦ с установкой на него комплекса вооружения "Беркут" с Ил-38.  Создание самолета начато по Постановлению СМ СССР №246-86 от 08 февраля  1963 г. Тактико-технические требования к самолету утверждены 20 апреля  1963 г.  Эскизный проект принят 9 октября 1963 г. Самолет планировалось предъявить на испытания в начале 1966 г. Первый опытный самолет создавался   на базе одного из Ту-95РЦ с новым  крылом и сокращенным составом артиллерийского вооружения -  оставлена  только кормовая артиллерийская установка. Сроки готовности  самолета  несколько раз срывались, переносились и вновь нарушались. В 1967 г. самолет был построен и 17  января 1968  г. на заседании ВПК при СМ СССР принято решение  подготовить для  заводских и совместных испытаний в 1968 году три  Ту-142, а во втором  квартале 1968 года предъявить самолёт на  государственные совместные  испытания (ГСИ) самолет с комплексом  вооружения. Первый полёт опытный  Ту-142 №42-00 выполнил 18 июня 1968 г.  (экипаж И.К.Ведерникова), второй  опытный образец №42-01 взлетел 3  сентября 1968 г., а третий образец  -  №42-02 31 октября 1968 г.
      Противолодочный  самолет Ту-142МЭ (борт №312) авиации ВМС Индии после   капитального ремонта, перед покраской, ТАНТК им.Бериева,  г.Таганрог, октябрь 2011 г. (фото - Nikolay,  http://russianplanes.net).  Противолодочный    самолет Ту-142М3 (борт №55 красный) авиации ВМФ России, аэродром Елизово, Камчатка, 03.10.2010   г. (фото - Валерий Петров,  http://russianplanes.net).  Противолодочный    самолет Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР  в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 07.06.2011   г. (фото - Михей,  http://russianplanes.net).     На государственные совместные испытания испытания в Крыму на аэродроме кировское 3-го управления НИИ ВВС из-за задержки готовности  комплекса вооружения Ту-142 вышел лишь в 1970 г. Завершены ГСИ  только 15 ноября 1972 г. после того как было снято требование обеспечить  базирование самолета на грунтовых аэродромах и появилась возможность  установить более лёгкое шасси и винты АВ-60К с лучшим КПД на крейсерских  режимах полёта. Кроме того, простой перенос комплекса "Беркут-38"  самолёта Ил-38 не получился и пришлось адаптировать систему к новому борту, в  частности модифицировать БЦВМ "Пламя-263" (на Ту-142 - "Пламя-264").  Постановление СМ СССР №853-292 «О принятии на вооружение дальнего  противолодочного самолета Ту-142 с ППС "Беркут"» вышло 14 декабря 1972  г.    Преемственность конструкций самолетов Ту-95РЦ и Ту-142 обусловило  серийное производства самолета на авиазаводе № 18 в Куйбышеве, где  выпускался Ту-95РЦ. К 1972 г. в авиацию ВМФ с завода поступило 12  самолётов Ту-142 "изделие ВП" (серийные №№42-11 - 42-22, вместо планируемых ранее 36), а всего в Куйбышеве выпущено 18 Ту-142 (изделие "ВП"),  включая первые три № 42-00, 42-01, 42-02 и переходные к "изделию ВПМ" модели Ту-142. На начальном этапе испытаний и  производства конструкция самолета изменялась и последние три самолета  куйбышевской сборки существенно отличались от самолётов первой серии, а  также между собой.   В 1973 г. МАП СССР решено перенести производство Ту-142 на авиазавод  №86 в городе Таганроге - к середине 1973 г. завод завершил серийное  производство амфибии Бе-12 и оказался не загруженным. При переводе серийного производства на Таганрогский авиазавод планировалось начать сборку самолетов модификации ВПМК, но в связи с недоведенностью ППС "Коршун" в сборку пошло изделие ВПМ - несколько модернизированная базовая модификация самолета. Специалистами  завода была проведена модернизация самолёта - двенадцатиколёсные  основные стойки шасси были заменены на стандартные четырёхколёсные от  Ту-95, существенно облагорожена кабина (так называемые, самолёты с  "зелёной кабиной"), были проведены другие работы по модернизации.  Самолёт продолжал называться Ту-142, но в служебной документации  именовался как изделие "ВПМ", то есть модернизированный "ВП". Из-за неприспособленности Таганрогского завода для выпуска машин такого  класса возникла необходимость в модернизации производства. На территории  завода были построены новые цеха и большая взлётно-посадочная полоса. В  итоге первый Ту-142 завод №86 выпустил в 1975 г. Последний самолёт  Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 г. Всего в 1968-1994 г.г. на  заводах № 18 и № 86 было выпущено около 100 экземпляров Ту-142  различных модификаций.   По умолчанию данные Ту-142.
  Конструкция - самолет создавался  на базе Ту-95РЦ с новым  крылом, нормальная аэродинамическая схема. Серьезно изменена топливная система самолета. На Ту-142 выпуска Куйбышевского авиазавода на тележках основных стоек шасси по 3 оси колес, на машинах выпуска Таганрогского завода - стандартные подобные Ту-95 - по 2 оси. 
  Крыло Ту-142 отличается от крыла Ту-95РЦ вытянутым и отогнутым вниз носком - с целью увеличения аэродинамического качества самолета до 18.3, профили конйцевых частей крыла выполнены более несущими, эффективность элеронов повышенная. Установлены двухщелевые хакрылки с электроприводами. Увеличена площадь рулей высоты и направления полета.
  В 1969 г. принято решение на втором летном экземпляре Ту-142 (самолет №42-01) изменить кабину экипажа - кабина стала длиннее, установлены кресла с откидывающимися спинками, улучшен обзор фонаря кабины при взлете и посадке.
    Основная стойка шасси Ту-142 первых выпусков  - второй летный образец Ту-142 серийный №42-01 в музее авиации в Луганске, Украина, 23.10.2011 г. (автор фото - Игорь Бубин,  http://russianplanes.net).  Ту-142МК / изделие ВПМК борт №71 авиации ВМФ России, аэродром Кипелово, 25.08.2006   г. (автор  фото - Олег Подкладов,  http://russianplanes.net).    Двигатели: Ту-142 / Ту-142М -  4  х  ТВД НК-12МВ / НК-12МП (Ту-142М3) мощностью по 14900-15000 л.с. с системой раздельного ручного и  автоматического флюгирования винтов. Двигатели производятся НПО "Моторостроитель", г.Самара. Винты соосные АВ-60П с пониженным КПД и бОльшей тягой (Ту-142), позже (при доработке самолета 42-01) заменены на винты АВ-60К с более высоким КПД.
  ТТХ самолета:  Экипаж: - 10 чел (командир, второй пилот, бортинженер, радист, стрелок кормовой турели, 5 операторов систем наблюдения). - 10 чел (Ту-142М3 - командир, второй пилот, первый штурман, штурман-навигатор, штурман-оператор / штурман по боевому применению, бортовой инженер, оператор бортовых средств связи, оператор РГП №1, оператор РГП №2, оператор КОЕ)
  Длина: - 53,07 м (Ту-142 и его мод., со штангой дозаправки и обтекателем магнитометра) - 51.55 м (Ту-142М3) Размах крыла: - 50,04 м - 50.2 м (Ту-142М3)  Высота - 14,7 м (все модификации)  Диаметр фюзеляжа - 2,9 м (все модификации)   Стреловидность крыла - 35 град. (все модификации)  Площадь крыла - 289,9 кв.м (все модификации)    Масса взлетная максимальная: - 182000 кг (Ту-142 во время испытаний и после принятия на вооружение) - 185000 кг (все модификации)  - 187700-190000 кг (Ту-142 / Ту-95МС, полетная при дозаправке в полете)  Масса взлетная нормальная - 155000 кг  Масса посадочная максимальная - 135000 кг  Масса пустого:  - 91800 кг (Ту-142) - 93891 кг (Ту-142М3)  Масса полезной нагрузки: - 5500 кг (норма, Ту-142 после принятия на вооружение) - 9000 кг (Ту-142 после принятия на вооружение)  - 20000-30000 кг (перегруз, Ту-95)  - 11340  кг  (при  максимальной   дальности, Ту-142М)  Масса топлива - 83900 кг (Ту-142М3)
   Скорость максимальная на высоте: - 830 км/ч (ту-142 после принятия на вооружение) - 855 км/ч (Ту-142, Ту-142М3)  - 925 км/ч (Ту-142М по западным данным)  Скорость крейсерская - 735 км/ч (Ту-142М)  Скорость взлетная - 300 км/ч (Ту-142 / Ту-142М3 / Ту-95МС и др.)  Скорость посадочная - 270 км/ч (Ту-142 / Ту-142М3 / Ту-95МС и др.)  Потолок практический:  - 11000 м (Ту-142 после принятия на вооружение) - 13500 м (Ту-142М3) - 9100 м (Ту-95МС, с полным комплектом вооружения)  Дальность полета:  - 9860 км (Ту-142 во время испытаний) - 11110 км (Ту-142 после доработок) - 12300 км (Ту-142 после принятия на вооружение, с полезной нагрузкой 5500 кг, взлетной массой 182 т и остатком 5% топлива после посадки) - 12550 км (Ту-142М с массой ПН - 11.340 кг) Боевой радиус  при  проведении  противолодочных операций: - 5000 км (Ту-142) - 5200 км (Ту-142М3)  Продолжительность полета на патрулирование: - 14 часов 40 мин (Ту-142 во время испытаний) - до 17 часов (Ту-142) - 12-14-16 часов (Ту-142М, ВМС Индии) - до 34 часов (Ту-95МС, с тремя дозаправками от Ил-78) Продолжительность барражирования (скорость 450 км/ч, высота 500-2000 м): - на удалении 2000 км - 8 часов 40 минут (Ту-142 после принятия на вооружение) - на удалении 4500 км - 3 часа 20 минут (Ту-142 после принятия на вооружение) Разбег:  - 1800-2000 м (по проекту) - 2150-2300 м (с полной нагрузкой в т.ч. Ту-142 по результатам испытаний) - 2350 м (Ту-142 после принятия на вооружение) Пробег: - 1200 м (Ту-142 после принятия на вооружение) Эксплуатационная перегрузка - 2.5G
  Трудозатраты наземного персонала  на  1  час  полета  -  57  чел/час (Ту-95МС)
  Вооружение: Артиллерийское - до модификации Ту-142М3 (1985 г.) на самолетах устанавливалась кормовая оборунительная установка с 2 х 23-мм пушками АМ-23 с РЛС ПРС-1 "Аргон" / BOX TAIL. На Ту-142М3 установлена установка с 2 х 2 х 23-мм пушки ГШ-23Л с РЛС "Аргон" / BOX TAIL (аналогично Ту-95МС).
    Кормовая артиллерийская установка самолета Ту-142 / изделие ВПМ борт №10 авиации ВМФ России, аэродром Кневичи  (г.Владивосток), 21.08.1994   г. Видно обтекатели с антеннами согласующего устройства "Лира" на концах стабилизаторов (автор  фото - Андрей Шкурин,  http://russianplanes.net).  Кормовая артиллерийская установка самолета Ту-142МК / изделие ВПМК борт №71 авиации ВМФ России, аэродром Кипелово, 25.08.2006   г. (автор  фото - Олег Подкладов,  http://russianplanes.net).    Подвешиваемое вооружение и полезная нагрузка размещены в двух отсеках фюзеляжа.
   Радиогидроакустические буи: - ППС "Беркут" (Ту-142 и Ту-142МЗ - совместим) - РГБ-1, РГБ-2; - ППС "Коршун" (Ту-142М и Ту-142МЗ) - РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более  совершенный аналог РГБ-25), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и  другие, общим количеством до 400 штук.
  Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ.
  Ударное вооружение: Авиабомбы ФАБ-250.  Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.  Авиационные противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3. Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ. Спасательные контейнеры типа КАС.
  На самолетах Ту-142М ВМС Индии используются так же ПКР Sea Eagle. Начиная с 1999 г. анонсировано применение на экспортных Ту-142М ПКР Х-31А, а так же ПКР из семейства ракет CLUB. Планируется оснастить самолет и новыми ПКР BrahMos - до 8 шт (по 4 шт под каждым крылом или 4-6 под крыльями и 2 ракеты на подфюзеляжных узлах подвески).
  К 1995 г. декларируется возможность использования на всех модификациях самолета до 8 ПКР Х-35 на  двух  подкрыльевых  узлах   подвески, бомбы,  ракето-торпеды, торпеды, мины и глубинные  бомбы. На самом деле проект оснащения самолетов Ту-142М комплексом вооружения с ПКР Х-35 обсуждался еще при разработке Ту-142М3, но так и не был востребован ВМФ СССР.
  Оборудование: Принцип работы поисковых противолодочных систем типа "Беркут" - с авиационного носителя по определенной схеме выставляются гидроакустические буи, обработка поступающих с них информации БЦВМ позволяет с высокой точностью определить место нахождения погруженной подводной лодки-цели и отследить её перемещения в районе расстановки буев. Самолет-носитель в автоматическом или полуавтоматическом режиме выводится на предполагаемую точку нахождения ПЛ для применения оружия.
       |   |  Ту-142 (изделия ВП и ВПМ)
  |  Ту-142М / Ту-142МК (изделие ВПМК)
  |  Ту-142М3 (изделие ВПМК-З)
  |     Поисковая противолодочная система (ППС)
  |  "Беркут" / Беркут-95" с БЦВМ "Пламя-264" с РЛС MUSH ROOM (дальность обнаружения морских целей - 350   км, размещается под фюзеляжем). Оборудование размещено в обогреваемом отсеке фюзеляжа. Высота полета при применении - 500-2000 м Скорость полета при применении - 350-700 км/ч Удаление от аэродрома - до 5000 км Состояние моря при применении - до 4 баллов Скорость подводной лодки-цели - до 35 уз Глубина погружения подводной лодки-цели - до 400 м
  |  "Коршун" / "Коршун-К" / "Коршун-Кайра", гидроакустическая аппаратура «Кайра» / "Кайра-П"
  |  "Коршун", доработанная с целью совместимости с РГБ ППС "Беркут", гидроакустическая аппаратура «Заречье» |     | Навигационная РЛС / система |  под кабиной экипажа
  |  высокоточная ИНС с навигационной РЛС под кабиной экипажа
  |  аналогично |     | Магнитометр / ДМА |  на киле отсутствует магнитометр (кроме опытного второго летного экземпляра 42-01)
  |  детектор магнитных  аномалий / феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога» |  магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5» |     | Другие средства обнаружения |  на самолеты №№42-00 - 42-25 устанавливалась аппаратура обнаружения теплового кильватерного следа подводных лодок "Гагара" |    |    |     | Комплекс связи |    |  новая система автоматизированной радиосвязи |    |     | Бортовой комплекс обороны |  станция ответных помех СПС-100 "Резеда-А" (противодействие радиоприцелам истребителей, устанавливался на самолеты №№42-00 - 42-25) |    |  "Саяны-М" |     | Прочее |  система дозаправки топливом в полете
  обтекатели с антеннами согласующего устройства "Лира" установлены на стабилизаторах
  аппаратура "Квадрат-2" (устанавливалась на самолеты №№42-00 - 42-25) |  аналогично |  аналогично |          Кабина, навигационная РЛС и носовая часть второго летного Ту-142 серийный №42-01 - самолет был переоборудован для испытания ППС "Коршун" и отличается внешним видов от других самолетов первой серии. Музей авиации в Луганске, Украина, 23.10.2011  г. (автор фото - Игорь Бубин,  http://russianplanes.net).  Носовая часть самолета Ту-142МК "Евгений Преображенский" борт №94 авиации ВМФ России, аэродром Кипелово, 19.08.2010   г. (автор  фото - горбатый111,  http://russianplanes.net).  Оборудование самолета Ту-142М3 борт №56 красный, самолет на капитальном ремонте на ТАНТК  им.Бериева, г.Таганрог, 21.05.2011   г. (Анндрей Ш.,  http://russianplanes.net).  Оборудование противолодочного самолета Ту-142М3 борт №56 красный авиации ВМФ России, после капитального ремонта на ТАНТК им.Бериева, 23.12.2011 г. ( http://www.beriev.com).  Кормовая  пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 "Аргон" / BOX TAIL и  антеннами станции РЭБ "Саяны-М" на самолете Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903  ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 15.03.2010   г.  (автор фото - Алексей Власов,  http://russianplanes.net).    Модификации: - Ту-142 / изделие "ВП" -  BEAR-F - дальний противолодочный самолет, морской патрульный, разведчик. Разработка начата в 1963 г. на базе Ту-95РЦ, первый  полет опытного самолета (создан на базе Ту-95РЦ с новым крылом и  уменьшенным количеством  пушек  -  только  кормовая  установка  со  спаренной пушкой  ГШ-23) - лето 1968 г.,  принят на вооружение авиации  ВМФ в декабре 1972 г. Новое крыло с интегральными топливными баками.  К 1978 г. произведена модернизация   самолета  (замена РЛС под фюзеляжем или установка новой РЛС ??). Всего Куйбышевским авиазаводом выпущено 18 изделий "ВП" (включая три самолета Bear-F mod.1). Неофициальное название модификации Ту-142 - "сороконожка" - из-за трехосных тележек основных стоек шасси.
    Второй летный образец Ту-142 серийный №42-01 в музее авиации в Луганске - самолет использовался для испытаний перспективного комплекса оборудования "Коршун" и выглядит не типично для самолетов своей серии, Украина, 23.10.2011 г. (автор фото - Игорь Бубин,  http://russianplanes.net).  Второй летный образец Ту-142 серийный №42-01 в музее авиации в Луганске -  самолет использовался для испытаний перспективного комплекса  оборудования "Коршун" и выглядит не типично для самолетов своей серии,  Украина, 11.05.2008 г. (автор фото - Олег Вафин,  http://russianplanes.net).  Ту-142 борт №01 авиации ВМФ России, аэродром Кневичи (г.Владивосток), 21.08.1994   г. (автор  фото - Андрей Шкурин,  http://russianplanes.net).    - Ту-142 / изделие "ВП" - BEAR-F mod.1 - дальний противолодочный самолет, последние 3 (по другим данным 6) самолетов выпуска Куйбышевского авиазавода. По конструкции самолеты значительно отличались от самолетов предыдущих серий. См.реестр ниже.
  - Ту-142 / Ту-142М / изделие "ВПМ" - BEAR-F mod.2 - дальний противолодочный  самолет производства Таганрогского авиационного завода. Самолеты отличались измененным составом и исполнением кабины, измененными до 2-тележечных основными стойками шасси и др. модификациями. Последний самолет производства Куйбышевского аваиазавода послужил эталоном для серии - увеличенная кабина экипажа с улучшеным обзором и новыми креслами, винты с более высоким КПД.
  Производство модификации с ППС "Коршун" планировалось начать на Таганрогском авиазаводе   сразу после перевода туда серийного производства Ту-142. Ту-142 с  комплексом "Коршун" планировалось назвать Ту-142М / изделие ВПМ, но  из-за  недоведенности ППС "Коршун" в Таганроге начали собирать Ту-142М /  ВПМ с ППС "Беркут". Первый серийный самолет ВПМ (зав.№6601101) выпущен 30 июня 1976 г. Всего построено 20 самолетов Ту-142М / "ВПМ".
  Позже, к моменту готовности ППС "Коршун", в серию  пошел вариант ППС "Коршун-К" / "Коршун-Кайра" и самолеты с означенной  ППС было решено назвать Ту-142МК / изделие ВПМК (см.ниже). Но в ВВС наименование  Ту-142МК не прижилось и самолеты с ППС "Коршун-Кайра" в ВВС стали  именовать Ту-142М, а ранее произведенные несколько серий самолетов с ППС  "Беркут" - Ту-142. 
    Ту-142 / изделие ВПМ борт №10 авиации ВМФ России, аэродром Кневичи (г.Владивосток), 21.08.1994   г. (автор  фото - Андрей Шкурин,  http://russianplanes.net).    - Ту-142М (наименование в ВВС СССР) / Ту-142МК (наименование промышленности и в СМИ) / изделие "ВПМК" - BEAR-F mod.3 - заново разработанная модификация океанского  патрульного самолета для поиска малошумных ПЛ с помощью противолодочной поисковой системы "Коршун". Разработка Ту-142МК велась ОКБ Туполева совместно с ОКБ Бериева по Постановлению СМ СССР от 14.01.1969 г. Тактико-технические требования на модификацию самолета утверждены Главкомом ВМФ СССР 20 марта 1969 г. Техническое проектирование начато в 1972 г. Для проведения испытаний ППС "Коршун" было выделено 2 Ту-142 выпуска 1971 г. Кабина самолетов так же была увеличена по типу изделия ВПМ. Первый полет совершил 25 июля 1975 г. (по одним) или  4 ноября  1975 г.  (по другим данным), командир экипажа - И.Ведерников, серийный №42-43. С целью ускорения испытаний заводские испытания были совмещены с этапом А государственных совместных испытаний комплекса. Заводские испытания завершены весной 1977 г. с рекомендацией о запуске самолета в серию. Государственные совместные испытания завершены на трех первых самолетах ВПМК 27 октября 1978 г. Из-за недоведенности комплекса ППС "Коршун" самолет Ту-142МК / ВПМК был принят на вооружение еще через два года - Постановлением СМ СССР от 19.11.1980 г.  ("О принятии на вооружение ВМФ дальнего противолодочного самолета Ту-142М" и приказом МО СССР от 06.12.1980 г. "О принятии на вооружение самолета Ту-142М". Оборудование значительно модернизировано - установлена новая ППС "Коршун", точная  система инерциальной навигации, новая система автоматизированной радиосвязи,  детектор магнитных  аномалий   (магнитометр) "Ладога", используются новые модели радиобуев, РЛС бокового обзора под фюзеляжем  (длина 7 м - западные данные). Время патрулирования с дозаправками  может достигать 24  часов. В ноябре 1990 г.  на самолете установлено 10 мировых рекордов. Серийно производился в разных подвариантах до 1994 г. Значительная часть самолётов была переделана из Ту-142 изделие "ВПМ".
  Ту-142МК / ВПМК начали поступать в авиацию ВМФ СССР в 1979 г. (76-й ОПЛАП).    Ту-142МК "Иван Борзов" борт №66 авиации ВМФ России, аэродром Каменный ручей (Монгохто), 19.06.2010   г. (автор  фото - Герман Ромашов,  http://russianplanes.net).  Ту-142МК "Иван Борзов" борт №66 авиации ВМФ России, аэродром Кипелово, 19.08.2010   г.  (автор  фото - горбатый111,  http://russianplanes.net).  Ту-142МК борт №71 на ТАНТК им.Бериева,  г.Таганрог, 21.05.2011 г. (автор фото - Иван Савицкий,  http://russianplanes.net).   - Ту-142МР "Орел" / изделие "ВПМР" - BEAR-J  -  морской   самолет-ретранслятор  для связи  с  погруженными ПЛАРБ на сверхдлинных  волнах.  Создан на базе Ту-142М, разработан и серийно производился ТАНТК  им.Бериева (ОКБ-49, г.Таганрог), главный конструктор -  А.К.Константинов. Первый образец Ту-142МР (борт №27, прозван "бородатым" за антенну станции "Гроза-142" под носовой частью фюзеляжа) выпущен в марте 1977 г. путем переделки из Ту-142М (позже базировался в Монгохто, но с 2001 г. не летает, разобран на запчасти). Первый полет совершил в г.Таганрог в июле 1977 г. Испытания самолета  завершены в декабре 1980 г. Всего из Ту-142М переделано два первых предсерийных Ту-142МР. В  1987 г. уже состоит на вооружении авиации  ВМФ СССР. Первое упоминание  в   отечественной  прессе - 1991 г.  Конструктивно аналог Ту-142М  BEAR-F  mod.3, но со своим комплексом БРЭО. Самолет оборудован выпускной  антенной СДВ длиной 8600 м и комплексом радиостанций, под управлением  БЦВМ "Орбита-20". Отличается отсутствием поисково-прицельного  оборудования и вооружения - на месте первого грузоотсека организован  технический отсек с аппаратурой связи - станцией СДВ "Фрегат" и  выпускным антенным устройством ВАУ, второй грузоотсек используется как  "багажный", для перевозки оборудования и имущества. Экипаж состоял из 9,  в дальнейшем из 8 человек. Строился небольшой серией, первые предсерийные самолеты отличались визуально и, вероятно, по состояву оборудования (см.фото).     Самолет первых выпусков - вероятно, второй прототип Ту-142МР борт №11 "Белоозеро" 73 ОПЛАЭ, авиабаза Кипелово, 16.07.2006 г. ( http://www.vologda18.ru).  Ту-142МР борт №15 на аэродроме Остров, август 1996 г. (фото - sss,  http://russianplanes.net).  Ту-142МР борт №15 "Таганрог"  после планового ремонта на ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 24.12.2007 г. ( http://www.beriev.com).     Радиотехническое   оборудование самолета Ту-142МР борт №15 "Таганрог" после планового   ремонта на ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 24.12.2007 г. ( http://www.beriev.com).  Ту-142МР борт №25 на ТАНТК им.Бериева,  г.Таганрог, 21.05.2011 г. (автор фото - Nikolay,  http://russianplanes.net).   - Ту-142ЛЛ - самолет-летающая лаборатория для испытания новых типов двигателей. Создан (первый) в конце 1970-х или в начале 1980-х годов. Всего в Ту-142ЛЛ были переоборудованы 2 самолёта - первый летный Ту-142 с  серийным №42-00 и Ту-142М с серийным №42-43. Самолеты использовались для доводки и испытаний ТРД НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51 для  самолётов Ту-22М3, Ту-160, Ту-144 и Ту-144Д. Второй Ту-142ЛЛ (серийный №42-43) совершил первый полет в конце лета 1986 г. На Ту-142ЛЛ демонтировано всё вооружение  и специальное оборудование, сделан вырез внизу фюзеляжа под модуль с  отрабатываемым двигателем, усилена конструкция планера, установлена  контрольно-записывающая аппаратура. Для выпуска-подъёма модуля была  применена гидравлика, также имелась воздушная система, работающая лишь  на подъём, а также устройство гильотинного типа, позволяющее сбросить  двигатель в случае пожара или другой опасности. В апреле 1990 г. началась разработка программы полётов для  установления мировых рекордов. Согласно правилам FAI, Ту-142ЛЛ попадал в  категорию машин с турбореактивными двигателями со взлётной массой  100-150 тонн. 3 мая 1990 года были выполнены два полёта и установлены  три мировых рекорда: набор высоты 6000 м за 4 мин 23 сек, 9000 м - 6 мин  3,5 сек, практический потолок - 12 530 м. После распада СССР отмечались попытки западных фирм приобрести самолёт,  однако Ту-142ЛЛ был разрезан на металлолом в середине 1990-х годов.  Второй самолёт ранее потерпел катастрофу. - Ту-142М3 "Заречье" / изделие "ВПМК-3" - BEAR-F mod.4 - модификация дальнего противолодочного самолета Ту-142. В констукции фюзеляжа и оснащении оборудованием широко использовались решения по Ту-142МР ОКБ-49 А.К.Константинова. На Ту-142М3 вместо аппаратуры «Кайра-П» установлена более совершенная гидроакустическая аппаратура «Заречье», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5». Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М». Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную с пушками ГШ-23Л (аналогично комплексу вооружения Ту-95МС). Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) - за ненадобностью. Самолёт принят на вооружение в 1985 г., впервые   замечен западными наблюдателями на Северном флоте в 1985 г. и строился серийно до 1994 года включительно. Первые самолеты Ту-142МЗ поступали в строевые части без аппаратуры "Заречье" (с ППС "Коршун") и официально именовались "Ту-142МК". Все произведенные в таганроге Ту-142МЗ с аппаратурой "Заречье" поступили в части авиации Тихоокеанского флота.    Ту-142МЗ / изделие ВПМК-З борт №57 авиации ВМФ России, аэродром Кневичи (г.Владивосток), август 1995   г. (автор  фото - Андрей Шкурин,  http://russianplanes.net).  Ту-142МЗ борт №55, аэродром Кипелово, 25.08.2006 г. (автор фото - Олег Подкладов,  http://russianplanes.net).  Противолодочный    самолет Ту-142М3 авиации ВМФ России, аэродром Елизово, Камчатка, 03.10.2010   г. (автор   фото - Валерий Петров,  http://russianplanes.net).  Противолодочный    самолет Ту-142М3 борт №85 заводской №8601903 ВМФ СССР в музее на аэродроме Жуляны, г.Киев, Украина, 01.10.2011   г. (автор фото - Василий Коба,  http://russianplanes.net).   Противолодочный    самолет Ту-142М3 борт №56 красный авиации   Тихоокеанского флота ВМФ России на капитальном ремонте на ТАНТК  им.Бериева, г.Таганрог, 21.05.2011   г. (первое фото - Иван Савицкий, второе - Михаил Мизикаев,  http://russianplanes.net).  Противолодочный    самолет Ту-142М3 борт №56 красный авиации  Тихоокеанского флота ВМФ России на капитальном ремонте на ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, октябрь 2011   г. (автор фото - Nikolay,  http://russianplanes.net).  Противолодочный    самолет Ту-142М3 борт №56 красный авиации  ВМФ России, после    капитального ремонта на ТАНТК им.Бериева, 23.12.2011  г. ( http://www.beriev.com).  Противолодочный    самолет Ту-142М3 борт №56 красный авиации Тихоокеанского флота ВМФ России, на внеочередном ремонте после прилета с капитального ремонта на ТАНТК им.Бериева, аэродром Каменный ручей (Монгохто), 28.12.2011   г. (автор фото - Герман Ромашов,  http://russianplanes.net).   - Ту-142МП - дальний противолодочный самолет с системой противолодочного вооружения "Атлантида". Проектировался как модернизация Ту-142МК  в середине  1970-х годов. Опытный прототип построен Таганрогским авиазаводом на базе Ту-142М (серийный №42-63). После отказа от модернизации эскадрилья  Ту-142МП под  названием Ту-142МК-Э (Ту-142МЭ) в 1988 г. была  поставлена ВВС Индии ( данные не подтверждены).  Ту-142М4 / Ту-142МЭ / Ту-142МК-Э / изделия "ВПМЭ2 и "ВПМКЭ" -  BEAR-F mod.5 - экспортная  модификация Ту-142МК (для  Индии), доработаны двигатели и кабина для эксплуатации в тропическом климате. Существует и такая версия - после отказа от модернизации по типу Ту-142МП эскадрилья  строившихся самолетов Ту-142МП под названием Ту-142МК-Э  (Ту-142МЭ) в 1988 г. была  поставлена ВВС Индии. Всего поставлено 8 самолетов.   Противолодочный самолет Ту-142МЭ (вероятно борт №312) авиации ВМС Индии после  капитального ремонта, перед покраской, ТАНТК им.Бериева,  г.Таганрог, 08.10.2011 г. (автор фото - Nikolay,  http://russianplanes.net).  Противолодочный    самолет Ту-142МЭ (борт №312) авиации ВМС Индии после  капитального    ремонта 5 декабря 2011 г. вылетел в Индию с ТАНТК  им.Бериева,    г.Таганрог  ( http://www.beriev.com).      - Ту-142МРЦ - опытный самолёт разведки и целеуказания на базе Ту-142М предназначался для замены Ту-95РЦ, проектирование велось ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог). Был построен в начале 1990-х годов, однако в связи со сменой концепции применения противокорабельных ракет, выполнение задач целеуказания было возложено на орбитальные спутниковые системы. Работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.
  - Ту-142Т - проект транспортного самолета на базе Ту-142 / Ту-142М разрабатывавшийся по программе конверсии в 1992 г. в ТАНТК им.Бериева. Масса полезной нагрузки - 20000 кг Дальность действия - 9150 км 
 
  Статус: СССР и Россия - 1976 г. 19 июля - на Дальнем Востоке на аэродроме Хороль сформирован 310-й ОПЛАП дальнего действия с базой противолодочного вооружения. Полк был сформирован на самолетах Ту-142 / ВПМ. Позже в состав полка с Северного флота поступили и самолеты Ту-142 / ВП ("сороконожки"). В октябре 1978 г. полк передислоцирован на аэродром Каменный ручей (Монгохто), где и базировался до расформирования. В 1986 г. в составе 310 ОПЛАП (Каменный ручей / Монгохто, Дальний  Восток) сформирована эскадрилья самолетов-ретрансляторов Ту-142МР. в конце 1980-х годов в полку начата подготовка к получению новой модификации  Ту-142МЗ.1990 г. - начало поступления Ту-142МЗ в 310-й ОПЛАП (Каменный ручей /  Монгохто, Дальний Восток). Последний Ту-142МЗ  выпущен и поставлен в полк в 1994 г. После перевооружения полк планировалось  передислоцировать под Комсомольск-на-Амуре на новую авиабазу Менгон, но  аэродром не был достроен. В мае 2002 г. объединены в 568-й отдельный гвардейский смешанный авиаполк 310 ОПЛАП, 568 гвардейский МРАП и 267 ОТЭЧ. 568 ОСАП просуществовал до 2010 г. и в его состав входили три эскадрильи разных модификаций Ту-142, эскадрилья Ту-22М3, хозвзвод и отряд поисково-спасательной службы (три вертолёта Ми-8 и самолет Ан-26). В 2010 г. смешанный авиаполк переименован в авиабазу №7061, а с декабря 2011 г. в составе авиабазы осталась только одна эскадрилья Ту-142 (8 Ту-142МЗ, часть самолетов в нелетном состоянии).
  - 1981  г. - по  американским данным 60 BEAR-D и 20 BEAR-F (Ту-142) базировались на   Кубе  (или использовали кубинские аэродромы для дозаправки).  - 1987 г. - в авиации ВМФ СССР 60 шт Ту-142 BEAR-F.   - 1988 г. - по западным данным в составе авиации ВМФ 60 шт. Ту-142  BEAR-F разных модификаций.   - 1992 г. - после распада СССР  часть  Ту-95  и  Ту-142 остались на Украине (г.Узин). В составе ОПЛАЭ 33-го ЦБПи ПЛС им.Е.Преображенского (Украина) 3 самолета Ту-142М3.  - 1992 г. февраль - на вооружении авиации ВМФ России 75 Ту-142.   - 1993 г. - на  вооружении авиации ВМФ России 58 Ту-142;    - 1995 г.  октябрь - завершен ремонт очередного российского Ту-142   на украинском  ремонтном заводе в г.Николаеве - результат  военно-технического сотрудничества России и Украины.   - 2007 г. 24 декабря - Ту-142МР борт №15 передан ТАНТК им.Бериева авиации Северного флота ВМФ России после планового ремонта. Согласно приказу командира воинской части КСФ от 05.12.2007 г. решено присвоить Почетное наименование "Таганрог" самолету Ту-142МР с бортовым номером "15". 26.12.2007 г. самолет совершил перелет к месту постоянного базирования на Северном флоте.
    Ту-142МР борт №15 "Таганрог"  после планового ремонта на ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог, 24.12.2007 г. ( http://www.beriev.com).    - 2009 г. сентябрь-октябрь - на авиабазе Кипелово (Дальний Восток) базируется как минимум 10 Ту-142МК и 2 Ту-142МЗ.
  - 2009 г. 06 ноября - потерпел катастрофу Ту-142М3 (борт №55 красный) 568-го ОСАП авиации Тихоокеанского флота России, база - Каменный Ручей / Монгохто. Экипаж - 10 чел - погиб.
    Ту-142М3 (борт №55 красный) 568-го ОСАП, аэродром Каменный  ручей / Могнохто, 01.04.2009 г.  (автор    фото - Герман Ромашов,  http://russianplanes.net).    - 2011 г. 23 декабря - после капитального ремонта на ТАНТК им.Бериева авиации ВМФ России передан противолодочный самолет Ту-142М3 борт №56 красный. По данным отчета ОАК всего в течение 2011 г. авиации ВМФ передано два отремонтированных Ту-142МЗ.
  Реестр Ту-142 (сокращенный, по состоянию на 05.02.2012 г.):      | №пп |  Наименование |  Борт № |  Серийный № |  Первый полет |  Примечание |     | 01 |  Ту-142 "ВП" |    |  42-00 
  |  18.06.1968 г.
  |  производство Куйбышевского авиазавода №18, позже переоборудован в Ту-142ЛЛ, трехколесное шасси
  |     | 02 |  Ту-142 "ВП" |    |  42-01 |  03.09.1968 г. |  производство Куйбышевского авиазавода №18, позже самолет был оснащен более современным оборудование и использовался для испытаний, визуально отличается от самолетов первых серий, трехколесное шасси |     | 03 |  Ту-142 "ВП" |    |  42-02 |  31.10.1968 г. |  производство Куйбышевского авиазавода №18, трехколесное шасси |     | 04-15 |  Ту-142 "ВП" |    |  42-11 - 42-22 |  1971-1973 г.г. |  производство Куйбышевского авиазавода №18, трехколесное шасси |     | 16 |  Ту-142 "ВП" изменен
  |    |  42-31 |  1971-1973 г.г. |  производство Куйбышевского авиазавода №18, трехколесное шасси, с самолета снята уппаратура "Гагра", станция СПС-100 "Резеда-А", аппаратура "Квадрат" - сэкономлено 3685 кг веса.
  |     | 17 |  Ту-142 "ВП" изменен |    |  42-32 |  1971-1973 г.г. |  производство Куйбышевского авиазавода №18, двухколесное шасси |     | 18 |  Ту-142 "ВП" изменен |    |  42-42 |  1971-1973 г.г. |  производство Куйбышевского авиазавода №18, двухколесное шасси, измененная удлиненная кабина экипажа. Самолет стал эталоном серийных Ту-142 Таганрогского завода (изделие "ВПМ").
  |     |   |  Ту-142 "ВП" |  01 красный |  6601101 (заводской) |    |  310 ОПЛАП, Монгохто, Дальний Восток, 1994 г., идентификация серии предположительная. В 1990-е годы все дальновосточные самолеты ВП ("сороконожки") пошли на слом. По др.данным это первый серийный ВПМ, построен 30.06.1976 г. В середине 1990-х годов самолет убыл на ТАПО для усталостных исследований.
  |     | 19-39 |  Ту-142 "ВПМ" |    |    |  1975 г. |  производство Таганрогского авиазавода №86 |     |   |  Ту-142 "ВПМ" |  05 красный |  7901401 (заводской) |    |  выпущен 07.02.1977 г., базировался 310 ОПЛАП, Монгохто, Дальний Восток |     |   |  Ту-142 "ВПМ" |  10 красный |    |    |  310 ОПЛАП, Монгохто, Дальний Восток, 1994 г. |     |   |  Ту-142 "ВПМ" |  14 красный |  6600980 (заводской) |    |  , базировался 310 ОПЛАП, Монгохто, Дальний Восток |     |   |  Ту-142 "ВПМ" |  16 красный |  3600405 (заводской) |    |  выпущен в октябре 1975 г., базировался 310 ОПЛАП, Монгохто, Дальний Восток |     |   |  Ту-142МК "ВПМК" (и далее) |    |  42-43 |  04.11.1975 г. |  первый самолет с ППС "Коршун" |     |   |  Ту-142МК "ВПМК"
  |  51 (2009-2010 г.г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово |     |   |  Ту-142МК "Иван Борзов"
  |  66 (2010 г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Иван Борзов" присвоено самолету 17.10.2008 г. в июне 2010 г. находился на авиабазе 586 ОСАП (полка) Каменный ручей (Монгохто, Дальный Восток) |     |   |  Ту-142МК |  71 (2011 г.) |    |    |  2011 г. - проходит ремонт на ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) |     |   |  Ту-142МК "Евгений Преображенский" |  94 (2010 г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Евгений Преображенский" присвоено самолету 17.10.2008 г. |     |   |  Ту-142МК "Череповец"
  |  95 (2009-2010 г.г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Череповец" присвоено самолету 23.05.2004 г.
  |     |   |  Ту-142МК "Вологда" |  97 (2004 г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Вологда" присвоено самолету 16.10.2004 г. |     |   |  Ту-142МР "Белоозеро" |  11 (2006 г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Белоозеро" присвоено самолету 16.07.2006 г. Самолет относится к первым выпускам Ту-142МР и визуально отличается носовой частью.
  |     |   |  Ту-142МР "Вытегра" |  12 (2010 г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Вытегра" присвоено самолету 18.08.2007 г. |     |   |  Ту-142МР |  14 (2011 г.) |    |    |  2011 г. - проходит ремонт на ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) |     |   |  Ту-142МР "Таганрог" |  15 (1996-2007 г.г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Таганрог" присвоено самолету 26.12.2007 г.  в 2007 г. прошел  капитальный ремонт на ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) 
  |     |   |  Ту-142МР "Великий Устюг" |  17 (2008 г.) |    |    |  место постоянного базирования - 73 ОПЛАЭ, Кипелово, имя "Великий Устюг" присвоено самолету 17.10.2008 г. |     |   |  Ту-142МР |  25 (2011 г.) |    |    |  авиабаза Кневичи, Дальний Восток, 1995 г. 2011 г. - проходит ремонт на ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) |     |   |  Ту-142М3 |  85 |  8601903 (заводской) |    |  самый новый самолет из трех Ту-142М3 состоявших на вооружении ОПЛАЭ 33-го ЦБПи ПЛС им.Е.Преображенского (Украина) на 1991 г. |     |   |  Ту-142М3 "Ванино" |  54 красный |  6603970 (заводской) |    |  2006 г. - аэродром 586 ОСАП (полка) Каменный ручей (Монгохто, Дальный Восток) |     |   |  Ту-142М3 |  54 красный |  9604133 (заводской) |    |  в 2009 г. на самолете впервые в мире на самолетах такого класса была размещена коммерческая реклама компании "Транстелеком" |     |   |  Ту-142М3 |  55 красный |  0604175 (заводской) |  05.03.1990 г. |  производство ТАНТК им.Бериева, Таганрог - самолет первых выпусков Ту-142МЗ - без аппаратуры "Заречье", иногда именуется Ту-142МК место постоянного базирования - аэродром 568 ОСАП, Монгохто, Дальний Восток (2009 г.), самолет потерпел катастрофу 06.11.2009 г. (налет 700 часов)
  |     |   |  Ту-142М3 |  56 красный 
  |    |    |  в 2011 г. прошел капитальный ремонт на ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог), базирование - аэродром 568 ОСАП, Монгохто, Дальный Восток. |     |   |  Ту-142М3 |  57 красный |    |    |  базирование - аэродром 568 ОСАП, Монгохто, Дальный Восток, 1995 г. |     |   |  Ту-142М3 |  63 красный |    |    |  568 ОСАП (полк) Монгохто (2010 г.) |     |   |  Ту-142М3 |  64 красный |    |    |  568 ОСАП (полк) Монгохто (2010 г.), самолет требует ремонта
  |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |     |   |  Ту-142МЭ |    |    |    |  авиация ВМС Индии |          Эмблема 568-го отдельного смешанного авиационного полка, аэродром Каменный ручей / Могнохто, Дальний Восток. Борт №63 Ту-142М3, 2009 г.  (автор   фото - Герман Ромашов,  http://russianplanes.net).    Экспорт:  Индия: - 1980-е годы середина - Индии предложены патрульные самолеты Ту-142М4.
  - 1987 г. август - 4 индийских экипажа по 10 чел начали обучение полетам на Ту-142МЭ в Риге (СССР).
  - 1988 г. 30 марта - первые 3 Ту-142М4 / Ту-142МЭ перелетели из СССР (Симферополь) в Индию (Dabolim) преодолев около 7000 км за 9.5 часов. Самолеты вошли в состав эскадрильи INAS 312 "Albatross / The Mighty Props".
  - 1988 г. 13 апреля - совершил перелет еще один Ту-142МЭ.
  - 1988 г. 16 апреля - совершил перелет еще один Ту-142. Итого - 5 самолетов.
  - 1988 г. август-октябрь - поставлены остальные Ту-142МЭ. Всего по западным данным было поставлено 10 самолетов - данные ошибочные. По информации ТАНТК им.Бериева во второй поливине 1980-х годов поставлено 8 Ту-142МЭ.
    На авиабазе INS Rajali совершает посадку индийский Ту-142МЭ борт № B-313 (фото - Indian Navy, из архива B.Harry,  http://www.acig.org).  Индийский Ту-142МЭ с вооружением - ПКР Sea Eagle (справа), торпедой, бомбами и гидроакустическими буями (фото - Indian Navy, из архива B.Harry,  http://www.acig.org).    - 1991 г. - по западным данным на вооружении 5 Ту-142МЭ; вероятно еще три самолета поставлены в 1991-1992 г.г. т.к. по отечественным данным по состоянию на конец 1992 г. в авиации ВМС Индии было 8 Ту-142МЭ.
  - 1995 г. ноябрь - как минимум один Ту-142МЭ совершал перелет в Таганрог для прохождения ремонта.
     Ту-142МЭ BEAR-F авиации ВМС Индии, аэродром Шарджа, ноябрь 1995 г. (фото CeeJay,  http://www.acig.org).    В конце 1990-х годов объявлены планы модернизации БРЭО самолета НПО  "Ленинец" (г.Санкт-Петербург) с установкой комплекса ооборудования  "Морской змей" и ракет CLUB воздушного базирования. За программу модернизации "Рособоронэкспорт" назначил цену в 888.9 млн USD. ВМС Индии выделено на программу только 555.5 млн USD. Кроме того, Россия отказалась проводить модернизицию совместно с израильскими компаниями, о чем просила Индия. Таким образом, принята самостоятельная индийская программа модернизации оборудования. К началу 2004 г. ВМС Индии завершили модернизацию первого Ту-142М на котором была произведена замена РЛС "Коршун" НПО "Ленинец" на РЛС Elta EL/M-2022A-V3 (Израиль), так же модернизировано оборудование РЭБ и другое БРЭО. По прежнему ожидается поступление на вооружение самолетов ПКР воздушного базирования типа CLUB и ПКР BrahMos. В начале 2000 годов так же предлагалось провести ремонт и модернизацию двигателей НК-12МВ индийских самолетов на НПО "Моторостроитель" в Самаре, где регулярно ремонтируется до 15 двигателей с индийских самолетов в год. Дальность обнаружения РЛС Elta - морские цели, корабли - 400 км Количество одновременно сопровождаемых целей - 100
    Ту-142МЭ BEAR-F борт IN313 авиации ВМС Индии, авиабаза Даболим / Гоа, 26.01.2006 г. (фото - Lindr,  http://russianplanes.net).  Ту-142МЭ BEAR-F борт IN316 авиации ВМС Индии, авиабаза Даболим / Гоа, 17.10.2006 г. (фото - Lindr,  http://russianplanes.net).    - 2006 г. - на ТАНТК им.Бериева прошли капитальный ремонт 2 индийских Ту-142МЭ.
  - 2007 г. - на ТАНТК им.Бериева прошел капитальный ремонт 1 индийский Ту-142МЭ.
  - 2010 г. 27 июля - еще один Ту-142МЭ ВВС Индии после завершения капитального ремонта через Каир перелетел в Индию с ТАНТК им.Бериева в Таганроге. Еще один самолет планируется передать Индии до конца 2010 г.
    Противолодочный самолет Ту-142МЭ (вероятно борт №312) авиации ВМС Индии после  капитального ремонта, перед покраской, ТАНТК им.Бериева,  г.Таганрог, 14.10.2011 г. (фото - Nikolay,  http://russianplanes.net).   Противолодочный  самолет Ту-142МЭ (борт №312) авиации ВМС Индии после   капитального ремонта, перед покраской, ТАНТК им.Бериева,  г.Таганрог,  23.10.2011 г. (фото - Nikolay,  http://russianplanes.net).    - 2011 г. 2 декабря - передан заказчику после капитального ремонта еще один самолет Ту-142МЭ (борт №312). Самолет вылетел в Индию 5 декабря 2011 г.
    Противолодочный  самолет Ту-142МЭ (борт №312) авиации ВМС Индии после капитального  ремонта 5 декабря 2011 г. вылетел в Индию с ТАНТК им.Бериева, г.Таганрог   ( http://www.beriev.com).  Противолодочный самолет Ту-142МЭ борт №312 авиации ВМС Индии  после  капитального ремонта, ТАНТК им.Бериева,   г.Таганрог, октябрь 2011 г. (автор фото - Nikolay,  http://russianplanes.net).  Противолодочный самолет Ту-142МЭ борт №312 авиации ВМС Индии, ТАНТК им.Бериева,   г.Таганрог, декабрь 2011 г. (фото - Roman,  http://russianplanes.net/).    Источники: Антонов Д., Ригмант В., Из досье русского "медведя". // Крылья родины. N 8 / 1994 г.  Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г. Гордон Е.,  Кудрявцев В., Первенец стратегической. // Авиация и космонавтика. N 5 / 1993.  Ильин В., Военная авиация России и США. Современное состояние и ближайшие перспективы. // Авиация-космонавтика. N 11 / 1995 г.  Ильин В., Стратегические бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. N 5-6 / 1992.  Ильин В., Что ждет тебя, дальняя ? // Крылья родины. NN 5, 6 / 1992.  ТАНТК им.Г.М.Бериева. Сайт http://www.beriev.com, 2011 г. Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.  Якубович Н. Боевые самолеты Туполева. М., Эксмо, Яуза, 2010 г. Beech E.,  Military aircraft of the world.  // Flight international. 21-27 августа 1991.  Enciclopaedia of modern world aircraft armament.  Christopher Chant. 1988.  Harry B. Indian Naval Aviation - Part 1. Сайт  http://www.acig.org, 2004 г. Jane's weapon systems 1987-88. (США). Russianplanes.net. Сайт  http://russianplanes.net/, 2011 г.  Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.  World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. 1978. Stocholm (Швеция).  |