|   |   | М-1 / РДС-37Автор: DIMMIСоздана: 16.03.2014 01:58:39
 Изменена: 08.09.2025 19:24:38
 Комментариев: 0
 Категории:    ВОЗДУХ /    Бомбы /    Атомные бомбы и заряды /    РДС-37 (1955 г.) /
 |   | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) М-1 / РДС-37
 
    
 Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием. Разработка бомбы велась КБ-11, главный конструктор и научный руководитель работ - Ю.Б.Харитон, руководитель проекта - А.Д.Сахаров.
 
 В начале 1954 г. на совещании в Министерстве среднего машиностроения рассмотрены 8 вариантов конструкции "СД" - бомбы высокой мощности, более высокой, чем испытанная ранее РДС-6с (СД - "слойка доработанная"). Все рассмотренные варианты зарядов не давали мощности более 1.5Мт, что считалось недостаточным. При этом стоимость изделия СД оценивалась в 20 раз дороже стоимости РДС-2. Так же в начале 1954 г. новый принцип ядерного обжатия был предложен Сахаровым и Зельдовичем на базе идей В.А.Давиденко. Неофициально принцип ядерного обжатия был назван "сахаризация" - первичный заряд располагался рядом со вторичным и оба заряда окружались тяжелым корпусом отражающим рентгеновские лучи. Таким образом достигалось круговое воздействие рентгеновских лучей на вторичный узел. Надо отметить, что принцип двойного заряда для супербомбы также был описан в материалах Клауса Фукса полученных советской разведкой (1945-1948 г.г.). Клаус Фукс также, вероятно, является автором идеи "радиационной миплозии" (источник). В переписке встречаются термины: "прогрев стенки"  и АО - "атомное обжатие".
 
 24 декабря 1954 г. состоялся научно-технический совет КБ-11 под председательством И.В.Курчатова. В работе совета приняли участие министр среднего машиностроения В.А.Малышев, руководство КБ-11, ученые и конструкторы-разработчики атомных зарядов. На заседании обсуждалась проблема создания водородной бомбы большой мощности основанной на новом принципе. Ю.Б.Харитон выступил с предложением о проведении в 1955 г. модельного опыта натурной конструкции новой бомбы. В итоге обсуждения совет принял согласованное:
 - руководству КБ-11 представить план работ по проблеме создания новой бомбы с пояснительной запиской в Министерство среднего машиностроения.
 - разрешить до утверждения плана работ по этой проблеме разработку бомбы - устройства и проведение его испытания на полигоне № 2 в 1955 году (ист. - Том 1)
 
 Разработка нового типа термоядерного заряда велась как для оснащения им авиационной бомбы так и для межконтинентальной ракеты Р-7 - в случае с ракетой мощность заряда должна была нивелировать невысокую точность будущей ракеты.
 
 В течение первого полугодия 1955 г. велась разработка опытного образца бомбы-устройства для проверки нового принципа. Техническое задание на изготовление водородной бомбы М-1 новой конструкции было выдано 3 февраля 1955 г. (источник). Техзаданием оговаривался экспериментальный характер работ и особенность конструкции - два узла - "первичный" и "основной". "Первичным" узлом назван заряд типа РДС-4. Авторами техзадания были А.Д.Сахаров, Д.А.Франк-Каменецкий и Л.П.Феоктистов. Для проверки хода работ по плану разработки новой физической схемы заряда в КБ-11 прибыли А.П.Завенягин, руководители Главного управления П.М.Зернов, Н.И.Павлов. На состоявшемся 27 мая 1955 г. совещании был рассмотрен вопрос о состоянии работ по разработке экспериментальной бомбы - устройства РДС-37. Сообщение по этому вопросу сделал Я.Б.Зельдович. Он изложил материал о протекании в устройстве РДС-37 термоядерной реакции. Последовал вопрос Завенягина: "Имеются ли еще какие-либо сомнения?" - "Если говорить о мощности с точностью лишь ±40%, то сомнений нет", - ответил Зельдович. По результатам совещания Зернов, Павлов, Харитон, Негин. Духов, Бессарабенко подготовили решение, которое было утверждено Завенягиным 31 мая 1955 г. и в котором было записано: "Одобрить представленную КБ-11 схему экспериментального устройства РДС-37" (ист. - Том 1).
 
 Экспериментальные работы (газодинамические опыты) по отработке элементов бомбы и соответствующие конструктивные изменения проводились вплоть до конца сентября 1955 года (ист. - Том 1).
 
 
  Бомба с зарядом РДС-37, 22.11.1955 г. (источник ).Испытания. Совмин СССР в специальном постановлении возложил проведение  летных испытаний бомбы-устройства РДС-37 на КБ-11, ВВС СССР и полигон № 2  МО СССР.  Главком ВВС СССР приказами от 12 и 13 октября 1955 года  выполнение этого постановления поручил воинской части 93851 и определил в  связи с этим ее основные задачи:
 - прицельное бомбометание бомбы РДС-37 с самолета;
 - контроль работы автоматики бомбы на траектории бомбометания;
 - охрану самолета-носителя истребителями МиГ-17;
 - забор проб продуктов взрыва на самолетах Ил-28, наблюдение за движением облака;
 - управление полетами и оборудованием командных пунктов.
 
 Для  обеспечения безопасности экипажа в ОКБ-167 МАП с 25 октября по 16  ноября 1955 г. была проведена специальная подготовка самолета к  испытаниям. С нижней части поверхности фюзеляжа, оперения и крыльев был  смыт лак. Все имеющие темный цвет поверхности были покрыты специальной  белой краской. Была также произведена замена ряда уплотнений. С целью  увеличения дистанции от места взрыва до самолета-носителя и уменьшения  светового импульса до допустимого уровня руководством было принято  решение оборудовать бомбу парашютом типа ПГ-4083, разработанным для  бомбы РДС-6с НИИ парашютно-десантного снаряжения. Заказ на парашюты был выдан МСМ 17  октября 1955 года, а 28 октября 1955 года они были доставлены на  полигон № 2 МО (ист. - Том 1).
 
 Испытания  бомбы проведены на Семипалатинском  полигоне (опытное поле П-5) 22  ноября 1955 г. Бомба была сброшена с  самолета Ту-16А (командир экипажа майор Федор Головашко) и взрыв был произведен на  высоте 1550 м. Мощность  взрыва составила половину номинала - 1.6 Мт тротилового эквивалента. Первая попытка проведения испытаний была проведена 20 ноября, но из-за отсутствия визуальной видимости цели при отказе радиолокационного прицела сброс бомбы не состоялся и самолет впервые в истории авиации совершил посадку с боевой атомной бомбой (ист. - Том 1).
 
 Итоги испытания были рассмотрены специальной комиссией, которая пришла к следующим выводам:
 - успешно испытана конструкция водородной бомбы, основанная на новом принципе;
 - необходимо дальнейшее детальное исследование процессов, протекающих при взрыве бомбы этого типа;
 - дальнейшую разработку водородных бомб следует проводить на основе широко го использования принципов, положенных в основу бомбы РДС-37.
 
 Заряд и бомба РДС-37 не были приняты на вооружение, но на их базе были созданы многие последующие термоядерные заряды.
 
 
 Конструкция - изделия выполнено в корпусе специально разработанной авиационной бомбы, подобном корпусу бомбы РДС-6с / РДС-6СД. Бомба была оборудована парашютом ПГ-4083, который был разработан НИИ парашютно-десантного снаряжения для  бомбы РДС-6с.
 
  Реконструкция внешего вида авиационной бомбы РДС-37 (источник ).  Бомба с зарядом РДС-37, 22.11.1955 г. (источник ).  Бомба с зарядом РДС-37 в первые мгновения после сброса с самолета-носителя, 22.11.1955 г. (источник ).  Штатная бомба с зарядом РДС-37, испытание 24.09.1957 г. (источник ).ТТХ изделия:
 Длина - до 7 м
 Диаметр корпуса - 1.5 м
 
 Масса - 5570 кг (ист. - Предложение)
 
 Мощность взрыва:
 - 1700 кт (22.11.1955 г. и др., половинная мощность за счет замены урана на инертное вещество)
 - 2900 кт (06.10.1957 г., полная мощность или усовершенствованный заряд)
 
 
 Тип заряда - двухступенчатый термоядерный / термоядерный заряд с ядерным обжатием (в документах 1955 - "окружением"). Первичный ядерный заряд обжатия типа РДС-4 (ист. - Предложение) с ядром из U-233 / U-235, бериллиевая диафрагма, вторичный заряд типа "слойка" аналогичный РДС-6с из дейтерида лития и U-238. В заряде использован импульсный нейтронный источник ИНИ (источник). Первичный и вторичный заряды предположительно заключены в грушевидный кожух с бериллиевой диафрагмой  (ист. - Предложение). Для второй ступени делались 252 бериллиевых столбика, прозрачных для рентгена, но использовались они в экране или из них составлялся слой "обмазки" или они были промежуточным элементом крепления второй ступени на силовое кольцо из трех стержней неизвестного металла не известно. Так же в в конструкцию РДС-37 (см. материалы по РДС-202) входил нейтронный фильтр - он так же выполнялся из бериллия, но его форма и размеры не известны.
 Диаметр вторичного заряда - 820 мм (источник)
 
 Из конструкции РДС-6с заряд РДС-37 унаследовал:
 - сферическую конфигурацию термоядерного вторичного узла
 - слоеную структуру термоядерного заряда
 - классический урановый первичный узел
 
 Взрыватели контактный (в носовой части бомбы) и барометрический. По бокам корпуса бомбы технологические отверстия для установки перед боевым применением капсюлей-детонаторов ядерного заряда обжатия.
 
 
 
  Первоначальная принципиальна схема заряда с атомным обжатием Сахарова / Давиденко (источник ).   Предполагаемая принципиальная компоновка термоядерного заряда РДС-37 (источник ).Носители:
 - Ту-16А - стандартный самолет-носитель, бомба разрабатывалась для применения с самолета-носителя Ту-16А.
 
 
   Самолет-носитель Ту-16А на испытаниях бомбы с зарядом РДС-37, 22.11.1955 г. (источник ).  - МБР Р-7 - мощность заряда должна была нивелировать невысокую точность будущей ракеты.
 Статус: СССР
 
 - 1955 г. 20 ноября - первый вылет на бомбометание Ту-16А для проведения испытания бомбы РДС-37 на площадку П-5 Семипалатинского полигона. Испытание не состоялось из-за отсутствия видимости цели, а так же из-за отказа радиолокационного бомбардировочного прицела (ист. - Том 1).
 
 - 1955 г. 22 ноября - первый испытательный взрыв термоядерной бомбы РДС-37. В 6 часов 55 минут бомба была подвешена к самолету. Самолет вылетел в 8 часов 34 минуты. В 9 часов 47 минут было произведено прицельное бомбометание с высоты 12 км и при скорости самолета 985 км/ч. Бомба была сброшена над опытной площадкой П5. Взрыв бомбы произошел на высоте 1550 м. В момент взрыва самолет находился от места взрыва на расстоянии 15 км. Мощность взрыва - 1.7 Мт. На нем производились измерения светового импульса, температуры нагрева дюралевой обшивки и защитного покрытия. Воздействие светового излучения на открытые части тела штурмана-бомбардира в кабине самолета было, по его словам, "сильнее, чем в самую жаркую солнечную погоду" (ист. - Том 1). Это было третье испытание бомб с импульсным нейтронным источником ИНИ (источник).
 
 
   Испытание бомбы с зарядом РДС-37 22.11.1955 г. (http://wsyachina.narod.ru/).Источники:
 Предложение по испытанию опытного устройства для проверки принципа окружения, 26.05.1955 г. (источник)
 Щелкин Ф.К. Апостолы атомного века. М., Де-ДиПринт, 2004 г.
 Ядерные испытания в СССР. Том I. г. Саров. РФЯЦ-ВНИИЭФ (источник).
 |  |  |   |  |  |  |   КаталогПоследние комментарии  | Похоже вы правы. Приношу извинения. Постараюсь чтобы более не удаляли |  | Скорее всего совпало с откатом форума после взлома - пропало несколько дней работы... |  | Ваши комментарии скорее всего никто не трёт т.к. кроме меня это делать некому, а... |  | Статья из журнала "Успехи физических наук" и письмо в редакцию журнала на эту же... |  | Статьи из официального ВНИИЭФовского журнала "Атом" по теме. |  | РДС-37 после сброса. |  | Вот такая книжка  boyan |   
    
    
     |