пр.58 - KYNDA Автор: DIMMI Создана: 09.05.2020 11:50:24 Изменена: 01.01.2022 22:04:56 Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Корабли основных классов / Крейсера / пр.58 - KYNDA / | ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) пр.58 - KYNDA "Грозный" "Адмирал Фокин" "Адмирал Головко" "Варяг" | | Ракетный крейсер (РКР) 1-го ранга / ракетный эсминец. Проектирование первого в мире ракетного эсминца по пр.58 начато ЦКБ-53 (главный конструктор проекта В.А.Никитин, конструкторы при постройке - А.Л.Фишер и В.Г.Королевич) по Постановлению Совмина СССР №1190-610 от 25.08.1956 г. о создании надводного корабля с новыми видами оружия. В октябре 1956 г. выданы задания на разработку ЗРК М-1 "Волна" и противокорабельной ракеты П-35, которые стали основными боевыми системами нового корабля. Тактико-техническое задание на проектирование корабля утверждено Решением ВМФ и Минсудпрома №1558 от 07.12.1956 г. Разработка эскизного проекта корабля начата ЦКБ-53 по заказу №178772 Управления Кораблестроения ВМФ СССР от 17.12.1956 г. Основные элементы тактико-технического задания на разработку проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №483-238 от 30.04.1957 г.
Основное назначение корабля - борьба с крупными кораблями и корабельными группировками потенциального противника, включая авианосные группы.
Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58.
Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта "Грозный" заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне "Северная верфь") 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.
22-25 июля 1962 г. в ходе учений "Касатка" на Северном флоте велись ракетные стрельбы с эсминца пр.58 "Грозный", еще проходящего испытания. За стрельбами с борта крейсера "Адмирал Ушаков" пр.68бис наблюдал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С Хрущев. После успешных ракетных пусков командующий Северным флотом адмирал Касатонов завел разговор о том, что изменение ранга корабля позволило бы улушить ранги и положение офицеров, которые служат на корабле. Н.С.Хрущев согласился с этим и корабль стал крейсером (ист. - Широкорад). Решение объявлено 4 ноября 1962 г.
Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.
Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, Средиземное море, 30.10.1985 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/). Конструкция: на стадии эскизного проектирования была сформирована концепция корпуса с удлинённым полубаком. Использлован опыт проектирования эсминцев пр.56. Материал корпуса - сталь марки СХЛ-4. Корпус набирался по продольной системе и разделялся на 17 водонепроницаемых отсеков. На всём протяжении корпуса имелось двойное дно.
Мачты впервые сформированы в виде пирамидальных конструкций, которые позволяли разместить большое количество антенных постов различных комплексов и систем. Основной материал надстроек - алюминиево-магниевые сплавы марок AMr-5B и 6T. Существовали сомнения в их достаточной пожаростойкости. Сталь применялась в конструкциях надстроек весьма ограниченно. Благодаря такому решению удалось значительно снизить верхний вес, хотя парусность корабля всё равно считалась чрезмерной.
Впервые на корабле на нижней палубе был размещен флагмандский командный пункт. Так же впервые на корабле такого класса была предусмотрена большая столовая для питания команды вместимостью 2/3 штатного экипажа. корабль так же впервые был оборудован системой кондиционирования воздуха обеспечивающей допустимые температуры в помещениях при температуре наружного воздуха от -25 до +30 градусов С. Ракетный крейсер "Адмирал Головко" пр.58 - KYNDA, Средиземное море, 18.09.1985 г. - с 1982 г. корабль должен был стоять в ремонте с модернизацией - возможно, фото 1982 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/).
Ракетный крейсер "Варяг" пр.58 после модернизации, 1981 г. ( Ships of the World. №9 / 1987 by http://navsource.narod.ru/, обработка MilitaryRussia). Двигательно-энергетическая установка: котлотурбинная двухвальная основная ЭУ. - 4 х высоконапорных котла КВН 95/64 ипаропроизводительностью до 95 т пара в час при давлении 64 кг/кв.см и температуре 470 град.С - 2 х ГТЗА ТВ-12 мощностью по 45000 л.с. - 2 винта фиксированного шага
- 2 х электрических газотурбинных генератора ТД-750 мощностью по 750 кВт - 2 х электрических дизель-генератора ДГ-500/113 мощностью по 500 кВт На корабле применяется переменный ток напряжением 380 вольт.
На корабле производилось смешение выхлопных газов с наружным воздухом с помощью специального газовоздушного эжектора, что обеспечивало снижение ИК-сигнатуры корабля. В энергетической установке корабля впервые широко использовалась автоматизация и дистанционное управление из герметизированныйх и звукоизолированных кабин.
ТТХ крейсеров: | пр.58 | Экипаж | 339 чел (в т.ч. 27 офицеров) | Длина | 142.7 м (134 м по кильватерной линии) | Ширина | 16 м (15,2 м по кильватерной линии) | Осадка | 5,1 м | Водоизмещение стандартное | 4340 т | Водоизмещение полное | 5570 т | | | Скорость полного хода | 34.5 уз | Скорость экономического хода | 14.3 / 18 уз | Дальность плавания | 4500 миль (скорость 14.3 уз) 3500 миль (скорость 18 уз) 1600 миль (скорость 34 уз) | Автономность | 10 сут (по запасам провизии) |
Вооружение: | пр.58 | пр.58 модернизация | Основной ракетный комплекс | 2 х 4 ПУ СМ-70 ракетного комплекса П-35, боекомплект - 16 ракет 4К44, система управления огнем "Бином" (ракеты размещались по 4 шт на пусковой установке и 4 шт в погребе боезапаса ПУ). Комплекс позволяет одновременную стрельбу двумя ракетами с пусковой установки (4 ракеты с корабля).
Изначально на корабле планировался боекомплект из 8 ракет в пусковых установках но в 1958 г. в проект были внесены изменения с размещением ракет второго залпа в ракетных погребах. Одна из ракет боекомплекта могла нести ядерную боевую часть и крейсера пр.58 стали первыми советскими надводными носителями ядерного оружия.
Темп стрельбы: - интервал между пусками 5 сек при пуске 4 ракет в залпе с корабля - интервал 15 секунд при двухракетном залпе с одной пусковой установки
В ходе испытаний ракетного комплекса выполнено 3 одиночных пуска и один двухракетный залп ракет П-35. Из пяти ракет три ракеты успешно поразили сови цели. | 2 х 4 ПУ СМ-70 ракетного комплекса Прогресс, боекомплект - 16 ракет 4М44, система управления огнем "Бином" | ЗРК зональной ПВО
| 1 х 2 ПУ ЗИФ-102 ЗРК М-1 "Волна", боекомплект 16 ЗУР В-600 / 4К90, система управления огнем 4Р90 "Ятаган"
| 1 х 2 ПУ ЗИФ-102 ЗРК М-1 "Волна-П" (модернизация 1974-1975 г.г.) и М-1 "Волна-Н", боекомплект 16 ЗУР В-600 / 4К90 и В-601М, система управления огнем 4Р90 "Ятаган" | Артиллерия | 2 х 2 х 76-мм установки АК-726, боезапас по 1250 выстр., система управления огнем МР-105 "Турель" (один антенный пост)
| без изменений | ЗРАК / АК | - | 4 х 6 х 30-мм установки АК-630, боезапас по 3000 выстр., с системами управления огнем МР-123 "Вымпел-А" (два антенных поста) - кроме "Адмирал Фокин" | Специальная артиллерия | 2 х 1 установки с 45-мм салютными пушками 21КМ | без изменений | Противолодочный ракетный комплекс | 2 x 12 ПУ РБУ-6000 противолодочной ракетной системы "Смерч-2", боекомплект - 96 реактивных глубинных бомб РГБ-60, пульт управления стрельбой бомбометов (ПУСБ) "Буря" | без изменений | Торпедные аппараты | 2 x 3 533-мм торпеднах аппарата ТTA-53-57бис, боекомплект - 6 торпед типов СЭТ-53, 53-57 (все торпеды в аппаратах), прибор управления торпедной стрельбой (ПУТС) "Зуммер" | без изменений | Вертолет | Ка-25РЦ | без изменений | Корабль обладал хорошими мореходными качествами. Во время перехода с Балтики в Белое море и обратно при волнении моря 6-7 баллов при ветре 7-9 баллов крейсер "Грозный" снижал ход т.к. эсминцы сопровождения пр.56 и 57бис ("Несокрушимый" и "Дерзкий") заливало волнами и они не могли поддерживать установленную скорость. При скоростях крейсера выше 22 уз. при курсовых углах к волне от 0 до 90 градусов на палубу полубака, на вооружение расположенное в носовой части и на ходовой мостик попадали сильные струи брызг. Безопасный пуск ракет П-35 из носовой установки на полном ходу возможет только при курсовых углах к волне более 100 градусов. Из кормовой - при любых курсовых углах. При скорости менее 24 уз. безопасный пуск ракет из носовой установки возможен при любых курсовых углах к волне, но возможно попадание брызг в контейнеры ракет при открытых крышках пусковой установки. При скорости корабля выше 24 уз. на курсовых углах к волне 90-180 град. ЗРК "Волна" может использоваться без ограничений. На курсовых углах 0-90 град. происходит интенсивное забрызгивание пусковой установки и ракет, что может привести к попаданию воды на электроразъемы. Других ограничений при состоянии моря 5 баллов на работу систем вооружения нет.
Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, 1986 г. (фото - US NAVY, http://defenseimagery.mil/). Ракетный крейсер "Варяг" пр.58 после модернизации. 09.09.1989 г. Хорошо видно артиллериские установки АК-726 (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/). Оборудование:
| пр.58 | пр.58 модернизация "Грозный" и "Адмирал Фокин" в 1975 г. | пр.58 модернизация "Варяг" | Боевая информационно-управляющая система (БИУС) | "Планшет-58" | | | РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей | 2 х РЛС МР-300 "Ангара" | 1 РЛС МР-300 "Ангара" и 1 х РЛС МР-310 "Ангара-А" (источник) | 2 РЛС МР-310 "Ангара-А" | Оборудование целеуказания для ракетного комплекса |
| 2 х аппаратура приема данных о целеуказании "Успех-У" | | РЛС СУО | см. Вооружение (выше) | | | Штурманское вооружение | 1 х магнитный компас УКП-МЗ 2 х гирокомпас "Курс-5" 1 х лаг МГЛ-50 1 х эхолот НЭЛ-5 1 х автопрокладчик "Путь-1" 1 х радиопеленгатор АРП-50 1 х корабельный индикатор сигналов КИ-55 1 х корабельный приемоиндикатор КПИ-3М 1 х фазовый корабельный приемоиндикатор КПФ-1 | | | Навигационные РЛС и системы | 1 х РЛС "Дон"
| добавлена еще одна РЛС "Дон" | | РЛС госопознавания | 2 х "Никель-КМ" и 2 х "Хром-КМ" РЛС госопознавания | на части кораблей проекта система госопознавания "Пароль" заменила другие системы | | Комплексы РЭП / РЭБ
| «Краб-11» 2 х «Краб-12» 1 х "Взрыв" (на «Грозном») станции 1 х «Бизань-4Д» (обнаружение и пеленгование работающих РЛС) 1 х «Залив-11-12» / МРП-11-12 2 х «Залив-13-14» / МРП-13-14 2 х «Залив-15-16» / МРП-15-16 | станция активных помех (САП) МР-262 «Ограда-1» (на «Грозном» как минимум) | | ГАК и ГАС | ГАС ГС-572 "Геркулес-2М" с подкильной антенной и двумя режимами работы - круговым и секторным | | | Комплекс средств связи |
| | | Прочее | Инфракрасная аппаратура обеспечения совместного плавания "Огонь-50-1" | | |
Модификации: - пр.58 - ракетный корабль, эсминец, ракетный крейсер. 4 корабля вошли в строй в 1962-1965 г.г.
Статус / хроника: СССР и Россия
Крейсера пр. 58 в ВМФ СССР и России: Год | боевых в ВМФ | "Грозный" | "Адмирал Фокин"
| "Адмирал Головко" | "Варяг" | 1959 | 0 | 01.04.1959 г. - начата заготовка металла для корпуса корабля | | | | 1960 | 0 | 23.02.1960 г. - церемония закладки корабля | | | | 1961 | 0 | 26.03.1961 г. - корабль спущен на воду при технической готовности 58,6% | | | | 1962 | 0 | 01.03.1962 г. - швартовные испытания начаты при технической готовности корабля 87,3% 27.05.1962 г. - кренование корабля 31.05.1962 г. по 03.06.1962 г. - заводские ходовые испытания на Балтике в Финском заливе, начаты при технической готовности корабля 90,5% 06.07.1962 г. - прибыл с Балтики в Северодвинск 22.07.1962 г. - участие в мероприятии "Касатка" - успешные пуски двух ракет П-35 в присутствии Н. С. Хрущёва 27.06.1962 г. - предъявлен для проведения Государственных испытаний 27.06.1962 г. - 06.07.1962 г. - переход с Балтики на Белое море 23.07.1962 г. - 29.10.1962 г. 1-й этап Государственных испытаний 29.10.1962 г. - 05.11.1962 г. - обратный переход на Балтику для прохождения второго этапа Госиспытаний 06-30.11.1962 г. - ревизия корабля на ССЗ им.Жданова 01-13.12.1962 г. - 2-й этап Государственных испытаний на Балтике 14-18.12.1962 г. - устранение замечаний выявленных на 2-м этапе Госиспытаний 29.12.1962 г. - контрольный выход корабля в море после устранения замечаний 30.12.1962 г. - подписан приемный акт корабля, корабль принят Флотом |
|
|
| 1963 | 1 | 10.08.1963 г. - прибыл на постоянное место базирования в Североморск | | | | 1964 | 1 | | | | | 1965 | 4 | 25.07.1965 г. - впервые принял участие в морском параде в Ленинграде в честь дня ВМФ, впервые показан публике | лето 1965 г. - по Северному морскому пути после вступления в состав Флота перешел на Тихий океан. Нес боевую службу вТихом и Индийском океанах. | Перешел на Северный флот | Вошел в состав Тихоокеанского флота. Нес боевые службы в Тихом и Индиском океанах | 1966 | 4 | 20.09.1966 г. - корабль прибыл в Севастополь и вошёл в состав Черноморского флота, где неоднократно нес службу в Средиземном море | | | | 1967 | 4 | | | июнь 1967 г. - во время боевой службы в Средиземном море оказывал содействие вооружённым силам Египта | | 1968 | 4 | Корабль участвовал в съёмках фильма «Нейтральные воды» (1969), где играл роль крейсера «Горделивый» | | 22.03.1968 г. - корабль переведён в состав Черноморского флота | | | | | | | | 1971 | 4 | | | | 03-17.12.1971 г. - в ходе третьей войны между Индией и Пакистаном группа кораблей ТОФ (командующий - капитан 1-го ранга А.А. Пинчук), в состав которой входил «Варяг» маневрировала у берегов Индии обеспечивая невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана | |
| | | | | 1975 | 3 | | | | 1975 г. - начало среднего ремонта с модернизацией на «Дальзаводе» во Владивостоке | 1976 | 2 | 19.07.1979 г. - начало среднего ремонта с модернизацией на "Севморзаводе" в Севастополе. Ремонт завершен 25.02.1982 г. | | | | | 2 | | | | | 1981 | 2 | | | | 1981 г. - завершение среднего ремонта с модернизацией на «Дальзаводе» во Владивостоке | 1982 | 4 | 25.02.1982 г. - завершение среднего ремонта с модернизацией на "Севморзаводе" в Севастополе 11.06.1982 г. - 15.09.1982 г. - Ливанская война, в составе соединения кораблей у берегов Сирии оказывал поддержку сирийским вооружённым силам | | 04.06.1982 г. - начало среднего ремонта с модернизацией на "Севморзаводе" в Севастополе. Ремонт завершен 01.03.1989 г. | | 1983 | 3 | 26.12.1983 г. - корабль прибыл в Балтийск и вошёл в состав Балтийского флота | | | | 1984 | 3 | | | | | 1985 | 3 | 1985-1986 г.г. - нес боевые службы в Средиземном море, осуществлял слежение за американскими авианосными группами | | | | 1986 | 3 | | | | | 1987 | 3 | | | | | 1988 | 3 | | | | | 1989 | 3 | 01.04.1989 г. - корабль встал на средний ремонт на судоремонтном заводе № 29 в Лиепае | | 01.03.1989 г. - завершение среднего ремонта с модернизацией на "Севморзаводе" в Севастополе. | | 1990 | 2 | в середине года работы по ремонту прекратились, корабль планировали отбуксировать в Калининград, но этому помешали власти Латвии | | | 19.04.1990 г. - исключен из боевого состава Флота и передан ОРВИ для утилизации | 1991 | 2 | | | | | 1992 | 2 | | | | | 1993 | 1 | март 1993 г. - корабль затонул у стенки ССЗ в Лиепае из-за неисправности расхищенной донно-забортной арматуры. Позже корпус корабля поднят и разобран на металл. | 30.06.1993 г. - исключён из состава Флота и передан на утилизацию | | | | | | | | | 2002 | 1 | | | 13.11.2002 г. - корабль исключен из списков Флота и передан для утилизации ОРВИ. Утилизирован в Инкермане в 2003-2004 г.г. | |
Реестр крейсеров пр.58: | проект | заводской № | завод | заложен | спущен на воду | вступил в строй | примечание | "Грозный"
| пр.58 | 780
| ССЗ им.А.А. Жданова (г.Ленинград, ныне "Северная верфь") | 23.02.1960 | 26.03.1961 | 30.12.1962
| Зачислен в списки Флота 17.09.1960 г.
ЗХИ с 31.05.1962 г. по 03.06.1962 г. на Балтике ГИ 1-й этап до 29.10.1962 г. в Белом море ГИ 2-й этап с 01.12.1962 г. по 13.12.1962 г. на Балтике
Северный флот Черноморский флот (с 05.10.1966 г.) Балтийский флот (с 06.01.1984 г.)
Средний ремонт и модернизация на СРЗ "Севморзавод" (г.Севастополь) с 19.07.1976 г. по 25.02.1982 г. Средний ремонт на СРЗ №29 (г,Лиепая) с 01.04.1989 г. В середине 1990 г. работы на крейсеры прекращены.
09.07.1991 г. корабль исключен из списков Флота и оставлен у стенки СРЗ №29 с разобранными механизмами и оборудованием (по др.даным исключен из списков Флота 24.06.1991 г.) 1993 г. март - корабль затонул на мелководья из-за неисправности расхищенной донно-забортной арматуры. Позже корпус корабля поднят и разобран на металл. | "Адмирал Фокин" ("Стерегущий" до 31.10.1962 г., "Владивосток" до 11.05.1964 г.) | пр.58 | 781 | ССЗ им.А.А. Жданова (г.Ленинград, ныне "Северная верфь") | 05.10.1960 | 05.11.1961 (19.11.1961 по данным Широкорада) | 28.11.1964 (28.12.1964 по данным Широкорада) | Зачислен в списки Флота 17.09.1960 г.
Тихоокеанский флот (с лета 1965 г.)
Исключен из боевого состава Флота и передан ОРВИ для утилизации 30.06.1993 г. | "Адмирал Головко" ("Доблестный" до 18.12.1962 г.) | пр.58 | 782 | ССЗ им.А.А. Жданова (г.Ленинград, ныне "Северная верфь") | 20.04.1961 | 18.06.1962 (18.07.1962 по данным Широкорада) | 30.12.1964 | Зачислен в списки Флота 27.12.1960 г.
Северный флот Черноморский флот (с 22.03.1968 г.)
Средний ремонт и модернизация на СРЗ "Севморзавод" (г.Севастополь) с 04.06.1982 г. по 01.03.1989 г.
13.11.2002 г. корабль исключен из списков Флота и передан для утилизации ОРВИ. Утилизирован в Инкермане в 2003-2004 г.г. | "Варяг" ("Сообразительный" до 31.10.1962 г.) | пр.58 | 783 | ССЗ им.А.А. Жданова (г.Ленинград, ныне "Северная верфь") | 13.10.1961 | 07.04.1963 | 20.07.1965 (20.08.1965 по данным Широкорада) | Зачислен в списки Флота 05.08.1961 г.
Тихоокеанский флот
Средний ремонт и модернизация на СРЗ "Дальзовод" (г.Владивосток) с 1975 г. по 1981 г.
Исключен из боевого состава Флота и передан ОРВИ для утилизации 19.04.1990 г. |
Бортовые номера крейсеров пр.58 (основной источник, пополняется) Год | "Грозный" | "Адмирал Фокин"
| "Адмирал Головко" | "Варяг" | 1962 г. | 898 | | | | 1963 г. |
| | | | 1964 г. |
| 336 | | | 1965 г. | 239 | | | 343, 280 | 1966 г. |
| 176 | | 621 | 1967 г. | 261, 843, 846, 841 | | 810 | 822 | 1968 г. |
| 641, 823 | 853 | 835 | 1969 г.
| 854, 943, 859 | 831 | 852 |
| 1970 г. | | | | 830 | 1971 г. | 841 | 835 | | | 1972 г. |
| | | 835 | 1973 г. | 851, 847 | | | | 1974 г. | | | | 836 | 1975 г. | 855, 856 | | 857, 851 | | 1976 г. | | 822 | | 015 | 1977 г. | | 019 | |
| 1978 г. | 179 | | 019, 845 | | 1979 г. | | | 847, 121 | | 1980 г. | | 845 | | | 1981 г. | 147 | 120 | 118 | 049, 047 | 1982 г. | 107 | | 844, 841 | | 1983 г. | 121 | | | | 1984 г. | 155, 179 | | 110 | | 1985 г. | 121 | | 841
| 043 | 1986 г. | 178 | | | | 1987 г. | | 022 | | 012 | 1988 г. | 145 | | | | 1989 г. | | | | 012
| 1990 г. | | 017 | 105 | 032 | 1991 г. | 152 | | | | 1992 г. | | | | | 1993 г. | | | | | 1994 г. | | | 118 (этот год и позже) | | Не опознан | 810, 858, 860, 170 | | 849, 854, 859, 130, 170, 485 | 641, 821, 079 |
Источники: Апальков Ю.В. Ударные корабли. М., Моркнига, 2010 г. Доценко В.Д., История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2., М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г. Хмельнов И.Н., Турмов Г. П., Илларионов Г.Ю. Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г. Широкорад А.Б. Ракетный крейсер "Грозный". М., 1996 г.
| | | | | Каталог Последние комментарии Хай-рез. "Адмирал Фокин", 1970 год, маневры "Океан". |
|