| ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLIONКомплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION
       Авиационный противотанковый ракетный комплекс. Разработан в КБ Приборостроения (НПО "Точность", г.Тула), главный конструктор - А.Г.Шипунов . Разработка комплекса начата в 1980 г. Испытания - 1982 г. Войсковые испытания с 1989 г. Комплекс 9К121 принят на вооружение в 1992 г. Производство комплекса велось ПО "Ижмаш". Усовершенствованная ракета комплекса "Вихрь-М" впервые публично показана на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г. Контракт на производство ПТУР "Вихрь-1" заключен между Министерством обороны России и НПО "Ижмаш" (концерн "Калашников") 22.07.2013 г. на сумму 13 млрд руб с условием выполнения до конца 2015 г. До конца 2013 г. планируется выпустить пробную партию и провести испытания ракет "Вихрь-1".    Пусковые установки - применение ПТУР осуществляется с авиационной пусковой установки АПУ-8 на самолетах типа Су-25Т / Су-39 (ПУ на 8 ракет) и с авиационной пусковой установки АПУ-6 несколько иного типа с 6 ракетами на вертолетах.ПТУР "Вихрь" и блок НУР С-8 УБ-20 под Ка-50
 
 Ракета 9А4172 "Вихрь" / 9А4172К "Вихрь-1":
 Конструкция - ракеты выполнена по аэродинамической схеме "утка", пуск осуществляется из ТПК.
 
 Система управления и наведение - по данным первой половины 1990-х годов система управления инерциальная с автопилотом с каналом радиокоррекции на маршевом участке траектории и с использованием лазерной ГСН на конечном этапе. На носителе - на этапе разработки комплекса применялась система наведения "Радуга" (вертолет-носитель Ми-24 с оператором-наводчиком), после принятия на вооружение в 1990 г. - система наведения "Шквал" (лазерная с ТВ-каналами, разработчик и произвордитель - Красногорский ОМЗ "Зенит") и ночная система "Меркурий" с ТВ-каналом.
 Во время испытаний ПТУР "Вихрь" был поражен самолет-мишень Ту-16 летящий со скоростью 800 км/ч.
 
 ПТУР "Вихрь-1" - автоматическая лазерная система наведения.
 
   Двигатель - РДТТ  ТТХ ракет: 
    Тип БЧ |  | 9А4172 "Вихрь" | 9А4172К "Вихрь-1" 
 |   | Длина ТПК | 2200 мм |  |   | Длина ракеты | 2060 мм |  |   | Диаметр ТПК | 240 мм |  |   | Диаметр корпуса ракеты | 125 мм |  |   | Масса ракеты в ТПК | 60 кг |  |   | Масса ракеты | 40 кг |  |   | Масса БЧ | 12 кг | 12 кг |   | Скорость полета | >1 М | >1 М |   | Дальность действия минимальная | 500 м |  |   | Дальность действия эффективная | 500-5000 м |  |   | Дальность действия максимальная | 8000-10000 м | 8000-10000 м |   | Вероятность поражения на дальности 500-5000 м 
 | 90% |  |   -тандемная кумулятивная с радиовзрывателем Бронепробиваемость - 1000-1200 ммМодификации :  - Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION - базовый вариант ПТРК, принят на вооружение в 1992 г.
 - Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION - модернизированный вариант комплекса, в 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо впервые показан на публике (вероятно, макет) - таким образом по состоянию на 1992 г. как минимум разработка модификации уже велась.
 
 - комплекс "Вихрь-К" (корабельный) - вариант размещения ПТУР "Вихрь" на артиллерийской установке АК-306  калибра 30-мм. На установке размещается четыре ПТУР "Вихрь" с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом "Вихрь-К" предполагается оснащать патрульные корабли и катера.  Носители: - вертолет Ми-24 - с системой наведения "Радуга" с оператором-наводчиком. Вероятно, применялся при испытаниях ПТРК. - самолеты Су-25Т/ТК / Су-39  - до 16 ПТУР под крылом на двух пусковых установках АПУ-8, так  же по сомнительным данным середины 1990-х годов возможно применение с МиГ-29К/М .    Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.) ПТУР "Вихрь" под Су-39 (1997 г.) - вертолеты Ка-50 / Ка-52  - 12-16 ПТУР на двух пусковых установках АПУ-8. Так  же по сомнительным данным середины 1990-х годов предполагалось применение с Ми-28 .     ПТУР "Вихрь" под вертолетом Ка-50, 1990-е годы.
  ПТУР "Вихрь" под Ка-50 (1990-е годы).
 - вертолеты Ми-17В-5 - предлагалось использование на вертолете 12 ПТУР и системы наведения комплекса "Вихрь-М". На авиасалоне МАКС-2001 была представлена модель вертолета с ПТУРами.
   Статус: Россия - 1997 г. - согласно СМИ ПТУРы есть на вооружении.  - 2007 г. август - на авиасалоне МАКС-2007 ПТРК "Вихрь" были показаны на подвеске  вертолета Ка-52. - 2013 г. 22 января - СМИ сообщают , что НПО "Ижмаш" рассчитывает получить от Минобороны заказ на сумму ок.14 млрд руб на производство ПТУР "Вихрь-1". - 2013 г. 22 июля - СМИ сообщили  о подписании контракта между Минобороны и НПО "Ижмаш" ГК "Ростех" на производство ПТУР "Вихрь-1"  на сумму 15 млрд руб. НПО "Ижмаш" стало победителем соответствующего  конкурса. Согласно контракту поставка ПТУРов должна пройти до конца 2015  г.  - 2013 г. 06 августа - генеральный директор НПО "Ижмаш" Константин Бусыгин сообщил прессе , что до конца 2013 г. в рамках ранее заключенного контракта планируется выпустить пробную партию ракет "Вихрь-1" и провести их испытания. Источники: Авиация - космонавтика. N 5 / 1995 г.  Аэроплан. N 1 / 1993 г.   Бутовски П., Ларионов А.В., Противотанковый самолет Су-39. // Авиация и время. N 3 / 1995 г.  Воевода С.С., архив, 1992.  Гриф М.Л., архив, 1992.  Кузнецов Г., Под сенью винта во всем диапазоне. // Крылья Родины N 3 / 1993 г.  Левин М., Для черновой работы. // Крылья Родины. N 9 / 1993.  Литовкин В., "Разрушитель" взлетает после поражения. // Известия 16.09.1993 г.  Мороз В., Су-25ТК: штурмовику уточняют задачи. // Красная Звезда. 11.11.1992 г.  Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 4 / 1993. Противотанковый комплекс 9К121 Вихрь. 2012 г. (источник ). Рыбак Б., Леноровиц Д., Опыт морских вертолетов воплощается в Ка-50. // Aviation Week & Space Technology (выпуск на русском языке, осень 1992 г.)  Советские вооруженные силы, 1988 г. DIMMI, Томск.Чуприн К.В., архив, 1992 г.
 |