ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) пр.1832 "Поиск-2" - MODERN SEVERАГА-6 АС-8 АС-24 АС-27 пр.1847 "Поиск-2С" (проект) | | Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ "Рубин" в начале 1966 г. Назначение аппарата - проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м. Одна из целей такого рода аппаратов - допоиск, классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор - Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту - Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители - Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта. Опытовый глубоководный аппарат АГА-6. Балаклава, 1993 г. (фото из архива пользователя diletant2010, http://forums.airbase.ru). Глубоководный аппарат АС-8 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru). Глубоководный аппарат АС-24 "Поиск-2" пр.1832 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru). Аппарат АС-27 "Поиск-2" в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru). В 1968 г. для строительства на Ново-Адмиралтейском заводе начата разработка рабочей конструкторской документации пр.1832. Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ "Рубин" в ЦПБ "Волна" (позже переименовано в СПМБМ "Малахит"). До конца 1970 г. в ЦПБ "Волна" переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект "Поиск-2С", эксплуатационная документация пр.1832. В 1971 г. велись работы по предэскизному проекту пр.1847, обеспечивалось сопровождение постройки опытного образца пр.1832.
Модель глубоководного аппарата "Поиск-2" пр.1832 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. ( http://flotprom.ru). Головной аппарат пр.1832 "Поиск-2" - АГА-6 (заводской №01650) заложен на участке глубоководных аппаратов цеха №15 на Ново-Адмиралтейском заводе 31 марта 1970 г. Строительство головного аппарата шло медленно из-за сложности и новизны проекта - сроки сдачи головного аппарата были перенесены на более поздние совместным решением Минсудпрома и ВМФ от 26 сентября 1972 г. Строительство опытового ГА "Поиск-2" АГА-6 было завершено в сентябре 1973 г., аппарат спущен на воду на р.Нева плавкраном.
Заводские и государственные испытания проводились на Черном море (г.Севастополь), куда аппарат был доставлен по железной дороге в октябре 1973 г.. В связи неготовностью ко времени испытаний аппарата штатного судна-носителя для базирования было выделено спасательное судно «Коммуна». В испытаниях и для их обеспечения задействовались так же гидрографические суда «Адмирал Владимирский» и ГС-78. Проведение наладочных работ, швартовные и заводские ходовые испытания продолжались с ноября 1973 г. по декабрь 1975 г. и завершились погружением на глубину 2130 м с экипажем и главным конструктором Ю.К.Сапожковым на борту. Головной аппарат АГА-6 сдан ВМФ 25 декабря 1975 г. в опытную эксплуатацию с базированием на СС "Коммуна". Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ "Малахит" объединены ЦПБ "Волна" и СПМБМ, в новое КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. одновременно со строительством опытного образца пр.1832 начаты работы по головному серийному аппарату проекта - АС-8. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. - В.Г.Марков. Всего построено 4 аппарата, последний - АС-27 - сдан флоту 31 декбаря 1989 г. Конструктивно серийные АГА несколько отличались от опытового АГА-6.
Назначение аппаратов пр.1832: - исследование оптических характеристик водной среды (прозрачность, освещенность, биолюминесцентный потенциал); - исследование пульсаций температуры и скорости потоков, микроструктуры и рельефа грунта, а также распределения по глубине геофизических полей Земли (потенциальное, магнитное и электрическое); - обнаружение подводных объектов в заданных районах, их визуальное обследование и фотографирование. - доставка на грунт и подъем на поверхность груза массой до 400 кг; - в пределах возможности манипуляторов проведение ряда работ - сверление и нарезание резьбы, отворачивание и наворачивание гаек, закрепление специального карабина, открывание задраек откидных листов и самих листов и т.п.
Конструкция - особенностью конструкции аппарата пр.1832 является размещение ЭУ, судовых систем и устройств в междубортном пространстве и обеспечение управления ими дистанционно из прочного корпуса; обеспечение спасения экипажа средствами самого аппарата за счет сброса балласта или оборудования; применение системы автоматического управления средствами подводного маневрирования; размещение на аппарате научно-исследовательского оборудования и аппаратуры, позволяющих проводить комплексные гидрографические, гидрологические, геофизические и акустические исследования среды и дна.
При разработке прочного корпуса лодки обнаружено. что при том уровне технологии создание корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. согласно проведенным исследованиям легковесным заполнителем мог послужить либо бензин фракции "рафинат-риформинг" либо новый твердый материал - сферопластик - изучение которого велось по теме НИР "Глубина". Двигатели - электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах. - двигатель горизонтального хода КП-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом фиксированного шага - движительный комплекс вертикального перемещения ДВР-10 мощностью 13.6 л.с. с винтом регулируемого шага - подруливающее устройство ПУ-6 мощностью 10.9 л.с. с вином фиксированного шага
Аккумуляторы: Энерговооруженность общая - ок. 150 кВт - основные СП-680 - 116 шт - вспомогательные СП-680 - 14 шт - дополнительные НК-13 - 44 шт
Винто-рулевая группа аппарата типа "Поиск-2". На фото аппарат АС-27 в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru). ТТХ аппарата: Экипаж - 3 чел
| опытовый аппарат АГА-6 | серийные аппараты проекта | Длина | 16,33 м | 15,85 м | Ширина | 2,52 м | 2,52 м | Высота | 5,1 м | 5,1 м | Осадка | 3,3 м | | Водоизмещение полное | 64,9 т | 65,8 т | Масса полезной нагрузки | 3100 кг | 3100 кг | Масса груза поднимаего на поверхность со дна | 400 кг | 400 кг | Глубина погружения | - до 2000 м (по ТТТ ВМФ СССР) - 2000 м (рабочая) - 2130 м (предельная) | - 2000 м (рабочая) - 2130 м (предельная) | Скорость подводная горизонтальная | 3 уз | 2.7 уз | Скорость подводная вертикальная | 0,6 уз | 0,64 уз | Мореходность | до 5 баллов | до 5 баллов | Автономность | - по электроэнергии - 8-10 часов - по жизнеобеспечению - 72 часа | - по электроэнергии - 8-10 часов - по жизнеобеспечению - 72 часа |
Оборудование - аппарат оборудован двумя манипуляторными устройствами грузоподъемностью по 30 кг для подводных работ.
Система автоматического управления "Циркон".
| опытовый аппарат АГА-6
| серийные аппараты проекта
| Гидроакустическое оборудование | обзорная ГАС "Коралл" НГС "Сириус" "Луч-2Г" "Протей-2"
| обзорная ГАС "Крильон" "Луч-2Г" "Протей-2" | Навигационное оборудование | "Мста-2" "Нара-1" "Кемь" | "Мста-2" "Нара-1" "Кемь" "Экватор" | Оборудование радиосвязи | Р-130 "Бук-2" "Самшит-2" | Р-130 "Бук-2" "Самшит-2" "Лиственница" | Регистрирующее оборудование | МС-61 ЭРА АКС-2П | МС-61 ЭРА АКС-2П "Даль" | Научно-исследовательское оборудование | "Градиент-6" "Шалар-2" АМП "Аралия" "Чета-Б" "Колва-2" | "Градиент-6" "Шалар-2" АМП "Дарасун" МРС-01 "Колва-2" "Шамора-2П" | Средства наблюдения | ПНТ-451 ПНТ-452 ТКУ "Шар-2" | ПНТ-451 ПНТ-452 |
Манипуляторное устройство аппарата "Поиск-2". На фото АС-27. Фото сделано в трюме спасательного судна "Алагез", Тихоокеанский флот, 2010 г. (автор фото - Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru). Модификации: пр.1832 "Поиск-2" - глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с глубинами работ до 2000 м и стальным корпусом.
Глубоководный аппарат АС-27 "Поиск-2" пр.1832 на ходовых испытаниях - вид с кормы (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru). пр.1847 "Поиск-2С" - вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР "Жемчуг". Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г. Разработка прекращена в 1973-1974 г.г.
Суда-носители: Проектирование судна-носителя по теме ОКР "Осьминог" велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор - М.К.Горшков, ведущий конструктор - Г.А.Мангаев. Тактико-техническое задание предусматривало создание эскадренного спасательного судна пр.537 ("Осьминог") несущего спасательные и рабочие подводные аппараты. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не завершен, в разработке только эскизный проект. В конце 1969 г. принято решение о модернизации в качестве носителя аппаратов "Поиск-2" судоподъемного судна "Коммуна" постройки 1915 г. Модернизацию планировалось вести на Севастопольском морском заводе.
В результате работ по ОКР "Осьминог" создано спасательное судно пр.05370 "Эльбрус" (второй корабль проекта - "Алагез). В качестве штатных кораблей-носителей использовались спасательные суда пр.05370, пр.05360 и 05361. СС "Алагез" пр.05370 вошел в состав Тихоокеанского флота в 1989 г. Корабль несет на борту комплекс длительного пребывания и работы водолазов-глубоководников, два вертолета Ка-27ПС, оборудован системой динамического позиционирования над затонувшим объектом. ТТХ пр.05370: - водоизмещение - 13500 т - скорость хода - 22 уз - автономность - 90 сут - количество глубоководных аппаратов - 5
Спуск глубоководного аппарата АГА-6 "Поиск-2" пр.1832 с судна-носителя на воду (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru). Спасательное судно "Алагез" пр.05370, фото не позже 2009 г. (фото из архива Vitalicus, http://fotki.yandex.ru). Спасательное судно-носитель "Алагез" и аппарат АС-27 типа "Поиск-2" в трюме "Алагеза", Тихоокеанский флот, 2010 г. (авторы фото - Ezh и Дмитрий Корнилов, http://www.northlands.ru). Статус: СССР - 1976-1978 г.г. - аппарат АГА-6 использовался в экспедиционных походах по глубоководным исследованиям каньонов в восточной части Черного моря. Были обследованы каньоны: Бурун-Табийский - до глубины 402 м, Чорохский - до глубины 1142 м, Рионский - до глубины 313 м и Супсинский - до глубины 192 м. Обследовались затонувшие суда и подводные объекты.
- 1979 г. - заводские и государственные испытания первого серийного аппарата "Поиск-2" АС-8 проходили на судне «Михаил Рудницкий».
- 1986 г. - на ЛАО в строительстве 2 серийных образца глубоководных аппаратов "Поиск-2".
- 1988-1989 г.г. - флоту сданы 2 аппарата пр.1832 - АС-24 и АС-27.
Реестр аппаратов пр.1832: №пп | Наименование | Завод | Заводск.№ | Закладка | Спуск на воду | Сдан ВМФ | 01 | опытовый АГА-6 | Ново-Адмиралтейский завод, ответственный сдатчик - Гертик Ш.Ш. | 01650 | 31.03.1970 г. | сентябрь 1973 г.
| 25.12.1975 г. | 02 | серийный головной АС-8 | Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. | 01651 | 16.05.1975 г. | 08.05.1979 г. | 29.12.1979 г. | 03 | серийный АС-24 | Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. | 01663 | 12.02.1985 г. | 10.12.1988 г. | 31.12.1988 г. | 04 | серийный АС-27 | Ленинградское Адмиралтейское Объединение, ответственный сдатчик - Васильев С.И. | 01671 | 30.10.1986 г. | 09.11.1989 г. | 31.12.1989 г. |
Источники: Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г. Форумы "Авиабазы". Сайт http://forums.airbase.ru, 2011-2012 г.г. Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г. Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru, 2010 г. |