Ту-126 - MOSS Автор: DIMMI Создана: 30.04.2013 22:07:38 Изменена: 05.05.2013 20:06:20 Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Специальные и учебные самолеты / Ту-126 - MOSS / | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Ту-126 / изделие "Л" ("Лиана") - MOSS Самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Разработка самолета радиолокационного дозора для обеспечния радиолокационного прикрытия районов Крайнего Севера от воздушного вторжения была начата по Постановлению Совмина СССР №608-293 от 4 июля 1958 г. и Приказу ГКАТ №211 от 17 июля 1958 г. Этими же документами задавалось и создание комплекса дальнего перехвата Ту-28-80 - предполагалось, что два комплекса будут в т.ч. работать совместно. Головным КБ по комплексу вцелом назначено ОКБ-156 А.Н.Туполева, разработка РЛС и оборудования велась НИИ-17, ОКБ-373, НИИ-25 и НИИ-101. Согласно Постановлению начало совместных испытаний самолета Ту-126 должно было начаться в первом квартале 1961 г. К концу 1958 г. Заказчик выдал детальные тактико-технические требования на создание самолета - командованием ВВС требования были утверждены 9 апреля 1959 г., а командованием ПВО - 2 сентября 1959 г. Самолет ДРЛО первоначально проектировался на базе тяжелого бомбардировщика Ту-95 с использованием перспективной РЛС "Озеро". Так же изучался вариант использования в качестве базового самолета высотной версии Ту-95 - Ту-96, а позже и Ту-116 с большим герметичным пассажирским отсеком. Все эти самолеты не позволяли разместить оборудование радиолокационного комплекса из-за малого объема фюзеляжа.
К 1960 г. после проведения исследовательских работ было принято решение в качестве базового выбрать пассажирский самолет Ту-114 т.к. он лучше подходил для размещения аппаратуры и персонала, чем Ту-95. Общий вид Ту-126 на базе Ту-114 утвержден 30 января 1960 г. и Постановлением Совмина СССР №567-230 от 30 мая 1960 г. было задано создание самолета с РЛС "Лиана" - головной разработчик - ОКБ-156 А.Н.Туполева, общее руководство разработкой осуществлял Н.И.Базенков, курирующий всё направление Ту-95 / Ту-114. Непосредственное проектирование велось филиалом КБ при авиазаводе №18 в г.Куйбышев (главный конструктор - А.И.Путилов). Разработка комплекса РЛС "Лиана" велась НИИ-17 Минрадиопрома СССР. Производство самолета планировалось на авиазаводе №18 в Куйбышеве.
Первый прототип Ту-126 построен на авиазаводе №18 (г.Куйбышев) осенью 1961 г. Первый полет был совершен в 1962 г. Испытания самолета и комплекса оборудования велись до осени 1964 г. Самолет ДРЛО Ту-126 был принят на вооружение в 1965 г. Серийное производство велось по 1968 г. Всего построено 9 самолетов.
Все самолеты Ту-126 входили в состав 67-й отдельной авиаэскадрильи (ОАЭ) ДРЛО (в/ч 32457) с аэродромом постоянного базирования Зокняй (г.Шауляй, Литва). Боевое дежурство самолетов на Севере выполнялось в интересах 10 отдельной армии ПВО СССР (штаб - Архангельск), а в качестве аэродромов боевого дежурства обычно использовались Оленегорск и Североморск. Самолеты патрулировали акватории Балтикийского, Баренцева, Белого морей, районы около о.Готланд, о. Новая Земля, о-вов Земля Франца-Иосифа, о. Медвежий. Иногда полеты осуществлялись "за угол" - вдоль северного и северо-западного побережья Норвегии. Самолет Ту-126 применялся для обнаружения морских и воздушных целелй в районах без радиолокационного поля наземных РЛС. Так же Ту-126 мог применяться для наведения на цель перехватчиков - например, Ту-128С-4. Эксплуатация Ту-126 велась до середины 1980-х годов. В 1984 г. началась утилизация самолетов.
Конструкция - по сравнению с базовым самолетом Ту-114 на Ту-126 была полностью перекомпонована пассажирская кабина. Согласно первоначальному проекту компоновка салона был следующей: - в первом отсеке салона были размещены бортовая ЭВМ, рабочие места операторов и часть блоков аппаратуры РЛС "Лиана"; - во втором отсеке располагался гардероб и отсек зарезервированный для дополнительного оборудования - третий отсек - рабочее место стрелка пушечной установки - четвертый отсек - места для отдыха смены радиотехнического персонала - пятый отсек - аппаратура РЛС "Лиана" - шестой отсек - блоки радиотехнической системы "Кристалл".
Над пятым отсеком на пилоте устанавливалась вращающаяся антенна РЛС "Лиана". Антенна размещена в обтекателе диаметром 11 м. Обтекатель радиопрозрачный, вращается в полёте вместе с антенной со скоростью 10 об/мин.
На нижней палубе размещалась часть агрегатов самолетных систем и аппаратура радиоэлектронного противодействия. Под фюзеляжем в районе пятого отсека монтировался обтекатель жидкостного и воздушного радиаторов, с помощью которых поддерживался нормальный температурный режим блоков станции "Лиана". Для обеспечения приемлемых характеристик путевой устойчивости и управляемости самолета под хвостовой частью фюзеляжа крепился дополнительный киль-гребень большой площади. Количество иллюминаторов было значительно уменьшено.
Самолет оборудован системой дозаправки типа «шланг-конус». В нижней части кабины расположен воздухозаборник системы охлаждения радиоаппаратуры. На части машин в корме устанавливалась аппаратура РЭП.
Двигатели - 4 х ТВД НК-12МВ
ТТХ самолета: Экипаж - 6 + 12 чел Летный экипаж - два пилота, два штурмана, бортинженер и радист. Персонал РЛС - командир (офицер наведения), четыре оператора и инженер - состав одной смены персонала. Из-за большой продолжительности полета на борту находилось две смены радиотехнического персонала.
Длина - 54,1 м Размах крыла - 51,1 м Высота - 15,5 м
Масса взлётная максимальная - 171 000 кг
| согласно ТЗ | серийный Ту-126 | Скорость максимальная | | 790 км/ч (высота - 9000 м) | Скорость крейсерская | | 650-700 км/ч | Потолок практический | 8000-12000 м | 10700 м | Дальность практическая без дозаправки | | 7000 км | Продолжительность полета | 10-12 ч | 17-18 ч (с одной дозаправкой) | дальность обнаружения воздушных целей в верхней полусфере для цели типа МиГ-17 - 100 км, Ил-28 - 200 км, ЗМ -300 км; дальность передачи информации - 2000 км
Вооружение: по первоначальному проекту Ту-126 (на базе Ту-114) предполагалось размещение установки с двумя пушками АМ-23 с прицельной РЛС "Криптон" и телевизионным прицелом. Рабочее место стрелка предполагалось разместить в третьем отсеке салона. В процессе проектирования от оборонительного вооружения было решено отказаться.
Оборудование: - РЛС / радиолокационный комплекс "Лиана" - РЛС создана НИИ-17 на базе РЛС ПВО П-30.
| согласно ТЗ
| серийный Ту-126
| Дальность обнаружения воздушных целей | в верхней полусфере для целей типа: - МиГ-17 - 100 км - Ил-28 - 200 км - 3М - 300 км
| 100-350 км | Дальность обнаружения надводных целей | | до 400 км | Дальность обнаружения излучения РЛС | | до 500-600 км | Дальность передачи данных на командные пункты ПВО и ВМФ | 2000 км | до 2000 км |
Рабочее место командира Ту-126, аэродром Зокняй, г.Шауляй, Литва. 1981-1983 г.г. (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com). Рабочее место бортинженера Ту-126, аэродром Зокняй, г.Шауляй, Литва. 1981-1983 г.г. (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com). Модификации: - Ту-126 / изделие "Л" ("Лиана") - базовая модель самолета ДРЛО.
- Ту-126 с комплексом "Шмель" - на одном из Ту-126 отрабатывался прототип комплекса ДРЛОиУ "Шмель" для самолета А-50.
Статус: СССР - 1965 г. - самолет Ту-126 принят на вооружение ВВС СССР.
- 1968 г. - серийное производство Ту-126 прекращено, всего выпущено 9 самолетов.
Ту-126 67-й ОАЭ ДРЛО, аэродром Зокняй, г.Шауляй, Литва. 1981-1983 г.г. (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com). Ту-126 67-й ОАЭ ДРЛО, аэродром Зокняй, г.Шауляй, Литва. 1981-1983 г.г. (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com). Очистка снега с Ту-126, аэродром Оленья, г.Мурманск. 1981-1983 г.г. (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com). А-50 и Ту-126 на аэродроме Зокняй, г.Шауляй, Литва, 1980-е годы (фото из архива amon_goeth, опубликовано в 2009 г., http://ru-aviation.livejournal.com). Реестр Ту-126: № пп
| Наименование | Серийный № | Завод.№ | Борт № | Завод | Даты основные | Примечания | 01 | Ту-126
| 61М601 | 618601 | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | выкатка - октябрь 1961 г. первый полет - 1962 г. | | 02 | Ту-126 | 65М611 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | | 03 | Ту-126 | 65М612 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | | 04 | Ту-126 | 65М613 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | | 05 | Ту-126 | 66М621 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | | 06 | Ту-126 | 66М622 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | | 07 | Ту-126 | 66М623 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | | 08 | Ту-126 | 67М624 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | | 09 | Ту-126 | 67М625 | | | Авиазавод №18 (г.Куйбышев) | | |
Источники: Листая семейный фотоархив... Ту-126. 2009 г. (источник). Ту-126. 2013 г. (источник). Ту-126. 2004 г. (источник). | | | | | Каталог Последние комментарии https://russianplanes.net/id70161 | https://russianplanes.net/id94731 | Завтра кину типовую схему патрулирования в Заполярье.... С базированием на Оленью или Североморск-3 | ЗокняйЗокняй - это прозвище аэродрома - всего навсего название пригорода Шауляя... | Интересен состав экипажа, коих было два (это важно - они относились к разным подразделениям... | из книжки В.С. Верба Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения pilot | Начал выкладку, фотографии редкие, кстати... |
|