РДС-1 / изделие 501 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

РДС-1 / изделие 501

Автор: DIMMI
Создана: 16.03.2013 16:58:37
Изменена: 27.10.2024 10:55:00
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Бомбы / Атомные бомбы и заряды / РДС-1 / изделие 501 /

ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение)
РДС-1 / С-1 / изделие 501


Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон.

При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки - в частности, подробная схема американской атомной бомбы, которая была передана советской разведке Клаусом Фуксом. Ценность полученной от Фукса информации была подтверждена Ю.Б.Харитоном впервые на конференции первых разработчиков ядерного оружия, которая проходила во ВНИИЭФ в апреле 1992 г., а затем в статье в газете "Известия" от 8 декабря 1992 г. (источник). Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.


Академик Ю.Б.Харитон в музее РФЯЦ-ВНИИЭ у корпуса бомбы РДС-1. Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВННИЭФ, 1993 г. (http://rusarchives.ru/school).


Первая отечественная атомная бомба РДС-1 в Музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ (фото - Владимир Харкевич, http://www.panoramio.com).

Для нужд создания опытной бомбы КБ-11 передавался завод №550 Минсельхозмаша СССР.  Весной 1946 г. начали работу лаборатории КБ-11:
- Лаборатория №1 - руководитель М.Я.Васильев (из НИИ-6), исследования и отработка фокусирующих систем натурных размеров;
- Лаборатория №2 - руководитель А.Ф.Беляев (Институт химической физики), исследования детонации взрывчатых веществ;
- Лаборатория №3 - руководитель В.А.Цукерман, разработкой методов сверхскоростной рентгенографии быстропротекающих процессов взрыва и обжатия металлического сердечника в шаровом заряде, а также разработкой способов измерения скорости движения массы продуктов взрыва;
- Лаборатория №4 - руководитель Л.В.Альтшулер (Институт машиноведения АН СССР), определение состояния вещества при сверхвысоких давлениях (под воздействием ударной волны сферического заряда), исследование центральной части заряда;
- Лаборатория №5 - руководитель К.И.Щелкин (первый заместитель главного конструктора), исследования ядерного заряда в натурных испытаниях и создание специальной аппаратуры, которая была необходима для регистрации происходящих при этом процессов;
- Лаборатория №6 - руководитель Е.К.Завойский (из Казанского университета), измерения сжатия центральной части;
- Лаборатория №7 - руководитель А.Я.Апин (Институт химической физики), разработка нейтронного запала;
- Лаборатория №8 - руководитель Н.В.Агеев (Институт общей и органической химии), исследования проблем урана и плутония, технологические аспекты изучения их свойств и характеристик в целях применения этих материалов в конструкции атомной бомбы;
- Лаборатория №9 (образована в январе 1948 г.) - руководитель Г.Н.Флеров, измерения критических масс, изучение характеристик взаимодействия быстрых нейтронов с ядрами тяжелых элементов и деления ядер, создание уникальной аппаратуры для проведения опытов;
- Лаборатория №10 (образована в 1948 г.) - руководитель А.П.Протопопов, нейтронно-физические измерения;
- конструкторские подразделения - формировались под руководством В.А.Турбинера. В середине 1948 г. в ходе реорганизации  конструкторских подразделений было создано два сектора:
- - научно-конструкторский сектор 1 - руководитель Н.Л.Духов.
- - научно-конструкторский сектор 2 - руководитель В.И.Алферов.
В 1950 г. сектора объединены в один сектор под руководством Н.Л.Духова, который решал следующие задачи:
– разработка баллистического корпуса бомбы;
– разработка самого заряда;
– разработка системы автоматики;
– создание системы электрического инициирования заряда;
– разработка контрольно-стендовой аппаратуры для системы автоматики, радиоконтрольной аппаратуры и т.п.
Так же в феврале 1948 г. в КБ-11 создан теоретический отдел №50, руководитель - Я.Б.Зельдович.


Инфраструктура создания изделия РДС-1:
ММП - Министерство металлургической промышленности;
МПСС - Министерство производства средств связи;
МСХМ - Министерство сельскохозяйственного машиностроения;
МТМ - Министерство транспортного машиностроения;
МВ - Министерство вооружения;
МАП - Министерство авиационной промышленности;
МЦМ - Министерство цветной металлургии;
ММ - Министерство машиностроения
(источник)

21 июня 1946 г. Постановлением Совмина СССР №1286-525сс «О плане развертывания работ Конструкторского бюро № 11 при Лаборатории № 2 АН СССР» оговаривались задачи и сроки их выполнения:
"1. Обязать Конструкторское бюро № 11 (тт. Харитона, Зернова):
а) создать под научным руководством Лаборатории № 2 АН СССР (акад. Курчатова) "Реактивный двигатель С" (сокращенно "РДС") в двух вариантах - с применением тяжелого топлива (вариант С-1) и с применением легкого топлива (вариант С-2);
б) отработанные и изготовленные первые "РДС" в вариантах С-1 и С-2 по 1 экземпляру каждого варианта предъявить на государственные испытания в стационарных условиях: по варианту С-1 - к 1 января 1948 г., по варианту С-2 - к 1 июня 1948 г.;
в) отработанные и изготовленные первые "РДС" в авиационном исполнении в вариантах С-1 и С-2, по 1 экземпляру каждого варианта, предъявить на государственные летные испытания: по варианту С-1 - к 1 марта 1948 г., по варианту С-2 - к 1 января 1949 г.
2. Для обеспечения указанных в п.1 заданий обязать Конструкторское бюро № 11 (тт. Харитона и Зернова) выполнить следующие работы:
а) разработать тактико-технические задания на конструкции "РДС" по вариантам С-1 и С-2 к 1 июля 1946 г."

Под вариантом С-1 понималась бомба, которую мы ныне знаем как РДС-1, С-2 - РДС-2 - первый вариант бомбы с таким названием. "Тяжелое топливо" - плутоний-239, "легкое топливо" - уран-235.

К выполнению подготовительных конструкторских и исследовательских работ, связанных с осуществлением атомной бомбы (конструирование отдельных узлов бомбы), привлекаются НИИ -6, НИИ -504, КБ-47 Министерства сельхозмашиностроения, КБ-88 Министерства вооружения, КБ Кировского завода (г. Челябинск) Министерства транспортного машиностроения и Институт химической физики АН СССР.

25 декабря 1946 г. был пущен первый в Европе и Азии уран-графитовый ядерный реактор Ф-1 (в лаборатории № 2 АН СССР, ныне Курчатовский институт). 8 февраля 1948 г. принято Постановление Совмина СССР о переносе срока испытания первой атомной бомбы на 1 год - на 1 марта 1949 г. Первый промышленный реактор «А» на Комбинате № 817 был запущен 19 июня 1948 г. и 22 июня 1948 г. реактор вышел на проектную мощность и был выведен из эксплуатации только в 1987 году. Для выделения наработанного плутония из ядерного топлива в составе комбината № 817 (г.Челябинск-40 ныне Озерск) был построен радиохимический завод (завод «Б»). Облученные урановые блоки растворяли и химическими методами отделяли плутоний от урана. Концентрированный раствор плутония подвергался дополнительной очистке от высокоактивных продуктов деления с целью снижения его радиационной активности при поступлении к металлургам. В апреле 1949 г. на заводе «В» приступили к изготовлению деталей бомбы из плутония по технологии НИИ-9. В это же время был запущен первый исследовательский реактор на тяжелой воде. Освоение производства расщепляющихся материалов шло тяжело с многочисленными авариями при устранении последствий которых имели место случаи переоблучения персонала (тогда на такие мелочи внимания не обращали). К июлю комплект деталей плутониевого заряда был готов. Для проведения физических измерений на комбинат выехала группа физиков под руководством Флерова, а для обработки результатов этих измерений, расчета значений КПД и вероятности неполного взрыва – группа теоретиков под руководством Зельдовича (источник).


Монтаж реактора Ф-1, 1946 г. (Атом №74 / 2017 г.) 

Летно-баллистические испытания корпуса и макетов бомб РДС-1 с самолетами-носителями Ту-4 выполнялись на созданном осенью 1947 г. 71-м полигоне ВВС СССР (пос.Багерово, Крым). В 1948 г. и в начале 1949 г. на полигоне были проведены (ист. - Атомная эра):
- летно-баллистические испытания массо-габаритных макетов РДС-1 при бомбометании с Ту-4
- летные испытания макетов изделий с регистрирующей аппаратурой, которая регистрировала нагрузки действующие на изделие  при его применении
- лабораторные нгаземные испытания некоторых узлов автоматики
- взлетно-посадочные испытания носителей Ту-4 с макетами изделий
В связи с неопределенностью мощности ядерного взрыва принято решение провести испытания РДС-1 в наземном стационарном варианте.

В 1948 г. для освоения опытного производства в структуре КБ-11 созданы заводы №1 и №2. На этих заводах была изготовлена первая атомная бомба и освоено малосерийное производство первых серий бомб. Окончательно масса заряда плутония определена в июле 1949 г.


Подготовка прототипа заряда обычного взрывчатого вещества бомбы РДС-1 к испытаниям, полигон КБ-11, 1948 г. или 1949 г. (http://old.vniief.ru).


Испытание прототипа заряда обычного взрывчатого вещества бомбы РДС-1, полигон КБ-11, 1948 г. или 1949 г. (http://old.vniief.ru).

5 августа 1949 года заряд плутония был принят комиссией во главе с Харитоном и отправлен литерным поездом в КБ-11 8 августа 1949 г. К этому времени здесь были практически закончены работы по созданию взрывного устройства. В КБ-11 в г.Саров в ночь с 10 на 11 августа была проведена контрольная сборка ядерного заряда, получившего индекс 501 для атомной бомбы РДС-1. После этого устройство было демонтировано, детали осмотрены, упакованы и подготовлены к отправке на полигон. Таким образом, советская атомная бомба была сделана за 2 года 8 месяцев (в США на это ушло 2 года 7 месяцев) - (источник). 21 августа 1949 г. основной заряд и три нейтронных запала прибыли на Семипалатинский полигон.

Испытания бомбы планировалось провести в 1949 г. на Полигоне №2 в 170 км западнее г.Семипалатинска. Полигон был построен и оборудован для атомных испытаний в соответствии с Постановлением Совмина СССР №2142-564сс/оп от 19 июня 1947 г. Первое испытание бомбы решено проводить с размещением её на металлической башне высотой 33 м (37.5 м - ист. РДС-1...) без баллистического корпуса и приборов, которые требуются при применении бомбы с самолета (ист. - Проект...).


Башня на которой был размещен заряд первой отечественной атомной бомбы РДС-1. Рядом  - монтажный корпус. Полигон под Семипалатинском, 1949 г. (http://wsyachina.narod.ru).

Испытание первой отечественной атомной бомбы РДС-1 проведено 29 августа 1949 г. в 7 часов утра по местному времени на Семипалатинском полигоне (170 км к западу от г.Семипалатинска). На месте башни с бомбой образовалась воронка диаметром 3 м и глубиной 1.5 м покрытая оплавленным стеклоподобным веществом, уровень радиации в эпицентре составлял 0,5 Зв/с, разрешалось находиться в 2 км от эпицентра не более 15 минут. В 25 м от башни находилось здание из железобетонных конструкций, с мостовым краном в зале для установки плутониевого заряда в заряд из ВВ. Сооружение частично разрушилось, сама конструкция устояла. Из 1538 подопытных животных (собак, овец, коз, свиней, кроликов, крыс) в результате взрыва погибло 345 (некоторые животные имитировали солдат в окопах). Лёгкие повреждения получили танк Т-34 и полевая артиллерия в радиусе 500-550 м от эпицентра, а на дальности до 1500 м все типы самолетов получили значительные повреждения. На расстоянии километра от эпицентра и далее через каждые 500 метров были установлены 10 легковых автомобилей «Победа», сгорели все 10 машин. На расстоянии 800 м, два жилых 3-х этажных дома, построенные в 20 м друг от друга, таким образом что первый экранировал второй, были разрушены полностью, жилые щитовые и бревенчатые дома городского типа оказались разрушенными полностью в радиусе 5 км. В основном повреждения были получены от ударной волны. Железнодорожный (1000 м) и шоссейный мосты (1500 м) были искорежены и отброшены от своего места на 20-30 м. Вагоны и автомашины, располагавшиеся на мостах, полуобгоревшие, были разбросаны по степи на расстоянии 50-80 м от места установки. Танки и пушки были перевернуты и искорежены, животных унесло (ист. РДС-1...).


Взрыв первой отечественной атомной бомбы РДС-1 на Семипалатинском полигоне, 29 августа 1949 г. (фото - Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ, http://rusarchives.ru).


Карта секторов опытного поля при первом испытании бомбы РДС-1, 29.08.1949 г. (http://old.vniief.ru).


Фотофиксация результатов испытания атомного оружия 29 августа 1949 г. Приложение к докладу Л.П. Берия и И.В. Курчатова И.В. Сталину о предварительных данных, полученных при испытании атомной бомбы. Центральная башня до и после опыта (снято с дистанции 500 м). 29.08.1949 г. (http://rusarchives.ru/school).


Фотофиксация результатов испытания атомного оружия 29 августа 1949 г. Приложение к докладу Л.П. Берия и И.В. Курчатова И.В. Сталину о предварительных данных, полученных при испытании атомной бомбы. Промышленное здание с железобетонными несущими рамами и кирпичным заполнением в 1,5 кирпича (38 см) до и после опыта (дистанция – 500 м). 29.08.1949 г. (http://rusarchives.ru/school).


Фотофиксация результатов испытания атомного оружия 29 августа 1949 г. Приложение к докладу Л.П. Берия и И.В. Курчатова И.В. Сталину о предварительных данных, полученных при испытании атомной бомбы. Истребитель "Ла-9", установленный на дистанции 500 м мотором к центру, до и после опыта. 29.08.1949 г. (http://rusarchives.ru/school).


Резервный пульт управления испытательного взрыва заряда РДС-1. Металл, 180 см х 140 см х 75 см. Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ. (http://rusarchives.ru/school).

После успешного первого испытания бомбы РДС-1 принято решение о серийном производстве бомб "по образцу изделия испытанной в 1949 г. конструкции... в авиационном исполнении". Постановлением Совмина СССР №5060-1943сс/оп от 29.10.1949 г. устанавливался следующий план производства бомб (всего 154 ед. включая испытанную в 1949 г. бомбу):
- 1949 г. - 2 ед (кроме 1 бомбы испытанной на полигоне)
- 1950 г. - 7 ед
- 1951 г. - 18 ед
- 1952 г. - 30 ед
- 1953 г. - 42 ед
- 1954 г. - 54 ед

К августу 1949 г. был произведен плутоний только для первой бомбы РДС-1. Для второй бомбы РДС-1, которая собиралась в боезапас плутоний был наработан только к оноябрю 1949 г. Ю.Б.Харитон получил две плутониевые полусферы на комбинате №817 только 5 ноября 1949 г.

18 ноября 1949 г. специальный комитет при Совмине СССР принимает протокол "О серийном производстве готовых изделий РДС-1". Согласно этому протоколу окончательная сборка изделий должна была вестись КБ-11. Основное производство велось комбинатом №817 (выпуск плутония) и заводом №48. В мае 1950 г. в КБ-11 завершается разработка чертежно-технической, технологической и эксплуатационной докментации на авиабомбу РДС-1 (ист. - Высокая слава...). Летом 1950 г. выпущена первая серийная бомба РДС-1 производства КБ-11.

К началу 1951 г. сборка атомных бомб производилась в КБ-11; изготовление отдельных узлов и деталей бомбы было организовано на нескольких предприятиях:
- плутониевый заряд – комбинат № 817;
- сферический заряд – завод № 80 Министерства сельскохозяйственного машиностроения;
- корпуса - завод № 48 Второго главного управления;
- автоматика – завод № 25 Министерства авиационной промышленности;
- центральная металлическая часть и нейтронные запалы – КБ-11.

Для увеличения серийного производства ядерных боеприпасов в 1949 г. начато создание завода №551 (он же завод №3 КБ-11, будущий электромеханический завод "Авангард"). Первые три серийные бомбы РДС-1 выпущены заводом №551 в декабре 1951 г. В 1951 г. производство бомб РДС-1 прекращено.

Для проведения контрольно-летных испытаний серийной продукции по решению Правительства в 1951 г. в КБ-11 была создана военно-сборочная бригада (ВСБ). Задачей ВСБ была сборка боеприпаса на складе и окончательная подготовка его на аэродроме к боевому применению. В период пребывания на заводе № 551 сборочная бригада использовалась на изготовлении и сборке узлов изделий 501 и 501М.

В 1952-1953 г.г. все 29 произведенных бомб РДС-1 силами КБ-11 переделаны в бомбы РДС-2.


Конструкция - бомба РДС-1 выполнена в виде свободнопадающей бомбы большого диаметра и массы. Заряд атомного взрывного устройства выполнен из плутония. Предположительно конструкция бомбы РДС-1 во многом опиралась на конструкцию бомбы "Толстяк" / Fat Man (США). При этом баллистический корпус бомбы и электрооборудование были отечественной разработки.
Конструктивно атомная бомба включала в себа:
- ядерный заряд
- баллистический корпус авиабомбы большого диаметра
- взрывное устройство и оборудование систем автоматики подрыва заряда с системами предохранения


Атомная бомба "Толстяк" / Fat Man, США (http://shieldandsword.mozohin.ru).


Баллистический корпус первой отечественной атомной бомбы РДС-1, вид сбоку (http://shieldandsword.mozohin.ru).






Макет атомной бомбы РДС-1 в Политехническом музее, г.Санкт-Петербург, 03.01.2013 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


Ушко для подвески под носитель на макете атомной бомбы РДС-1 в Политехническом музее, г.Санкт-Петербург, 03.01.2013 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).

ТТХ бомбы:
Длина - 3340 мм (ист. - Техническая характеристика...)
Диаметр максимальный - 1500 мм
Размах оперения максимальный - 2085 мм (ист. - Техническая характеристика...)
Расстояние от головного среза до ушков для подвески - 1130 мм (ист. - Техническая характеристика...)
Коэффициент лобового сопротивления - 0,8 при М 0.5-0.8 (ист. - Техническая характеристика...)
Углы колебания бомбы относительно касательной к траектории при сбросе с высоты 10000 м - 10 град +-5 град (ист. - Техническая характеристика...)

Масса бомбы - 4600 кг +-100 кг (ист. - Техническая характеристика...)

Высота сбрасывания (гарантирующая срабатывание устройства) - 5000-10000 м (ист. - Техническая характеристика...)
Высота взрыва бомбы - от 200 до 600 м (ист. - Техническая характеристика...)
Скорость падения при сбросе с высоты 10000 м конечная - 260 м/с +-12 м/с (ист. - Техническая характеристика...)
Время падения с высоты 10000 м - 54.8 +-2 сек (ист. - Техническая характеристика...)
Время падения характеристическое - 21.4 сек (ист. - Техническая характеристика...)

Тротиловый эквивалент:
- не менее 10 000 т (по проекту и по факту, ист. - Проект...)
- 22 000 т (фактический, первый взрыв по поздним данным)
- 18 500 т (серийные бомбы, ист. - Завалишин)

Тип БЧ
- плутониевый (Pu-239) атомный заряд "1-200" имплозивного типа, в некоторых источниках именно заряд носит наименование "изделие 501" (а не сама бомба). Для обеспечения одновременного взрыва обжимающего заряда обычного ВВ (смесь тротила с гексогеном в соотношении 1:1) разработан новый тип электродетонатора - капсюль-детонатор 1-042-Сб.2 (серийный выпуск начался с 1952 г. на заводе № 253 Министерства оборонной промышленности в г. Муром).
Количество точек инициирования обжимающего заряда ВВ - 32 шт
Масса плутония - 6.4-6.5 кг
Масса заряда обычного ВВ - ок.2400 кг (источник)
Диаметр заряда плутония - ок.90 мм
Рассчетный коэффициент полезного действия заряда - ок.10% (ист. - Проект...)
Рассчетная вероятность взрыва с пониженным коэффициентом полезного действия - ок.10% (в т.ч. 5% - вероятность взрыва с эквивалентом от 3000 до 10000 т тротила и 5% вероятность взрыва с эквивалентом ниже 3000 т, но в любом случае не ниже 300 т тротила) - (ист. - Проект...).


Заряд атомной бомбы "Толстяк" / Fat Man, США (http://shieldandsword.mozohin.ru).


Атомный заряд первой отечественной атомной бомбы РДС-1 (http://shieldandsword.mozohin.ru).


Атомный заряд первой отечественной атомной бомбы РДС-1 в Музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ (http://lemur59.ru).

Атомный заряд был выполнен в виде многослойной конструкции, в которой переход плутония в критическое состояние осуществлялся путем сжатия сходящейся сферической детонационной волной обычного ВВ. В центре заряда размещалось 6 кг плутония, в виде двух полых полусфер, окруженных массивной оболочкой из урана-238 (тампером). Эта оболочка служила для инерционного сдерживания раздувающегося в процессе цепной реакции ядра, чтобы как можно большая часть плутония успела прореагировать и, кроме того, служила отражателем и замедлителем нейтронов (нейтроны с низкими энергиями наиболее эффективно поглощаются ядрами плутония, вызывая их деление). Тампер был окружен оболочкой из алюминия которая обеспечивала равномерность сжатия ядерного заряда ударной волной. В полости плутониевого ядра устанавливался нейтронный инициатор (запал) – шарик диаметром порядка 2 см из бериллия, покрытый тонким слоем полония-210. При сжатии ядерного заряда бомбы ядра полония и бериллия сближаются, и испускаемые радиоактивным полонием-210 альфа-частицы выбивают из бериллия нейтроны которые инициируют цепную ядерную реакцию деления плутония-239. Одним из наиболее сложных узлов был заряд ВВ состоявший из двух слоев. Внутренний слой представлял собой два полусферических основания из сплава тротила с гексогеном, внешний собирался из отдельных элементов имевших различную скорость детонации. Внешний слой, предназначенный для формирования в основании ВВ сферической сходящейся детонационной волны, получил название фокусирующей системы. В целях безопасности установка узла содержащего делящийся материал осуществлялось непосредственно перед применением заряда. Для этого в сферическом заряде ВВ имелось сквозное коническое отверстие, которое закрывалось пробкой из ВВ, а в наружном и внутренних корпусах имелись отверстия закрывавшиеся крышками. Мощность взрыва была обусловлена расщеплением ядер примерно килограмм плутония, остальные 4 кг не успевали прореагировать и бесполезно распылялись - в дальнейшем этот недостаток был устранен в более совершенных зарядах (источник).

Инициация ядерного заряда производилась нейтронным запалом (НЗ) - источником нейтронов с использованием полония-210 и бериллия. Данные об инициаторе такого типа содержались в т.ч. в разведывательных данных. Требовалось обновление полониевых нейтронных запалов из-за коротного периода полураспада полония -  140 суток. Начиная с 1949 г. заводом №25 велись разработки заменителя полониевых НЗ. В 1950 г. группа специалистов КБ-11 во главе с А.А.Бришом начала разработку внешнего источника нейтронов импульсного (ИНИ), который впервые бы испытан в составе атомной бомбы в 1954 г. и в дальнейшем полностью заменил полониевые НЗ. С 1961 г. использование и поставки полониевых НЗ в войска прекращены (ист. - Завалишин).





Устройство на макете атомной бомбы РДС-1 в Политехническом музее, г.Санкт-Петербург, 03.01.2013 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


Антенны радиовысотомера вызрвателя на макете атомной бомбы РДС-1 в Политехническом музее, г.Санкт-Петербург, 03.01.2013 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com).


Модификации:
- РДС-1 / С-1 / изделие 501 - первый вариант бомбы - плутониевая атомная бомба, имплозивная схема.

- РДС-2 / С-2 / изделие 601 - второй вариант бомбы, рабочее вещество - уран-235, "пушечная" схема.

- РДС-2 / изделие 501-М - еще один вариант бомбы - плутониевая атомная бомба. Подготовка и, вероятно, начало производства - 1951 г. 29.12.1951 г. принимается Постановление Совмина СССР № 5383-2343сс/оп о расширении завода №551 - одна из причин - обеспечение производства изделия 501М. В первом квартале 1953 г. для производства изделий 501М должен был начать работу отдельный завод №418 (Постановление Совмина СССР №3506-1628сс/оп от 15.09.1951 г.) с производительностью 60 ед в год.


Носители:
- Ту-4 - BULL - тяжелый бомбардировщик. Мог нести одну бомбу РДС-1. В июне 1952 г. закончено формирование и подготовка учебно-тренировочной части в составе 22 самолетов Ту-4 (включая 7 самолетов и экипажей, подготовленных в 1951 г.). Базовый аэродром – Балбасово, в 12 км южнее г. Орша.


Статус: СССР - бомбы РДС-1 производились малой серией.

- 1949 г. 29 августа  - первый отечественный атомный взрыв - испытание бомбы РДС-1 на Семипалатинском полигоне. комбинат №817 выпустил для этой бомбы первый в СССР плутониевый заряд.

- 1949 г. 5 ноября - комбинатом №817 произведен плутоний для второй бомбы РДС-1 (первая серийная бомба), которая собиралась в боезапас. Ю.Б.Харитон получил две плутониевые полусферы на комбинате.

- 1949 г. - начало серийного производства бомб РДС-1 - всего за год произведено 2 серийных бомбы РДС-1, кроме взорванной на полигоне.

- 1950 г. 18 февраля - принят приказ начальника Первого Главного Управления при Совмине СССР Б.Л.Ванникова № 49сс-оп о проведении контрольных испытаний серийных изделий со сборкой и испытанием на полигоне ВВС двух изделий РДС-1 без основного заряда.

- 1950 г. - произведено 9 бомб РДС-1 (при плане 7 ед).

- 1951 г. 25 апреля - на складе Т-20 находится 18 комплектов узлов для изделий РДС-1 и 31 комплект элементов из обычных взрывчатых веществ для того же изделия - "Докладная записка сотрудника Специального комитета М.К.Никольского Л.П.Берия о нарушениях требований безопасности при хранении элементов из взрывчатых веществ в КБ-11" от 25 апреля 1951 г.; "Атомный проект СССР", Том 2, Книга 7, с. 250 (источник).

- 1951 г. январь-октябрь - произведено 18 бомб РДС (в т.ч. по одной бомбе РДС-2 и РДС-3 для испытаний).

- 1951 г. ноябрь-декабрь - 6 изделий РДС, в т.ч. 3 изделия РДС-1 производства завода №551 (декабрь 1951 г.). Всего к концу 1951 г. произведено 29 бомб РДС-1 (+1 взорванная в 1949 г.). В строевые части ВС СССР бомбы не поступали. Хранение боеприпасов осуществлялось на территории КБ-11 в г.Саров. Производство бомб РДС-1 в 1951 г. прекращено.

- 1952 г. - 19 бомб РДС-1 переделаны в бомбы РДС-2.

- 1953 г. первая половина года - 10 оставшихся бомб РДС-1 переделаны в бомбы РДС-2.



Источники:
Аркадий Адамович Бриш. М., ИздАТ, 2011 г.
Атомная эра российской авиации. М, "Столичная энциклопедия", 2019 г.
Высокая слава России 1912-2012 г.г.. Информационный проект к 100-летию ВВС РФ. 2012 г. (источник).
Завалишин Ю. Создание промышленности ядерных боеприпасов. Саранск, "Красный Октябрь", 2007 г.
Новоселов В., Толстиков В. Атомный проект: тайны "сороковки". 2007 г. (источник).
Очень кратко про индексы первых советских атомных бомб, 2012 г. (источник).
Проект Постановления Совета Министров СССР. "О проведении испытания атомной бомбы", 18.08.1949 г. (источник).
РДС-1. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2013 г.
Техническая характеристика объекта РДС-1, 2013 г. (источник).
Хронология индексов первых РДС, 2013 г. (источник).
Ядерные испытания в СССР. Том I. г. Саров. РФЯЦ-ВНИИЭФ (источник).

Каталог

Последние комментарии

Исправил. Спасибо!... ну вот ...бывает
DIMMI 2017-02-07 00:30
Вот такая книжка boyan
Зюзя 2014-09-18 23:46
Как и обещал - "изделие 501М".http://pn64.livejournal.com/16987.html
pn64 2013-04-06 17:15
Да так оно и было. Просто слова "менее эффективны" следует понимать, как очень большую...
ARGON 2013-04-04 19:21
>В 1948-м все силы и средства были нацелены на плутониевую бомбу.Я бы сказал - "основные...
pn64 2013-04-04 18:57
В 1948-м все силы и средства были нацелены на плутониевую бомбу. К тому же, стало...
ARGON 2013-04-04 18:52
ARGON Wrote:И всё-таки хотелось бы выяснить: может ли номер 50200 свидетельствовать...
pn64 2013-04-04 18:52
И всё-таки хотелось бы выяснить: может ли номер 50200 свидетельствовать о том, что...
ARGON 2013-04-04 18:47
>А почему тогда на проработках именно первой, урановой РДС-2 написано "601"?Я не...
pn64 2013-04-04 18:41
А почему тогда на проработках именно первой, урановой РДС-2 написано "601"? И всё-таки...
ARGON 2013-04-04 18:28