9К121 / 9К121М Вихрь - AT-16 SCALLION | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

9К121 / 9К121М Вихрь - AT-16 SCALLION

Автор: DIMMI
Создана: 18.01.2009 01:47:24
Изменена: 13.03.2014 23:21:11
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Авиационные ПТРК / 9К121 Вихрь - AT-9 / АТ-16 /

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION
Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION
 
Авиационный противотанковый ракетный комплекс. Разработан в КБ Приборостроения (НПО "Точность", г.Тула), главный конструктор - А.Г.Шипунов. Разработка комплекса начата в 1980 г. Испытания - 1982 г. Войсковые испытания с 1989 г. Комплекс 9К121 принят на вооружение в 1992 г. Производство комплекса велось ПО "Ижмаш". Усовершенствованная ракета комплекса "Вихрь-М" впервые публично показана на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г.

Контракт на производство ПТУР "Вихрь-1" заключен между Министерством обороны России и НПО "Ижмаш" (концерн "Калашников") 22.07.2013 г. на сумму 13 млрд руб с условием выполнения до конца 2015 г. До конца 2013 г. планируется выпустить пробную партию и провести испытания ракет "Вихрь-1".
 
ПТУР "Вихрь" и блок НУР С-8 УБ-20 под Ка-50
 
ПТУР "Вихрь-1" на вертолете Ка-52  на выставке МАКС-2007 (http://maks.sukhoi.ru/)
Пусковые установки - применение ПТУР осуществляется с авиационной пусковой установки АПУ-8 на самолетах типа Су-25Т / Су-39 (ПУ на 8 ракет) и с авиационной пусковой установки АПУ-6 несколько иного типа с 6 ракетами на вертолетах.

Ракета 9А4172 "Вихрь" / 9А4172К "Вихрь-1":
Конструкция - ракеты выполнена по аэродинамической схеме "утка", пуск осуществляется из ТПК.
 

Ракета 9А4172 "Вихрь" (http://rbase.new-factoria.ru).


Ракета 9А4172К "Вихрь-1" на выставке МАКС-2001, август 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).

Система управления и наведение - по данным первой половины 1990-х годов система управления инерциальная с автопилотом с каналом радиокоррекции на маршевом участке траектории и с использованием лазерной ГСН на конечном этапе. На носителе - на этапе разработки комплекса применялась система наведения "Радуга" (вертолет-носитель Ми-24 с оператором-наводчиком), после принятия на вооружение в 1990 г. - система наведения "Шквал" (лазерная с ТВ-каналами, разработчик и произвордитель - Красногорский ОМЗ "Зенит") и ночная система "Меркурий" с ТВ-каналом.

Во время испытаний ПТУР "Вихрь" был поражен самолет-мишень Ту-16 летящий со скоростью 800 км/ч.

ПТУР "Вихрь-1" - автоматическая лазерная система наведения.
 
Двигатель - РДТТ
 
ТТХ ракет:
  9А4172 "Вихрь" 9А4172К "Вихрь-1"
Длина ТПК 2200 мм  
Длина ракеты 2060 мм  
Диаметр ТПК 240 мм  
Диаметр корпуса ракеты 125 мм  
Масса ракеты в ТПК 60 кг  
Масса ракеты 40 кг  
Масса БЧ 12 кг 12 кг
Скорость полета >1 М >1 М
Дальность действия минимальная 500 м  
Дальность действия эффективная 500-5000 м  
Дальность действия максимальная 8000-10000 м 8000-10000 м
Вероятность поражения на дальности 500-5000 м
90%  

Тип БЧ -тандемная кумулятивная с радиовзрывателем
Бронепробиваемость - 1000-1200 мм
 
Модификации:
- Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION - базовый вариант ПТРК, принят на вооружение в 1992 г.

- Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION - модернизированный вариант комплекса, в 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо впервые показан на публике (вероятно, макет) - таким образом по состоянию на 1992 г. как минимум разработка модификации уже велась.

- комплекс "Вихрь-К" (корабельный) - вариант размещения ПТУР "Вихрь" на артиллерийской установке АК-306 калибра 30-мм. На установке размещается четыре ПТУР "Вихрь" с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом "Вихрь-К" предполагается оснащать патрульные корабли и катера.

Носители:
- вертолет Ми-24 - с системой наведения "Радуга" с оператором-наводчиком. Вероятно, применялся при испытаниях ПТРК.

- самолеты Су-25Т/ТК / Су-39 - до 16 ПТУР под крылом на двух пусковых установках АПУ-8, так же по сомнительным данным середины 1990-х годов возможно применение с МиГ-29К/М.


Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.)

ПТУР "Вихрь" под Су-39 (1997 г.)

- вертолеты Ка-50 / Ка-52 - 12-16 ПТУР на двух пусковых установках АПУ-8. Так же по сомнительным данным середины 1990-х годов предполагалось применение с Ми-28.
 

ПТУР "Вихрь" под вертолетом Ка-50, 1990-е годы.


ПТУР "Вихрь" под Ка-50 (1990-е годы).

- вертолеты Ми-17В-5 - предлагалось использование на вертолете 12 ПТУР и системы наведения комплекса "Вихрь-М". На авиасалоне МАКС-2001 была представлена модель вертолета с ПТУРами.


Вмодель вертолета Ми-17В-5 с ракетным комплексом "Вихрь-М" на выставке МАКС-2001, август 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).
 
Статус: Россия
- 1997 г. - согласно СМИ ПТУРы есть на вооружении.

- 2007 г. август - на авиасалоне МАКС-2007 ПТРК "Вихрь" были показаны на подвеске вертолета Ка-52.

- 2013 г. 22 января - СМИ сообщают, что НПО "Ижмаш" рассчитывает получить от Минобороны заказ на сумму ок.14 млрд руб на производство ПТУР "Вихрь-1".

- 2013 г. 22 июля - СМИ сообщили о подписании контракта между Минобороны и НПО "Ижмаш" ГК "Ростех" на производство ПТУР "Вихрь-1" на сумму 15 млрд руб. НПО "Ижмаш" стало победителем соответствующего конкурса. Согласно контракту поставка ПТУРов должна пройти до конца 2015 г.
 
- 2013 г. 06 августа - генеральный директор НПО "Ижмаш" Константин Бусыгин сообщил прессе, что до конца 2013 г. в рамках ранее заключенного контракта планируется выпустить пробную партию ракет "Вихрь-1" и провести их испытания.

Источники:
Авиация - космонавтика. N 5 / 1995 г.
Аэроплан. N 1 / 1993 г.
Бутовски П., Ларионов А.В., Противотанковый самолет Су-39. // Авиация и время. N 3 / 1995 г.
Воевода С.С., архив, 1992.
Гриф М.Л., архив, 1992.
Кузнецов Г., Под сенью винта во всем диапазоне. // Крылья Родины N 3 / 1993 г.
Левин М., Для черновой работы. // Крылья Родины. N 9 / 1993.
Литовкин В., "Разрушитель" взлетает после поражения. // Известия 16.09.1993 г.
Мороз В., Су-25ТК: штурмовику уточняют задачи. // Красная Звезда. 11.11.1992 г.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 4 / 1993.
Противотанковый комплекс 9К121 Вихрь. 2012 г. (источник).
Рыбак Б., Леноровиц Д., Опыт морских вертолетов воплощается в Ка-50. // Aviation Week & Space Technology (выпуск на русском языке, осень 1992 г.)
Советские вооруженные силы, 1988 г. DIMMI, Томск.
Чуприн К.В., архив, 1992 г.