ДАННЫЕ НА 2013 г. (в основе данные за 1997 г., в работе) Ту-16 / самолет "88" - BADGER-A Ту-16КС - BADGER-B Ту-16К-10 - BADGER-C Ту-16РМ / Ту-16РЦ - BADGER-D Ту-16Р - BADGER-E Ту-16Р - BADGER-F
| | Ту-16КСР - BADGER-G Ту-16П "Букет" - BADGER-H Ту-16П "Ёлка" - BADGER-J Ту-16Е "Азалия" - BADGER-K Ту-16Р - BADGER-L
| Дальний бомбардировщик / средний бомбардировщик-ракетоносец (по более поздней классификации). Самолет по назначению и возможностям аналогичен бомбардировщику B-47 (США). Разработка самолета начата ОКБ-156 Андрея Николаевича Туполева в 1949 г. по проекту "самолет 494" - четвертый самолет 1949 г. разработки. Ведущий конструктор темы Ту-16 - Д.С.Марков. В основу проекта легли наработки по проектам двухдвигательных дальних бомбардировщиков "86" и "87", работы по которым велись в 1948-1950 г.г. ( см. Модификации). На базе проекта самолета 494 в том же 1949 г. начата разработка проекта самолета 495 / 494-88 в двух вариантах - с двумя и четырьмя двигателями АЛ-5, ТР-3А и ТРДД ТР-5. Для дальнейшей проработки выбран вариант со стреловидным крылом, двумя двигателями ТР-3А, прижатыми к фюзеляжу, с трехопорным шасси с уборкой основных стоек в специальные гондолы. Постановление Совмина СССР №2474-974 от 10 июня 1950 г. задавало проектирование и постройку дальнего бомбардировщика "88" ("самолет Н") с двумя двигателями ТР-3Ф с тягой по 5000 кг с последующим переходом на ТРД АМРД-03 я тягой по 8000 кг. Постановлением предусматривалась постройка двух прототипов самолета "88" для проведения испытаний. Тактико-технические требования на новый самолет были выданы ВВС 15 июня 1950 г. Скорректированные требования ВВС к скоростному бомбардировщику с учетом двигателей тягой по 8000 кг выданы 11 сентября 1950 г. В феврале 1951 г. выбор остановился на двигателях АМ-03, которые находились в разработке. В августе 1951 г. были начаты испытания двигателей АМ-03 (название в серии - АМ-3). Эскизный проект самолета "88" представлен ВВС СССР в апреле 1951 г. и утвержден вместе с макетом самолета в июле 1951 г. Подготовка производства и постройка прототипа начаты на заводе №156 так же в апреле 1951 г. 26 марта 1952 г. макетная комиссия утвердила расположение оборудования и вооружения самолета "88". Первый прототип "88/1" построен к концу 1951 г. Испытания. Первый полет прототипа "88/1" (изделие Н, проект 494, "Ту-88") - 27 апреля 1952 г. (экипаж Н.С.Рыбко). Из-за отсутствия ограничений по скорости на высотах ниже 6000 м самолет оказался перетяжеленным. Доработки конструкции производились на самолете "88/12", а самолет "88/1" приступил к прохождению испытаний. Испытания проводились с 14 ноября 1952 г. по 30 марта 1953 г. 30.03.1953 г. при аварийной посадке самолет был поврежден. После восстановления самолет использовался для доводки бортового оборудования и двигательной установки. Разведывательная модификация Ту-16 ( http://militaryphotos.net). Второй опытный прототип Ту-16 - самолет "88/2" (Сергеев П.Н. Ту-16 Ракетно-бомбовый ударный комплекс Советских ВВС. // Война в воздухе. №26. г.Киров, 2000 г.). Производство. 10 июля 1952 г. Постановлением Совмина СССР №3193-1214 прекращалось серийное производство бомбардировщика Ту-4 на авиазаводе №22 в Казани и предписывалось в 1953 г. начать там серийное производство бомбардировщика Ту-16. Этим же Постановлением было обозначено начало серийного производства двигателй АМ-3 на заводе №16 и задавалась подготовка к испытаниям второго самолета "88" с нормальной взлетной массой до 55 тонн. Завершение испытаний планировалось на декабрь 1953 г., а для проведения войсковых испытаний оговаривалось строительство серии в 15 самолетов.
Второй прототип самолет "88/2" был построен заводом №156 и полностью соответствовал будущим серийным самолетам Ту-16. Внешние отличия - створки ниш основных стоек шасси и антенны.
Серийное производство началось в 1953 г. на Казанском авиационном заводе. С 1954 г. самолет производился так же на Куйбышевском авиазаводе. кроме того самолет производился и на Воронежском авиазаводе. Серийное производство прекращено в 1963 г.
Поступление в части ВВС в началось в 1954 г.
"Badger" - переводится как "барсук" и не имеет со свойствами самолета прямой связи.
Конструкция самолета - цельнометаллический моноплан со стреловидным крылом. Материалы планера - сплав Д-16Т и модификации АК-6, АК-8, высокопрочный сплав В-95.
Шасси - две основных опоры, убирающиеся в крыльевые гондолы и передняя стойка.
Двигатели: 0) Проект самолета "88" (1951 г.) - 2 х ТРД АМ-03 тягой по 8000 кг
1) Прототип 88 - 2 х АМ-3А (в проекте носил название АМ-03) тягой по 8500-8750 кг
2) Проект 90/88 - 4 х ТР-3Ф тягой по 5000 кг (два в корне крыла и два под крылом)
3) Первые серийные Ту-16 - 2 х АМ-3М (с 1956 г. переименован в РД-3М) тягой по 9500-9520 кг
4) После модернизации (1970-е годы) - 2 х РД-3М-500 тягой по 9520-11500 кг Топливо - Т-1 и/или ТС-1 ТТХ самолета: | "88/1" | "88/2" | Ту-16А | Ту-16КС | Ту-16К-10 | Ту-16К-16 | Экипаж | 6 чел | 6 чел | 7 чел | | | | Длина | 34,8 м | 34,8 м | 34,8 м | | 36,2 м | 34,8 м | Размах крыла | 32,989 м 34,54 м (по др.данным) | 32,989 м | 32,989 м | | | | Размах стабилизатора | | | 11.75 м | | | | Высота | 9,85 м | 9,85 м | 9,95 м | | | | Стреловидность крыла | 35-37 град | | 37,5-40,5 град | | | | Стреловидность стабилизатора (по фокусам)
| | | 42 град | | | | Площадь крыла | 164,65 кв.м | 164,65 кв.м | 164,65 кв.м | | | | База шасси | | | 9,775 м | | | | Длина бомболюка | | | 6,5 м | | | | | | | | | | | Масса максимальная взлетная | 77350 кг / 79000 кг | 72000 кг (объем топлива 34360 л)
| | | | | Масса нормальная взлетная | 75800 кг | 55000 кг | 71560 кг | 76000 кг ? | | | Масса посадочная максмальная | 60000 кг | | - 48000 кг (посадка на грунтовую ВПП) - 55000 кг (посадка на бетонную ВПП) | | | | Маса пустого | 41050 кг / 39750 кг | 36490 кг / 37200 кг | 36000-36600 кг | | | | Масса топлива | - 30560 кг (38200 л)
| - 35040 кг (43900 л) - 27860 кг (34900 л, при максимальной взлетной массе) | - 34360 кг (41400-43800 л) - до 36000 кг в перегруз | | | | Масса полезной нагрузки | до 9000 кг | до 9000 кг | - 6000 кг (норма) - 9000 кг (максимум) | | 10000 кг | 10000 кг | Перегрузка эксплуатационная | 2 G | 2 G | 2 G | | | | | "88/1" | "88/2" | Ту-16А | Ту-16КС | Ту-16К-10 | Ту-16КСР | Ту-16К-16 | Скорость максимальная на высоте | - 6000 м - 945 км/ч - 10000 м - 1012 км/ч - 1020 км/ч (самолет "88/1") | | - 6000 м - 992 км/ч - 10000 м - 1050 км/ч
| 980 км/ч | |
| | Скорость крейсерская | | - до 700 км/ч на высотах до 6250 м (ограничение) | | | | 786 км/ч (2 х КСР-11) | | Скорость взлетная | | | 280-288 км/ч (масса 71560 кг) | | | | | Скорость посадочная | 223 км/ч | | | | | | | Потолок практический | 11000 м | | - 12800 м - 15000 м (поздние серийные мод. по др.данным) | | 11900 м | | 12300 м | Скороподъемность | | | 19 м/с | | | | | Дальность полета
| - 5760 км (масса ПН - 6000 кг) - 6400 км (масса ПН - 3000 кг)
| | - 7200 км (Ту-16, перегоночная) | 3900 км (2 х КС-1) | 4850 км | | 4800 км | Радиус действия | | | | 1800 км | | | | Разбег | 1850-2600 м | | 2180 м (масса - 71560 кг) | | 1900 м | | 2200 м | Пробег | | | - 1580-1670 м (без тормозного парашюта) - 1120-1270 м (с тормозным парашютом) | | | | | Дальность - 7800 км (Ту-16Р BADGER-F) Радиус действия - 2000 км (Ту-16С) Вооружение: | "88/2" | Артиллерийское вооружение | - подвижные пушечные установки ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7 с 23-мм пушками ТКБ-495, позже заменены на пушки АМ-23 / ТКБ-495АМ
- хвостовая турельная установка ПВ-23Ту-16 с 2 х 23-мм пушками АМ-23 | РЛС управления оборонительным вооружением | ПРС-1 "Аргон-1" - BEE HIND, при создании самолета предполагалось в перспективе использовать РЛС "Топаз" с большей дальностью
| Ракетно-бомбовое вооружение - см. Модификации Оборудование: | "88/1" | "88/2" | Ту-16 | Ту-16 модернизация 1970-х годов | Радиолокационный прицел | "Рубидий-ММ" | "Рубидий-ММ-2" | РБП-4 ("Рубидий" ММ-П) | Р-1 "Рубин" | Оптический прицел
| ОПБ-10С сопряженный с РЛС | ОПБ-11Р сопряженный с РЛС | ОПБ-11Р / ОПБ-16 сопряженный с РЛС | ОПБ-112 сопряженный с РЛС | Измеритель | | | | допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-1 | Навигация 1
| | | | новая аппаратура дальней и ближней навигации (РСБН "Чайка") | Навигация 2
| | | | радиокомпас АРК-5 или АРК-15
| Системы управления
| | | | автопилот АП-6Е (после модернизации) система полета строем А-326 | СРО | | | | "Сирена-2" | Комплекс обороны РЭП
| | | | станция активных помех - СПС-5М | Радиостанции | | | | радиостанции Р-807 / Р-808 | Радиовысотомер | | | | РВ-2 / РВ-5 / РВ-17 / РВ-18 | Дозаправка | крыло-крыло | крыло-крыло | крыло-крыло | крыло-крыло | Прочее | | | | Для дневного контроля результатов бомбометания установлены фотоаппараты АФА-33М/75 или АФА-33М/100, для фотографирования с малых высот - АФА-33М/50, для ночного - НАФА-ВС/50 | Модификации: - Самолет "86" / самолет "87" - проекты дальних бомбардировщиков, развитие проекта самолеты "82". Работы по проектам велись ОКБ-156 в 1948-1950 г.г. Самолеты предполагалось оснастить двигателями 2 х ТР-3 по 4600 кг или АМ-02 по 4780 кг. Масса взлетная - 30-40 т Масса полезной нагрузки - 2 - 6 т Дальность полета расчетная - 4000 км Скорость расчетная - 950-1000 км/ч - Самолет "494" - проект дальнего бомбардировщика на базе проектов самолетов "86" и "87". Четвертый самолет разработы 1949 г. ОКБ-156 ( ист. - Ганин). - Самолет "495" / "495-88" - проект дальнего бомбардировщика на бае самолета 494. Разработка начата в том же 1949 г. Проектировалось два варианта - с двумя и четырьмя двигателями АЛ-5, ТР-3А и ТРДД ТР-5 ( ист. - Ганин). - Самолет "88" / "88/1" / изделие Н / "Ту-88" (1952 г.) - первый опытный прототип Ту-16. Самолет оказался несколько перетяжеленным из-за отсутствия ограничений на максимальную скорость на малых высотах. - Самолет "88/2" / Ту-16 (1952 г.) - второй опытный прототип Ту-16 - предсерийный самолет с облегченной конструкцией. - Самолет "90/88" - проект резервного варианта самолета 88 с четырьмя двигателями (2 в крыле и 2 под крылом).
- Ту-16 - BADGER-A - 1953 г. первая серийная модификация, бомбардировщик. - Ту-16А - 1954 г. вторая серийная модификация, бомбардировщик-носитель ядерного оружия. Вооружение - до 9000 кг бомб (1-2 ядерных бомбы или ФАБ-250, ФАБ-3000, ФАБ-9000). В 1975 г. еще есть на вооружении, к 1990 г. - сняты с вооружения). - Ту-16З / Ту-16ЗА / Ту-16Ю - дозаправщик, 1955 г. испытания, позже - серийное производство (название в серии - Ту-16Ю, переоборудование ранее выпущенных машин). Крыльевой способ дозаправки, масса передаваемого топлива - до 19000 кг. - Ту-16Н - 1963 г., самолет-дозаправщик для Ту-22 по системе "шланг-конус", масса передаваемого топлива -12000 кг, корпус типа Ту-16А, в 1990 г. есть на вооружении. - Ту-16КС / Ту-16К - BADGER-B - испытания с августа 1954 г., принят на вооружение в 1959 г. бомбардировщик-ракетоносец. Вооружение: 2 х КС-1 - AS-1 на двух узлах подвески под крылом (масса ПН на один узел подвески - 5000 кг). Масса ПН (максимум) - 10000 кг. Оборудование - РЛС наведения ракет К-1М "Кобальт-Н"/"Кобальт-М" - "Комета-3" (дальность обнаружения цели - 120 км), установлена в грузовом отсеке фюзеляжа, в нерабочем положении убирается внутрь. К 1975 г. на вооружении Ту-16КС нет. Ту-16К-10(ЗА) - опытный самолет для отработки системы дозаправки топливом в полете - "крыло-крыло". Ту-16К-10-26 / Ту-16К-10-26П / Ту-16К-10-26Б BADGER-C mod. - 1967 г. конструктивно модернизированный Ту-16К-10. Вооружение: под фюзеляжем - AS-2, под крылом на двух узлах подвески в перегруз 2 х КСР-2 / КСР-5 / КСР-11. В 1990 году еще есть на вооружении. Ту-16РМ / Ту-16РМ-1 / Ту-16РМ-2 / Ту-16РЦ BADGER-D - 1962 г. морской разведчик-целеуказатель и постановщик помех на базе Ту-16К-10. Под центропланом на фюзеляже установлена РЛС "Инициатива" (SHORT HORN), дальность обнаружения наземных целей 200 км, оснащен системой целеуказания позволяющей производить наведение КР запущенных с ПЛ и надводных кораблей. В 1990 г. есть на вооружении. Ту-16Р (проект 92) BADGER-E - 1955 г. испытания, самолет на базе Ту-16А, аэрофоторазведчик (выпускался в двух вариантах - дневном и ночном). "Ту-16Р" BADGER-F - 1963 г. самолет радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на базе Ту-16А. Под крылом устанавливались контейнеры с радиоэлектронным оборудованием. Ту-16КСР / Ту-16К-16 (Ту-16КСР-2) / Ту-16К-11-16 (Ту-16КСР-2-5) BADGER-G - испытания Ту-16КСР с ракетами с 1 июня по 15 ноября 1958 г., в 1962 г. принят на вооружение серийный Ту-16К-16 с ракетами КСР-2, ракетоносец на базе ранее выпущенных модификаций Ту-16. Вооружение: 2 х КСР-2 (КСР-11) под крылом. На Ту-16КСР - РЛС наведения ракет К-ПМ с дальностью обнаружения наземной цели (с высоты 4000-10000 м) - 200 км, устойчивое сопровождение цели на дальности - 160-180 км. Минимальная дальность автосопровождения цели - 13-15 км. При стрельбе по морским целям - дальность обнаружения - 140-160 км, сопровождения - 120-160 км. Так же РЛС "Рубин-1КВ" под фюзеляжем и разведывательная РЛ-станция "Рица". Ту-16К-26 / Ту-16К-26П / Ту-16К-26Б BADGER-G mod(1) - ракетоносец, конструкционно - аналог Ту-16К-11-16, принят на вооружение в 1969 г. Вооружение: 2 х КСР-2 / КСР-5 / КСР-11 под крылом. Ту-16СПС (?) BADGER-G mod(2) - ракетоносец. Вооружение: 2 х КСР-2 / КСР-5 под крылом. РЛС под фюзеляжем нет. Ту-16П "Букет" (?) или Ту-16ПП BADGER-H - 1960-е годы, самолет электронного подавления, под фюзеляжем РЛС "Инициатива". В 1990 г. есть на вооружении (Ту-16П "Букет"). Ту-16П / Ту-16 "Елка" / Ту-16ПП BADGER-J - дальнейшее развитие BADGER-H - самолет РЭБ (постановщик помех). Серийное производство - вторая половина 1950-х годов. Ту-16Е "Азалия" BADGER-K - 1960-е годы (первое фото в западной прессе - 1981 г.) самолет дальней радиоэлектронной разведки. Корпус типа Ту-16А. Помимо экипажа на борту 8-10 операторов РЭО. В 1990 г. есть на вооружении. "Ту-16Р" BADGER-L - новые РЛС и электроника. Ту-16М - ? Ту-16Т - торпедоносец, серия с середины 1950-х годов, назначение - торпедные атаки крупных морских целей и постановка минных заграждений с использованием торпед типа РАТ-52, мин АМО-500 и др. С 1965 г. все Ту-16Т переоборудованы в спасательные Ту-16С. В 1990 г есть на вооружении. Ту-16К-22 - 1962 г., летающая лаборатория для отработки системы самонаведения ракет Х-22. Ту-16С "Корвет"- 1965 г., диверсионно-спасательный самолет, РЛС в "бульбе" в носу, переоборудованы из Ту-16Т, под фюзеляж может подвешиваться глиссер "Фрегат". Лодка сбрасывалась в районе бедствия и управлялась радиосистемой "Рея". В 1990 г. еще есть на вооружении. Ту-16КРМ - конец 1960-х годов, самолеты-носители ракет-мишеней.
Ту-16ЛЛ - летающая лаборатория по испытанию двигателей (например АЛ-7Ф-1, ВД-7, Д-36), системы велосипедного шасси и др. Ту-16 "Циклон" - конец 1970-х годов, разведчик погоды, подвесные контейнеры для рассеивания распыляющих облака химических реагентов. Ту-16НН - в 1990 г. есть на вооружении. 103 - проект сверхзвуковой модификации Ту-16 с 4-мя двигателями ВД-5 или ВД-7 (1953 г.), не реализован. Ту-104Г - прототип Ту-104, транспортно-грузовая модификация Ту-16. Первый полет прототип Ту-104 совершил 17 июля 1955 г. (пилот - Ю.Алашеев). Серийное производство - с 1956 г. на Харьковском авиазаводе. Ту-107 - опытный военно-транспортный самолет. Ту-110 - опытный пассажирский самолет, 4 х ТРД, построено 3 самолета. М-16 - радиоуправляемые самолеты-мишени на базе отслуживших Ту-16. Всего до 1982 г. выпущено 46 модификаций Ту-16, к 1990 г. - более 50. Статус: СССР - 1954 г. - произведено 9 шт. - 1955 г. - на вооружении 54 шт. - 1963 г. - серийное производство прекращено, всего построено 1500 самолетов разных модификаций. - 1978 г. - на вооружении дальней авиации 115 бомбардировщиков и ракетоносцев; так же неизвестное количество разведчиков, самолетов РЭБ и т.д. - 1983 г. - всего в ВВС 695 шт. и 70 шт. дозаправщиков. - 1987 г. - 272 шт. в ВВС (370 шт. вместе с Ту-22), 240 шт. в авиации ВМФ (из них 120 модификации BADGER-C и Cmod. и 340 шт. в резерве (вместе с М-4 и Ту-22). - 1987 г. - на авиабазе Кам-Рань (Вьетнам) базируются 10 ударных Ту-16 вооруженных ПКР и 6 шт. других модификаций. - 1988 г. - по западным данным на вооружении 150 BADGER-G и 70 шт. BADGER-Cmod.; - 1988 г. - в Смоленской воздушной армии 140 шт., снимается с вооружения по 30 шт/год (с 1987 г. как минимум). 135 шт. в Иркутской воздушной армии (вместе с Ту-22). 180 шт. (вместе с Ту-22) модификаций разведчиков и постановщиков помех в ВВС. - 1989 г. - всего начиная с 1954 г. произведено различных модификаций 1509 шт. В составе ВВС и ВМФ: | ВВС | ВМФ | Ударные самолеты | 260 | 190 | Дозаправщики | 20 | 70 | Самолеты РЭБ | 90 | - | Другие модификации | 15 | 60 | ИТОГО: 725 самолетов (резерв в том числе ?) - 1993 г. - с составе авиации ВВС и ВМФ: | ВВС | ВМФ | Ударные самолеты | 30 | 15 | Дозаправщики | 20 | - | Самолеты РЭБ | 70 | 24 | ИТОГО: 159 самолетов (без резерва). - 1994 г. - снят с вооружения ВВС и ВМФ России. Экспорт: Венгрия - 1991 г. - проявляется интерес к приобретению для использования в качестве летающих лабораторий 3 самолетов Ту-16. Египет: - 1963 г. - первые поставки BADGER-В ок. 20 шт. - 1967 г. - поставка 20 шт. BADGER-G (Ту-16К-11-16) с ракетами AS-5 (КСР-2). Всего на вооружении - 30 шт. - 1973 г. - на вооружении 25 Ту-16К-11-16 (в ходе боевых действий сбито два самолета). - 1983 г. - на вооружении 16 шт. Ту-16. - 1992 г. - на вооружении не состоит. Индонезия - 1961 г. лето - поставка 25 шт. Ту-16КС с ракетами AS-1 и советскими экипажами. 1992 г. - нет на вооружении. Ирак: - 1962 г. - первые поставки Ту-16. - 1983 г. - на вооружении 8 шт. Ту-16КС. - 1991 г. к 13 января на вооружении 8 Ту-16КС и 4 H-6D (Китай). - 1992 г. - на вооружении 6 Ту-16КС. Китай: - 1957 г. - передача документации на производство Ту-16; - 1958 г. - начало производства по лицензии на заводах Xian и первые поставки в ВВС из СССР. - 1968 г. - начало производства Xian H-6 копии Ту-16. - 1983 г. - всего на вооружении 100 Н-6. - 1985 г. - начало производства Xian H-6D (H-6-IV) типа BADGER-C/G с двумя ракетами C-601 (ПКР). - 1987 г. - с 1968 г. всего произведено 120 шт. всех типов. - 1992 г. - на вооружении 120 бомбардировщиков типа Н-6 и 100 разведчиков, патрульных и др. специальных самолетов типа Н-6. - 1997 г. - на вооружении есть Н-6 и Н-6D. КНДР - 1992 г. - на вооружении 80 бомбардировщиков типа Н-6. Ливия - поставки Ту-16 были до 1987 г, к 1993 г. на вооружении нет.
Источники: Авиационная выставка в Тушино. Москва. 1989 г. Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г. Бабич В., Преподано на Ближнем Востоке. // Авиация и космонавтика. N 9-10 / 1993 г. Боевой состав ВВС некоторых иностранных государств. // Зарубежное военное обозрение. N 3 / 1993 г. Бурбыга Н., Жертвы необъявленных войн. // Известия. 11.01.1994 г. Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть 2. М., "Техника-молодежи", С.-Пб., "Бастион", 2001 г. Гордон Е., Ригмант В., Этот многоликий "барсук". // Авиация и космонавтика. N 5-6 / 1992 г. Дмитриев А., Перспективы военной авиации. // Независимое военное обозрение. N 22 / 1997 г. Зуенко Ю., Коростелев С., Боевые самолеты России. Москва, "Элакос", 1994 г. Ильин В., Мгновение технологической войны. // Техника-молодежи. N 7 / 1991 г. Ильин В., Семь равно восьми. // Крылья Родины. N 1 / 1993 г. Ильин В., Что ждет тебя, дальняя ? // Крылья родины. NN 5, 6 / 1992. Крылья родины. N 7 / 1991 г. Кузьмин А., Неизвестный конкурент. // Крылья Родины. N 11 / 1993 г. Лазукин А., Конверсия - обычное дело. // Авиация и космонавтика. N 1 / 1993 г. Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г. Нечаев Ю., Дороже любой валюты. // Крылья Родины. N 2-3 / 1991 г. Пономарев. Развитие самолетов мира. Ригмант В., Ту-16 - самолет-эпоха. // Крылья родины. N 6, 7 / 1995 г. Самолеты страны Советов. М.: 1974 г. Сергеев П.Н. Ту-16 Ракетно-бомбовый ударный комплекс Советских ВВС. // Война в воздухе. №26. г.Киров, 2000 г. Советская военная техника 1988. Томск. 1988 г. Соотношение сил НАТО и ОВД. ?????? Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г. Шавров В.Б., История конструкций самолетов в СССР 1938-50 г.г. М.: Машиностроение. 1994 г. Aerotyp. 1968. Berlin (ГДР). Beijing Revue. N 29 / 1988. (Китай). Congressional Record. NN 118, 129, 137, 143 / 1988; 38 / 1989. Washington (США). Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988. Flieger Jahrbuch. 1977-1986. Berlin (ГДР). Gordon E., Rigmant V., Tu-22 (M) naddzwiekowe bobmbowce Rosji. Warsawa, "Altair", 1995. (Польша). Interavia. NN 1 / 1984; 3, 5, 7, 9, 10 / 1988; 1, 9-11 / 1989. (Швейцария). Jane's weapon systems 1987-88. (США). Jonic publicstions. 1990-92. (Россия). Letectvi + Kosmonautika. NN 8 - 12, 17, 19, 20, 24, 25, 26 / 1989. (Чехословакия). Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США. US National Security. 1985. Toronto (Канада). World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. 1978. Stocholm (Швеция). |