|       ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).    ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).   ПЛ Б-427 пр.641 FOXTROT рядом с лайнером Queen Mary в морском музее в Лонг-Бич, США  (фото Navymailman, октябрь 2008 г., взято с http://tsushima.su).  Подводная лодка пр.641 FOXTROT. Предположительно Северный флот, 1980-е годы (фото - US  NAVY,   http://www.dodmedia.osd.mil).      Конструкция ПЛ двухкорпусная цельносварная с использованием стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Форма корпуса выполнена для максимального улучшения мореходности в надводном положении. На ПЛ устанавливалась система пожаротушения ВПЛ-52.       ПЛ пр.641 FOXTROT в доке. Снимок сделан до 1986 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su).    ПЛ пр.641 в доке, лодки оборудованы для ледового плавания, ТОФ, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).  ПЛ пр.641 в доке, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).         Двигатели:  3 х двухтактных дизеля 37Д с газотурбонаддувом мощностью по 2000 л.с. (управление дизелями осуществляется из герметичного подотсека, для снижения загазованности). При достройке части ПЛ по модернизированному пр.641К (в т.ч. на ПЛ Б-435 - ныне "Запорiжже") заменены на 4-х тактные дизели 2Д42 Коломенского завода мощностью 1900 л.с. при 500 об/мин (работали с системой дистанционного управления ДАУ-2Д42 и имели массу на 8 тонн меньше, чем 37Д) или 2Д42М мощностью по 2000 л.с.. На ПЛ Б-397 установлены дизели 40Д.     2 х электродвигателя подводного хода ПГ101 мощностью по 1350 л.с. для бортовых валов  1 х электродвигатель подводного хода ПГ102 мощностью по 2700 л.с. для центрального вала  1 х электродвигателя экономического подводного хода ПГ104 мощностью 140 л.с. для центрального вала     Механика - три вала и три винта изменяемого шага. Рули вертикальный и кормовые горизонтальные имели гидравлический привод, электрический и резервный ручной. На ПЛ использовался стабилизатор глубины "Мрамор" (автоматическое управление плавучестью лодки и горизонтальными рулями).     Энергетика - аккумуляторы 46СУ, при достройке части ПЛ по модернизированному пр.641К заменены на аккумуляторы повышенной емкости 48СМ. Количество - 448 шт (4 группы по 112 шт). На некоторых ПЛ вероятно использовались свинцово-кислотные аккумуляторы 60СУ (упоминаются у Апалькова, возможно неточность).     Экипаж - 70 чел (в т.ч. 12 офицеров)     Длина - 91,3 м  Ширина - 7,5 м  Осадка - 5,09 м (при нормальном водоизмещении)     Водоизмещение надводное - 1952 тонны  Водоизмещение подводное - 2475 тонн (встречается так же 2550 тонн)  Запас плавучести - 26.8%     Скорость надводная максимальная - 16.8 уз  Скорость подводная максимальная - 16 уз  Скорость подводная под РДП - 8-10 уз (по разным данным)  Скорость подводная экономическая - 2 уз  Дальность хода надводная (скорость 8.1 уз, усиленный запас топлива) - 30000 миль   Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз, усиленный запас топлива) - 17900 миль    Дальность хода подводная (скорость 2 уз) - 400 миль  Дальность хода подводная (скорость 16 уз) - 15.3 миль  Глубна погружения предельная - 280 м  Глубна погружения рабочая - 250 м  Время погружения - 40 с  Время непрерывного пребывания под водой - 575 часов  Автономность - 90 суток     Вооружение:  6 х 533 мм носовых ТА, боезапас 18 торпед.   4 х 533 мм кормовых ТА (400 мм ТА на ПЛ пр.И-641К), боезапас 4 торпеды.  Торпедные аппараты рассчитаны на стрельбу до глубины 80 м. На ПЛ Б-156 носовые ТА оснащены опытной системой быстрой перезарядки.  Боезапас (общий) - 22 торпеды типов 53-65М или 53-65К (включая управляемые по проводам) или 32 мины МДТ. ПУТС "Ленинград-641".   Погрузка торпед на ПЛ пр.641, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).         Оборудование:  - пассивная ГАС шумопеленгования МГ-10 "Кола" / PIKE JAW (на головной ПЛ Б-94 устанавливалась ГАС "Тулома" - в серию не пошла); - высокочастотная ГАС связи МГ-15 "Свияга" / TROUT CHEEK - активно-пассивная ГАС пеленгации МГ-200 "Арктика-М" (расположена в нижней носовой части корпуса); - станция обнаружения гидроакустических сигналов (ОГС) МГ-13 / МГ-13М "Свет-М" / FEZ (на некоторых ПЛ, антенна расположена над антенной ГАС "Свияга").      Расположение антенн ГАС на примере ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT. Снимок сделан с борта СКР "Разительный" пр.1135 Черноморского флота на переходе в Бизерту, 1981 г. (идентификация ГАС - Ракетчик, http://militaryrussia.ru/forum, фото из архива Волка, http://tsushima.su).    Антенны ГАК на ПЛ ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT.  Севастополь, вероятно лето 2009 г. (фото из архива Lizard333, http://forums.airbase.ru).        - РЛС обнаружения надводных целей "Флаг" / SNOOP TRAY или "Буря", станция радио-технической разведки "Накат" / "Анкер" ? / STOP LIGHT (обнаружение работы РЛС противника), радиопеленгатор "Рамка" или "Завеса" и станция госопознавания "Хром-К" / QUAD LOOP, радиостанция ВЧ "Ива-МВ" с убирающейся (заваливающейся) антенной (установлена в ходе среднего ремонта на части ПЛ не ранее второй половины 1960-х годов).     - Два гирокомпаса "Курс-5", лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1. Перископ командирский ПК-8.5, перископ зенитный ПЗНГ-8.      ПЛ пр.641 FOXTROT  доке, Кронштадт. Хорошо видны в убранном положении шахта РДП, РЛС, пеленгатор и в кормовой части огражения рубки антенна системы связи "Ива" (фото из архива Волка, http://tsushima.su).     Модификации:  пр.641 (1958 г.) - базовый проект ПЛ.     пр.И-641 (1965 г.) - специально разработанный для Индии вариант ПЛ пр.641. НИОКР - ЦКБМТ "Рубин", главные конструкторы - З.А.Дерибин и Ю.Н.Кормилицин. В процессе производства часть ПЛ строились на базе пр.641К (на "Ленинградском Адмиралтейском объединении" с 1971 по 1983 г.г., 13 ПЛ, см.ниже).  На ПЛ размещена установка кондиционирования воздуха СПХМ-ФУ-90.     пр.641К (1972 г.) - модернизированный пр.641. Часть ПЛ (строившиеся на заводе "Ленинградское Адмиралтейское объединение") строились с более современными дизелями и с измененной аккумуляторной батареей. Решение о перекроектировании принято в 1964 г., в производстве с 1971 г. с последующей переделкой по пр.И-641К (см.ниже).     пр.И-641К (1973 г.) - экспортный вариант ПЛ пр.641К. строились на "Ленинградском Адмиралтейском объединении" с 1971 по 1983 г.г., 13 ПЛ. Главный конструктор - З.А.Дерибин и позже Ю.Н.Кормилицин). Вооружение ПЛ отличалось от других модификаций установкой в корме 400-мм ТА вместо 533-мм.     пр.И-641Л (1976 г.) - в некоторых источниках указывается такое наименование ПЛ пр.И-641К, строившихся для Ливии на "Ленинградском Адмиралтейском объединении" с 1975 по 1982 г.г., 6 ПЛ из числа ПЛ пр.И-641К. Приемка первой (Б-533 / S-311 "Al Badr") состоялась в декабре 1976 г.     пр.И-641М (1976-1979 г.г.) - модернизация части ПЛ пр.И-641 ВМС Индии (2 ПЛ). Модернизация производилась на "Дальзаводе" (г.Владивосток).      ПЛ S-21 "Karanj" пр.И-641М, Индия, Мумбаи, февраль 2004 г. (фото Phil Camp, http://forums.airbase.ru)      пр.641ИЭ - в некоторых источниках упоминается такая модификация - учебная ПЛ.     Научно-исследовательские экспедиции с применением ПЛ на пр.641 - в период 1978-1982 г.г. несколько ПЛ пр.641 использовались в научно-исследовательских экспедициях совершенных ВМФ СССР совместно с Академией наук СССР:  Б-112 = "Сатурн" (1978 г.)  Б-50 = "Глобус" (1980 г.)  Б-101 = "Регул" (1982 г.)  Б-164 = "Юпитер"      ПЛ Б-50 пр.641 исследовательской экспедиции "Глобус" (фото из архива Ильи Курганова, http://forums.airbase.ru)      ПЛ Б-101 пр.641 исследовательской экспедиции "Регул", 1982 г. (фото US NAVY, http://defenseimagery.mil)      Экстренное всплытие ПЛ пр.641 (Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г.)      Подводные лодки пр.641 FOXTROT оборудованные для ледового плавания (кадр из документального фильма "Ударная сила. Подводный меч", ОРТ, 2007-2008 г.г.).   ПЛ пр.641 оборудованная для ледового плавания, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).   ПЛ пр.641, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).       ПЛ пр.641 Тихоокеанского флота СССР, 1980 г. (фото из архива matelot, http://forums.airbase.ru).  Подводная лодка пр.641 FOXTROT в конфигурации для ледового плавания . Предположительно Северный флот, 1980-е годы (фото - US  NAVY,   http://www.dodmedia.osd.mil).       Одна из последних российских ПЛ пр.641. На заднем плане БПК пр.61 или одна из его модификаций.   Предположительно Черное море, конец 1990-х годов (фото из архива Walera, http://forums.airbase.ru)       Компоновочная схема ПЛ пр.641 FOXTROT (http://www.ckb-rubin.ru)      Проекции ПЛ пр.641 FOXTROT     Статус: СССР (Россия)   - 1958 г. - 1 шт  в составе ВМФ   - 1959 г. - 6 шт (+5) в составе ВМФ   - 1960 г. - 12 шт  в составе ВМФ
  - 1960 г. июль-сентябрь - в составе ЭОН-70 переход на ТОФ совершили ПЛКР пр.644 С-44 (стала первой ПЛ с крылатыми ракетами на ТОФ), 2 ПЛ пр.613 - С-68 и С-88 и 2 ПЛ пр.641 - Б-133 и Б-135. Из всех ПЛ пр.641 ТОФ (17 ед) 15 ед. перешли экспедициями ЭОН с Северного флота (ист. - Семенов).       Северный флот, Полярный, пирс №1 (?) - справа-налево - корабль связи пр.357, УТС на базе ПЛ К-21, ПЛ пр.641 Б-133, Б-135 и ПЛ пр.613 переоборудованные для перехода Севморпутем на ТОФ, 1960 г. (фото из архива diakin,  http://forums.airbase.ru)       - 1961 г. - 19 шт в составе ВМФ  - 1961 г. июнь-сентябрь - в составе ЭОН-71 переход на ТОФ совершили 2 ПЛ пр.641 - Б-143 и Б-85 и ПЛ РЛД пр.640 С-62 ( ист. - Семенов).  - 1962 г. 11 января - у пирса в Полярном при взрыве торпед на ПЛ Б-37  пр.641 пострадала и позже затоплена ПЛ С-350. Поднята 14 января 1962 г. Проходила ремонт на СРЗ в г.Мурманск в 1964-1966 г.г.       Пирс №1 4-й эскадры Северного флота в Полярном - на фото видно ПЛ N153 Б-37 пр.641 и N914 С-350  пр.633, которые затонули 11 января 1962 года у этого пирса при взрыве на Б-37. Снимок - лето 1961 год (фото из архива Волка, http://tsushima.su).       Работы по подъему ПЛ Б-37 пр.641. Пирс №1, Полярный, Северный флот, лето 1962 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su).         ПЛ Б-37 пр.641 и С-350  пр.633 после подъема и демонтажа оторванных взрывом отсеков.  Пирс №1, Полярный, Северный флот, июнь 1962 г (фото из архива Волка, http://tsushima.su).         - 1962 г. август-сентябрь - в составе ЭОН-72 переход на ТОФ совершили 2 ПЛ пр.641 - Б-33 и Б-164, 4 ПЛ пр.613 - С-325, С326, С-327, С-328 и 2 ПЛКР пр.665 - С-61 и С-64 (ист. - Семенов). 
  - 1962 г. - 24 шт (+6 и -1) в составе ВМФ   - 1962 г. октябрь - 69-я бригада ПЛ пр.641 Северного флота приняла участие в операции по прорыву блокады Кубы. Практически все ПЛ были обнаружены ПЛО США.      ПЛ Б-4 и Б-130 69-й "кубинской" бригады ПЛ пр.641 Северного флота у пирса в Полярном, лето 1962 г.  (фото из архива Волка, http://tsushima.su)      Два эсминца ВМФ США ведут наблюдение над одной из ПЛ пр.641 FOXTROT участвующей в операции по прорыву блокады Кубы (фото - US NAVY, конец октября 1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).      ПЛ пр.641 FOXTROT с бортовым номером 911 участвующая в операции по прорыву блокады Кубы (фото - US NAVY, конец октября 1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).              Первая ПЛ, участвующая в операции по прорыву блокады Кубы обнаруженная ВМФ США - ПЛ Б-130 (бортовой номер 945) пр.641 FOXTROT (фото - US NAVY, 25.10.1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).       Вторая обнаруженная ВМФ США подлодка - ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT в ходе операции по прорыву блокады Кубы, без опознавательных знаков (фото - US NAVY, 28.10.1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).      Противолодочный вертолет ВМФ США над ПЛ Б-59 пр.641 FOXTROT в ходе операции по прорыву блокады Кубы (фото - US NAVY, 28.10.1962 г., The National Security Archive, http://www.gwu.edu).       - 1963 г. - 27 шт в составе ВМФ
  - 1963 г. - в составе межфлотской экспедиции ЭОН-73 переход на ТОФ совершили ПЛ пр. 641 Б-50 и Б-8 (ист. - Семенов).    - 1964 г. - 32 шт в составе ВМФ
  - 1964 г. - в составе межфлотской экспедиции ЭОН-74 переход на ТОФ совершили ПЛ пр. 641 Б-55 и Б-101 (ист. - Семенов).    - 1965 г. - 38 шт в составе ВМФ
  - 1965 г. август - 1966 г. июль - межфлотская экспедиция ЭОН-75 на ТОФ зимовала в бухте Певек в связи с аварией на судне сопровождения. В составе ЭОН следовали 2 ПЛ: пр. 641 Б-15 (Марков М.И.); пр. 651 К-70 (капитан 2 ранга Бец В.И.). Последняя – большая дизельная с крылатыми ракетами. В составе ТОФ их было всего 4. При этом 3 из них прибыли по СМП  (ист. - Семенов).    - 1966 г. - 44 шт в составе ВМФ
  - 1966 г. 4-24 сентября - в составе ЭОН-76 на ТОФ совершили переход ПЛ пр. 651 К-63 (капитан 2 ранга Никитин Д.В.) и 2 ПЛ пр. 641: Б-28 (капитан 2 ранга Чефонов И.Г.), Б-112 (капитан 2 ранга Костылев Н.Ф.)  (ист. - Семенов).   - 1967 г. - 48 шт в составе ВМФ   - 1967 г. - согласно мемуарам И.В.Касатонова во время "Шестидневной" арабо-израильской войны в Средиземном море на боевой службе находились 8 ПЛ пр.641 FOXTROT:      - Б-4 «Челябинский комсомолец» (69-я бригада ПЛ СФ)       - Б-7 (42-я бригада ПЛ СФ)       - Б-31 (42-я бригада ПЛ СФ)       - Б-34 (42-я бригада ПЛ СФ)       - Б-38 (СФ)       - Б-105 (69-я бригада ПЛ СФ, 01-30 июня 1967 г.)       - Б-109 (СФ)       - Б-156 (СФ)   - 1968 г. - 50 шт в составе ВМФ
  - 1968 г. июль-сентябрь - в составе ЭОН-78 совершили переход 4 ПЛ (ист. - Семенов):   - 2 ПЛ дизель-электрические ПЛ с баллистическими ракетами пр. 629А: К-36 (капитан 2 ранга Абраменко Э.А.) и К-91 (капитан 2 ранга Шабалин Л.Н.). Из 13 ПЛ пр.629 (629А) на ТОФ 6 ПЛ прибыли по СМП: в 1971г. - К-61 (капитан 1 ранга Г.А. Малышевский), в 1973 г. - К-107 (капитан 2 ранга Луговской Ф.М.) и К-83 (капитан 2 ранга Рудых Б.В.), в 1974 г. - К-113 (капитан 1 ранга Логвинович Э.Д.);   - 2 ПЛ пр. 641: Б-39 (капитан 2 ранга Фёдоров В.А.) и Б-397 (капитан 2 ранга Яковлев Г.С.).        ПЛ пр.641 и плавбаза в порту Дар-эс-Салама (Танзания, 19 декабря 1968 г., фото из архива DDR80, http://forums.airbase.ru)        - 1969 г. - 52 шт в составе ВМФ   - 1970 г. - 55 шт в составе ВМФ   - 1970 г. осень - 1971 г. осень - поход продолжительностью 14 месяцев с Балтики на ТОФ выполнила ПЛ пр. 641 Б-213 (капитан 2 ранга Герасимов Д.И.). Из Лиепае по южному пути на ТОФ с выполнением задач боевой службы у мыса Чагос и в Бискайском заливе (ист. - Семенов).   - 1971 г. - 57 шт в составе ВМФ   - 1972 г. - 58 шт в составе ВМФ
  - 1972 г. осень - по южному маршруту совершила переход на ТОФ ПЛ пр. 641 Б-427, капитан 2 ранга Донцов А.Н. (ист. - Семенов).   - 1973 г. - 58 шт в составе ВМФ    ПЛ пр.641 и ПЛ пр.613 (крайняя справа) у пирса, Камчатка, ТОФ, 1970-е годы (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).   - 1974 г. - 58 шт в составе ВМФ    - 1975 г. - 58 шт в составе ВМФ   - 1976 г. - 58 шт в составе ВМФ   - 1977 г. - 60 шт в составе ВМФ   - 1978 г. - 58 шт в составе ВМФ, ПЛ Б-112 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ "Сатурн".   - 1979 г. - 58 шт в составе ВМФ   - 1980 г. - 56 шт в составе ВМФ       ПЛ пр.641 FOXTROT проходит проливом Босфор, май 1980 г. (фото из архива DDR80,  http://forums.airbase.ru)       - 1980 г. 18 сентября - ПЛ Б-50 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ и переименована в "Глобус".   - 1981 г. - 55 шт в составе ВМФ   - 1982 г. - 53 шт в составе ВМФ, ПЛ Б-101 перестроена в научно-исследовательскую ПЛ "Регул".   - 1983 г. - 53 шт в составе ВМФ (производство прекращено)   - 1984 г. - 51 шт  в составе ВМФ   - 1985 г. - 51 шт в составе ВМФ   - 1986 г. - 51 шт в составе ВМФ   - 1987 г. - 50 шт в составе ВМФ   - 1988 г. - 50 шт в составе ВМФ   - 1989 г. - 48 шт в составе ВМФ   - 1990 г. - 39 шт в составе ВМФ, на Балтике в состав 22 бригады ПЛ входят ПЛ пр.641 Б-4, Б-7, Б-57, Б-130, Б-205, Б-400, Б-413, Б-416, Б-807, Б-821, Б-825, Б-840.   - 1991 г. - 30 шт в составе ВМФ (Апальков - 11 шт).   - 1992 г. - 25 шт в составе ВМФ   - 1993 г. - 14 шт в составе ВМФ   - 1994 г. - 8 шт в составе ВМФ      ПЛ пр.641 FOXTROT Балтийского флота, 1990-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su)     - 1995 г. - 6 ед в составе ВМФ   - 1996 г. - 5 ед в составе ВМФ (БФ - Б-440 в строю, февраль).   - 1997 г. - 2 ед в составе ВМФ (БФ - Б-440 в строю).   - 1998 г. - 1 ед в составе ВМФ   - 2001 г. декабрь - нет в составе ВМФ.       ПЛ пр.641 музей в Сан-Диего, США, 2005 г. (фото ninjaemery, http://news.webshots.com)    - 2014 г. 22 марта - на ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после аннексии  Россией Крыма и захвата части кораблей ВМС Украины поднят Андреевский  Флаг. Лодка принята в состав ВМФ России. Часть экипажа, включая  командира лодки, отказались перейти на российскую сторону. "Половина  экипажа субмарины готова служить и выполнять поставленные задачи, они  знают свою лодку и будут продолжать на ней службу. Противники из числа  экипажа покинули корабль, в том числе и командир. "Запорожье" перейдет  из бухты Стрелецкая в бухту Южная, где базируются наши подводные силы" ( источник). Лодка принята в состав Флота с восстановлением старого названия - Б-435. - 2014 г. 22 марта - в составе ВМФ России 1 ед.   Подводная лодка Б-435 - бывшая украинская U01 "Запорiжжя" - под Флагом ВМФ России, г.Севастополь, 22.03.2014 г. (фото - А.Бричевский,  http://forums.airbase.ru via http://bmpd.livejournal.com).  Подводная лодка Б-435 - бывшая украинская U01 "Запорiжжя" - у пирса в Южной бухте Севастополе. Рядом стоят ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В и плавучая зарядовая станция ПЗС-50 - бывшая лодка С-49 пр.633РВ. 23.03.2014 г. (фото - А.Бричевский, http://u-96.livejournal.com via http://bmpd.livejournal.com).      Экспорт:  Индия:  - 1965 г. - заключено соглашение о поставках ПЛ пр.И-641.  - 1967 г. 8 декабря - ВМС Индии передана первая ПЛ пр.И-641 (вариант пр.641) Б-51, которая получила название S23 Kalvari (заводской номер 205).  - 1968 г. 6 декабря - ВМС Индии передана вторая ПЛ пр.И-641 Б-401, которая получила название S22  Khanderi (заводской номер 225).  - 1969г. 4 сентября - ВМС Индии передана третья ПЛ пр.И-641 Б-405, которая получила название S21 Karanaj (заводской номер 230).  - 1969 г. 18 декабря - ВМС Индии передана четвертая ПЛ пр.И-641 Б-402, которая получила название S20 Kursura (заводской номер 255).  - 1973 г. - передача ВМС Индии двух ПЛ пр.И-641К из серии ПЛ в 4 шт.    Церемония передачи ВМС Индии ПЛ S24 Vagir пр.И-641К, Болдерая, Рига, 1973 г. (фото из архива Андрея Шелковенко, http://picasaweb.google.com/miraxem).     
  - 1974 г. - передача ВМС Индии еще двух ПЛ пр.И-641К.  - 1974 г. 10 августа - ВМС Индии включили в свой состав ПЛ пр.И-641 Vagli (одна из двух ПЛ принятых в 1974 г.). Порт приписки - Мумбаи. С 1993 г. порт приписки Vagli - Вишакхапатнам.  - 1975 г. - всего в ВМС Индии 8 ПЛ пр.И-641 и И-641К:      | Проект |  Название в ВМС Индии |  Название в ВМФ СССР |  завод.№ |  Дата передачи |  Прочее |     | И-641 |  S23 Kalvari |  Б-51 |  205 |  08.12.1967 |    |     | И-641 |  S22 Khanderi |  Б-401 |  225 |  06.12.1968 |    |     | И-641 |  S21 Karanaj |  Б-405 |  230 |  04.09.1969 |    |     | И-641 |  S20 Kursura |  Б-402 |  255 |  18.12.1969 |    |     | И-641К |  S24 Vagir |    |    |  1973 г. |  передача ПЛ состоялась в Болдерая (г.Рига), фотографии церемонии передачи ПЛ  http://picasaweb.google.com/miraxem/Vagir02# |     | И-641К |  S25 Vela |    |    |  1973 г. |    |     | И-641К |  S26 Vagli |    |    |  10.08.1974 |    |     | И-641К |  S27 Vagshiir |    |    |  1974 г. |    |             - 1976-1979 г.г. - 2 ПЛ пр.И-641 прошли модернизацию по пр.И-641М на "Дальзаводе" (г.Владивосток) - S20 Kursura и S21 Karanaj.  - 2002 г. - ПЛ  S20 Kursura пр.И-641 установлена в качестве музея в г.Вишакххапатнам. - 2010 г. - на вооружении 2 ПЛ семейства пр.И-641 FOXTROT (Vela и Vagli). - 2010 г. июль - из состава ВМС исключена ПЛ пр.И-641 Vela, оставшуюся ПЛ Vagli планируется исключить из состава ВМС до конца 2010 г.  - 2010 г. 09 декабря - последняя ПЛ пр.И-641 - Vagli - выведена из состава ВМС Индии.    ПЛ пр.И-641 Vagli перед выводом из состава ВМС Индии, 09.12.2010 г. (http://livefist.blogspot.com/).        Куба:  - 1979 г. 7 февраля - в Гаванну для ВМС Кубы прибыла первая ПЛ пр.И-641К Б-309, которая получила название S725 (заводской номер 01299).  - 1980 г. март (январь по западным данным) - ВМС Кубы передана вторая ПЛ пр.И-641К Б-586, которая получила название S727 (заводской номер 01205).  - 1984 г. февраль - ВМС Кубы передана третья ПЛ пр.И-641К Б-510, которая получила название S729 (заводской номер 01209).  - 1986 г. март - 1992 г. - ПЛ S725 прошла ремонт в Гаванне.  - 1989 г. июль - начат ремонт ПЛ S727 в Гаванне.  - 1992 г. начиная с этого года считается, что ПЛ S725 и S727 не боеспособны.      Одна из кубинских ПЛ пр.641 FOXTROT (фото US NAVY из архива murzik, http://forums.airbase.ru).       Кубинская ПЛ пр.641 FOXTROT, 1 августа 1986 г. (US NAVY,  http://www.dodmedia.osd.mil)       Ливия:  1976 г. - ВМС Ливии передана первая ПЛ пр.И-641К (И-641Л).  1978 г. - ВМС Ливии переданы еще 2 ПЛ пр.И-641К (И-641Л).  1982 г. - ВМС Ливии переданы еще 2 ПЛ пр.И-641К (И-641Л).  1983 г. - ВМС Ливии передана последняя (шестая) ПЛ пр.И-641К (И-641Л).  1991-2005 г.г. - ПЛ "Al Badr" находилась для ремонта в СССР и России, Дальнейшая судьба неизвестна.  2007 г. - в ограниченно боеспособном состоянии в ВМС Ливии 2 ПЛ пр.И-641К FOXTROT.     Ливийская ПЛ пр.641 с бортовым №32 (фото из архива Idris Welch, http://picasaweb.google.com).      ПЛ "Al Badr" пр.И-641К  в Кронштадте в ожидании ремонта, сентябрь 1995 г.  (фото Ильи Курганова, http://submarines.narod.ru)     Польша:  1987 г. 3 ноября - передана ВМС Польши ПЛ Б-98 пр.641. Принята на вооружение под наименованием "Wilk (№292).  1987 г. 7 декабря (4 февраля 1989 г. по др.данным) - передана ВМС Польши ПЛ Б-29. Принята на вооружение под наименованием "Dzik" (№293). Итого в Польше 2 ПЛ пр.641.  2001 г. - ПЛ Wilk выведена из боевого состава ВМС Польши.  2003 г. - ПЛ Dzik выведена из состава ВМС Польши с сдана на лом.      Одна из ПЛ пр.641 FOXTROT ВМС Польши, 2002 г. (фото из архива АВШ, http://tsushima.su)      ПЛ Wilk (Б-98) пр.641 FOXTROT (http://submarines.narod.ru)      ПЛ Dzik (Б-29) пр.641 FOXTROT ВМС Польши (Nowa Technika Wojskova №11/1993 г.)         Украина:  - 1997 г. 01 августа - ПЛ Б-435 211-й бригады ПЛ Черноморского флота передана ВМС Украины и принята на вооружение под наименованием U01 "Запорiжжя". ПЛ Б-435 была заложена 24.03.1970 г. в Ленинграде на Адмиралтейском заводе (заводской №260), спущена на воду 29.05.1970 г. и принята в состав ВМФ СССР 06.11.1970 г. 24 ноября 1970 г. лодка вошла в состав Северного флота ВМФ СССР. В 1990 г. внутренними водными путями лодка переведена с Белого в Черное море. 27.08.1990 г. ПЛ Б-435 причислена в состав Черноморского флота, вошла в состав 153-й бригады подводных лодок 14-й дивизии подводных лодок, а с 16.02.1996 г. - в составе 155-й бригады подводных лодок. В 1997 г. в соответствии с Соглашением о разделе ЧФ между Российской Федерацией и Украиной подводная лодка "Б-435" отошла украинской стороне. Подводная лодка "Б-435" был включена в состав Военно-Морских Сил Украины, получила новое название "Запорiжже" в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера "U01". 01.08.1997 г. на подводной лодке был поднят флаг ВМС Украины.     ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT ВМС Украины. Балаклава, 1998 г. (фото из архива Волка,  http://tsushima.su)      ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT ВМС Украины. Балаклава, март 2000 г.  Слева - командир ПЛ капитан второго ранга И.Джамила. (фото - Волк, http://tsushima.su)     - 2002 г. - ПЛ U01 "Запорiжжя" поставлена в док для прохождения ремонта.
  - 2003 г. для ПЛ U01 "Запорiжжя" в Греции закуплены акумуляторные батареи и доставлены в Севастополь БДК "Константин Ольшанский".
  - 2006 г. сентябрь - в строю ПЛ U01 "Запорiжжя" (Б-435). Базируется в Килен-бухте Севастополя.      Подводные лодки ВМС Украины в Килен-бухте - U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT и списанная ПЛ-мишень СС-226 пр.690 BRAVO. Севастополь, 4 мая 2007 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru).         Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT в акватории СРЗ №13 (август 2008 г., Севастополь, фото А.Бричевского, из архива Волка,  http://tsushima.su  ).      Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT в плавдоке (первая половина 2009 г., Севастополь, фото из архива Волка, http://tsushima.su ).     - 2009 г. лето - ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT ВМС Украины проходит ремонт в плавдоке.   Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT в доке. Севастополь, вероятно лето 2009 г. (фото из архива Lizard333, http://forums.airbase.ru).     - 2010 г. - ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT входит в состав ВМС Украины (в ремонте на СРЗ в Севастополе).    ПЛ U01 "Запорiжжя" пр.641 ВМС Украины, г.Севастополь, 24.04.2010 г.  (фото А.Бричевского, предоставлено Владимиром Владимировичем, http://militaryrussia.ru/forum)  - 2010 г. 30 апреля - появилась информация о подготовке ПЛ U01 "Запорiжжя" к ходовым испытаниям. По оценке специалистов на ПЛ не ремонтировались кабельные трассы и прочный корпус. Предположительная рабочая глубина погружения - 70-100 м - неподтвержденная информация. - 2010 г. 15-31 декабря - в Севастополе проведен первый этап швартовых испытаний ПЛ U01 "Запорiжжя". Швартовые испытания планируется завершить к 15 февраля с выходом на ходовые испытания ПЛ. Ходовые испытания планируется завершить к 31 мая 2011 г. ПЛ U01 "Запорiжжя" планируется включить в состав ВМС Украины.    Подводная лодка ВМС Украины U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT проходит швартовые испытания.  Севастополь, март 2011 г. (фото из архива max81, http://forums.airbase.ru).   - 2011 г. 24 марта - в СМИ объявлено о том, что ПЛ  U01 "Запорiжжя" примет участие в совместных с Россией учениях "Фарватер мира", которые будут проходить на Черном море 16-20 мая 2011 г. В мае 2011 г. состоятся ходовые испытания ПЛ и она будет передана ВМС Украины. Сейчас на ПЛ проходят испытания силовой установки и ведется наладка оборудования.    - 2012 г. 20 марта - ПЛ U01 "Запорiжжя" вышла своим ходом с СРЗ №13 в бухту.     ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после выхода с СРЗ №13, Севастополь, 20.03.2012 г. (http://vmsu.info).      - 2012 г. 17 апреля - планируется совершить первый самостоятельный выход в море ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины.   ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после первого погружения, Севастополь, 18.07.2012 г. (http://www.pravda.com.ua/).   - 2012 г. 20 июля - к этой дате по состоянию на весну 2012 г. планировалось завершить ходовые испытания ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины. 18 июля 2012 г. лодка выполнила первое погружение в своей новейшей истории. По состоянию на 29.07.2012 г. в СМИ заявляется, что ходовые будут завершены до конца 2012 г. и лодка будет принята в состав ВМС Украины. - 2014 г. 22 марта - на ПЛ U01 "Запорiжжя" ВМС Украины после аннексии Россией Крыма и захвата части кораблей ВМС Украины поднят Андреевский Флаг. Лодка принята в состав ВМФ России. Часть экипажа, включая командира лодки, отказались перейти на российскую сторону. "Половина экипажа субмарины готова служить и выполнять поставленные задачи, они знают свою лодку и будут продолжать на ней службу. Противники из числа экипажа покинули корабль, в том числе и командир. "Запорожье" перейдет из бухты Стрелецкая в бухту Южная, где базируются наши подводные силы" ( источник).   Источники:   Апальков Ю.В., Корабли ВМФ СССР. Справочник. Том 1 - Подводные лодки. Часть 2. СПб., "Галея Принт", 2003 г.  Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com/, 2009 г.   Касатонов И.В., Командую флотом. М., 2002 г.  Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г.  Кузин В.П., Никольский В.И., Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб., Историческое Морское общество, 1996 г. Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2010-2012 г.г. Русский подплав. Сайт http://www.submarines.narod.ru/, 2009 г.  Семенов В.Н. Межфлотские переходы подводных лодок на Тихоокеанский флот СССР (https://cyberleninka.ru/article/n/mezhflotskie-perehody-podvodnyh-lodok-na-tihookeanskiy-flot-sssr/) Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г.  Цусимские форумы. Сайт http://tsushima.su, 2009 г.   Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г.  Jane's Major Warships 1997. UK. Jane's, 1998 г.  Federation of American Scientists. Сайт http://www.fas.org, 2009 г.  MilitaryRussia.Ru. Форум, 2010 г.   |