|   ДАННЫЕ НА 2012г. (стандартное пополнение)
 Ил-80 / Ил-86ВКП / изделие 80 / 9А9675 - MAXDOME    Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет  предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с  применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению -  американский Boeing E-4B. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе  пассажирского самолета Ил-86. Первый полет совершил 29 мая 1985 г.  Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5  марта 1987 г. (по западным данным). 10 июля 1991 г. между НПП "Полет" и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР по разработкеи созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета. Принят на вооружение в 1992 г. В  этом же году впервые сфотографирован западными фотографами. Всего было выпущено 4 таких самолета -  регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149.  По неподтвержденным данным испытания самолетов завершены в 1995 или в  1997 годах. Все  самолеты находились в эксплуатации в Отдельной  авиационной эскадрилье  управления и ретрансляции 8-й Авиационной  дивизии особого назначения, с  1997 года переданы в сформированную 3-ю  Авиационную эскадрилью в/ч 22737  (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ,  Подмосковье). В некоторых источниках самолет называется "Ил-87". 
 15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). Судя по всему, по состоянию на 2012 г. работы по выполнению требований заказчика по данному договору полностью не выполнены.
 
 
 Конструкция - самолет отличается от прототипа накладным отсеком в носовой части фюзеляжа, в котором размещено радиоэлектронное оборудование. На самолете отсутствуют иллюминаторы с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. На крыльях дополнительные гондолы с двумя электрогенераторами (длина 9.5 м, диаметр 1.3 м). Часть самолетов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная троссовая антенна радиостанции сверхдлинных волн (СДВ), которая применяется для связи с подводными лодками.
 
 
 Двигатели:
 - 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг
 - 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями - обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
 
 ТТХ самолета:
 Экипаж - 5 чел (летный состав)
 
 Длина - 59,54 м
 Размах крыла - 48,06 м
 Высота - 15,81 м
 Площадь крыла - 320 кв.м
 
 Масса взлетная нормальная - 208000 кг
 
 Скорость максимальная - 970 км/ч
 Скорость крейсерская - 850 км/ч
 Скорость посадочная - 275 км/ч
 Дальность полета - 3600 км
 Потолок практический  - 11000 м
 
 Оборудование: комплекс технгических средств разработки НПП "Полет" 83Т120 / ОКР «Звено-2» (ист. - Судебные дела).
 На фюзеляже расположены антенны радиостанций (источник ): 1. Антенна КВ-приёмная, внизу за центропланом в виде двух параллельных прямоугольных «гребней», установлены на всех четырёх самолетах. 2. Антенны КВ-передающие, в наплывах законцовок стабилизаторов, но всего скорее внутри радиопрозрачного обтекателя щелевые антенны со штыревым вибратором, установлены на всех самолетах. Окраска облупленный оранжевый с проступающим белым цветом радиопрозрачного материала.  3. Антенна СДВ-передающая выпускная (проволока длиной около 4 км) с конусом на законцовке. Конус и пилон на разных бортах имеет разный цвет, т.к. краска облупляется до диэлектрика.  4. Антенна СДВ-приёмная наверху перед килем, установлена на всех самолетах.  5. Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН у каждого самолета разные (расположенные сверху и снизу фюзеляжа).  После ремонта в 2009-2010 г.г. на самолете Ил-80 / Ил-86ВКП  RA-86147 изменены конструкции антенн над фюзеляжем.
 
 
    Ил-80 / Ил-86ВКП  RA-86147 после ремонта, 9 мая 2010 г. (фото - Федор Борисов, http://airliners.net).
 Статус: СССР / Россия
 - 1990 г. лето - с посадочного комплекса "Юбилейный" космодрома Байконур совершался испытательный полет Ил-80 / Ил-86ВКП борт СССР-86146 с управлением пуском МБР в полете. Испытания прошли успешно.
 
 
 - 1991 г. 10 июля - дата заключения договора №1945/62/1 между министерством обороны СССР и НПП "Полет" на выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)». Общая стоимость работ по договору в  2009 г. была определена в сумму 1179,9 млн.руб. (ист. - Судебные дела). Взлет Ил-80 / Ил-86ВКП СССР-86146 с аэродрома "Юбилейный" космодрома Байконур, лето 1990 г. (фото - Сергей Грачев, http://www.buran.ru ). 
 - 2005 г. - начало эксплуатации и относительно интенсивных полетов Ил-80 в новейшей истории.
 
 - 02.08.2010-30.10.2011 г.г. - государственные испытания объекта 9А9675 (Ил-80). Объект вероятно является результатом выполнения ОКР «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических  средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)» (см.выше). Сдача объекта заказчику оформлена Актом от 15.02.2012 г. (ист. - Судебные дела).
 
 - 2010 г. 9 мая - Ил-80 с бортовым номером 86147 принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.
 
 
 Реестр Ил-80 / Ил-86ВКП (по состоянию на 12.07.2012 г.):
 
    | №пп | Наименование | Сер.№ | Зав.№ | Борт № | Первый полет | Примечание |   | 01 
 | Ил-80 | 
 | 51483205042 
 | СССР-86146 RA-86146 (с 1993 г.)
 
 | 29.05.1985 
 | Не оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский. - ноябрь 2009 г. (и ранее) - в эксплуатации.
 - 2011 г. - по западным данным производится ремонт двигателей.
 
 |   | 02 | Ил-80 |  | 51483205043 | СССР-86147 RA-86147  (с 1993 г.)
 | 1985 г. | Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский. - с 2001 г. - находится на хранении в Чкаловском
 - с 2007 г. - в эксплуатации
 - 2012 г. - в эксплуатации.
 
 |   | 03 | Ил-80 |  | 51483205046 | СССР-86148 RA-86148  (с 1993 г.)
 | 1985 г. | Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский. - с 2001 г. находится на хранении в Чкаловском
 - с 2009 г. - в эксплуатации
 - ноябрь 2011 г. - в эксплуатации.
 |   | 04 | Ил-80 |  | 51483205048 | СССР-86149 RA-86149  (с 1993 г.)
 | 1985 г. | Базирование - Чкаловский. - с 2001 г. находится на хранении в Чкаловском
 - с 2005 г. - в эксплуатации
 - лето 2009 г. - в эксплуатации
 |  
 
  Все четыре экземпляра Ил-80 / Ил-86ВКП в разные годы (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru ).Источники:
 Ил-80. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2012 г.
 Ил-80(87). Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
 Судебные дела НПП "Полет" и Минобороны. http://alexeyvvo.livejournal.com/19850.html, 2012 г.
 Судебные дела по поставкам Су-34. http://alexeyvvo.livejournal.com/16884.html, 2012 г.
 RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.
 
 |