Ближнемагистральный военно-транспортный самолет. Разработка самолета ведется ГП "Антонов" (г.Киев, Украина, генеральный конструктор - Дмитрий Семенович Кива) на базе пассажирского самолета Ан-158. Разработка начата в 2010 г. (приказ о начале разработки подписан 5 февраля 2010 г., официально объявлено пресс-службой ГП "Антонов" 23.02.2010 г.). Самолет планируется на смену военно-транспортным самолетам типа Ан-12 - согласно прогнозам специалистов ГП "Антонов" потенциальный рынок самолета может составить около 800 экземпляров в течение 10-12 лет. Максимальные производственные возможности ГП "Антонов" оцениваются в 12 самолетов в год (источник). В 2010 г. планировалось развернуть сборку самолетов Ан-178 в том числе в России (долевое участие в проекте 53%), но решение об участии Объединенной Авиационной Корпорации (ОАК) в проекте так и не было принято. 29 ноября 2010 г. сообщалось о разработке эскизного проекта самолета. Испытания планировалось начать в 2013 г.
Сборка фюзеляжа первого опытного самолета завершена в июле 2014 г. Завершение сборки самолета планировалось на конец 2014 г. В ноябре 2014 г. начались наземные испытания самолета. При сборке самолета №001 использованы комплектующие российского производства. Выкатка самолета №001 из цеха состоялась 16 апреля 2015 г. В ноябре 2014 г. начата сборка самолета №002 и по состоянию на 22 апреля 2015 г. уже изготовлен его фюзеляж.
Первый полет самолет Ан-178 №001 совершил 7 мая 2015 г. на аэродроме ГП "Антонов" "Гостомель". Полет продолжительностью 1 час выполнил экипаж испытателей ГП «Антонов» в составе: летчик−испытатель 1 класса Андрей Спасибо – командир экипажа, летчик−испытатель 1 класса Герой Украины Сергей Трошин – второй пилот, ведущий инженер−испытатель Николай Сидоренко (источник).
Первый летный Ан-178 в окраске ВВС Украины, борт №197 UR-EXP, 05 июня 2015 г. (фото - Василий Коба, http://spotters.net.ua).