пр.685 - MIKE | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.685 - MIKE

Автор: DIMMI
Создана: 06.07.2011 17:00:13
Изменена: 30.04.2024 18:28:51
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Атомные ПЛ (ПЛА) / пр.685 - MIKE /

ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе)
пр.685 "Плавник" - MIKE
К-278 "Комсомолец"

Опытная атомная подводная лодка с большой глубиной погружения. Заказ на проектирование боевой атомной глубоководной подводной лодки по теме ОКР "Гранит" получен ЛПМБ "Рубин" (ЦКБ-18) в начале 1966 г. В августе 1966 г. выдано ТТЗ на проектирование ПЛА с целью изучения условий её эксплуатации. Предполагалось использовать опыт создания и эксплуатации глубоководной ПЛА с титановым корпусом для создания серийного проекта глубоководных ПЛА. Главный конструктор - Н.А. Климов (с 1977 г. Ю.К. Кормилицин). Технический проект ПЛА утвержден в 1974 году.

ПЛА К-278 как крейсерская ПЛ включена в списки кораблей Флота 16.03.1976 г. Официальная закладка ПЛА К-278 под заводским №510 состоялась 22.04.1978 г. в цехе №42 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск), ответственный сдатчик лодки - В.М.Чувакин, сдаточный механик - Э.П.Леонов. Вывод из цеха - 30.05.1983 г.  Спуск ПЛА на воду состоялся 03.06.1983 г. С июля по август 1983 г. лодка выполнила программу швартовных испытаний. После ходовых испытаний лодка принята Флотом 28.12.1983 г. В октябре 1988 г. лодка получила имя "Комсомолец". ПЛА активно несла боевые службы - в том числе применялась для боевого охранения ПЛАРБ стратегических сил Флота.

ПЛА погибла в результате пожара в Норвежском море 07 апреля 1989 г. Находится в Норвежском море на глубине 1670 м.


ПЛА К-278 "Космомолец" пр.685 - MIKE, 1986 г. (фото - DoD US) 


ПЛА К-278 "Космомолец" пр.685 - MIKE, 1986 г. (фото - DoD US) 

Конструкция - двухкорпусная одновальная ПЛА. Из-за требований по большой глубине погружения в качестве материала прочного корпуса был выбран титан - прочный корпус выполнен из титанового сплава 48-Т с пределом текучести 72-75 кгс/ мм. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса, которая составила 39% от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других АПЛ. В Северодвинске были построены три специальные док-камеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая, соответственно, 12 и 27 и третья - 15 м и 55 м. камеры служили длдя испытаний элементов прочного корпуса лодки. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см при разовой нагрузке и 200 кгс/см при циклическом нагружении. Вторая док-камера имела рабочее давление 200 кгс/см и третья - 160 кгс/см. 


Конструкция прочного корпуса представляла из себя в средней части цилиндр диаметром 8 метров который в носовой и кормовой оконечностях сопрягался с усеченными конусами  заканчивающимися сферическими переборками. Угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5°. Баластные цистерны находились внутри прочного корпуса. Для экстренного (в течение 20-30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули выдвижные. Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру). Всё это позволило свести к минимуму число отверстий в прочном корпусе.

Прочный корпус была разделен на семь отсеков:
1-й отсек - торпедный, разделен на две палубы. На верхней палубе размещаются казенные части торпедных аппаратов, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи, а на нижней - аккумуляторная батарея на 112 элементов;
2-й отсек - жилой, разделен на две палубы. Верхняя палуба - кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения. Нижняя - каюты личного состава. В трюме
размещались провизионная кладовая, емкости с пресной водой и электролизная установка;
3-й отсек - центральный пост. Так же разделен на две палубы. На верхней расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс, а на нижней находился аварийный дизель-генератор;
4-й отсек - реакторный. В отсеке находится паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура;
5-й отсек - отсек вспомогательных механизмов, обеспечивающих функционирование системы охлаждения;
6-й отсек - турбинный отсек. В его диаметральной плоскости располагался главный турбозубчатый агрегат, а по бокам - два автономных турбогенератора и два главных конденсатора;
7-й отсек - кормовой - в отсеке проходит линия главного вала и размещались привода рулей.

2-й и 3-й отсеки ограничивались поперечными переборками, рассчитанными на давление до 40 кгс/см2 ("отсеки-убежища" или "зона спасения").

Постройка лодки велась блочным методом. Каждый готовый блок проходил 
всесторонние испытания в док-камерах. Лодка имела систему воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения.

Легкий корпус выполнен обтекаемым для снижения гидродинамического сопротивления и также был выполнен из титановых сплавов и состоял из 10 безкингстонных систем главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями. Легкий корпус был облицован резиновым противогидроакустическим покрытием.

Двигательные установки и энергетика
- водо-водяной реактор ОК-650Б-3 мощностью 190 мВт с четырьмя парогенераторами
- ГТЗА мощностью 43 000 л.с.
- 2 х 2000 кВт турбогенераторы
- резервный дизель-генератор ДГ-500 мощностью 500 кВт
- резервная группа аккумуляторных батарей в 1-м отсеке

Движители:
- основной винт нерегулируемого шага сложной конфигурации


Винт ПЛА пр.685 (кадр ТВ)

- вспомогательные винты с электродвигателями мощностью по 300 кВт в водонепроницаемых капсулах Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ и бортового
оборудования. В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных водо-водяных охладителя.

ТТХ ПЛА пр.685:
Экипаж - 60 чел (в т.ч. 31 офицер)

Длина по КВЛ - 110 м
Длина максимальная - 118,4 м
Ширина - 11,1 м
Осадка - 7,4 м

Водоизмещение надводное нормальное - 5 880 т
Водоизмещение полное - 8 500 т 

Скорость подводного хода максимальная - 30,6 / 31 уз (под ГТЗА)
Скорость подводного хода экономическая - 5 уз (на дополнительных двигателях) 
Скорость хода надводная максимальная - 11 / 14 уз (под ГТЗА)
Глубина погружения рабочая - 800 (факт) / 1000 м
Глубина погружения предельная - 1000 (факт) / 1250 м (по проекту)
Глубина погружения максимальная - 1027 м (рекордное погружение 5 августа 1985 г.)

Автономность - 180 суток (90 сут по др.данным)

Вооружение:
  пр.685 "Плавник"
Торпедное 6 х 533-мм носовых торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Выстрел выполняется пневно-гидравлическим устроством ТА. Стрельба обеспечивается на всех глубинах (до 800 м).

Боекомплект - 22 торпеды и ракето-торпеды (на стеллажах 6 ракето-торпед и 10 торпед, остальные в ТА)
Обычный набор:
10 КРБД 3К10 "Гранат" и ракето-торпед РК-55
12 торпед разных типов
Противодействие
Прочее  


Оборудование:
  пр.685
БИУС есть
ГАК "Скат" - оборудование и антенные приборы находятся в новосой части легкого корпуса в капсуле

СОКС (?)
РЛС общего назначения навигационная РЛС "Чибис"
РЭР и РЭБ СОРС "Бухта" 
Перископы
Система навигации всешироный навигационный комплекс "Медведица-685"
Комплексы связи "Молния-Л"

Общесудовые системы обеспечивали автоматизированный контроль попадания забортной воды в прочный корпус лодки. Лодка оборудована газогенераторной системой аварийного всплытия. 


Модификации:
пр.685 "Плавник" - единственная и базовая модификация глубоководной ударной ПЛА.


Статус: СССР
- 1983 г. 1 ноября - при проведении заводских ходовых испытаний на перископной глубине произошло несанкционированное отделение всплывающей спасательной камеры.

- 1983 г. 28 декабря - ПЛА К-278 после испытаний принята Флотом.

- 1985 г. 5 августа - ПЛА К-278 под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского совершила рекордное погружение на глубину 1027 м. При всплытии на глубине 800 м была выполнена торпедная стрельба. 

- 1986 г. - во времяя тактических учений в Норвежском море проведено испытание газогенераторной системы аварийного всплытия - лодка всплыта с глубины 800 м. 

- 1988 г. октябрь - лодка получила имя "Комсомолец".

- 1989 г. 7 апреля - ПЛА К-278 "Комсомолец" погибла в результате пожара в Норвежском море. Находится в Норвежском море на глубине 1670 м.

При возвращении с боевой службы ПЛА шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11.00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого так и осталась не установленной. В 11.12 на лодке была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда, продуть группу ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16 лодка всплыла на поверхность, горели уже два отсека - 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов. В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала - на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Тем временем 
через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения - личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда - переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы. В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38, а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты лодки на плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая выходит к месту аварии. В 14.40 установлен визуальный контакт с самолетом Ил-38. На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления. К 16.30 ситуация начала стремительно обостряться и в 16.40 по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. В 17.08 лодка с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула на глубине 1858 метров в точке с координатами 73°43'17 с.ш. 13°15'51 в.д. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира лодки, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек, а камера затонула. Всего погибло 42 подводника, тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». 12.05.1989 все члены экипажа были награждены орденом "Красного Знамени".

https://www.deepstorm.ru/ 


Источники:
График постройки заказов цеха №42 ПО "Севмаш". 2014 г. (источник).
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., "Техника-молодежи", 2003 г.

Каталог

Последние комментарии

osankin Wrote:"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец...
mpashnev 2021-05-09 20:56
Хай-резы
mpashnev 2021-05-09 20:48
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"МОСКВА, 7...
osankin 2019-04-07 17:34
Схема АПЛ «Комсомолец» (с 1988 г. «Комсомолец») проекта 685 «Плавник» (ЦКБ МТ «Рубин»)...
Ротор 2019-01-12 23:09
АПЛ «К-278», торжественное построение по случаю подъема Военно-морского флага. Государственный...
Ротор 2019-01-12 20:45
И еще одно
mpashnev 2018-06-08 22:19
Другой вариант предыдущего фото. Лодка снята ближе, хотя и немного обрезана, фото...
mpashnev 2018-06-08 22:18
Кликабельно.
mpashnev 2018-06-08 17:37
20 years after
rambo54 2015-08-28 20:17
ok... thank you!
DIMMI 2013-01-30 00:41