ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-25 / Р-25 / "изделие 370"
Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разработка ракеты на базе трофейной ракеты AIM-7E Sparrow велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - МКБ "Вымпел"), главный конструктор - В.Т.Корсаков. Трофей поступил в СССР в хорошем состоянии из Вьетнама, где был снят с самолета F-4 Phantom, затонувшего на малой глубине около Хайфона. Так же в СССР поступали ракеты с других сбитых американских самолетов. Во второй половине 1966 г. начаты работы по воспроизводству образца американской ракеты. Официальный старт работам по копированию ракеты средней дальности для комплекса вооружения истребителя МиГ-23 дан Постановлением Совмина СССР от 13 ноября 1967 г. На первом этапе разработки вместо части оригинальных материалов использованы отечественные аналоги, что не обеспечило работоспособности части систем и агрегатов. В 1970 г. после завершения автономной отработки ракет К-23 опытный самолет МиГ-21ПФ (серийный №12-03) был переоборудован под ракету К-25 (Е-7 с К-25). На самолет установили пусковую установку АПУ-25-11, но в 1970 г. из-за неготовности двигателя и рулевого привода испытания ракеты К-25 так и не начались. В 1971 г. МиГ-21ПФ снова приготовили для автономных испытаний К-25, а так же начали переоборудование двух самолетов МиГ-23М (серийные №№06-06 и 06-07) с установкой АПУ-25-23М.
Ракета К-25 по центру на втором плане в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru). Модель аванпроекта МиГ-29 1972г. с ракетами К-25 (Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.). Заводские испытания начаты автономными пусками с МиГ-21ПФ в 1972 г. и завершены в марте 1973 г. В течение 1972 г. осуществлено 20 пусков ракет К-25. Три пуска выполнены с МиГ-23 по парашютным мишеням - в этих пусках выявлен дефект ГСН ДВ-109А, что потребовало её доработки. В 1973 г. выполнен основной объем заводских испытаний: 16 пусков, включая пуски телеметрических и боевых ракет по парашютным мишеням и по мишени Ла-17. На начало 1974 г. планировались стрельбы по самолетам-мишеням МиГ-17 на малых и больших высотах, но в связи с успешным окончанием испытаний и принятием на вооружение ракеты К-23 совместным решением ВВС, Министерства авиапромышленности и других ведомств 18 февраля 1974 г. работы по К-25 прекращены.
Исследования по аэродинамической схеме, близкой к поворотному крылу, и по гидравлическому рулевому приводу, использованы позже при разработке ракет семейства К-27.
Пусковая установка - АПУ-25-11 (МиГ-21ПФ) или АПУ-25-23М (МиГ-23М). Установка АПУ-25-23М выполнена по типу усовершенствованной установки АПУ-23 для ракет К-23.
Система управления и наведение: автопилот У-98 и когерентная полуактивная радиолокационная ГСН с непрерывным коническим сканированием ДВ-109 (ПАРГ-30-ВВ) / ДВ-109А. Главный конструктор ГСН - Н.А.Викторов. Прозводствопартии опытных образцов ГСН велось НИИ "Кулон". Подсвет цели предполагалось осуществлять РЛС "Сапфир-23", что потребовало работ по сопряжению ГСН с данной РЛС.
Конструкция - аэродинамическая схема с поворотным крылом с гидравлическим рулевым приводом.
Двигатель - РДТТ, конструктивные меры по сужению диапазона полетных центровок (например, сопло с удлиненным газоходом) не предусматривались.
ТТХ ракеты (AIM-7E Sparrow): Длина - 3600 мм Диаметр корпуса - 200 мм Размах крыла - 1000 мм
Масса - 228 кг Масса БЧ - 40 кг
Дальность действия - до 25 км
Тип БЧ - стержневая с неконтактным взрывателем.
Модификации: - К-25 / изделие 370 - базовый вариант.
- К-25 / изделие 370М - или доработанный по итогам испытаний вариант ракеты или модификация (?).
Носители: - МиГ-23 - по проекту, ракеты К-25 создавались в качестве конкурента уже находившихся в разработке ракет К-23. - Е-7 с К-25 / МиГ-21ПФ - опытный истребитель (серийный №12-03) переоборудованный для испытаний ракеты К-25 с установкой АПУ-25-11. - МиГ-23М (серийные №№06-06 и 06-07) - истребители, переоборудованные для испытаний ракет ЕК-25 с установкой АПУ-25-23М. - МиГ-29 (начальная стадия проектирования, 1972 г.) - рассматривался вариант вооружения самолета 4 ракетами К-25 с подвеской под фюзеляжем - первые две ракеты - аналогично подвеске под истребителем F-15, вторые две - аналогично F-4 Phantom. В 1973 г. в процессе подготовки аванпроекта МиГ-29 от использования ракет К-25 отказались в пользу ракет К-27. Статус: СССР - ракета проектировалась, проходила испытания, на вооружение не принята. Источники: Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г. Ерохин Е. Музей ГосНИИАС. Великая оранжевая комната. Сайт http://www.missiles.ru, 2007 г. К-25. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г. Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.
|