ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Ракета К-33 / Р-33 / "изделие 410" - AA-9 AMOS Ракета К-33С / Р-33С Ракета Р-33Э
Ракета класса "воздух-воздух" большой дальности. До весны 1968 г. велись предварительные проработки проекта комплекса перехвата с перехватчиком Ту-148 с РЛС "Заслон" (дальность обнаружения целей - 110-115 км, дальность пуска ракет - 80-90 км). После гибели Главкома авиации ПВО А.Кадомцева весной 1968 г., руководство ПВО сделало выбор в пользу проекта системы перехвата с самолетом Е-155МП. Постановлением Совмина СССР от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка модернизированного МиГ-25 - перехватчика Е-155МП. Комплекс перехвата включал в себя РЛС "Заслон" и ракеты с дальностью пуска 120 км. Разработка ракет К-33 поручалась ГосМКБ "Вымпел" под руководством заместителя главного конструктора КБ В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а позже заместителя главного конструктора КБ и руководителя разработки ракет большой дальности в 1977-2007 г.г. Ю.К.Захарова. Конкурирующим с К-33 проектом был проект ракеты ОКБ М.Р.Бисновата - К-50. Предполагалась разработка пяти вариантов ракет - с радиолокационной ГСН, с тепловой ГСН, с комбинированной радиолокационно-тепловой ГСН, с активной радиолокационной ГСН и вариант ракеты со сменными БЧ. По каждому варианту ракет были подготовлены эскизные проекты (ист. - Захаров Ю.).
Модели вариантов первых двух компоновок ракеты К-33 изготовлены уже в 1968 г. - первоначально ракета имела аэродинамическую схему "утка" и предполагалась её подвеска под крылом по типу ракет Р-40. Позже и аэродинамическая схема и способ подвески были изменены. Эскизный проект ракеты К-33 в современном виде выпущен в 1970 г. В 1972 г. выпущена вторая редакция эскизного проекта - с многофункциональной ГСН МФБУ-410, утолщенным корпусом с крыльями с большой хордой и малым размахом, с размещением ракет в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета.
Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33 с квазинепрерывной полуактивной радиолокационной ГСН и с единственной осколочно-фугасной БЧ (ист. - Захаров Ю.).
Для проведения испытаний компонентов комплекса перехвата были созданы самолеты-лаборатории - для испытаний ГСН ракет К-33 - ЛЛ-21 на базе МиГ-21 (зав.№76211524), для испытания РЛС "Заслон" и ракет - самолет-лаборатория ЛЛ-2 / ЛЛ-104-518 на базе Ту-104 (зав. №42324). Переоборудование Ту-104 осуществлялось НТК "Взлет" начиная с 1970 г. На Ту-104 начиная с 1972 г. отрабатывалась работа РЛС "Заслон" и ГСН МФБУ-410, установленных в массо-габаритные макеты ракет ГВМ-410. Для проведения испытаний в течение 1972 г. изготовлены 8 пусковых экземпляров ракет (для неуправляемых пусков), 1 бросковую ракету и 5 программных ракет (без ГСН, но с автопилотом).
Ракета Р-33 самолета МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/).
Ракеты Р-33 на одном из авиасалонов, 1990-е годы (http://rbase.new-factoria.ru).
Одна из первых фотографий МиГ-31 с ракетами АА-9, сделанная на Западе (Armee-Rundschau. № 4 / 1989).
Автономные пуски ракет К-33 и отработка катапультного пускового устройства велись на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке опытных самолетов Е-155МП (МиГ-31). Для проведения этих пусков на самолете были переоборудованы три из четырех АПУ-40 - в катапультные установки АКУ-410 и рельсовые пусковые АПУ-410. В 1973 г. выполнено три пуска ракет, произведено 25 облетов. В этом же году (1973 г.) опытное производство подготовило еще 19 пусковых и программных ракет, а так же массо-габаритных макетов. Изготовлены первые ГСН (производство НИИП). Следом за подкрыльевыми установками АПУ-410 и АКУ-410 сконструирована и испытана встроенная подфюзеляжная АКУ-33. Начата отработка ГСН ракет на летающей лаборатории ЛЛ-21 и РЛС "Заслон" на ЛЛ Ту-104. Программа автономных испытания ракет К-33 завершена в 1974 г. 11 стрельбами пусковыми и программными ракетами с носителя МиГ-25П-10 с рельсовыми пусковыми установками. Исследовались полетные температурные режимы конструкции ракет, определены их вибрационные характеристики. Всего в 1974 г. изготовлено уже 40 ракет, в том числе пять телеметрических, которые были использованы для совместных испытания с РЛС «Заслон». Подготовлены первые АКУ-33 и боевые части ракет Б-410. В Ахтубинске организована техническая позицию с размещенными на ней двумя фургонами с ГСН МФБУ-410, которые испытывались на земле при пролете над ними ЛЛ-2 (Ту-104) с работающей РЛС «Заслон». Первый полет прототипа МиГ-31 (самолет №831) состоялся 16 сентября 1975 г. До конца 1975 г. выполнено еще 12 полетов. В 1975 г. выполнено 20 баллистических программных пусков ракет К-33 с МиГ-25П-10, после чего самолет поставлен на доработку под катапультные пусковые установки АКУ-33. С октября 1975 г. начали пуски телеметрических ракет с Ту-104ЛЛ с рельсовых ПУ. В 1976 г. начата отработка АКУ-33 на самолете МиГ-25П-10. Осуществлено 17 автономных пусков с наземного образца пусковой установки, а также семь сбросов с АКУ-33 на МиГ-25П-10. Предварительно на этом самолете выполнили еще 20 пусков программных и телеметрических ракет. С апреля 1976 г. начаты стрельбы по парашютным мишеням ПРМ-2. В 1977 г. всё это позволило перейти к отработке катапультного старта и пускам с самолета МиГ-31 №831. На этом самолете была завершена программа заводских испытаний, а позже к испытаниям был подключен и второй МиГ-31 - №832. Было проведено несколько пусков по целям, а в 1978 г. с него осуществлено 23 наземных сброса ракет К-33. Первый пуск телеметрической ракеты в переднюю полусферу по самолету-мишени МиГ-17 был выполнен 26 марта 1977 г. и завершился прямым попаданием. Всего в течение 1977 года проведено 32 пуска. Первые пуски по низколетящим целям в переднюю полусферу выявили необходимость внесения доработок в автомат захвата цели и в автомат захвата помехи. Начиная с апреля 1978 г. проводились пуски ракет с доработанными ГСН, проходившие успешно. Так же в течение 1978 г. исправлена ситуация с забиванием приемного канала МФБУ-410 телеметрическим сигналом от бортовой телеметрической системы. В августе 1978 г. состоялись испытания с одновременным обстрелом одним истребителем МиГ-31 четырех целей. Государственные испытания комплекса перехвата начались в марте 1979 г. Помимо восьми программных ракет с МиГ-31 №832 были запущены четыре зачетные управляемые ракеты, которые уничтожили три мишени. По результатам доработок с установкой теплостойкой пиротехники были сняты полетные ограничения по АКУ-33. В 1980 г. завершился и второй этап государственных испытаний комплекса. В ходе летных испытаний в 1975-1980 г.г. отработана конструкция оперения ракеты, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах.
Ракета К-33 принята на вооружение ВВС СССР в составе комплекса перехвата МиГ-31-33 с РЛС "Заслон" Постановлением Совмина СССР №436-132 от 6 мая 1981 г. под наименованием Р-33 (ист. - Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.).
Серийно производилась с 1976 г. по 1980 г. на Калининградском машиностроительном заводе (здесь выпущены опытные и первые двадцать серийных ракет, ист. - Захаров Ю.) и с 1981 г. по 1993 г. на Долгопрудненском машиностроительном заводе (завод №207). Ракета Р-33, несмотря на кажущуюся идентичность и равенство диаметров корпусов, не является ни клоном ни копией американской ракеты AIM-54 Pheonix, По крайней мере, исходя из анализа заслуживающих доверия источников информации.
Пусковая установка - запуск осуществляется со встроенной под фюзеляжем в полуутопленном положении в корпус самолета установки АКУ-33 (авиационная катапультная установка). На опытном прототипе МиГ-25П-10 проходили испытания подкрыльевые установки АПУ-410 и АКУ-410. Система управления и наведение: На начальном этапе проектирования ракеты предполагалось создание ракет с несколькими типами ГСН. По каждому варианту ракет были подготовлены эскизные проекты (ист. - Захаров Ю.).: - радиолокационная полуактивная ГСН РГС-33; - тепловая ГСН ТГС-33; - комбинированная тепло-радиолокационная ГСН. - радиолокационная активная ГСН;
Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33 с квазинепрерывной полуактивной радиолокационной ГСН и с единственной осколочно-фугасной БЧ. В процессе разработки ракеты неоднократно перекомпоновывался аппаратурный отсек и в итоге длина ракеты выросла на 200 мм, что привело к необходимости изменения длины самолета носителя почти на 500 мм (ист. - Захаров Ю.).
На базовой модели ракеты (К-33) - система управления МФБУ-410 (многофункциональный блок управления) с инерциальной системой управления с радиокоррекцией на маршевом участке и всеракурсныи полуактивным радиолокационным наведением на конечном участке траектории. В ГСН применяется индикаторный гиростабилизатор с использованием датчика угловых скоростей, что обеспечивает возможность захвата цели в полете по завершении первой трети траектории.РЛС "Заслон", установленная на носителе МиГ-31, является РЛС с фазированной антенной решеткой с электронным сканированием радиолучем обозреваемого пространства. Это обеспечивает одновременное наведение 4 ракет с полуактивными ГСН на 4 различные цели без использоваия активной РЛ ГСН, например, принятой на ракете "Феникс". Это существенно удешевило аппаратуру установленнную на ракете. разработка РЛС "Заслон" и систем комплекса - НПО "Фазотрон", главный конструкторв - В.К.Гришин. Разработку ГСН осуществлял НИИ "Агат", ведущий конструктор ГСН - Б.И.Ермаков, при общем руководстве Иосифа Акопяна. Производство первых образцов ГСН велось в НИИП, серия развернута на Рыбинском приборостроительном заводе.
Ракета Р-33: Конструкция - нормальная аэродинамическая схема с крыльями малого удлиннения с большой хордой, верхняя пара рулей складывается при подвеске под самолет носитель. Корпус ракеты малого удлиннения и большого диаметра обеспечивает размещение ракет под фюзеляжем носителя в два ряда (по длине) и обеспечивает размещение антенны ГСН большого диаметра.
Бугельная система подвески ракеты заимствована от ракеты Р-40 (ист. - Захаров Ю.).
Проекции ракеты Р-33 - AA-9 AMOS (автор - И.В.Приходченко, Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.). ( http://testpilot.ru) Корпус ракеты состоит из нескольких отсеков, соединенных силовыми хомутами:- первый отсек - ГСН, контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель; - второй отсек - аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом; - третий отсек - РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком; - четвертый отсек (вокруг газовода РДТТ) - газогенераторы, турбогенератор с блоком регулирования и рулевые машины, работающие на горячем газе, вырабатываемом газогенераторами В первоначальном проекте ракета имела аэродинамическую схему "утка" и была подобна ракете К-100.
Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от ракет предыдущего поколения (типа Р-40) применением пассивной схемы теплозащиты с использованием термоматов. Эксплуатация МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33 отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету. Двигатель - однокамерный двухрежимный РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком ТТХ ракет: | К-33 для Ту-148 (проект) | К-33 / Р-33 | Р-33С / Р-33Э | Длина | | 4250 мм | 4150 мм | Диаметр корпуса | | 380 мм | 380 мм | Размах крыла | | 900 мм (в первом варианте эскизного проекта - 1100 мм)
| 900 мм | Размах стабилизатора | | 1180 мм | 1180 мм | Масса | | 480 кг / 491 кг (по др.данным) 520 кг (по др.данным - Ангельский) | 490 кг | Масса БЧ | | 47 кг (в первом варианте эскизного проекта - 35 кг) | 47 кг | Дальность действия при пуске в переднюю полусферу цели | 80-90 км | 120 км | 160 км | Дальность действия при пуске в заднюю полусферу цели - максимальная - минимальная | | - 40 км - 2.5 км | | Скорость максимальная | | 4.5 М | 4.5 М | Максимальная скорость цели | в передней полусфере - до 3500 км/ч в задней - до 2300-2400 км/ч | до 3.5 М | | Высота полета цели | 50-26000-28000 м | 25-50 - 28000 м | | Разница в высоте полета перехватчика и цели | | до 10000 м | | Перегрузка цели максимальная | | 8 G / 3-4 G (по др.данным - Ангельский) | | Тип БЧ - осколочно-фугасная Б-410 с активными неконтактными и резервным контактным взрывателями. На начальном этапе испытаний (1973 г.) отрабатывалось два типа боевых частей - осколочно-фугасная и стержневая.
Модификации:
- К-33 / "изделие 410" - наименование проекта и ракеты до принятия на вооружение.
- ГВМ-410 - габаритно-весовой макет ракеты К-33 ("изделие 410"). - Р-33 / "изделие 410" (1981 г.) - базовый вариант ракеты.
- Р-33С / "изделие 420" ? (1990 г.) - модернизированный серийный вариант ракеты для комплекса вооружения МиГ-31Б, ракета оснащена активной РЛ ГСН с БЦВМ;
- Р-33Э - экспортный вариант ракеты, в некоторых источниках именуется "энергетическим", что кажется нам сомнительным. Технически скорее всего полностью идентичен Р-33С.
- Р-33М (наименование условное) - согласно отрывочным, неподтвержденным официально, данным модернизированный вариант ракеты Р-33С с полауктивной РЛ ГСН. Вероятно, в 2009-2010 г.г. модификация принята на вооружение ВВС. Возможно, так же, что модификация существует только "на бумаге" или является домыслом. Разработка ГСН велась НИИП им.Тихомирова (ист. - http://www.missiles.ru/VPK-missiles-sys.htm). - Р-33 мод.2011 (наименование условное) - согласно сообщениям СМИ осенью 2011 г. были завершены испытания новой модификации ракеты Р-33 - РВВ-БД. На самом деле речь шла о варианте ракеты Р-37.
Носители: - Ту-148 (проект) - в конце 1960-х годов велись предварительные работы по комплексу перехвата с РЛС "Заслон" и перспективными ракетами К-33. Количество одновременно атакуемых целей - 2. Работы свернуты весной 1968 г. в угоду развитию проекта Е-155МП / МиГ-31.
- МиГ-31 и его модификации. В западных СМИ в 1980-1990-е годы иногда ошибочно упоминалась в составе вооружения других типов самолетов.
Статус: СССР / Россия - 2013 г. - состоит на вооружении.
Подвеска ракеты Р-33 под самолет МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/). Экспорт: на май 1997 г. данных об экспорте нет.
Источники: Авиационная выставка на Ходынке (г.Москва) в августе 1989 года.
Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г. Бакурский В., Ильин В., Персидский залив: война в воздухе.// Крылья Родины NN 7, 9 / 1991 Гордон Е., Из семейства реактивных. // Крылья Родины N 9 / 1991. Гордон Е., Ригмант В., "Скрипач" сыграл свою партию. // Крылья Родины. N 5 / 1992. Гордон Е., "Тяжелые" "МиГи". // Крылья Родины. N 9 / 1992. Дмитриев А., Перспективы военной авиации. // Независимое военное обозрение. № 22 / 1997 г. Захаров Ю. Р-33. Как её создавали? // Вестник корпорации тактическое ракетное вооружение. №11 / 2014 г. Ильин В., "Английская гончая" с красными звездами. // Крылья родины. N 2-3 / 1993. Левин М., Пустил и забыл. // Крылья родины. N 1-2 / 1993. Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995. Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. № 5 / 1996. Музей Вооруженных Сил СССР (март 1988 г.) Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 3 / 1993. Никифоров А., То что надо! // Аэроплан. N 2 / 1993. Никифоров А., Федот, да не тот. // Аэроплан. N 4 / 1993. Р-33. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.Ригмант В. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева. // Авиация и космонавтика. №9 / 2001 г. Российское ракетное оружие 1943-1993, изд-во "ПИКА", С-Пб, 1993 г. Советские вооруженные силы, 1988 (г.Томск, SARC) Техника воздушного флота. N 2 / 1990. Техника и вооружение , N 3 / 1989 Управляемая ракета большой дальности Р-33. Сайт http://rbase.new-factoria.ru, 2012 г. ЦАГИ. Новости зарубежной науки и техники. Серия: авиационная и ракетная техника. Техническая информация. N 3-4 / 1989. Enciclopaedia of modern aircraft armament. (Великобритания), 1988 Jonic publications, 1988, 1989 US News & World Report (США), N 18 / 1989 Worlds armament and disarmament, SIPRI Yearbook (Швеция), 1975, 1976, 1977, 1979 , 1981 |