ДАННЫЕ НА 1997 г. (требуется пополнение, в работе) Як-15 - FEATHER
Истребитель. Создан в ОКБ А.С.Яковлева на базе поршневого истребителя Як-3. первоначальное название проекта в КБ - Як-РД или Як-ЮМО. Прототип построен к октябрю 1945 г. с расчетом выхода на летные испытания до конца 1945 г. В октябре 1945 г. начались наземные испытания самолета - запуски двигателя, пробежки и подлеты. Обнаружилась проблема - перегрев фюзеляжа от струи двигателя, что потребовало дработок фюзеляжа в плане повышения его теплозащищенности. 1 декабря 1945 г. комиссия под председательством начальника ОТК завода № 115 Н.А.Козлова, рассмотрев материалы по самолету Як-ЮМО, установила, что он построен в соответствии с чертежами и может быть передан на заводские испытания. Спустя девять дней (10.12.1945 г.) был составлен акт о том, что Як-ЮМО с 5 по 10 декабря 1945 года проходил наземные испытания. При этом были выполнены четыре рулежки с поднятым хвостом, что позволяло приступить к летным испытаниям. До первого полета самолет был передан в ЦАГИ для проверки в натурной аэродинамической трубе Т-101.
Первый полет самолета состоялся 24 апреля 1946 г. (летчик - М.И.Иванов, ведущий инженер - Е.Г.Адлер) - несколько позже первого полета МиГ-9 Микояна и Гуревича. Второй экземпляр Як-15 построен в деакбре 1945 г. Самолет отличался от первого прототипа несколько увеличенной площадью горизотнального оперения. После серии пробежек на Центральном аэродроме Як-15 был отправлен в ЦАГИ для испытаний в натурной аэродинамической трубе Т-101.
Серийное производство началось 5 октября 1946 г. на Тбилисском авиационном заводе. Первая серия в 15 машин выпущена в 1947 г. Испытания самолета завершены в мае 1947 г.
Одно из самых известных фото истребителя Як-15 - серийный Як-15 из первой серии в 15 единиц, выпущенной в 1946-1947 г.г. Тбилисским авиационным заводом. Конструкция - самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом и реданным расположением двигателя в фюзеляже. Планер - цельнометаллический. Фюзеляж подобен фюзеляжу Як-3 , начиная с 5-й рамы. Трубы верхних лонжеронов усилены. Крыло от Як-3, но с доработанной центральной частью переднего лонжерона, выполненной в виде арки и усиленных корневой нервюры, носков первых нервюр и обшивки купольных частей, предназначенных для уборки шасси. Укоротили посадочные щитки, а площадь вертикального оперения увеличили на 0,41 м2, доведя ее до 1,82 м2, увеличилась и длина самолета на 1,24 м. Полотняную обшивку руля высоты заменили дюралевой. У новой машины были и другие более мелкие, хотя и не менее важные отличия (ист. - Якубович).
Двигатель - 1 х РД-10 (на базе немецкого двигателя Jumo-004) с тягой 900 кг.
ТТХ самолета: Экипаж - 1 чел
Длина - 8,78 м Размах крыла - 9,2 м Высота - 2,2 м Площадь крыла - 14,85 кв. м
Масса взлетная максимальная - 3200 кг Масса взлетная нормальная - 2634-2735 кг Масса пустого - 2350 кг (по др. данным - 1918 кг) Масса топлива - 590 кг (+ 10 кг масла)
Скорость максимальная (высота 3150-5000 м) - 805 км/ч (23 мая 1946 г.) Скорость максимальная (ограничение по прочности конструкции, высота до 3500 м) - 700 км/ч Скорость посадочная - 135 км/ч Скороподъемность - 24 м/с Время достижения высоты 5000 м - 4,8 мин Время достижения высоты 10000 м - 13,8 мин Потолок практический - 12500-13350 м Дальность полета - 510 км Время полного виража - 26 сек Продолжительность полета - 0,7 часа Разбег - 600 м Пробег - 720 м
Вооружение: Артиллерийское - 2 х 23 мм пушки НС-23, боекомплект 2 х 60 снарядов.
Модификации: - Як-15 - серийный истребитель.
- Як-15В / Як-21 - вывозная модификация Як-15 - опытный учебно-тренировочный истребитель, без вооружения, экипаж - 2 чел.
Статус: СССР - данных по производству нет.
Источники: Кондратьев В., Первенцы эпохи реактивных. // Моделист-конструктор. № 11 / 1983 г. Пономарев. Развитие самолетов мира. Шавров В.Б., История конструкций самолетов в СССР 1938-50 г.г. М.: Машиностроение. 1994 г. Якубович Н. Неизвестный Яковлев. "Железный" авиаконструктор. М., "Эксмо", 2012 г. Flieger-Kalender der DDR 1982. Berlin. DDR. |