ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-26 / 8К66 - "SS-8 SASIN" (наименование ошибочно)
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разрабатывалась ОКБ-586 (ныне - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель) по Постановлению Совета министров СССР от 23 мая 1960 г. о разработке ракеты Р-26, которая создавалась для замены МБР Р-16. Постановлением оговаривался выход на летно-конструкторские испытания уже в декабре 1961 г.
Ракета создавалась как замена МБР Р-16, но с меньшими габаритами и с обеспечением возможности нахождения ракеты в заправленном состоянии до одного года, то есть в 12 раз дольше, чем Р-16. Ракета изначально проектировались для шахтного базирования. В марте 1961 г. защищен эскизный проект ракеты. Ведущим конструктором изделия 8К66 назначен М.И.Галась (до начала июня 1962 г.), его помощником - Ю.А.Андрианов.
23 мая 1961 г. принято Постановление Совмина СССР №548-223 уточняющее требования к ракете - ракета Р-26 оснащалась тем же зарядом, что и МБР Р-16 и Р-9А, должна была иметь дальность 11500-12000 км при стартовом весе около 85 тонн. В качестве основного варианта задавалось шахтное базирование, при этом требовалось проработать и незащищенную пусковую установку. Головным разработчиком определялось ОКБ-586, а в качестве соисполнителей привлекалась кооперация предприятий, участвовавших в создании МБР Р-16. Проектирование боевой стартовой позиции поручено ленинградскому ЦКБ-34, которое практически одновременно занималось шахтным стартом для Р-16. Проведение совместных летных испытаний предусматривалось с I квартала до конца 1962 г.
Снижение габаритов ракеты Р-26 по сравнению с Р-16 достигалось следующим: - энергетические возможности Р-16 (как и Р-9А) были несколько избыточны для используемого боевого оснащения, обеспечивался запас по дальности не менее 1000 км. - полезная нагрузка ракеты определяется весом не только головной части, но и аппаратуры системы управления. В связи с этим конструкторы ОКБ-586 добились включения в правительственное постановление контрольной цифры по весу этой аппаратуры - 200 кг на второй ступени, что соответствовало облегчению почти в 1,5 раза по сравнению с Р-16. - в Постановлении оговаривалось снижение массы заряда боеголовки на 15% по сранвению с реальным образцом, испытанным в 1958 г. С марта по июнь 1962 г. в НИИ-229 проведены огневые стендовые испытания обеих ступеней ракеты. При отработке "горячего" разделения ступеней планировался запуск двигателей второй ступени с пристыкованным макетом первой ступени. Ранее, стендовых испытаниях первой ступени МБР Р-16 стенд был разрушен и потому сейчас представители НИИ-88 высказывали опасение, что упавшая при разделении первая ступень ракеты Р-26 нарушит целостность стендового лотка, а струя двигателя второй ступени разрушит стенд. Чтобы избежать разрушения стенда испытатели прикрепили к корпусу макета первой ступени в качестве своеобразного амортизатора обыкновенную шпалу. После успешного проведения испытаний шпала была упакована, опломбирована представителями ОТК и Заказчика и отправлена "на исследование" в НИИ-88.
Особая благодарность "Практику" (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в подготовке материалов.
Ракеты Р-26 на параде в Москве, 07.11.1964 г. Для проведения летно-конструкторских испытаний на заводе № 586 (г.Днепропетровск) было изготовлено пять ракет 8К66. Одна ракета была отправлена на НИИП-5 (полигон Байконур), где были построены две экспериментальные шахтные ПУ. Однако до летных испытаний ракеты дело не дошло. Работы по созданию ракеты Р-26 были прекращены Постановлением Совмина СССР от 9 июля 1962 г., несмотря на полностью законченную наземную отработку и готовность к летным испытаниям. Основными причинами прекращения разработки ракеты Р-26 были недостаточность годичного срока ее хранения в заправленном состоянии и необходимость разработки более мощной ракеты под новые виды боевого оснащения.
Начиная с 7 ноября 1964 г. изготовленные образцы ракеты Р-26 демонстрировались на парадах в Москве. Западные источники долгое время ошибочно отождествляли ее с МБР Р-9А, обозначавшейся как SS-8 Sasin. Целый ряд новых конструктивных решений, принятых для ракеты Р-26 и отработанных на Земле, в дальнейшем вошел в новые разработки ОКБ-586, прежде всего в следующую тяжелую МБР Р-36.
Пусковое оборудование - ракета применялась из шахтной пусковой установки второго поколения, старт "горячий" по типу старта ракеты Р-16 (на маршевых двигателях первой ступени). Тип защитного устройства ШПУ - плоская сдвижная крыша Диаметр шахты - 7,5 м Высота шахты - 32-35 м
Ракета Р-26 / 8К66: Система управления и наведение - система управления инерциальная, разработки ОКБ-692, главный конструктор - В.Г.Сергеев, система управления обеспечивала более высокую (примерно на 20%) точность стрельбы, чем у ракеты Р-16; Органы управления: - 1 ступень - газоструйные рули - 2 ступень - поворотные сопла выхлопа ТНА маршевого двигателя
Конструкция - компоновка ракеты выполнена по обычной для ОКБ-586 тандемной схеме и содержит ряд прогрессивных решений. Это первый в ОКБ-586 проект МБР второго поколения с ампулизированными топливными баками. В конструкции ракеты использованы прессованные панели из алюминиевого сплава с продольным силовым набором и специальные пустотелые прессованные профили для распорных шпангоутов топливных баков. Были применены "горячий" наддув баков и мембраны на топливных магистралях со свободным и принудительным прорывом при пуске, "горячее" разделение ступеней (двигатель второй ступени запускается до разрыва межступенных связей) с защитой второй ступени специальным экраном, отделение ГЧ с помощью ПРД, установленных на второй ступени.
Количество ступеней - 2 Предполагалось "горячее" разделение ступеней т.. разделение происходило одновременно с запуском двигателя второй ступени.
Разрез ракеты Р-26 (Ракеты и космические аппараты КБ "Южное". Под общей редакцией С.Н. Конюхова. Днепропетровск, 2000 г.). Ракета Р-26 в демонстрационном зале МГТУ им.Н.Баумана в Орево, Подмосковье, 06.04.2005 г. (фото - И.Маринин, http://www.novosti-kosmonavtiki.ru). Двигатели - аналогичны двигателям ракеты Р-16, модифицированные. - 1 ступень - 4-камерная установка ЖРД РД-224 / 8Д720 с тягой в пустоте 177 тонн, состоящая из двух 2-камерных ЖРД РД-225 / 8Д721, разработана ОКБ-456. Горючее - НДМГ Окислитель - азотная кислота АК-27П
- 2 ступень - 1-камерный ЖРД РД-224Д / 8Д722 создан в ОКБ-456 на базе камеры сгорания ЖРД РД-224 с высотным соплом. Горючее - НДМГ Окислитель - азотная кислота АК-27П
Хвостовой отсек 1-й ступени ракеты Р-26, поворотное сопло выхлопа ТНА маршевого двигателя 2-й ступени, тормозной двигатель 2-й ступени ракеты Р-26 в демонстрационном зале МГТУ им.Н.Баумана в Орево, Подмосковье, 06.04.2005 г. (фото - И.Маринин, http://www.novosti-kosmonavtiki.ru).
ТТХ ракеты (расчетные): Длина - 24,38 м Длина без головной части - 22,0 м Диаметр корпуса максимальный - 2,75 м Длина 1 ступени - 11,4 м Диаметр 1 ступени - 2,75 м Длина 2 ступени - 10,05 м Диаметр 2 ступени - 2,4 м Длина переходного межступенного отсека - 2,6 м Дллина конической части (между 2 ступенью и БЧ) - 5,51 м Масса стартовая - 85000 кг Масса забрасываемая: - 3000-3500 кг (сомнительные данные) - 1500 кг (более вероятная примерная масса)
Дальность действия: - 11600 км (по первоначальному ТТЗ с легкой БЧ "вариант 1") - 10500 км (вероятно с БЧ "вариант 2") КВО: - 1500-2000 м (штатное) - 5000 м (предельное отклонение)
Время подготовки к пуску из положения Готовность №1 - не более 10-15 мин
Боевое оснащение: - вариант 1 - ядерная моноблочная БЧ мощностью 1,6 Мт (по Постановлению СМ на создание)
- вариант 2 - термоядерная моноблочная БЧ мощностью 5 Мт Длина БЧ - 2.7 м Диаметр БЧ - 1.3 м
Статус: СССР - ракета разработана, создана, но летные испытания не проводились.
- 1964 г. 7 ноября - ракета Р-26 впервые показана на параде на Красной площади в Москве. Так же Р-26 стала первой МБР показанной на публичных парадах.
Источники: Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы. С.-Пб., Невский бастион - Гангут, 1999 г. Призваны временем. КБ "Южное". Под общей редакцией С.Н. Конюхова. Днепропетровск, 1998 г. Ракеты и космические аппараты КБ "Южное". Под общей редакцией С.Н. Конюхова. Днепропетровск, 2000 г. Форум http://military.tomsk.ru/forum, материалы пользователей Практик, ARGON, март-апрель 2011 г.
|