пр.1910 - UNIFORM Автор: DIMMI Создана: 01.05.2010 09:27:38 Изменена: 06.12.2020 23:20:09 Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Специальные подводные лодки и аппараты / пр.1910 - UNIFORM / | Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Яуза" (впоследствии заменен на "Кашалот") и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др. В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС - 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник, источник). Модель АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" с большой вероятностью выполнена в т.ч. с использованием наших проекций - есть характерные моменты (см.ниже). Авторство модели не указано т.к. автор модели при цитировании нашей статьи не указал источника ( http://karopka.ru/).
Одна или две станции пр.1910 (предположительно АС-13 и АС-14), возможно, выведены из боевого состава ВМФ в 2004 г. и с 2005 г. базируются у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске (в 2007 г. осталась одна АГС). В 2011-2018 г.г. АГС заказ 01402 (вторая лодка проекта) проходит ремонт и модернизацию и испытания по их завершении на СРЗ "Звездочка". В 2018-2021 г.г. на СРЗ "Звездочка" планируется проведение ремонта с модернизацией третьей лодки проекта - заказ 01403 (источник).
В некоторых интернет-СМИ встречается так же наименование шифра проекта "Кайман" - вероятно, ошибочное. Так же иногда проект АГС именуется в источниках как "Нельма", что так же ошибочно. Наименование проекта - "Яуза" - приводится на официальном сайте СПМБМ "Малахит" рядом с фото ПЛА пр.1910. Все данные и графические материалы основаны на опубликованных открыто сведениях.
Конструкция АГС - двухкорпусная с двумя тандемно расположенными прочными корпусами. В конструкции прочного корпуса использованы титановые сплавы. Для обеспечения плавучести лодки в междубортном пространстве используются наполнители из сферопластика разработки ЦНИИКМ "Прометей".
Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л.с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что, находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ, обслуживается только в условиях базы - в доке.
Ядерная силовая установка, вероятно, разработана в НИКИЭТ, главный конструктор - В.А.Шишкин (источник). При выполнении работ по ремонту и модернизации заказа 01403 пр.19100 в 2018 г. договор на выполнение работ заключался с НИЦ "Курчатовский институт" (источник). Движители: Основной движитель - винт регулируемого шага, 6 подруливающих колонок (две группы в носу и в корме, в одной группе - по колонке по бортам и одна сверху в надстройке).
Правая передняя подруливающая колонка в убранном положении без крышки. Атомная глубоководная станция АС-13 пр.1910, на стоянке около СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, предположительно 2010 г. ( http://forums.airbase.ru). Модель АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" ( http://karopka.ru/). ТТХ атомной глубоководной станции: Экипаж - 8-12 чел
Длина - 69 м Ширина - 7 м Осадка - 5,2 м Водоизмещение надводное - 1390 т Водоизмещение подводное - 2000 т Скорость надводная - 10 уз Скорость подводная максимальная - нет данных Глубина погружения - 700 м ( по западным данным, в большинстве источников указано - до 1000 м) Вооружение - по западным данным отсутствует. Оборудование: уникальное и выполненное специально для АГС проекта. Системы наблюдения и навигации: - ГАС бовокого обзора; - эхолот; - телевизионная наблюдательная система; - бинокулярная оптическая система; - высокочастотный профилограф; - комплекс фотоаппаратуры для съемки внешних объектов; - магнитометр; - спутниковая навигационная система;
За пультом управления АГС АС-13 (№01401) Валерий Видинев (1981 г., источник). Специальное оборудование - точной информации по специальному оборудованию нет: - манипуляторный комплекс для проведения механических операций с дистанционным управлением на грунте. - барокамера для водолазов, шлюзовая камера для выхода на грунт (не подтверждено) - система отбора и анализа проб забортной воды (не подтверждено).
Рисунок "исследовательской" подводной лодки. Вероятно, пр.1910 UNIFORM (обработка http://militaryrussia.ru, 2010 г., источник - http://nvs.rpf.ru/nvs/forum, 2006 г.). Предположительное расположение устройств на модели АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" ( http://karopka.ru/). Модификации: пр.1910 - UNIFORM - опытовая атомная глубоководная станция АС-13. По центру атомная глубоководная станция АС-13 у стенки СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, 10.05.2010 г. (фото - Лиханов, http://forums.airbase.ru). Атомные глубоководные станции АС-13 пр.1910 UNIFORM и пр.18510 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото - maverick, http://www.klubsmi.ru). пр.19100 - UNIFORM - головная и вторая серийная атомные глубоководные станции (АС-15 и АС-33). пр.19101 - вероятно, вариант модернизации. Данных о реализации проекта нет. пр.19102 - вариант модернизации АГС пр.1910. В 2010 г. конструкторским бюро велись работы по проекту, а 22.12.2010 г. ( см.ниже "Статус"), вероятно, принято Решение №31/030-19102-401-001-11 на основании которого велась модернизация АГС АС-15 (хотя контракт на ремонт и модерниацию АС-15 был подписан 2 марта 2005 г.) . Планируемый срок завершения работ - 2013 г. ( по источникам - см. ниже "Статус"). Атомная глубоководная станция пр.1910 UNIFORM (обработка фото с http://forums.airbase.ru) Предположительные проекции атомной глубоководной станции пр.1910 UNIFORM, пробный вариант от 03.04.2011 г. (внизу) и более точный вариант от 05.04.2011 г., http://militaryrussia.ru. Статус: СССР / Россия - 1979 г. - в отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи АГС 1-го ранга АС-13 пр.1910 (источник).
Первый экипаж АС-13 (источник): - Попов Геннадий Леонидович - командир корабля, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза - Фальченко Валерий Владимирович - старший помощник командира, пост внешней обстановки 1-я смена - Варшаловский Геннадий Михайлович - помощник командира по ЭМЧ, пост движения 1-я смена - Борисов Александр Николаевич - пост внешней обстановки 2-я смена - Золотухин Игорь Анатольевич - пост внешней обстановки 3-я смена - Видинеев Валерий Владимирович - пост движения 2-я смена - Манилов Владимир Георгиевич - пост движения 3-я смена - Локтионов Александр Никитович - пост внутренней обстановки 1-я смена - Добринчук Геннадий Викторович - пост внутренней обстановки 2-я смена - Рымарь Анатолий Петрович - пост внутренней обстановки 3-я смены - Сотников Леонид Александрович - врач
Первый экипаж АС-13. Крайний слева - Попов Геннадий Леонидович. В первом ряду сидят (слева-направо) - Варшаловский Геннадий Михайлович, Тихонов Александр - плавал 4-м оператором на посту внешней обстановки, Фальченко Валерий Владимирович, Локтионов Александр Никитович, Видинев Валерий Владимирович. Сидят во втором ряду (слева направо) - Золотухин Игорь Анатольевич, Рымарь Анатолий Петрович, Борисов Александр Николаевич, Добринчук Геннадий Викторович. Отсутствуют на снимке: Манилов Владимир Георгиевич, Сотников Леонид Александрович (фото Варшаловского Г.М., фото сделано примерно в 1984-1985 г.г., http://oosif.ru/ags-pr.1910). - 1981 г. - набран и начато обучение экипажа АГС АС-15 (источник).
Летом 1983 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 24 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа головной АГС АС-15 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 8-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. (источник).
Первый экипаж АС-15 (источник): - Ермоленко Михаил Николаевич - командир корабля - Панфилов Анатолий Тихонович - старший помощник командира, пост внешней обстановки 1-я смена - Будаква Леонид Иванович - помощник командира по ЭМЧ, пост движения 1-я смена - Ильичёв Виктор - пост внешней обстановки 2-я смена - Новиченков Вадим Иванович - пост внешней обстановки 3-я смена - Ашик Владимир Михайлович - пост движения 2-я смена - Тимофеев Александр Борисович - пост движения 3-я смена - Елисеев Александр - пост внутренней обстановки 1-я смена - Филиппов Александр Матвеевич - пост внутренней обстановки 2-я смена - Подгорный Александр - пост внутренней обстановки 3-я смены - Макаров Александр - врач
- 1988 г. осень - АГС АС-15 по Беломоро-Балтийскому каналу переведена в Северодвинск для проведения испытаний (источник).
- 1994 г. - одна из подводных лодок проекта совершила научную экспедицию в южной части Баренцева моря - пройдено около 1000 км по профилю дна в направлении на северо-восток.
- 2000 г. 13 августа - во время катастрофы с ПЛАРК К-141 "Курск" пр.949А к работам по поиску и спасению подводной лодки привлекалась станция АС-15 пр.1910. Согласно хронологии событий вокруг гибели "Курска" 13.08.2000 г. в 10-30 командующим СФ ВМФ России объявлена боевая тревога станции АС-15. Приказ - следовать в точку обнаружения ПЛАРК "Курск". в 22-00
- 2000 г. 14 августа - АС-15 получил задачу от командующего СФ на обследование точек №1 и №2. Точка №1 с координатами: Ш=69 градусов 36,9 минуты северная, Д=37 градусов 34,5 минуты восточная - это ПЛАРК К-141 "Курск". Точка №2 с координатами: Ш=69 градусов 37,8 минуты северная, Д=37 градусов 33,3 минуты восточная южнее двух буев на 10 кабельтовых.
- 2000 г. 15 августа - в 00-28 АС-15 погрузился и в 04-09 всплыл не обнаружив объекта. в 05-37 повторное погружение АС-15, наведение на цель осуществляют ТАКР "Петр Великий" и БПК "Адмирал Чабаненко". В 07-56 с АС-15 принят сигнал об обнаружении ПЛАРК "Курск". В 10-00 АС-15 всплывает. 11:00 - с АС-15 доложено: «Обнаружил ПЛ К-141. Подводная лодка лежит на курсе 285 градусов, дифферент — 0 градусов, крен 5-10 градусов на правый борт. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. Рядом с ПЛ на грунте рассыпан балласт и балоны ВВД. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Никаких сигналов не обнаружено. Видимость 3 метра. Сильное придонное течение 1,2-1,4 узла. Общий объем повреждений корпуса в носу 20-30% от общей площади верхней полусферы».
- 2000 г. 16 авугста - в 13-27 АС-15 вновь погрузился для проверки звукоподводной связи и дальнейшей работы по обследованию затонувшей подводной лодки. 14:30 АС-15 передал: «Обнаружил объект. Начал документирование». 18:45 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") передал: «В ходе обследования затонувшей подводной лодки носовых рулей не обнаружено». 19:23 АС-15 передал: «На объекте наблюдаю поднятые выдвижные устройства». 23:00 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") всплыл в надводное положение.
- 2000 г. 18 августа - в 02:26 АС-15 начал погружение для производства работ по плану. 03:00 АС-15 вышел на объект и начал работу. 09:27 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") всплыл в надводное положение.
- 2000 г. 19 августа - 04:25 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") погрузился в подводное положение и следует в район для поиска фрагментов затонувшей подводной лодки. Контроль за местом и действиями АС-15 и звукоподводную связь с ним осуществляет подводная лодка Б-414. 09:04 АС-15 всплыл в надводное положение. В ходе обследования района обнаружено 5 фрагментов затонувшей подводной лодки. (источник 1)
Атомная глубоководная станция АС-15 во время работ по оказанию помощи затонувшей ПЛАРК К-141 "Курск". Видеосъемка произведена во время доклада командира АГС командующему Флота о результатах осмотра затонувшей подлодки (кадр РТР, август 2000 г., http://oosif.ru/ags-pr.1910). - 2003 г. 5 августа - на ПО "Севмаш" в Северодвинске спущена на воду новая опытовая глубоководная субмарина. На Западе некоторое время предполагали (ошибочно), что это может быть АГС типа UNIFORM.
АГС АС-15 пр.1910 в цехе СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск. Фото датировано 2003 г. (фото с http://forums.airbase.ru, идентификация - источник) - 2005 г. 2 марта - между Министерством обороны и СРЗ "Звездочка" подписан контракт №32/27/КЭ/18-05 (8628/555) на ремонт и модернизацию АГС АС-15 зав.№01402 ( источник). Атомные глубоководные станции пр.1910 около СРЗ "Звездочка". Предположительно, фото по центру АС-13, ниже - АС-15. На верхнем снимке общий план. г.Северодвинск, 15 апреля 2007 г. (фото с http://forums.airbase.ru) - 2009 г. - в составе Северного флота официально 3 АГС пр.1910.
- 2009 г. 19 марта - заключен договор с ЦС "Звездочка" на техническое сопровождение ремонта и модернизации АГС АС-15 (зав.№01402) на сумму 255.7 млн. руб. Срок исполнения - 2013 г. (источник).
- 2009 г. 06 августа - заключен договор с ЦС "Звездочка" на разработку эскизной документации и приемо-сдаточной документации модернизированной АГС АС-15 (зав.№01402) на сумму 172.4 млн.руб Срок исполнения - 2013 г. (источник). Вероятно речь о модернизации АС-15 по пр.19102 (см.ниже).
- 2010 г. 14 апреля - заключен договор №24/10/71047 между СПМБМ "Малахит" и НИПТБ "Онега" на сумму 548 тыс.руб. «Согласование документации пр. 19100, разраб. по контракту № 71047(32/27/КЭ/13-07)». (ист. - НИПТБ "Онега", 2010 г.).
- 2010 г. 22 декабря - принято Решение №31/030-19102-401-001-11 на основании которого позже - по договору от 16.03.2012 г. - велось техническое сопровождение работ по ремонту и модернизации изделия 60ИКМ заказа 01402 со сроком исполнения 2013 г. на сумму 15 млн. руб. Так же по изделию 60ИКМ велись следующие работы: корректировка эксплуатационной документации оборудования СУЗ установки 60ИКМ зак. 01402, продление срока службы незаменяемого оборудования изделия 60ИКМ зак. №01402, разработка РКД на новые корпуса КВ по чертежу 19102-622-0005 для зак. 09204. (источник).
Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей губе. Фото не позже 2010 г. ( http://www.dutchintell.com). По другим данным - АС-15. Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей Губе. 26.07.2010 г. ( http://vkontakte.ru). Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей губе. Фото не позже ноября 2011 г. (публичный источник, обработано).
- 2011 г. - на ЦС "Звездочка" разработана технология и выполнены работы по механической резке прочного корпуса АГС пр.1910 (ист. - Годовой отчет за 2011 г.).
- 2012 г. 11 мая - заключен договор между ЦС "Звездочка" и НИПТБ "Онега" №92-27/12 на сумму 21.5 млн. руб на «Выполнение работ в обеспечение продления сроков эксплуатации оборудования, разработка единого перечня ПОР, техсопровождение ремонта заказа зав. 01402 на ОАО «ЦС «Звёздочка» (ист. - НИПТБ "Онега", 2012 г.).
- 2013 г. 26 июля - дата подписания Предписания на реализацию смешанного лома титана различных марок, образовавшегося в ходе выполнения работ по ремонту и модернизации АГС АС-15 зав.№01402 (источник).
- 2015 г. 29 декабря - дата подписания госконтракта №Р1/2/0292/ГК-16-ДГОЗ на выполнение работ по ремонту и модерниазции АГС пр.19100 заказ №01403 (третья лодка проекта) на СРЗ "Звездочка" с привлечением НИК "курчатовский институт" и ЦНИИКМ "Прометей" (источник)
- 2016 г. - в Белом море в районе Умба с 15 по 29 декабря 2016 г. проходит первый этап приемо-сдаточных испытаний (ПСИ) АГС АС-15 (заказ 01402, источник).
- 2017 г. октябрь - в Белом море в октябре 2017 г. вновь проходят приемо-сдаточные испытания (ПСИ) АГС АС-15 (заказ 01402, источник).
- 2017 г. ноябрь - в Белом море с 14.11.2017 г. проходят еще одни ПСИ АГС АС-15 (заказ 01402, источник).
- 2017 г. декабрь - в Белом море с 14.12.2017 г. проходит II-этап ПСИ АГС АС-15 (заказ 01402, источник).
- 2018 г. - ПСИ заказа 01402 в Северодвинске продолжаются (источник).
Предположительно АГС АС-15 мосле модернизации по пр.19102 покидает гавань ПО "Севмаш" и ЦС "Звездочка", 25.09.2017 г. (фото https://vk.com/ts_29).
Реестр АГС пр.1910 UNIFORM (данные по базированию носят предположительный характер): № пп | Название | Проект | Завод. № | Борт № | Завод | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступлен. в строй | Базирование | 1 | АС-13
| 1910 | 01401 | 238 (1991) | ЛАО ответственный сдатчик И.П.Мельников, ведущий военпред Старченко Ю.М. | 1976 г. август - изготовлена первая секция заказа
20.11.1977
1978 - завершено формирование корпуса, выполнены гидравлические испытания | 25.11.1982
| 1986 г. май - первый пуск реактора
31.12.1986 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).
- 2000 г. - Оленья губа; - к 05.05.2004 г. стоит у СРЗ "Звездочка" слева от входа во внутренний бассейн; - 30.07.2010 г. и позже - там же.
| 2 | АС-15 | 19100 / 19102
| 01402 | 643 (1991)
222 (2010) ? | ЛАО ответственный сдатчик Р.И.Султанбеков, ведущий военпред Фёдоров Г.Е. | 23.02.1983 | 29.03.1988 | 30.12.1991 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).
- 2000 г. - Оленья губа - к 05.05.2005 г. стоит у СРЗ "Звездочка", по состоянию на 15.04.2007 г. там же, - 24.09.2007 г. и позже отсутствует - находится на СРЗ "Звездочка" для выполнения работ по ремонту и модернизации АГС (источник) - 2011-2013 г.г. - заказ №402 в ремонте и модернизации по пр.19102 на ЦС "Звездочка" (ист. - Годовой отчет за 2012 г., источник) - 2016-2018 г.г. - приемо-сдаточные испытания заказа в Белом море | 3 | АС-33
| 19100 | 01403 | 200 (2010)
| ЛАО ответственный сдатчик В.Е.Яновский, ведущий военпред Гусев И.А.
| 28.11.1988 | 23.11.1993 | Предполагаемая дата пуска реактора - 16.04.1994 г. (источник)
16.12.1994 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).
- 2000 г. - Оленья губа; - 19.05.2005 г. - Оленья губа; - 26.07.2010 г. - Оленья губа, бортовой №200 предположительно. - 2018 г. - планируется 1-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник) - 2019 г. - планируется 2-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник) - 2020 г. - планируется 3-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник) - 2021 г. (по ноябрь) - планируется 4-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник)
|
Источники: Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996. С.-Пб., Гангут, 1996 г. Ажажа В. Подводная одиссея. "Северянка" штурмует океан. М., "Вече", 2009 г. Годовой отчет за 2011 г. ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, 2012 г. ( источник). Годовой отчет за 2012 г. ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, 2013 г. ( источник). НИПТБ "Онега", 2010 г., годовой отчет. г. Северодвинск, 2011 г. НИПТБ "Онега", 2012 г., годовой отчет. г. Северодвинск, 2013 г. ОАО "СПМБМ "Малахит". Годовой отчет за период 01.11.2008 г. - 31.12.2009 г. С.-Пб, 2010 г. ОАО "СПМБМ "Малахит". Сайт http://www.malachite-spb.ru/, 2011 г. Общественное объединение "Союз инженеров фота". 2012 г. ( источник). Саранов В., На дне. Российские ученые изобрели стекланную субмарину. // Версия. №33 / 2003 г. Тарас А.Е., Атомный подводный флот 1955-2005. М., Аст, Мн., Харвест, 2006 г. Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru, 2009 г. Balancer.Ru. Форум http://forums.airbase.ru, 2009 г., 2011 г. Jane's Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г. | | | | | Каталог Последние комментарии Sierra Wrote:Добавлю. свежее фото.То же, но в хай-рез. | Добавлю. свежее фото. | Такой кликабельной фотки вроде не было. | не могу найти... есть вероятность того, что я ссылку поставил "от балды" | Дмитрий!Такой вопрос: в соответствующей статье про UNIFORM здесь на сайте указано... | rambo54 Wrote:AS-13 seems to be ready for tests with a device (purpose?) on the... | AS-13 seems to be ready for tests with a device (purpose?) on the bow | ФRambo,may be interestwww.janes.com/article/52572/china-build ... -submarine | Yes. Full upgrade ande operational mode. :beer: | Sierra Wrote:Dont overhaul. Its change of engine group :beer:Thanks Sierra!Does... |
|