пр.1910 - UNIFORM | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.1910 - UNIFORM

Автор: DIMMI
Создана: 01.05.2010 09:27:38
Изменена: 06.12.2020 23:20:09
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Специальные подводные лодки и аппараты / пр.1910 - UNIFORM /

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.1910 / пр.19100 "Кашалот" - UNIFORM
АС-13
АС-15
АС-33

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Яуза" (впоследствии заменен на "Кашалот")  и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС - 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. 

В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник, источник). 


Атомная глубоководная станция АС-33 пр.1910 - UNIFORM. Предположительно 1990-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).


Модель АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" с большой вероятностью выполнена в т.ч. с использованием наших проекций - есть характерные моменты (см.ниже). Авторство модели не указано т.к. автор модели при цитировании нашей статьи не указал источника (http://karopka.ru/).


Одна или две станции пр.1910 (предположительно АС-13 и АС-14), возможно, выведены из боевого состава ВМФ в 2004 г. и с 2005 г. базируются у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске (в 2007 г. осталась одна АГС). В 2011-2018 г.г. АГС заказ 01402 (вторая лодка проекта) проходит ремонт и модернизацию и испытания по их завершении на СРЗ "Звездочка". В 2018-2021 г.г. на СРЗ "Звездочка" планируется проведение ремонта с модернизацией третьей лодки проекта  - заказ 01403 (источник).

В некоторых интернет-СМИ встречается так же наименование шифра проекта "Кайман" - вероятно, ошибочное. Так же иногда проект АГС именуется в источниках как "Нельма", что так же ошибочно. Наименование проекта - "Яуза" - приводится на официальном сайте СПМБМ "Малахит" рядом с фото ПЛА пр.1910. Все данные и графические материалы основаны на опубликованных открыто сведениях.


Конструкция АГС
- двухкорпусная с двумя тандемно расположенными прочными корпусами. В конструкции прочного корпуса использованы титановые сплавы. 
Для обеспечения плавучести лодки в междубортном пространстве используются наполнители из сферопластика разработки ЦНИИКМ "Прометей".



Предположительные проекции пр.1910 UNIFORM и разрез, вариант от 12.09.2011 г. http://militaryrussia.ru.


Предположительно АГС АС-33 пр.1910 UNIFORM в Оленьей губе. Фото опубликовано 03.03.2011 г. (http://forummarine.forumactif.com).




Модель АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" (http://karopka.ru/).

Двигательная установка: ядерная энергетическая установка с водо-водяным реактором и двумя турбогенераторами общей номинальной мощностью 10000 л.с., основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок. Вероятно, что, находящаяся в отдельном прочном корпусе ЯЭУ, обслуживается только в условиях базы - в доке.

Ядерная силовая установка, вероятно, разработана в НИКИЭТ, главный конструктор - В.А.Шишкин (источник). При выполнении работ по ремонту и модернизации заказа 01403 пр.19100  в 2018 г. договор на выполнение работ заключался с НИЦ "Курчатовский институт" (источник).

Движители:
Основной движитель - винт регулируемого шага, 6 подруливающих колонок (две группы в носу и в корме, в одной группе - по колонке по бортам и одна сверху в надстройке).


Правая передняя подруливающая колонка в убранном положении без крышки. Атомная глубоководная станция АС-13 пр.1910, на стоянке около СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, предположительно 2010 г. (http://forums.airbase.ru).




Модель АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" (http://karopka.ru/).

ТТХ атомной глубоководной станции:
Экипаж - 8-12 чел

Длина - 69 м
Ширина - 7 м
Осадка - 5,2 м

Водоизмещение надводное - 1390 т
Водоизмещение подводное - 2000 т

Скорость надводная - 10 уз
Скорость подводная максимальная - нет данных
Глубина погружения - 700 м ( по западным данным, в большинстве источников указано - до 1000 м)

Вооружение - по западным данным отсутствует.

Оборудование: уникальное и выполненное специально для АГС проекта.
Системы наблюдения и навигации:
- ГАС бовокого обзора;
- эхолот;
- телевизионная наблюдательная система;
- бинокулярная оптическая система;
- высокочастотный профилограф;
- комплекс фотоаппаратуры для съемки внешних объектов;
- магнитометр;
- спутниковая навигационная система;


За пультом управления АГС АС-13 (№01401) Валерий Видинев (1981 г., источник).

Специальное оборудование - точной информации по специальному оборудованию нет:
- манипуляторный комплекс для проведения механических операций с дистанционным управлением на грунте.
- барокамера для водолазов, шлюзовая камера для выхода на грунт (не подтверждено)
- система отбора и анализа проб забортной воды (не подтверждено).


Рисунок "исследовательской" подводной лодки. Вероятно, пр.1910 UNIFORM (обработка http://militaryrussia.ru, 2010 г., источник - http://nvs.rpf.ru/nvs/forum, 2006 г.).


Предположительное расположение устройств на модели АГС пр.1910 производства компании "МикроМир" (http://karopka.ru/).

Модификации:
пр.1910 - UNIFORM - опытовая атомная глубоководная станция АС-13.


По центру атомная глубоководная станция АС-13 у стенки СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, 10.05.2010 г. (фото - Лиханов, http://forums.airbase.ru).


Атомные глубоководные станции АС-13 пр.1910 UNIFORM и пр.18510 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото - maverick, http://www.klubsmi.ru).

пр.19100 - UNIFORM - головная и вторая серийная атомные глубоководные станции (АС-15 и АС-33).

пр.19101 - вероятно, вариант модернизации. Данных о реализации проекта нет.

пр.19102 - вариант модернизации АГС пр.1910. В 2010 г. конструкторским бюро велись работы по проекту, а 22.12.2010 г. (см.ниже "Статус"), вероятно, принято Решение №31/030-19102-401-001-11 на основании которого велась модернизация АГС АС-15 (хотя контракт на ремонт и модерниацию АС-15 был подписан 2 марта 2005 г.) . Планируемый срок завершения работ - 2013 г. (по источникам - см. ниже "Статус").


Атомная глубоководная станция пр.1910 UNIFORM (обработка фото с http://forums.airbase.ru)



Предположительные проекции атомной глубоководной станции пр.1910 UNIFORM, пробный вариант от 03.04.2011 г. (внизу) и более точный вариант от 05.04.2011 г., http://militaryrussia.ru.

Статус
: СССР / Россия
- 1979 г. - в отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи АГС 1-го ранга АС-13 пр.1910 (источник).

Первый экипаж АС-13 (источник):
- Попов Геннадий Леонидович - командир корабля, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза
- Фальченко Валерий Владимирович - старший помощник командира, пост внешней обстановки 1-я смена
- Варшаловский Геннадий Михайлович - помощник командира по ЭМЧ, пост движения 1-я смена
- Борисов Александр Николаевич - пост внешней обстановки 2-я смена
- Золотухин Игорь Анатольевич - пост внешней обстановки 3-я смена
- Видинеев Валерий Владимирович - пост движения 2-я смена
- Манилов Владимир Георгиевич - пост движения 3-я смена
- Локтионов Александр Никитович - пост внутренней обстановки 1-я смена
- Добринчук Геннадий Викторович - пост внутренней обстановки 2-я смена
- Рымарь Анатолий Петрович - пост внутренней обстановки 3-я смены
- Сотников Леонид Александрович - врач


Первый экипаж АС-13. Крайний слева - Попов Геннадий Леонидович. В первом ряду сидят (слева-направо) - Варшаловский Геннадий Михайлович, Тихонов Александр - плавал 4-м оператором на посту внешней обстановки, Фальченко Валерий Владимирович, Локтионов Александр Никитович, Видинев Валерий Владимирович. Сидят во втором ряду (слева направо) - Золотухин Игорь Анатольевич, Рымарь Анатолий Петрович, Борисов Александр Николаевич, Добринчук Геннадий Викторович. Отсутствуют на снимке: Манилов Владимир Георгиевич, Сотников Леонид Александрович (фото Варшаловского Г.М., фото сделано примерно в 1984-1985 г.г., http://oosif.ru/ags-pr.1910).

- 1981 г. - набран и начато обучение экипажа АГС АС-15 (источник). 

Летом 1983 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 24 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа головной АГС АС-15 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 8-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. (источник).

Первый экипаж АС-15 (источник):
- Ермоленко Михаил Николаевич - командир корабля
- Панфилов Анатолий Тихонович - старший помощник командира, пост внешней обстановки 1-я смена
- Будаква Леонид Иванович - помощник командира по ЭМЧ, пост движения 1-я смена
- Ильичёв Виктор - пост внешней обстановки 2-я смена
- Новиченков Вадим Иванович - пост внешней обстановки 3-я смена
- Ашик Владимир Михайлович - пост движения 2-я смена
- Тимофеев Александр Борисович - пост движения 3-я смена
- Елисеев Александр - пост внутренней обстановки 1-я смена
- Филиппов Александр Матвеевич - пост внутренней обстановки 2-я смена
- Подгорный Александр - пост внутренней обстановки 3-я смены
- Макаров Александр - врач


Первый экипаж АС-15 и командование в день спуска АГС АС-15 на воду, 29.03.1988 г. (http://oosif.ru/ags-pr.1910).


Встреча ветеранов первого экипажа АС-15 (http://oosif.ru/ags-pr.1910).

- 1988 г. осень - АГС АС-15 по Беломоро-Балтийскому каналу переведена в Северодвинск для проведения испытаний (источник).

- 1994 г. - одна из подводных лодок проекта совершила научную экспедицию в южной части Баренцева моря - пройдено около 1000 км по профилю дна в направлении на северо-восток.

- 2000 г. 13 августа - во время катастрофы с ПЛАРК К-141 "Курск" пр.949А к работам по поиску и спасению подводной лодки привлекалась станция АС-15 пр.1910. Согласно хронологии событий вокруг гибели "Курска" 13.08.2000 г. в 10-30 командующим СФ ВМФ России объявлена боевая тревога станции АС-15. Приказ - следовать в точку обнаружения ПЛАРК "Курск". в 22-00

- 2000 г. 14 августа - АС-15 получил задачу от командующего СФ на обследование точек №1 и №2. Точка №1 с координатами: Ш=69 градусов 36,9 минуты северная, Д=37 градусов 34,5 минуты восточная - это ПЛАРК К-141 "Курск". Точка №2 с координатами: Ш=69 градусов 37,8 минуты северная, Д=37 градусов 33,3 минуты восточная южнее двух буев на 10 кабельтовых.

- 2000 г. 15 августа - в 00-28 АС-15 погрузился и в 04-09 всплыл не обнаружив объекта. в 05-37 повторное погружение АС-15, наведение на цель осуществляют ТАКР "Петр Великий" и БПК "Адмирал Чабаненко". В 07-56 с АС-15 принят сигнал об обнаружении ПЛАРК "Курск". В 10-00 АС-15 всплывает. 11:00 - с АС-15 доложено: «Обнаружил ПЛ К-141. Подводная лодка лежит на курсе 285 градусов, дифферент — 0 градусов, крен 5-10 градусов на правый борт. Кормовые отсеки за рубкой целые. В носу разорван легкий корпус. Из корпуса сверху торчат трубопроводы. Рядом с ПЛ на грунте рассыпан балласт и балоны ВВД. В районе носа кратковременно травился воздух. Признаков жизни нет. Никаких сигналов не обнаружено. Видимость 3 метра. Сильное придонное течение 1,2-1,4 узла. Общий объем повреждений корпуса в носу 20-30% от общей площади верхней полусферы».

- 2000 г. 16 авугста - в 13-27 АС-15 вновь погрузился для проверки звукоподводной связи и дальнейшей работы по обследованию затонувшей подводной лодки. 14:30 АС-15 передал: «Обнаружил объект. Начал документирование». 18:45 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") передал: «В ходе обследования затонувшей подводной лодки носовых рулей не обнаружено». 19:23 АС-15 передал: «На объекте наблюдаю поднятые выдвижные устройства». 23:00 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") всплыл в надводное положение.

- 2000 г. 18 августа - в 02:26 АС-15 начал погружение для производства работ по плану. 03:00 АС-15 вышел на объект и начал работу. 09:27 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") всплыл в надводное положение.

- 2000 г. 19 августа - 04:25 АС-15 (пр.1910 "Кашалот") погрузился в подводное положение и следует в район для поиска фрагментов затонувшей подводной лодки. Контроль за местом и действиями АС-15 и звукоподводную связь с ним осуществляет подводная лодка Б-414. 09:04 АС-15 всплыл в надводное положение. В ходе обследования района обнаружено 5 фрагментов затонувшей подводной лодки.
(источник 1)


Атомная глубоководная станция АС-15 во время работ по оказанию помощи затонувшей ПЛАРК К-141 "Курск". Видеосъемка произведена во время доклада командира АГС командующему Флота о результатах осмотра затонувшей подлодки (кадр РТР, август 2000 г., http://oosif.ru/ags-pr.1910).

- 2003 г. 5 августа - на ПО "Севмаш" в Северодвинске спущена на воду новая опытовая глубоководная субмарина. На Западе некоторое время предполагали (ошибочно), что это может быть АГС типа UNIFORM.


АГС АС-15 пр.1910 в цехе СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск. Фото датировано 2003 г. (фото с http://forums.airbase.ru, идентификация - источник)








Предположительно АГС АС-33 пр.1910 на переходе морем в Северодвинск для прохождения ремонта и модернизации, лето 2004 г. (фото обработаны, публичный источник - http://forums.airbase.ru).

- 2005 г. 2 марта - между Министерством обороны и СРЗ "Звездочка" подписан контракт №32/27/КЭ/18-05 (8628/555) на ремонт и модернизацию АГС АС-15 зав.№01402 (источник).






Атомные глубоководные станции пр.1910 около СРЗ "Звездочка". Предположительно, фото по центру АС-13, ниже - АС-15. На верхнем снимке общий план. г.Северодвинск, 15 апреля 2007 г. (фото с http://forums.airbase.ru)

- 2009 г. - в составе Северного флота официально 3 АГС пр.1910.

- 2009 г. 19 марта - заключен договор с ЦС "Звездочка" на техническое сопровождение ремонта и модернизации АГС АС-15 (зав.№01402) на сумму 255.7 млн. руб. Срок исполнения - 2013 г. (источник).

- 2009 г. 06 августа - заключен договор с ЦС "Звездочка" на разработку эскизной документации и приемо-сдаточной документации модернизированной АГС АС-15 (зав.№01402) на сумму 172.4 млн.руб Срок исполнения - 2013 г. (источник). Вероятно речь о модернизации АС-15 по пр.19102 (см.ниже).

- 2010 г. 14 апреля - заключен договор №24/10/71047 между СПМБМ "Малахит" и НИПТБ "Онега" на сумму 548 тыс.руб. «Согласование документации пр. 19100, разраб. по контракту № 71047(32/27/КЭ/13-07)». (ист. - НИПТБ "Онега", 2010 г.).

- 2010 г. 22 декабря - принято Решение №31/030-19102-401-001-11 на основании которого позже - по договору от 16.03.2012 г. - велось техническое сопровождение работ по ремонту и модернизации изделия 60ИКМ заказа 01402 со сроком исполнения 2013 г. на сумму 15 млн. руб. Так же по изделию 60ИКМ велись следующие работы: корректировка эксплуатационной документации оборудования СУЗ установки 60ИКМ зак. 01402, продление срока службы незаменяемого оборудования изделия 60ИКМ зак. №01402, разработка РКД на новые корпуса КВ по чертежу 19102-622-0005 для зак. 09204. (источник).





Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей губе. Фото не позже 2010 г. (http://www.dutchintell.com). По другим данным - АС-15.


Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей Губе. 26.07.2010 г. (http://vkontakte.ru).






Предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM в Оленьей губе. Фото не позже ноября 2011 г. (публичный источник, обработано).



- 2011 г. - на ЦС "Звездочка" разработана технология и выполнены работы по механической резке прочного корпуса АГС пр.1910 (ист. - Годовой отчет за 2011 г.).

- 2012 г. 11 мая - заключен договор между ЦС "Звездочка" и НИПТБ "Онега" №92-27/12 на сумму 21.5 млн. руб на «Выполнение работ в обеспечение продления сроков эксплуатации оборудования, разработка единого перечня ПОР, техсопровождение ремонта заказа зав. 01402 на ОАО «ЦС «Звёздочка» (ист. - НИПТБ "Онега", 2012 г.).

- 2013 г. 26 июля - дата подписания Предписания на реализацию смешанного лома титана различных марок, образовавшегося в ходе выполнения работ по ремонту и модернизации АГС АС-15 зав.№01402 (источник).

- 2015 г. 29 декабря - дата подписания госконтракта №Р1/2/0292/ГК-16-ДГОЗ на выполнение работ по ремонту и модерниазции АГС пр.19100 заказ №01403 (третья лодка проекта) на СРЗ "Звездочка" с привлечением НИК "курчатовский институт" и ЦНИИКМ "Прометей" (источник)

- 2016 г. - в Белом море в районе Умба с 15 по 29 декабря 2016 г. проходит первый этап приемо-сдаточных испытаний (ПСИ) АГС АС-15 (заказ 01402, источник). 

- 2017 г. октябрь - в Белом море в октябре 2017 г. вновь проходят приемо-сдаточные испытания (ПСИ) АГС АС-15 (заказ 01402, источник). 

- 2017 г. ноябрь - в Белом море с 14.11.2017 г. проходят еще одни ПСИ АГС АС-15 (заказ 01402, источник). 

- 2017 г. декабрь - в Белом море с 14.12.2017 г. проходит II-этап ПСИ АГС АС-15 (заказ 01402, источник). 

- 2018 г. - ПСИ заказа 01402 в Северодвинске продолжаются (источник).


Предположительно АГС АС-15 мосле модернизации по пр.19102 покидает гавань ПО "Севмаш" и ЦС "Звездочка", 25.09.2017 г. (фото https://vk.com/ts_29).


Реестр АГС пр.1910 UNIFORM (данные по базированию носят предположительный характер):

пп
Название Проект Завод.
Борт № Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Базирование
1 АС-13
1910 01401 238 (1991) ЛАО
ответственный сдатчик И.П.Мельников, ведущий военпред Старченко Ю.М.
1976 г. август - изготовлена первая секция заказа

20.11.1977

1978 - завершено формирование корпуса, выполнены гидравлические испытания
25.11.1982
1986 г. май - первый пуск реактора

31.12.1986
29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).

- 2000 г. - Оленья губа;
- к 05.05.2004 г. стоит у СРЗ "Звездочка" слева от входа во внутренний бассейн;
- 30.07.2010 г. и позже - там же.
2 АС-15 19100 / 19102
01402 643 (1991)

222
(2010)
?
ЛАО
ответственный сдатчик Р.И.Султанбеков, ведущий военпред Фёдоров Г.Е.
23.02.1983 29.03.1988 30.12.1991 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).

- 2000 г. - Оленья губа
- к 05.05.2005 г. стоит у СРЗ "Звездочка", по состоянию на 15.04.2007 г. там же, 
- 24.09.2007 г. и позже отсутствует - находится на СРЗ "Звездочка" для выполнения работ по ремонту и модернизации АГС (источник)
- 2011-2013 г.г. - заказ №402 в ремонте и модернизации по пр.19102 на ЦС "Звездочка" (ист. - Годовой отчет за 2012 г., источник)
- 2016-2018 г.г. - приемо-сдаточные испытания заказа в Белом море
3 АС-33
19100 01403 200
(2010)
ЛАО
ответственный сдатчик В.Е.Яновский, ведущий военпред Гусев И.А.
28.11.1988 23.11.1993 Предполагаемая дата пуска реактора - 16.04.1994 г. (источник)

16.12.1994
29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).

- 2000 г. - Оленья губа;
- 19.05.2005 г. - Оленья губа;
- 26.07.2010 г. - Оленья губа, бортовой №200 предположительно.
- 2018 г. - планируется 1-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник)
- 2019 г. - планируется 2-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник)
- 2020 г. - планируется 3-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник)
- 2021 г. (по ноябрь) - планируется 4-й этап ремонта и модернизации заказа на СРЗ "Зведочка" (источник)


Источники:
Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996. С.-Пб., Гангут, 1996 г.
Ажажа В. Подводная одиссея. "Северянка" штурмует океан. М., "Вече", 2009 г.
Годовой отчет за 2011 г. ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, 2012 г. (источник).
Годовой отчет за 2012 г. ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, 2013 г. (источник).
НИПТБ "Онега", 2010 г., годовой отчет. г. Северодвинск, 2011 г.
НИПТБ "Онега", 2012 г., годовой отчет. г. Северодвинск, 2013 г.
ОАО "СПМБМ "Малахит". Годовой отчет за период 01.11.2008 г. - 31.12.2009 г. С.-Пб, 2010 г.
ОАО "СПМБМ "Малахит". Сайт http://www.malachite-spb.ru/, 2011 г.
Общественное объединение "Союз инженеров фота". 2012 г. (источник).
Саранов В., На дне. Российские ученые изобрели стекланную субмарину. // Версия. №33 / 2003 г.
Тарас А.Е., Атомный подводный флот 1955-2005. М., Аст, Мн., Харвест, 2006 г.
Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru, 2009 г.
Balancer.Ru. Форум http://forums.airbase.ru, 2009 г., 2011 г.
Jane's Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г.

Каталог

Последние комментарии

Sierra Wrote:Добавлю. свежее фото.То же, но в хай-рез.
mpashnev 2017-10-24 13:40
Добавлю. свежее фото.
Sierra 2017-10-24 00:48
Такой кликабельной фотки вроде не было.
mpashnev 2017-08-17 17:05
не могу найти... есть вероятность того, что я ссылку поставил "от балды"
DIMMI 2016-04-10 22:28
Дмитрий!Такой вопрос: в соответствующей статье про UNIFORM здесь на сайте указано...
mpashnev 2016-04-07 10:13
rambo54 Wrote:AS-13 seems to be ready for tests with a device (purpose?) on the...
rambo54 2016-01-23 18:24
AS-13 seems to be ready for tests with a device (purpose?) on the bow
rambo54 2015-11-07 19:28
ФRambo,may be interestwww.janes.com/article/52572/china-build ... -submarine
Sierra 2015-06-27 13:17
Yes. Full upgrade ande operational mode. :beer:
Sierra 2015-06-26 17:26
Sierra Wrote:Dont overhaul. Its change of engine group :beer:Thanks Sierra!Does...
rambo54 2015-06-26 17:22