ДАННЫЕ НА 2012г. (стандартное пополнение)
Ил-80 / Ил-86ВКП / изделие 80 / 9А9675 - MAXDOME Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог этого самолета по назначению - американский Boeing E-4B. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. Первый полет совершил 29 мая 1985 г. Полностью укомплектованный оборудованием самолет совершил первый полет 5 марта 1987 г. (по западным данным). 10 июля 1991 г. между НПП "Полет" и Министерством обороны СССР заключен договор на выполнение ОКР по разработкеи созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета. Принят на вооружение в 1992 г. В этом же году впервые сфотографирован западными фотографами. Всего было выпущено 4 таких самолета - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. По неподтвержденным данным испытания самолетов завершены в 1995 или в 1997 годах. Все самолеты находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). В некоторых источниках самолет называется "Ил-87".
15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). Судя по всему, по состоянию на 2012 г. работы по выполнению требований заказчика по данному договору полностью не выполнены.
Конструкция - самолет отличается от прототипа накладным отсеком в носовой части фюзеляжа, в котором размещено радиоэлектронное оборудование. На самолете отсутствуют иллюминаторы с целью снижения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. На крыльях дополнительные гондолы с двумя электрогенераторами (длина 9.5 м, диаметр 1.3 м). Часть самолетов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная троссовая антенна радиостанции сверхдлинных волн (СДВ), которая применяется для связи с подводными лодками.
Двигатели: - 4 х ТВРД НК-86 разработки КБ Кузнецова тягой по 13000 кг - 2 х турбогенератора в гондолах под крыльями - обеспечения электроэнергией бортового оборудования самолета.
ТТХ самолета: Экипаж - 5 чел (летный состав)
Длина - 59,54 м Размах крыла - 48,06 м Высота - 15,81 м Площадь крыла - 320 кв.м
Масса взлетная нормальная - 208000 кг
Скорость максимальная - 970 км/ч Скорость крейсерская - 850 км/ч Скорость посадочная - 275 км/ч Дальность полета - 3600 км Потолок практический - 11000 м
Оборудование: комплекс технгических средств разработки НПП "Полет" 83Т120 / ОКР «Звено-2» (ист. - Судебные дела). На фюзеляже расположены антенны радиостанций ( источник): 1. Антенна КВ-приёмная, внизу за центропланом в виде двух параллельных прямоугольных «гребней», установлены на всех четырёх самолетах. 2. Антенны КВ-передающие, в наплывах законцовок стабилизаторов, но всего скорее внутри радиопрозрачного обтекателя щелевые антенны со штыревым вибратором, установлены на всех самолетах. Окраска облупленный оранжевый с проступающим белым цветом радиопрозрачного материала. 3. Антенна СДВ-передающая выпускная (проволока длиной около 4 км) с конусом на законцовке. Конус и пилон на разных бортах имеет разный цвет, т.к. краска облупляется до диэлектрика. 4. Антенна СДВ-приёмная наверху перед килем, установлена на всех самолетах. 5. Антенны релейной, УКВ связи и связи с РВСН у каждого самолета разные (расположенные сверху и снизу фюзеляжа). После ремонта в 2009-2010 г.г. на самолете Ил-80 / Ил-86ВКП RA-86147 изменены конструкции антенн над фюзеляжем.
Ил-80 / Ил-86ВКП RA-86147 после ремонта, 9 мая 2010 г. (фото - Федор Борисов, http://airliners.net). Статус: СССР / Россия - 1990 г. лето - с посадочного комплекса "Юбилейный" космодрома Байконур совершался испытательный полет Ил-80 / Ил-86ВКП борт СССР-86146 с управлением пуском МБР в полете. Испытания прошли успешно.
Взлет Ил-80 / Ил-86ВКП СССР-86146 с аэродрома "Юбилейный" космодрома Байконур, лето 1990 г. (фото - Сергей Грачев, http://www.buran.ru). - 1991 г. 10 июля - дата заключения договора №1945/62/1 между министерством обороны СССР и НПП "Полет" на выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)». Общая стоимость работ по договору в 2009 г. была определена в сумму 1179,9 млн.руб. (ист. - Судебные дела).
- 2005 г. - начало эксплуатации и относительно интенсивных полетов Ил-80 в новейшей истории.
- 02.08.2010-30.10.2011 г.г. - государственные испытания объекта 9А9675 (Ил-80). Объект вероятно является результатом выполнения ОКР «Разработка и создание унифицированного бортового комплекса технических средств 83Т120 (шифр «Звено-2»)» (см.выше). Сдача объекта заказчику оформлена Актом от 15.02.2012 г. (ист. - Судебные дела).
- 2010 г. 9 мая - Ил-80 с бортовым номером 86147 принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.
Реестр Ил-80 / Ил-86ВКП (по состоянию на 12.07.2012 г.): №пп | Наименование | Сер.№ | Зав.№ | Борт № | Первый полет | Примечание | 01
| Ил-80 |
| 51483205042
| СССР-86146 RA-86146 (с 1993 г.)
| 29.05.1985
| Не оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский. - ноябрь 2009 г. (и ранее) - в эксплуатации. - 2011 г. - по западным данным производится ремонт двигателей.
| 02 | Ил-80 | | 51483205043 | СССР-86147 RA-86147 (с 1993 г.) | 1985 г. | Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский. - с 2001 г. - находится на хранении в Чкаловском - с 2007 г. - в эксплуатации - 2012 г. - в эксплуатации.
| 03 | Ил-80 | | 51483205046 | СССР-86148 RA-86148 (с 1993 г.) | 1985 г. | Оборудован штангой дозаправки. Базирование - Чкаловский. - с 2001 г. находится на хранении в Чкаловском - с 2009 г. - в эксплуатации - ноябрь 2011 г. - в эксплуатации. | 04 | Ил-80 | | 51483205048 | СССР-86149 RA-86149 (с 1993 г.) | 1985 г. | Базирование - Чкаловский. - с 2001 г. находится на хранении в Чкаловском - с 2005 г. - в эксплуатации - лето 2009 г. - в эксплуатации |
Все четыре экземпляра Ил-80 / Ил-86ВКП в разные годы (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru). Источники: Ил-80. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2012 г. Ил-80(87). Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г. Судебные дела НПП "Полет" и Минобороны. http://alexeyvvo.livejournal.com/19850.html, 2012 г. Судебные дела по поставкам Су-34. http://alexeyvvo.livejournal.com/16884.html, 2012 г. RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.
|