Д-3 / Р-15 (проект) Автор: DIMMI Создана: 06.10.2011 16:21:28 Изменена: 24.12.2016 12:31:12 Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Баллистические ракеты земля-земля ВМФ / Д-3 / Р-15 (проект) / | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-3, ракета Р-15 (проект)
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ, проект). Эскизное проектирование комплекса и ракеты с 1955 г. велось ОКБ-1 под общим руководством С.П. Королева. Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1955 г. задано проектирование ПЛА-носителя комплекса Д-3 - ПЛАРБ пр.639. Проектирование лодки водоизмещением 6000 тонн поручалось СКБ-143, главный конструктор В.П.Фуников, заместитель (с 1956 г.) Г.Н.Чернышев.
Постановлением Совмина СССР от 17 августа 1956 г. разработка комплекса Д-3 и ракеты Р-15 были переданы днепропетровскому ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»), генеральный конструктор - М.К.Янгель.
Создание ракетного комплекса Д-3 для поражения стационарных береговых целей было задано Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1956 г. Теперь предполагалось оснащение ракетным комплексом опытовой дизель-электрической подводной лодки пр.В-629 (ЦКБ «Волна», одна БРПЛ Р-15), штатныйм носителем оставалась ПЛАРБ пр.639 (СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит», три БРПЛ Р-15). Еще одно Постановление Совмина СССР о создании ракетного комплекса Д-3 было принято 20 марта 1958 г..
При разработке проекта Д-3 ОКБ-586 была создана следующая кооперация: - система управления ракеты - СКБ-626 под руководством Н.А.Семихатова - пусковая установка - ЦКБ-34 (главный конструктор Д.Е.Бриль) - двигательная установка ракеты - ОКБ-3 НИИ-88 (главный конструктор Д.Д.Севрук)
К сентябрю 1957 г. ОКБ-586 представлен эскизный проект ракеты Р-15.
Испытания ракетного комплекса Д-3 изначально предполагалось проводить на переоборудованных по пр.33 крейсерах «Ворошилов» пр.26 и «Максим Горький» пр.26бис (в 1957-1958 г.г. после ряда обсуждений проект переоборудования крейсеров в опытовые суда отклонен), а совместные испытания ракетного комплекса и лодки-носителя планировались на 1-й квартал 1961 г. Однако Постановлением Совмина СССР от 4 мая 1957 г. сроки начала испытаний были скорректированы: пуски с наземного стенда планировалось начать в ноябре 1958 г., а с экспериментальной подводной лодки проекта В-629 - с августа 1960 г.
Постановлением Совмина СССР от 3 декабря 1958 г. утверждена кораблестроительная программа на период 1959-1965 г.г. из которой проект ПЛАРБ пр.639 был исключен, что привело и к прекращению разработки ракетного комплекса Д-3. Работы по направлению БРПЛ были переданы ОКБ-586 в СКБ-385 В.Макеева.
Ракета Р-15 комплекса Д-3 с пусковой установкой СМ-73 (24.12.2016 г., http://militaryrussia.ru)
Пусковое оборудование - старт БРПЛ предполагался с пускового стола, расположенного на нижнем срезе шахты ПУ в надводном положении подводной лодки. Задание на разработку пусковой установки СМ-73 Постановлением Совмина СССР от 25 августа 1956 г. получило ЦКБ-34 (ныне КБ Специального машиностроения), главный конструктор Д.Е.Бриль. 24 декабря 1956 г. приказом Миноборонпрома Днепропетровскому заводу № 586 с 1957 г. поручалось изготовление пусковых установок СМ-73 для подводных лодок. Длина ПУ - 17 м Диаметр ПУ - 3 м
Теоретически прорабатывался вариант подводного запуска ракет Р-15, но практических работ в этом направлении не велось.
Для испытаний ракет Р-15 на полигоне Капустин Яр планировалось создание неподвижного стенда СМ-Э138 и качающегося стенда СМ-74. Техническая документация на оба типа стендов разработана ЦКБ-34 и передана заводам-изготовителям в 1956-1957 г.г. Стенд СМ-74 предназначался также и для отработки крылатых ракет П-20. Изготовление стендов началось на ленинградских заводах «Большевик» и «Адмиралтейский».
Ракета Р-15: Конструкция: ракеты эскизного проекта ОКБ-1 и проектировавшаяся ОКБ-586 отличались конструктивно и по типам двигательной установки. Проект ОКБ-1 предусматривал использование низкокипящих компонентов толива. ОКБ-586 проектировало ракету на высококипящих компонентах топлива (автомная кислота и несимметричный диметилгидразин).
Эскизный проект ОКБ-1: одноступенчатая ракета с несущими топливными баками, стабилизаторами, стартовыми РДТТ и отделяемой ГЧ. Приборный отсек предполагалось разместить между баками горючего и окислителя. Заправка ракеты топливом предполагалась перед стартом.
Эскизный проект ОКБ-586: одноступенчатая ракета с несущими топливными баками, отделяемой ГЧ, без стартовых РДТТ и стабилизаторов. Приборный отсек предполагалось разместить между баками горючего и окислителя. Заправка ракеты топливом предполагалась перед стартом. Время заправки ракет - до 3 часов
Система управления - по проекту ОКБ-586 - инерциальная автономная система управления разработки КБ под руководством Н.А.Семихатова. Система управления предусматривала аварийный подрыв ракеты.
Двигательная установка: | стартовая ДУ | маршевая ДУ | проект ОКБ-1 (1956 г.) | несколько РДТТ, расположены в носовой части ракеты | маршевый 5-камерный ЖРД Топливо: - горючее - керосин - окислитель - жидкий кислород | проект ОКБ-586 (1957 г.) | в первом варианте проекта - несколько РДТТ, расположены в носовой части ракеты
| маршевый 5-камерный ЖРД с одной неподвижной и 4 поворотными камерами разработки ОКБ-3 НИИ-88 (главный конструктор Д.Д.Севрук). Включение маршевого двигателя предполагалось осуществлять после полного выхода ракеты из пусковой шахты. На Р-15 наддув бака окислителя осуществлялся парогазом, баков горючего — сжатым воздухом. Топливо: - горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ) - окислитель - азотная кислота АК-27И |
ТТХ ракеты: | проект ОКБ-1 (1956 г.) | проект ОКБ-586 (1957 г.) | Длина | 15.1-15.5 м | 15.1-15.5 м | Диаметр корпуса | 1.4-1.56 м | 2 м 2.8 м (юбка) | Размах стабилизаторов | 2.8 м | - | Масса стартовая | 23.8 т | 18.5 т (без стартовых РДТТ) 21.5-22 т (со стартовыми РДТТ) | Дальность максимальная | 1000-1100 км | 1000-1100 км (ранний проект) 1235 км (поздний проект) | Высота траектории | 270 км | | Скорость максимальная | 5000 км/ч | | Время пуска ракеты | | 90 с | Время залпа 3-х ракет (ПЛАРБ пр.639) | | 5 мин |
Боевое оснащение - термоядерная БЧ "изделие 44" мощностью ок. 1Мт.
Носители: - опытовое судно пр.33 - переоборудованные по пр.33 крейсеры «Ворошилов» пр.26 и «Максим Горький» пр.26бис. В 1957-1958 г.г. после ряда обсуждений проект переоборудования крейсеров в опытовые суда отклонен. Предполагалось использование опытового судна для испытаний ракетного комплекса Д-3.
- ПЛАРБ пр.639 (проект) - проект штатной ПЛАРБ с 3 ПУ СМ-73 комплекса Д-3 с ракетами Р-15. Проектировщик - СКБ-143.
Источник: Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 г.г. Том I. М., Моркнига, 2009 г. - ПЛРБ пр.В-629 (проект) - проект опытной ПЛ-носителя комплекса Д-3 с одной ракетой Р-15. Планировалось строительство 1 ед.
Статус: СССР - разработка не вышла из стадии проектирования.
Источники: Качур П. Комплекс Д-3: "переходный возраст". // Техника и воорудение. №1 / 2006 г. Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г. | | | | | Каталог Последние комментарии Пока нету... начал писать только - нечего показывать пока...Тут система такая... | А статья то где? |
|