ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) Т-54 / "объект 137" ОТ-54 / "объект 481" Т-54М / "объект 139" Т-54А / "объект 137Г" Т-54Б / "объект 137Г2" Т-54М / "объект 137М"
Средний танк. Создан в КБ завода №183 (позже - ПО "Уралвагонзавод"), главный конструктор - А.А.Морозов. Прототип "объект 137" создан в 1945 г. (усовершенствованный вариант которого иногда именуется "Т-54 образца 1946 г.") на базе корпуса, трансмиссии, ходовой части и др.технических решений примененных на последних моделях среднего танка Т-44 (Т-44Б / Т-44В - обозначение модели КБ / Т-44Б с доработками октября-декабря 1944 г.). Танк Т-54 принят на вооружение постановлением СНК СССР в апреле 1946 г. Серийное производство первой модели Т-54-1 под названием Т-54 начато на заводе №183 (УВЗ), №75 (позже - ПО ХЗТМ, г.Харьков) и №174 (позже ПО "Омсктрансмаш", г.Омск) в 1946 г. Подробней см. ниже в разделе "Модификации". Опытно-войсковая серия в 20 танков передана для испытаний в Белорусский ВО в мае 1947 г. Самой массовой является серия Т-54-3 / "Т-54 образца 1951 г." - выпускался промышленностью с 1951 по 1955 годы, неоднократно модернизировался. В варианте Т-54М / "объект 137М" (образца комплектации 1977 г.) танк снят с вооружения армии России в 1994 г. По умолчанию под Т-54 понимается модель Т-54-3 / "Т-54 образца 1951 г.".
Т-54-1 / "объект 137" / "Т-54 образца 1946 г." в военном музее в Верхней Пыжме, 2009 г. (фото Nucl0id, http://ru.wikipedia.org). Экипаж - 4 чел (механик-водитель, наводчик слева от орудия перед командиром, заряжающий справа от орудия и командир танка слева от орудия за наводчиком)
Конструкция - танк выполнен по классической схеме - отделение управления в передней части, боевое отделение с башней в центральной части и моторно-трансмиссионное отделение в задней части; корпус сварной из поверхностно закаленных катанных броневых листов, лобовой лист сплошной. Толщина брони корпуса по бортам и корме - 80 мм. В 1949 г. в связи с перетяжеленностью конструкции толщина лобовой брони уменьшена до 100-110 мм.
Бронирование: | лоб корпуса (мм) | лоб башни (мм) | Примечание | Т-54 образца 1945 г. №1 | 120 | 160 | | Т-54 образца 1945 г. №2 | 120 | 180 | | Т-54-1 | 120 | 200 | | Т-54-2, Т-54-3, ОТ-54, Т-54М, Т-54А, Т-54К, Т-54АК | 100-110 | 200 | | Т-54Б | 100-110 | 115-190 | обеспечена защита от 90 мм снарядов НАТО с дальности более 500 м | Т-54АМ, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК | 100-110 | 160-192 | | Т-54 образца 1945 г. №1 - лобовая, бортовая и днищевая броня средней твердости, остальная - высокой твердости (толщина брони бортов - 45-90 мм, крыши корпуса - 15-30 мм). Башня выполнена из брони средней твердости 66АМС с погоном диаметром 1800 мм. Толщина брони башни отличается от проекта Т-44В на 12-30 мм (Т-44В лоб башни - 130 мм, борт башни - 90 мм). Орудие устанавливается в бронированной маске.
Т-54 образца 1945 г. №2 / Т-54-1 - башня новой конструктии типа ИС-3 из брони 71Л. Толщина брони башни - лоб - 180 мм, борт - 80-150 мм. Проведенные в начале 1948 г. испытания Т-54-1 с такой же башней обстрелом показали, что конструкция башни не обеспечивает защиту от 85 мм остроконечных снарядов (снаряд отражаясь от башни улавливался или погоном и либо пробивал его либо застревал или пробивал крышу корпуса, поражая или механика-водителя или укладку боекомплекта). Орудие устанавливается в бронированной маске.
Т-54-2 / "Т-54 образца 1949 г." - новая башня без замана в передней части, разработана в 1949 г. совместно отделом №520 КБ завода №183 и НИИ Стали по результатам испытаний обстрелом 1948 г. Литьё башни отрабатывалось на заводе №200 (позже - Судостроительный завод им. 61 Коммунара, г.Николаев, Украина). Толщина борта - от 90 мм. Изменена установка орудия - вместо маски орудие устанавливается в башне в узкой прорези.
Т-54 образца 1951 г. и позже - модернизированная полусферическая башня без заманов с улучшенным уплотнением погона, созданная на базе предыдущей модели. Толщина борта - от 90 мм. Механизм вращения башни двухступенчатый с ручным и электроприводом (управление - наводчик или командир).
Трансмиссия и подвеска - пятиступенчатая КПП с двумя инерционными синхронизаторами, два двухступенчатых планетарных механизма. Подвеска индивидуальная торсионная - аналогична подвеске Т-44. Гусеница гребневого зацепления шириной 500 мм, с 1947-1948 г.г. танки оснащаются мелкозвенчатой гусеницей цевочного зацепления из 90 траков с открытым металлическим шарниром и развитыми грунтозацепами. С 1950 г. гусеница уширена до 580 мм.
Двигатель (устанавливается поперек корпуса): 1) Т-54 образца 1945 г. №№1 и 2, Т-54-1 - дизель 4-х тактный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением В-2-44 мощностью 520 л.с. при 1850 об/мин
2) Т-54-1, Т-54-2, Т-54-3, Т-54А, Т-54К, Т-54АК - дизель 4-х тактный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением В-2-54 мощностью 520 л.с. при 1850 об/мин, с 1950-1951 г.г. используется усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с маслянной ванной и эжекционным отсосом пыли, форсуночный подогреватель, изменена конструкция гитары.
3) Т-54М / "объект 139" - дизель 4-х тактный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением В-54-6 мощностью 520-580 л.с.
4) Т-54Б - дизель 4-х тактный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением В-54Б мощностью 520 л.с.
5) В ходе модернизации Т-54-2 / "Т-54 образца 1949 г." и Т-54Б, модели Т-54АМ, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК - дизель 4-х тактный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением В-55 мощностью 580 л.с.
| Т-54 1945 | Т-54-1 | Т-54-2 | Т-54-3 Т-54К | ОТ-54 (об.481) | Т-54М (об.139) | Т-54А Т-54АК | Т-54Б Т-54БК | Т-54АМ Т-54М Т-54МК | Длина общая (мм) | 8970 | 8950 | 9000 | 9000 | 9000 | 9400 | 9000 | 9000 | 9000 | Длина корпуса (мм) | | 6270 | 6270 | 6040 | 6040 | 6040 | 6040 | 6040 | 6040 | Ширина (мм) | 3185 | 3200 | 3270 | 3270 | 3270 | 3270 | 3270 | 3270 | 3270 | Высота по крышу (мм) | 2275 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | Клиренс (мм) | 400 | 425 | 425 | 425 | 425 | 425 | 425 | 468 | 425 | Масса (тонн) | 35.5 | 36 | 35,5 | 35,5-36 Т-54К 36 | 36,5 | 36 | 36,4 | 36,4-36,5 Т-54БК 36,5 | 36 | Удельное давление на грунт (кг/кв.см) | 0.9 | 0.91-0,93 | 0,81 | 0,81 | 0,82 | 0,81 | 0,81 | 0,81-0,82 | 0,81 | Удельная мощность (л.с/т) | | 14,4 | 14,4 | 14,4-14,6 | 14,2 | нд | 14,3 | 14,2-14,5 | 16,1 | Запас топлива (л) | 530+165 | 540+180 | 540+180 | 540+180 | нд | 695+285 | 580+280 | 510+285 | нд | Скорость по шоссе (км/ч) | 43.5-44 | 48 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 48-50 | 50 | Запас хода шоссе (км) | 320 | 330-360 | 330 | 360-400 Т-54К 400 | 400 | 400 | Т-54А 440 Т-54АК 400 | 360-400 Т-54БК 400 | 400 | Запас хода проселок (км) | 250 | 280 | | | | | | | | Общий запас топлива первых моделей Т-54 - 730 л (внутренние баки + 3 внешних бочки), начиная с 1948 г. устанавливаются два внешних плоских бака, включенных в топливную систему.
Преодоление препятствий (все модификации): - крен - 28-30 град - подъем - 30 град - спуск - 30 град - ров - 2.5-2.7 м - стенка - 0.73 м - брод - 1.4 м
Гарантированный пробег: - Т-54 образца 1945 г. - менее 2000 км - Т-54 образца 1946 г. - 1000-2000 км (с мая 1947 г.) - Т-54 образца 1955 г. - 6000-10000 км (с 1955 г.)
Вооружение: Тип танка | Основное орудие | Спаренные системы | Зенитная установка | Дополнительное вооружение | Т-54 образца 1945 г. №1 | 100 мм пушка Д-10ТК обр. 1944 г. боекомплект 34 выстр. | 7.62 мм пулемет СГ-43, боекомплект 1500 патр. | 12.7 мм пулемет ДШК, боекомплект 200 патр. | 2 х курсовых 7.62 мм пулемета ГВГ, боекомплект по 1000 патр. (в броневых коробках на надгусеничных полках) | Т-54 образца 1945 г. №2 | 100 мм пушка ЛБ-1 обр. 1944 г. с воздушным тормозом | без изменений | без изменений | без изменений | Т-54-1 (1946) | 100 мм пушка Д-10Т боекомплект 34 выстр. | без изменений | без изменений | 2 х курсовых 7.62 мм пулемета СГ-43, боекомплект по 1000 патр. (в броневых коробках на надгусеничных полках) | Т-54-2 (1949) Т-54-3 (1951) | без изменений | без изменений | 12.7 мм пулемет ДШК-М, боекомплект 200 патр. | курсовой 7.62 мм пулемет СГ-43, боекомплект 2000 патр. (в лобовом листе отделения управления) | ОТ-54 (1954) | боекомплект 19 выстр. | автоматический пороховой огнемет АТО-1 | без изменений | не устанавливалось | Т-54М / "объект 139" (1954) | 100 мм пушка Д-54Т боекомплект 50 выстр. | 7.62 мм пулемет СГМТ, боекомплект 1500 патр. | 12.7 мм пулемет ДШК-М или 14.5 мм пулемет КПВТ, боекомплект 200 патр. | курсовой 7.62 мм пулемет СГМТ, боекомплект 2000 патр. (в лобовом листе отделения управления) | Т-54А (1954) | 100 мм пушка Д-10ТГ с эжектором боекомплект 34 выстр. | 7.62 мм пулемет СГ-43, боекомплект 1500 патр. | 12.7 мм пулемет ДШК, боекомплект 200 патр. | курсовой 7.62 мм пулемет СГ-43, боекомплект 2000 патр. (в лобовом листе отделения управления) | Т-54Б (1956) | 100 мм пушка Д-10Т2С с эжектором боекомплект 34 выстр. | 7.62 мм пулемет СГМТ, боекомплект 1500 патр. | без изменений | курсовой 7.62 мм пулемет СГМТ, боекомплект 2000 патр. (в лобовом листе отделения управления) | Т-54К (1958) | 100 мм пушка Д-10Т боекомплект менее 34 выстр. | без изменений | 12.7 мм пулемет ДШК-М, боекомплект 200 патр. | не устанавливалось | Т-54АК (1958) | 100 мм пушка Д-10ТГ с эжектором боекомплект менее 34 выстр. | без изменений | без изменений | курсовой 7.62 мм пулемет СГМТ, боекомплект 2000 патр. (в лобовом листе отделения управления) | Т-54АМ (1960-е) | 100 мм пушка Д-10ТГ с эжектором боекомплект 43 выстр. | 7.62 мм пулемет ПКТ, боекомплект 1500 патр. | без изменений | курсовой 7.62 мм пулемет ПКТ, боекомплект 2000 патр. (в лобовом листе отделения управления) | Т-54М / объект137М (1977) | 100 мм пушка Д-10Т боекомплект 43 выстр. | без изменений | без изменений | без изменений | Т-54МК (1977) | боекомплект 37 выстр. | боекомплект 1000 патр. | без изменений | боекомплект 1000 патр. | 100 мм нарезная пушка Д-10Т разработки 1944 г. КБ завода №9 (г.Свердловск), главный конструктор - Ф.Ф.Петров.
100 мм нарезная пушка Д-10ТК первого опытного танка (1945 г., изготовление пушки - завод №8 г.Свердловск) отличалась от Д-10Т отсутствием пружинного уравновешивающего механизма, более тонкими стенками ствола и использованием дополнительных уравновешивающих грузов.
100 мм пушка ЛБ-1 (ЗИС-100) второго опытного танка отличалась большим удобством обсулуживания экипажем, но оснащалась воздушным тормозом, что считалось неприемлемым.
100 мм стабилизированная в двух плоскостях пушка "0963" разрабатывалась ЦАКБ (ЦНИИ-58) под руководством В.Г.Грабина в 1949 г. Аванпроект представлен в ГБТУ и ГАУ 31 мая 1949 г. Технический проект представлен 29 ноября 1949 г. Разработка не принята на вооружение.
100 мм нарезная пушка Д-10Т модернизированная и оснащенная двухплоскостным стабилизатором разработана ЦАКБ (ЦНИИ-58) под руководством В.Г.Грабина в 1950 г. под индексом "0979". На вооружение не принята.
100 мм нарезная пушка Д-10ТГ оснащена вертикальным стабилизатором "Горизонт" (1951 г.) и эжектором.
100 мм стабилизированная в двух плоскостях пушка С-84СА разработана ЦАКБ (ЦНИИ-58) под руководством В.Г.Грабина в 1951 г. Пушка впервые оснащена эжектором для удаления пороховых газов из канала ствола. На вооружение не принята.
100 мм стабилизированная в двух плоскостях пушка "0865" с автоматом заряжания разработана ЦАКБ (ЦНИИ-58) под руководством В.Г.Грабина в 1951 г. На вооружение не принята. 100 мм нарезная пушка Д-10Т2С с эжектором. Устанавливалась на Т-54Б и более поздние модификации. Пушка оснащена двухплоскостным стабилизатором. Прицельная дальность - до 2000 м (ночью - 800 м) Дальность прямого выстрела - 6900 м (вероятно по завышенной траектории ?) дальность максимальная баллистическая - 14600 м Боекомплект: - бронебойные снаряды - бронебойный подкалиберные снаряды - осколочно-фугасные снаряды
Автоматический пороховой огнемет АТО-1: Огнесмесь - АП-7 Объем огнесмеси - 460 л Дальность действия - 160 м Скорострельность - 15-20 выстр/мин
ПТУР "Малютка" в качестве эксперимента устанавливались на части Т-54Б в ящике закрепленном на заднем скате башни.
Оборудование: Прицел: - ТШ-20 (Т-54-1, Т-54-2) - разработан (как и все прицелы ТШ) и производился ПО "Новосибирский приборостроительный завод" (г.Новосибирск). - ТШ-2-22 (Т-54-3, ОТ-54, Т-54М / "объект 139", Т-54К), устанавливается с 1949 г., увеличение 3х, 5х и 7х. - ТШ-2А-22 (Т-54А, Т-54АК) - ТШ-2А-22 / ТШ-2Б-22 (Т-54Б) - ТШ-2Б-32 / ТШ-2Б-32П (Т-54Б с января 1965 г., Т-54АМ, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК).
Ночной прицел наводчика: ТПН-1 (Т-54М / "объект 139", Т-54АК) ТПН-1-22А-11 (Т-54Б, Т-54АМ, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК)
Смотровые приборы: - механика-водителя - 2 х МК-1К или МТ-1 - наводчика - МК-4
Ночной прибор наблюдения механика-водителя: ТВН-1 (Т-54М / "объект 139", Т-54А, Т-54АК, Т-54АМ, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК) Ночной прибор наблюдения командира танка - начиная с Т-54Б
Навигационное оборудование: - ТНА-2 (Т-54К ?, Т-54АК, Т-54БК, Т-54МК)
На танки Т-54-3, Т-54Б, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК в ходе модернизации на танкоремонтных заводах устанавливались ночной прицел с ИК-прожектором и лазерный дальномер КДТ-1.
Радиостанции: - 10-РТ-26 (Т-54-1, Т-54-2, Т-54-3, ОТ-54, Т-54М / "объект 139") - Р-113 (Т-54А, более ранние модели Т-54 в ходе модернизации, Т-54Б) - обеспечивалась дальность связи 20 км - Р-112 и Р-113 (Т-54К, Т-54АК) - Р-113 или Р-123 (Т-54М / "объект 137М") - Р-123 (Т-54АМ) - Р-113 или Р-123 и Р-112 (Т-54МК)
Танковое переговорное устройство ТПУ-47.
С 1945 по 1951 годы в Военной Академии Бронетанковых войск разрабатывался стабилизатор прицела пушки "Таран". Работа была свернута после испытания двух прототипов. Начиная с 1950-1951 г.г. НИОКР стабилизаторов пушки велись ЦАКБ (ЦНИИ-58) под руководством В.Г.Грабина и ЦНИИ-173 (Институт Гидравлики, позже - ЦНИИАГ) под руководством И.Погожева. Пружинный стабилизатор "Горизонт" танковой пушки Д-10Т ЦНИИ-173 при тех же результатах был проще в изготовлении. Начиная с модификации Т-54А на танк устанавливается электрогидравлический стабилизатор СТП-1 "Горизонт" (стабилизация по вертикали), с пушкой Д-10ТГ, доработанный КБ завода №183 (УВЗ). Начиная с Т-54Б (1956 г.) при производстве устанавливается двухплоскостной стабилизатор пушки СТП-2 "Циклон". Этот же стабилизатор устанавливается на разные модели Т-54 в ходе модернизации на танкоремонтных заводах МО СССР (Т-54-2 / "Т-54 образца 1949 г." и Т-54-3 / "Т-54 образца 1951 г.", Т-54АМ, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК).
Оборудование постановки дымовой завесы: - дымовые шашки МДШ (Т-54-1, Т-54-2) - 5 х дымовых шашек БДШ-5 (Т-54-3, ОТ-54, Т-54М / "объект 139", Т-54А, Т-54Б, Т-54К, Т-54АК, Т-54АМ, Т-54М / "объект 137М", Т-54МК)
Может устанавливаться минный трал (начиная с Т-54-3).
Оборудование подводного вождения танка (ОПВТ) устанавливается начиная с Т-54А (1954 г.) и Т-54Б (1956 г., Т-54АК и др.). Глубина водной преграды - до 5 м. На Т-54АМ / Т-54М / "объект 137М", Т-54МК - ОПВТ модернизировано.
Противопожарное оборудование - углекислотная полуавтоматическая система ППО + два малых огнетушителя.
Модификации: Т-54 образца 1945 г. №1 / Т-44В (1945 г.) - средний танк, на стадии проектирования - Т-44В - с применением на танке улучшенного бронирования корпуса, новой башни, новой планетарной трансмиссии (испытана на втором опытном Т-44А), улучшенной системой пожаротушения, с новым двигателем с улучшенной системой охлаждения и др. усовершенствованиями. Разработка начата КБ завода №183 (УВЗ, главный конструктор - А.А.Морозов) в декабре 1944 г. Предполагалось применение пушек Д-10Т или ЛБ-1 (ЗИС-100) калибра 100 мм. Танк переименован в Т-54 согласно приказа наркома танковой промышленности В.Малышева №92/с/021 от 28.02.1945 г. Испытания макетного образца №1 проходили в Кубинке с 11 марта по 14 апреля 1945 г. Макетный образец №2 изготовлен позже.
Т-54 образца 1945 г. №2 / "образец 137" (1945 г.) - средний танк, развитие образца №1 (КБ завода №183 УВЗ, главный конструктор - А.А.Морозов). Согласно документам наркомата танковой промышленности именно этот образец считается первым танком Т-54. На танке установлена другая башня с пушкой ЛБ-1. В ходе испытаний отмечены следующие недостатки: низкий ресурс двигателя и частые его поломки, низкое качество бортовых редукторов, высокое усилие на рычагах управления, надостаточный ресурс гусениц, недостаточная прочность днищевого люка, недостаточная мощность электропривода поворота башни, недостаточная вентиляция боевого отделения, недостаточная прочность ободов опорных катков, недостаточная прозрачность стекла пушечного прицела, недостаточная плотность огня курсового пулемета. Работы по танку прекращены в декабре 1945 г.
Т-54-1 / "объект 137" / "Т-54 образца 1946 г." (1946 г.) - средний танк, первый прототип Т-54 и первая серийная модель. Разработан весной 1946 г. КБ завода №183 (УВЗ, главный конструктор - А.А.Морозов), создан и испытан в 1946 г., серийно производился в 1946-1948 годах на заводах №183 (УВЗ), №75 (позже - ПО ХЗТМ, г.Харьков) и №174 (позже ПО "Омсктрансмаш", г.Омск), принят на вооружение постановлением СНК СССР в апреле 1946 г. с планом на производство в течение 1946 г. 165 шт (не выполнен). В мае 1947 г. после серии доработок удалось довести гарантированный безремонтный пробег танков до 2000 км и опытно-войсковая серия в 20 шт передана для испытаний в войска Белорусского ВО. По результатам войсковых испытаний серийное производство танков прекращено в 1948 г. и возобновилось только в 1949 г. по готовности модели Т-54-2 в которой устранена часть недостатков.
Т-54-2 / "объект 137" / "Т-54 образца 1949 г." (1949 г.) - средний танк, второй прототип Т-54 (КБ завода №183Ю УВЗ, главный конструктор - А.А.Морозов) - отличается новой литой башней без обратного скоса в лобовой части (доработана по результатам испытаний обстрелом 1948 г. совместно отделом №520 КБ завода №183 и НИИ Стали), новая узкая амбразура пушки, применена другая турель ЗПУ, один курсовой пулемет в отделении управления, новая уширенная гусеница (580 мм). Создан и испытан в 1949 г., серийно производился в 1949-1951 годах, принят на вооружение в 1950 г. Известное фото Т-54-2 / "объект 137" / образца 1949 г. (http://militaryphotos.net) Т-54-3 / "объект 137" / "Т-54 образца 1951 г." (1951 г.) - средний танк, разработан КБ завода №183 (УВЗ) без участия А.А.Морозова, третий классический прототип Т-54 - отличается новой полусферической литой башней без обратных скосов с улучшенным уплотнением погона, установлена фурнитура для крепления минного трала. Создан и испытан в 1951 г., серийно производился в 1951-1955 годах. По сравнению с предыдущими моделями улучшены: система охлаждения двигателя, гусеница, установлен новый воздухоочиститель, улучшены ходовая часть, трансмиссия и двигатель, внедрен новый механизм поворота башни.
ОТ-54 / "объект 481" (1954 г.) - огнеметный танк, создан на базе Т-54-3 с установкой вместо спаренного пулемета автоматического порохового огнемета АТО-1. Огнеметное оборудование размещено в боевом отделении, бак с огнесмесью АП-7 - в отделении управления. Выпускался серийно.
Т-54М / "объект 139" (1954 г.) - опытный средний танк, разработан КБ завода №183 (УВЗ), установлены облегченные опорные катки, новые ведущие колеса, новая пушка Д-54Т (позже установлена на танке "объект 140"), ночной прибор механика-водителя ТВН-1 и ночной прицел. Элементы ходовой части позже исползованы на Т-55.
Т-54А / "объект 137Г" (1954 г.) - модернизированный средний танк Т-54, разработан КБ завода №183 (УВЗ), главный конструктор Л.Н.Карцев. Установлены усовершенствованная пушка Д-10ТГ с эжекторным устройством продува ствола, электрогидравлический стабилизатор СТП-1 "Горизонт" (стабилизация по вертикали), новый прицел, ОПВТ и др.оборудование. Танк принят на вооружение в 1954 г. и выпускался серийно начиная с 4-го квартала 1954 г. по 1957 г. Позже модернизирован на танкоремонтных заводах МО СССР в Т-54АМ, командирская модификация - Т-54АК. Танк Т-54А (http://www.morozov.com.ua) Т-54Б / "объект 137Г2" (1956 г.) - средний танк, создан на базе Т-54А КБ завода №183 (УВЗ), главный конструктор Л.Н.Карцев. Установлен двухплоскостной стабилизатор пушки, вращающийся полик башни, ОПВТ. В ходе серийного производства на танк устанавливаются ночной прицел наводчика и ночной прибор наблюдения командира танка. В ходе модернизации установлен двигатель В-55, радиостанция Р-123, опорные катки от Т-55, гусеницы с РМШ (резино-металлическими шарнирами), изменена боеукладка. Принят на вооружение в 1956 г., серийное производство на заводах в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске с 1957 по 1959 г.г. Модернизировался на ремзаводах МО СССР.
Т-54К (1958 г.) - средний командирский танк, создан на базе Т-54-3 с установкой дополнительной радиостанции, навигационной аппаратуры и зарядного устройства. Выпускался небольшой серией начиная с 1958 г.
Т-54АК (1958 г.) - средний командирский танк, создан на базе Т-54А с установкой дополнительной КВ радиостанции, навигационной аппаратуры ТНА-2 и зарядного устройства АБ-1-П/30, имеется ОПВТ (до 5 м глубины водной преграды). Модернизировался из Т-54А на ремзаводах МО СССР начиная с 1958 г.
Т-54АМ (1960-е годы) - модернизированный вариант Т-54А, вариант модернизации разработан КБ ПО "Уралвагонзавод". Изменена боеукладка (увеличен боекомплект на 9 выстрелов), установлен новый двигатель В-55, новая радиостанция Р-123, используются облегченные катки от Т-55, гусеницы с РМШ, установлены ночной прицел и приборы ночного видения, модернизировано ОПВТ. Модернизация проводилась ремзаводами МО СССР.
Т-54М / "объект 137М" (1977 г.) - модернизированный вариант Т-54, вариант модернизации разработан Уральским КБТМ. Установлен ночной прицел, радиостанция Р-123, заменен двигатель (на В-55), увеличен боекомплект пушки (по типу Т-54АМ), модернизировано ОПВТ (по типу Т-54АМ ?) и воздушная система, гусеница с РМШ. Модернизация производилась ремзаводами МО СССР. Танк снят с вооружения армии России в 1994 г.
Т-54МК (1977 г.) - средний командирский танк, создан на базе Т-54М / "объект 137М" в КБ "Уралвагонзавод". установлена дополнительная КВ-радиостанция, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядный агрегат. Модернизировался на ремзаводах МО СССР начиная с 1977 г.
На базе Т-54 созданы: - бронированный тягач-эвакуатор БТС-2 (1950-1951 г.г., КБ завода №183) - машина разведки минных полей (1950-1951 г.г., КБ завода №183) - машина постановки дымовых завес (1950-1951 г.г., КБ завода №183) - танковый мостоукладчик МТУ / МТУ-12 (1955 г., КБ завода №183) - самоходная артиллерийская установка СУ-122-54; - зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2; - бронированный тягач-эвакуатор БТС-4 (1965 г.) - самоходный подъемный кран СПК-12Г (1966 г.);
Статус: СССР / Россия - всего вместе с Т-55 за всё время всеми странами выпущено более 100000 танков. - 1946 г. - начало серийного производства Т-54 (модель Т-54-1 / "объект 137") на заводах №183 (позже - ПО "Уралвагонзавод"), №75 (позже - ПО ХЗТМ, г.Харьков) и №174 (позже ПО "Омсктрансмаш", г.Омск).
- 1949 г. - начало серийного производства модели Т-54-2 / "объект 137" на заводе №183 (УВЗ).
- 1951 г. - начало серийного производства классического Т-54 - модели Т-54-3 / "объект 137" - на заводе №183 (УВЗ).
- 1955 г. - по штату в механизированной армии ВС СССР числилось 893 шт Т-54. Всего в ВС СССР того времени не менее 6 механизированных армий. В 1957 г. механизированные армии переименованы в танковые. В то же время (1955 г.) в штате танковой дивизии (3-я гвардейская ТД) числилось 242 Т-54, а в штате механизированной дивизии (27-я гвардейская МД 7-й механизированной армии Белорусского ВО) - 188 Т-54.
- 1959 г. - по штату в танковом полку ВС СССР числилось (261-й танковый полк 37-й гвардейской ТД) 92 Т-54.
- 1961 г. - по штату в танковом полку ВС СССР числилось (261-й танковый полк 37-й гвардейской ТД) 27 Т-54 (+94 Т-55).
- 1965 г. январь - начало модернизации на ремзаводах МО СССР танков Т-54 по модели Т-54АМ (предположительно). - 1968 г. август - в составе группы войск стран ОВД танки Т-54А принимали участие в подавлении "контрреволюции" в Чехословакии. Т-54А на улицах Праги, август 1968 г. (http://militaryphotos.net) - 1969 г. - по штату в танковом полку ВС СССР не числились (261-й танковый полк 37-й гвардейской ТД).
- 1977 г. - начало модернизации на ремзаводах МО СССР танков Т-54 по модели Т-54М.
- 1994 г. - танки Т-54 (текущая модификация Т-54М / Т-54МК) сняты с вооружения армии России.
Выпуск танков Т-54 промышленностью СССР (в работе): Год | ИТОГО | завод №183 | завод №75 | завод №174 | Примечание | 1945 | 2 | 2 | - | - | опытные | 1946 | ? | ? | - | - | план 165 шт | 1947 | 20 | 20 | есть | передана документация для организации производства | первая опытно-войсковая серия | 1948 | ? | ? | ? | ? | производство остановлено | 1949 | 150 | 29 боевых и 25 учебных (план 43 боевых и 18 учебных) | 15 боевых и 42 учебных (план 30 боевых и 42 учебных) | 10 боевых и 29 учебных (план 10 боевых и 28 учебных) | план 171 шт | 1950 | | | | | | 1951 | | | | | | 1952 | | | | | | 1953 | | | | | | 1954 | | 25 шт Т-54А | | | план выпуска Т-54А - 50 шт |
Экспорт: Азербайджан - по состоянию на середину 2009 г. на вооружении 100 шт Т-54 и Т-55. Албания 2007 г. - 40 шт китайских лицензионных Т-54 ("Тип 59") в сухопутных войсках. 2008 г. - есть на вооружении. Алжир: - 2007 г. - на вооружении 270 Т-54/55.
Ангола: - 2007 г. - на вооружении около 200 Т-54/55.
Армения: - 2007 г. - на вооружении 8 Т-54. - 2009 г. - нет на вооружении по данным интернет-СМИ.
Афганистан: - 2007 г. - есть на вооружении.
Бангладеш: - 2007 г. - на вооружении 100 Т-54/55.
Белоруссия: - 1992 г. - при распаде СССР в ВС Белорусси оказалось 280 Т-54 (позже отправлены на хранение и утилизацию).
Босния и Герцеговина: - 2007 г. - на вооружении 3 Т-54 и 75 Т-55.
Вьетнам: - 2007 г. - на вооружении 850 Т-54/55 и возможно "Тип 59" (Китай, поставлялись где-то до 1979 г.).
Гвинея: - 2007 г. - на вооружении 8 Т-54.
Египет: - 1967 г. июнь - в ходе 6-ти дневной арабо-израильской войны у Египта на Синайском полуострове Израилем захвачены 291 танк Т-54. - 1967-1973 г.г. - в Египет поставлено 1260 танков Т-54 и Т-55. - 1990-е годы - произведена модернизация состоявших на вооружении египетской армии танков Т-54 и Т-55 - Т-55Е "Ramses II" - установлена американская 105 мм нарезная пушка М-68, бельгийская СУО «Titan» Mk.1, американский двигатель AVDQ-1790-5A и египетская трансмиссия ТСМ-304. - 2007 г. - на вооружении 260 танков T-55E «Ramses II», 840 Т-54/55 на хранении.
Зимбабве Китайский лицензионный Т-54 ("Тип 59") есть или был на вооружении (2008 г.).
Израиль: - 1967 г. июнь - в ходе 6-ти дневной арабо-израильской войны у Египта на Синайском полуострове захвачены 291 танк Т-54 (+ 82 Т-55, 251 Т-34, 72 ИС-3М, 29 ПТ-76 и 51 Су-100). Захваченные танки Т-54 модернизированы Израилем в конце 1960-х - начале 1970-х годов по модели Ti-67 - установлено 105 мм нарезная пушка L7, дымовые гранатомёты, произведены другие мелкие изменения. - 1988 г. - на вооружение армии Израиля принят и запущен в серийное производство гусеничный БТР Achzarit на шасси трофейных Т-54 и Т-55. Всего переоборудовано от 400 до 500 трофейных танков. - 2007 г. - на вооружении 261 танков Ti-67, 126 Т-54/55 и Т-62 и БТРы Achzarit (неизвестно сколько).
Иран: - 2007 г. - на вооружении 540 Т-54/55 и "Тип 59" (Китай).
Йемен: - 2007 г. - на вооружении 450 Т-54/55.
Кампучия - 2007 г. - на вооружении более 100 Т-54/55 и китайских "Тип 59".
Китай: - 1957 г. - начало выпуска по лицензии под названием "Тип 59" танка Т-54А с незначительными изменениями. - 1963 г. - облегченная модификация Т-54 - "Тип 62". Серийное производство велось с 1963 по 1989 годы. Всего выпущено более 1200 шт. Танк поставлялся на экспорт. - 1979 г. - танки "Тип 59" и "Тип 62" применяются НОАК во время войны с Вьетнамом. На шасси танка "Тип 62" создана и состоит на вооружении НОАК 24-ствольная самоходная пусковая установка (машина разминирования ??) "Тип 87" / WS-1D в которой используются снаряды аналогичные РГБ-12 установки пуска глубинных бомб ВМФ РГБ-1200. Установка Type 87 / WS-1D (http://www.armourbook.com) КНДР - 2007 г. - есть на вооружении Т-54/55 и китайские "Тип 59". Конго - 2007 г. - есть на вооружении 25 Т-54/55 и/или китайские "Тип 59".
Куба: - 2007 г. - есть на вооружении.
Лаос Китайский лицензионный Т-54 ("Тип 59") есть или был на вооружении (2008 г.). - 2007 г. - на вооружении 15 Т-54/55.
Ливан: - 1992 г. - есть на вооружении Т-54/55, в т.ч. в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования) - до 70 шт вместе с Т-55 и Шерманами. - 2007 г. - на вооружении до 200 Т-54/55;
Ливия: - 2007 г. - на хранении более 1040 Т-54/55.
Мавритания: - 2007 г. - на вооружении 35 Т-54/55.
Мали: - 2007 г. - на вооружении 12 Т-54/55.
Мозамбик: - 2007 г. - на вооружении более 60 Т-54.
Монголия: - 2007 г. - на вооружении 370 Т-54/55.
Мьянма Китайский лицензионный Т-54 ("Тип 59") есть или был на вооружении (2008 г.).
Никарагуа: - 1982-1984 г.г. - из СССР поставлено 50 танков Т-54.
Пакистан: - 1971 г. - танки "Тип 59" (Китай, лицензия Т-54, "Al-Zarar") есть на вооружении и применяются Пакистаном в ходе Индо-Пакистанской войны. - 2007 г. - на вооружении 51 шт Т-54/55 и/или китайских "Тип 59".
Перу: - 2007 г. - на вооружении 275 Т-54/55 (из боеспособных около 200 шт).
Руанда: - 2007 г. - на вооружении 24 Т-54/55.
Сирия: - 2006 г. - на вооружении 1000-1250 танков Т-54/55 + около 1000 танков на хранении (все поставлены до 1992 г.).
Судан - 2007 г. - на вооружении 200 Т-54/55 и китайских "Тип 59".
Таиланд - 2008 г. - китайский лицензионный Т-54 ("Тип 59") и "Тип 69-2" есть на вооружении; - 2010 г. 10 августа - завершена утилизация 25 танков "Тип 69-2" затоплением в целях создания искусственного кораллового рифа. Утилизация таиландских танков "Тип 69-2" с целью создания кораллового рифа. фото 30.07.2010 г. и 09.08.2010 г. ( http://bigpicture.ru). Танзания: - 2007 г. - на вооружении 30 Т-54/55.
Того: - 2007 г. - на вооружении 2 Т-54/55.
Уганда - 2007 г. - есть на вооружении 154 Т-54 / Т-55 и китайских "Тип 62".
Украина: - 1992 г. - при распаде СССР в ВС Украины оказалось 1100 Т-54 / Т-55.
Эритрея: - 2007 г. - на вооружении 150 Т-54/55.
Эфиопия: - 2007 г. - на вооружении более 250 шт Т-54/55 и Т-62.
Источники: Википедия - cвободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2010 г. Вооруженные силы зарубежных стран. // Зарубежное военное обозрение. № 7 / 2007 г. Дроговоз И.Г., Танковый меч Страны Советов. М., Аст, минск, Харвест, 2001 г. Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). С-Пб, Невский бастион, 1996 г. Метельский Ю., Попов Г., Гибин И., От идеи до производства. // Военный парад. №3 / 2001 г. Свирин М.Н., Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955. М., Яуза, Эксмо, 2006 г. Широкорад А.Б., Гений советской артиллерии. М., Аст, 2002 г. Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г. Lenta.ru. Сайт http://lenta.ru, 2010 г. Wikipedia. Сайт http://en.wikipedia.org, 2010 г. |