№пп | Марка | Сер. номер | Зав.№ | Борт № | Дата выпуска | Первый полет | Примечание |
001
| 105 | 01-00
|
|
| август 1957 г. | 21.06.1958 | Построен на опытном производстве ОКБ-156 ММЗ "Опыт". Во время 10-го испытательного полета весной 1959 г. при посадке произошла поломка стойки шасси (командир А.Д.Калина). Позже восстановлен и отправлен в Ачинское ВАТУ. В конце 1960-х годов на учебном аэродроме появились серийные Ту-22 и первый Ту-105 передали в ШМАС в посёлок Бада Читинской области. В 1988 г. самолет еще находился в разрушенном виде на аэродроме Бада. |
002 | 105 | 01-01 | | | ноябрь 1957 г. | - | Самолет для статиспытаний. Изменение конструкции - крыльевые гондолы. Построен на опытном производстве ОКБ-156 ММЗ "Опыт". |
003 | 105А | 01-02 | | | 1959 г. | 07.09.1959 | Построен на опытном производстве ОКБ-156 ММЗ "Опыт". Самолет разбился 21.12.1959 г. (экипаж - Ю.Т.Алашеев, И.В.Гавриленко (жив), К.А.Щербаков). После катастрофы испытания всех Ту-22 были прерваны до 03.11.1960 г. Проведены доработки по прочности (фюзеляж, крыло), компоновке воздухозаборников, хвостового оперения и др. В июле-августе 1960 г. завод №22 закончил эти доработки для первых трех серийных Ту-22 и передал их ОКБ-156 для проведения дальнейших летных испытаний. |
004 | 105А | 01-03 | | | 1959 г. | - | Самолет для статиспытаний. Построен на опытном производстве ОКБ-156 ММЗ "Опыт". |
005 | Ту-22А | 01-01 | 2019012 | | август 1959 г. | 21.06.1960 | Самолет-"дублёр" первого Ту-22А (см.ниже). Самолет выпущен авиазаводом №22 (КАПО, г.Казань). Несет фотокалибровочную разметку на носу, не оборудован кормовой пушечной установкой. Позже переделан в Ту-22Р (?). |
006 | Ту-22А | 01-02 | 3019022 | 02 на вершине киля
44 на створке передней стойки шасси (после 1966 г.) | сентябрь 1959 г. | 04.12.1959 | Первый Ту-22А. Самолет выпущен авиазаводом №22 (КАПО, г.Казань). Опытный экземпляр для совместных испытаний в ЛИИ и испытаний главного конструктора. После второго полёта испытания прекращены до августа 1960 г. - до выяснения причин катастрофы опытного самолёта "105А". За это время двигатели ВД-7М опытной партии были заменены на доработанные серийные. С 15.08.1960 г. испытания возобновлены и продолжались до июля 1961 г. с неоднократными заменами двигателей в процессе их доводки. Испытания велись до сентября 1966 г. После завершения испытаний самолёт передан на учебный аэродром в Иркутское ВАТУ. Двигатели с самолета сняты и сданы на металл в 1990-е годы, самолет утилизирован в 2009 г. |
007 | Ту-22Б | 02-01 | 4029011 | | 1959 г. | 02.09.1960 | Самолет позже отправлен для доработок на ММЗ "Опыт". Первый полет выполнил лётчик В.Ковалев в Жуковском. ОКБ провело доработку систему управления. 17.11.1960 г. в испытательном полете произошла катастрофа - в очередном полете лётчик отметил улучшение устойчивости и управляемости, однако вскоре было замечено падение давления масла в двигателе, двигатель был выключен. Машина стала терять высоту и лётчик, убедившись что до аэродрома не дотянуть, сел на брюхо в поле у реки Пехорка. При ударе о мёрзлую землю кабина экипажа оторвалась, проползла несколько метров и замерла. Все люки и форточки заклинило, оторвавшаяся хвостовая часть с двигателями загорелась. Вскоре приехала машина с ЛИИ и экипаж освободили "из плена". Причиной аварии стал обрыв трубки от двигателя к манометру. После аварии испытания самолётов Ту-22 были прерваны на два месяца. |
008 | Ту-22А | 02-02 | 5029025 | | 1959 г. | 1960 | Позже переделан в Ту-22Р (экземпляр №4 ?). Разбился 08.01.1964 г. в 5 км от аэродрома Жуковский во время испытаний двигателей ВД-7М, экипаж Б.В.Половников, Н.Ф.Бочкарев, В.А.Неклюдов. Налет составил 113 ч.
|
009 | Ту-22А | 02-03 | 1029034 | | декабрь 1959 г. | 1960 | Позже переделан в Ту-22Р (экземпляр №5). Разбился 18.04.1962 г. при выходе на сверхзвук. Экипаж - Н.В.Аксенов (погиб), Н.Ф.Бочкарев, В.М.Шестухин.
|
010 | Ту-22Б | 03-01 | 2039012 | 301 черный | 1959 г. ? | | Данных нет. |
011 | Ту-22Б | 03-02 | 3039022 | | 1959 г. ? | | Самолет использовался для исследований элеронов-закрылков. Передан ВВС в августе 1961 г. для испытаний ТРДДФ НК-6. |
012 | Ту-22Б | 03-03 | 4039031 | 43 красный | 1959 г. ? | | Самолет для ресурсных испытаний. Последний полёт был совершён с заводского аэродрома (предположительно) на аэродром Зябровка в сентябре 1984 г. Самолёт начали "раскулачивать" из-за нехватки запчастей и в первую очередь двигателей, борт был разукомплектован для установки в гарнизоне в качестве памятника, но по неизвестным причинам вместо самолета был установлен макет. Предположительно, этот самолет - это именно Ту-22Р борт №43. |
013 | Ту-22Б | 03-04 | 5039045 | | 1959 г. ? | | Самолет переоборудован в Ту-22Р в конце 1961 г. |
014 | Ту-22Б | 03-05 | 1034054 | 54 | 1960 г. ? | | В конце 1961 г. самолет переделан в Ту-22Р (экз. №2). На испытаниях на взлёте у самолета сложились опоры шасси (при взлёте Б.В. Машковцев дал форсаж, и в тот же момент у самолёта сложились шасси). Почти взлетев, машина упала на бетонку. Никто не погиб, но штурман Н. Шамилов получил серьёзную травму позвоночника. В то время на панели управления самолёта был установлен лишь один общий командный тумблер для шасси, который имел три положения: 'убрано', 'нейтрально', 'выпуск'. По предположению, Машковцев нечаянно его перещёлкнул. После в конструкцию самолёта внесли изменения, а на панели управления появилось два тумблера: 'выпуск' и 'убрано'). В августе 1962 г. самолет переоборудован из Ту-22Р в самолёт РЭБ – первый опытный Ту-22П. |
015 | Ту-22Б | 04-01 | | | 1960 г. ? | | В конце 1961 г. самолет переоборудован в Ту-22Р (экз. №3). При испытаниях самолет был потерян. На сверхзвуковой скорости машину начало бросать по вертикали. Экипаж успешно катапультировался, но после этого самолёт перестал раскачиваться и продолжал полёт, пока не выработал все топливо. Позднее на Ту-22 установили ограничитель скорости ОС-1. Кроме того, была проанализирована склонность машины к раскачке. Установив на ней автомат, решили и эту проблему. |
016 | Ту-22Б | 04-02 | | | 1960 г. ? | | |
017 | Ту-22Б | 04-03 | 1040034 | |
| | Это 13-й серийный самолет. В 1961 г. был переделали в первый Ту-22Р (экз. №1). В апреле 1961 г. состоялся выкат первого прототипа Ту-22Р. Испытания были начаты 24.07.1961 г. 10.10.1961 г. при наземной гонке двигателей в Жуковском разрушилась первая ступень компрессора, самолёт сгорел. |
018 | Ту-22Б | 04-04 | 4040041 | №47 – на вершине киля; позже - №43 – на створке передней стойки шасси (номер получил в ИВАТУ) | первая половина 1961 г. | 05.07.1961 г. | Самолет передан для испытаний в ЛИИ в августе 1961 г. На самолёте вместо двигателей ВД-7М (изделие 17) установлены опытные двигатели РД-7М2 (изделие 29). В ЛИИ отрабатывали навигационную систему и радиооборудование. По итогам испытаний двигателя РД-7М2 они стали устанавливаться на все новые модификации этого самолёта с добавлением к его обозначению буквы "Д": Ту-22КД, Ту-22РД и т.д. Это совпало с установкой на новые модификации Ту-22 системы дозаправки топливом в воздухе. Таким образом буква "Д" обозначает дозаправку и двигатели РД-7М2. В последующем на ремонтных заводах при доработках старых самолётов без системы дозаправки их двигатели также были заменены на РД-7М2, так как ВД-7М к тому времени уже не выпускались. Но буквы "Д" при этом не добавлялись. В 1967 г. после окончания испытаний самолет передан в Иркутское ВАТУ. Утилизирован в 2009 г. |
019 | Ту-22Б | 04-05 | X04005X | | 1961 г. ? | | В 1962 г. переоборудован в Ту-22П. |
020 | Ту-22Б | 05-01 | 2050015 | | | 1961 г. | В 1961 г. самолет переделан в Ту-22Р одним из первых. Государственные испытания начаты в 1961 г. |
021 | Ту-22Б | 05-02 | | | | | |
022 | Ту-22Б | 05-03 | | | | | |
023 | Ту-22А | 05-04 | 1052043 | №45 на вершине киля и позже №42 на створке передней стойки шасси (номер борт получил в ИВАТУ) | декабрь 1961 г. | 06.06.1962 г. | С марта 1963 г. самолет эксплуатировался в составе 203 ТБАП. Самолёт налетал 93 часа и в апреле 1966 г. был передан на учебный аэродром в Иркутское ВАТУ. По состоянию на ноябрь 2014 г. самолет находился на аэродроме ВАТУ. |
024 | Ту-22А | 05-05 | 5050051 | | 1961 г. | | 20-й серийный самолет, последний произведенный Ту-22А. Летом 1961 г. переоборудован в опытный Ту-22К. Участвовал в параде в Тушино (именно ли этот борт там был или №06-04?). 28.09.1962 г. самолёт передан в ВВС, где прослужил до 18.10.1965 г. Последний полёт на этом самолёте состоялся 27.10.1965 г. в Монино, на учебно-аэродромную базу ВВИА им. Н.Е.Жуковского, откуда 18.02.1977 г. прибыл в музей ВВС. К тому времени борт налетал 350 часов. |
025 | Ту-22Р | 06-01 | ..06101..? | №06 | 1961 г. ? | | В 1962 г. самолет переделан в Ту-22У с раздельными кабинами, без кормовой АУ |
026 | Ту-22Р | 06-02 | 3062022 | нет | 1961 г. ? | | В 1962 г. самолет переделан в Ту-22У, с 23.07.1963 г. по 28.01.1965 г. проходил Государственные испытания |
027 | Ту-22Р | 06-03 | | | 1961 г. ? | | |
028 | Ту-22К | 06-04 | 5060045 | №24 | 1961 г.
| | Первый серийный Ту-22К. |
029 | Ту-22К | 06-05 | 1062054 | №25 черный | 1961 г. | | Второй серийный Ту-22К, последний самолёт выпуска 1961 г. Передан в Ачинское ВАТУ. |
030 | Ту-22Р | 06-09 ? | | | 1962 г. ? | | В 1968 г. самолет переоборудован в Ту-22К-ПСН. Испытания системы К-22П (К-22ПСН) с ракетой Х-22П (затем Х-22ПМ), оснащённой пассивной противорадиолокационной головкой самонаведения. Самолёт был запущен в серию как Ту-22КП, однако из-за трудностей с доводкой системы испытания завершились в 1973 году, а в строю первые машины оборудовали серийной аппаратурой только в 1976 году. |
031 | Ту-22РД | 07-03 | | №23 | 1962 г. ? | | Вторая эскадрилья 290 одрап? (на 1984 г. в командировке в 199 одрап). |
032 | Ту-22Р | 07-04 | 5072045 | №65 | 1962 г. ? | | Первая эскадрилья 290 одрап, в середине 1980-х получил бортовой №65 (?) |
033 | Ту-22Р | 07-05 | | | 1962 г. ? | | |
034 | Ту-22Р | 08-01 | | №28 | 1962 г. ? | | В 1963 г. переоборудован в опытный Ту-22РД, далее 15 одрап (на 1990 г. ?) |
035 | Ту-22Р | 08-02 | 2082023 | №23 | 1962 г. ? | | |
036 | Ту-22Р | 08-03 | | №75 | 1962 г. ? | | 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), предположительно позже был передан в 199 одрап, где впоследствии утилизирован |
037 | Ту-22Р | 08-04 | | | 1962 г. ? | | 29.10.1961 г. на аэродроме во время гонки двигателя ВД-7М произошло разрушение диска турбины. Произошёл взрыв и начался пожар, который был быстро потушен. Похожее происшествие произошло 10.10.1961 г. с первым Ту-22Р. Естественно все полёты Ту-22 приостановили, вплоть до окончания доработок по двигателям ВД-7М. Ещё одной причиной прекращения испытаний стали рулевые приводы РП-21А не выдерживающие стендовых испытаний на ресурс в 100 часов |
038 | Ту-22Р | 08-05 | 5082055 | | 1962 г. ? | | Авария 29.08.1962 г. в районе села Селта северо-западнее Ижевска. При выполнении третьего полёта по заданию №2, в зоне неустойчивости по скорости, случился отказ системы управления стабилизатором, в результате чего самолёт начал кабрировать и после катапультирования экипажа вошёл в крутую спираль вплоть до столкновения с землёй. |
039 | Ту-22Р | 09-01 | | №50 | 1963 г. | | В 1963 г. переоборудован в опытный Ту-22РД. Позже эксплуатировался 30 одрап. |
040 | Ту-22Р | 09-02 | | | 1963 г. | | |
041 | Ту-22РД | 09-03 | | №63 №19 | 1963 г. | | 1 аэ 290 одрап. Позже доработан в Ту-22РДМ, вернулся в 1 аэ, получил борт №19, в 1994 г. не смог улететь в Энгельс "так как силовой набор левого внутреннего закрылка был лопнут". Утилизирован в Зябровке. |
042 | Ту-22Р | 09-04 | | | 1963 г. | | |
043 | Ту-22Р | 09-05 | | | 1963 г. | | |
044 | Ту-22Р | 10-02 | | №25 | 1963 г. | | 199 одрап |
045 | Ту-22ПД | 10-04 | 3102042 | №26 | 1963 г. | | 30 одрап. Аварийная посадка 10.08.1974 г. на а/д Саки, восстановлен ? |
046 | Ту-22Р | 10-05 | | | 1963 г. | | 15 одрап, 24.12.1964 г. уничтожен на а/д Чкаловск врезавшимся в него Ту-22Р №13-05 |
047 | Ту-22Р | 11-01 | 2112012 | | 1963 г.
| | |
048 | Ту-22Р/РД | 11-02 | 3112022 | | 1963 г. | | 290 одрап, 11.11.1997 г. утилизирован в Энгельсе |
049 | Ту-22Р | 11-05 | | №81 | 1963 г. | | 15 одрап, 24.12.1964 г. уничтожен на а/д Чкаловск врезавшимся в него Ту-22Р №13-05 |
050 | Ту-22Р | 12-01 | 2122015 | №23 | 1963 г. | | 30 одрап, катастрофа 27.07.1963 г. – взрыв кислородной станции |
051 | Ту-22Р | 12-03 | | №05 | 1963 г. | | 290 одрап (на 1965 г.), далее передан ОКБ Туполева, в конце 1990-х в Жуковском порезан на металлолом |
052 | Ту-22К | 12-04 | 5122041 | | 1963 г. | | 121-203 тбап, (один из первых четырех Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки), 25.06.1996 г. утилизирован в Энгельсе |
053 | Ту-22К | 12-05 | | | 1963 г. | | Один из первых четырех Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки |
054 | Ту-22У | 13-01 | 1133012 | №59 ? | 1963 г. | | 3 аэ 203 тбап (на 1994 г.), 11.11.1997 г. утилизирован в Энгельсе |
055 | Ту-22Р | 13-04 | | №63 №83 №21 | 1963 г. | | 290 одрап, передан в 199 одрап, получил №83, позже переименован в №21 |
056 | Ту-22Р | 13-05 | | | 1963 г. | | 15 одрап ВВС БФ. При гонке двигателей на стоянке сорвался с колодок и врезался в два Ту-22Р (10-05, 11-05, все три сгорели). |
057 | Ту-22Б | 14-01 | 4143015 | №1113 | 1963 г. | | Поставлен ВВС Ирака |
058 | Ту-22Р | 15-01 | | №26 | 1963 г. | | 2 аэ 290 одрап (на 08.08.1991 г.) |
059 | Ту-22ПД | 16-01 | | №77 №24 | 1963 г. | | 2 аэ 290 одрап, в 1987 г. (?) получил №24 |
060 | Ту-22Р/РД | 17-05 | 4173052 | | 1963 г. | | 290 одрап, 08.07.1996 г. утилизирован в Энгельсе |
062 | Ту-22Р/РД | 19-04 | 2193041 | | 1963 г. | | 290 одрап, 11.11.1997 г. утилизирован в Энгельсе |
063 | Ту-22Р/РД | 19-05 | 3193054 | | 1963 г. | | 290 одрап, 11.11.1997 г. утилизирован в Энгельсе |
064 | Ту-22РМ | 20-03 | | №78 №18 | 1964 г. | | 199 одрап 1, позже переименован в №18, летал до расформирования полка |
065 | Ту-22Р | 20-04 | | | 1964 г. | | прототип Ту-22РД |
066 | Ту-22РД | 20-05 | | №22 №12 | 1964 г. | | 199 одрап (в начале 60-х переоборудован в прототип Ту-22РД), далее №12 |
067 | Ту-22У | 21-04 | | №10 | 1964 г. | | 1 аэ 341 тбап |
068 | Ту-22 | 22-05 | | | 1964 г. | | 199 одрап, в 1989 г. передан в ремонт |
069 | Ту-22 | 24-02 | | | 1964 г. | | 199 одрап, в 1989 г. передан в ремонт |
070 | Ту-22 | 27-01 | | №67 | 1964 г. | | 1 аэ 290 одрап (на 1984-1987 г.г.), далее получил другой борт. № |
071 | Ту-22 | 27-02 | | №60 | 1964 г. | | 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), далее получил другой борт. № |
072 | Ту-22РД | 27-05 | | №37 | 1964 г. | | 3 аэ 290 одрап, катастрофа 28.05.1987 г., экипаж погиб. |
073 | Ту-22 | 28-01 | | №78 | 1964 г. | | 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), далее получил другой №, по документам на 1989 г. из 199 одрап передан в ремонт. |
074 | Ту-22РД | 28-05 | 4284051 | №69 №15 | 1964 г. | | 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), прототип Ту-22РД, позже доработан в Ту-22РДМ, получил №15, 25.06.1996 г. утилизирован в Энгельсе |
075 | Ту-22П | 29-02 | 5294021 | №27 | 1964 г. | | 3 аэ 341 тбап (в 1990-х годах в 3 аэ были борт №23 и борт №27 без пушек, а вместо них стояли обтекатели для станций СПС с антеннами, но сами станции не были установлены) |
076 | Ту-22ПД | 29-03 | | №29 | 1964 г. | | 3 аэ 341 тбап |
077 | Ту-22П | 29-05 | 2294053 | | 1964 г. | | Белорусский полк, 25.06.1996 г. утилизирован в Энгельсе |
078 | Ту-22РД | 30-01 | 2305012 | | 1965 г. | | 2 аэ 290 одрап. Первый серийный Ту-22РД, позже доработан в Ту-22РДМ, получил борт. №, 11.11.1997 г. утилизирован в Энгельсе |
079 | Ту-22КП | 30-02 | 1304025 | | 1964 г. | | 121 тбап, в 1989 г. передан в ремонт, 11.11.1997 г. утилизирован в Энгельсе |
080 | Ту-22К | 30-03 | 3304034 | №81 | 1964 г. | | 2 аэ 203 тбап. При запуске двигателей летом 1984 г. произошел взрыв двигателей - произошла течь топливопровода и возгорание топлива в отсеке одного из двигателей. В результате - пожар и потеря хвостовой части фюзеляжа. Восстановлен силами ТЭЧ полка до лётной годности под руководством зам. к-ра полка по ИАС (п/п-к Рачков) c использованием части фюзеляжа от экс-исследовательского Ту-22 (находившегося на 360 АРЗ). Совершены два успешных испытательных полёта в июле и августе 1986 г. Самолет не удалось оставить в ВВС и он был передан как учебное пособие в МИИГА. |
081 | Ту-22РД | 30-04 | 5304043 | №61 №11 | 1964 г. | | 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил №11 (после посадки в Энгельсе), 11.11.1997 г. утилизирован в Энгельсе |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |