Соломонов Юрий Семенович Автор: DIMMI Создана: 27.04.2011 00:01:04 Изменена: 13.07.2011 16:42:52 Комментариев: 0
Категории: Персоналии / С / Соломонов Ю.С. / | Соломонов Юрий Семенович (родился 03.11.1945 г.) Генеральный и главный конструктор
Главный конструктор: - МБР "Тополь-М" - Комплекс РС-24 "Ярс", ракета 15Ж55М или 15Ж67 - SS-29 / SS-27 mod.2 SICKLE-B - Комплекс Д-30 / 3К30 / Б-30 "Булава", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава-30" / "Булава-М" - SS-NX-30
Юрий Семенович Соломонов родился 3 ноября 1945 года в Москве. В 1969 году (по другим данным - в 1971 году) Соломонов окончил Московский авиационный институт (МАИ) им. С.Орджоникидзе, после чего начал военную службу в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) в звании лейтенанта.
В 1971 году Соломонов начал работать инженером Московского института теплотехники, находившемся в ведении Министерства обороны СССР (Министерства оборонной промышленности СССР по др.данным). В институте (с 1998 года — ФГУП "Московский институт теплотехники"), занимавшемся разработкой стратегических грунтовых подвижных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе, он работал на различных должностях - от инженера до главного конструктора, а в 1997 году, оставаясь главным конструктором, возглавил МИТ.
Непосредственно под руководством Соломонова была завершена разработка и принят на вооружение ракетный комплекс "Тополь-М". Институт назывался активным участником программ Российского авиационно-космического агентства (в 1999 году преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство - Роскосмос), сам же ученый упоминался в прессе как инициатор и руководитель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по переоборудованию межконтинентальных баллистических ракет в ракеты космического назначения.
После серии неудачных пусков БРПЛ "Булава" 22 июля 2009 года стало известно, что Соломонов подал в отставку с поста главы МИТ. Заявление об отставке конструктор написал после очередного неудачного пуска "Булавы", произведенного 15 июля подводной лодкой "Дмитрий Донской" из акватории Белого моря. Поступок Соломонова СМИ называли первым за последние годы в России случаем, "когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя". Исполняющим обязанности обязанности директора и генконструктора МИТа тогда стал первый заместитель Соломонова Александр Дорофеев. Сразу после отставки Соломонова в Роскосмосе заявили о том, что он, хоть и уйдет с должности руководителя института, все же продолжит работать генеральным конструктором МИТа Действительно, в дальнейшем пост директора института занял победитель проведенного ведомством конкурса на замещение должности главы МИТа, гендиректор Московского машиностроительного завода "Вымпел" Сергей Никулин, Соломонов же продолжил работу над проектом в качестве генерального конструктора по наземным и морским ракетным комплексам.
В 2010 году, рассуждая о причинах неудач с запуском "Булавы", эксперты отмечали, что главные проблемы изделия "начинались на уровне сборки" ("ракету собирали как бог на душу положит, с грубейшими нарушениями технологии, говорили даже о фальшивых деталях"). О сложностях, возникающих в процессе создания ракеты, рассказывал, и сам конструктор. В частности, он сетовал на отсутствие необходимых материалов, которых "просто нет в стране", и на то, что для проведения комплекса испытаний изделия, необходимых в случае использования в нем материалов-заменителей, средств в достаточном объеме не выделялось. В свою очередь, некоторые эксперты поспешили назвать проект "Булава", основанный на концепции унификации сухопутной и морской ракеты, бесперспективным и провальным. Однако работа над ним была продолжена.
Свой пост Соломонов сохранял до сентября 2010 года - до тех пор, пока должность, которую он занимал, не решено было упразднить вовсе. Вместо нее были введены две новые должности: Соломонов решением руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова был назначен генеральным конструктором по наземным ракетным комплексам "Тополь-М" и его модификации РС-24 "Ярс", а его бывший заместитель Александр Сухадольский - генеральным конструктором МИТа по ракетам морского базирования. Тем самым, отмечали аналитики, разработка стратегических ракет в институте была официально разделена на два самостоятельных направления, что по некоторым данным, свидетельствовало о крахе замысла Соломонова создать единую унифицированную ракету для подводных лодок и наземных шахт.
В 2011 году СМИ рассказали о том, что Соломонов и первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин заняли различные позиции в споре о разработке новой тяжелой жидкостной ракеты для РВСН взамен устаревшей РС-20. Поповкин настаивал на целесообразности разработок такого рода и подчеркивал, что полемизировать с разработчиком твердотопливных ракет в этой связи не намерен. Соломонов же вступил жесткой критикой позиции Минобороны. После официального заявления Поповкина о том, что решение о разработке тяжелой жидкостной ракеты для РВСН принято, конструктор выступил на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс". Решение ведомства он назвал надуманным и принятым "в угоду отдельным высокопоставленным лицам". По словам конструктора, такого рода ракеты "неадаптивны к современным средствам противоракетной обороны с элементами космического базирования". "Мне просто, как говорится, за державу обидно, когда предполагается бездарная трата денег",- заявил Соломонов. Вступать в полемику с Поповкиным он также отказался: назвав своего оппонента очень токовым человеком, он отметил, что тот "просто не свободен в своих решениях".
В том же месяце Соломонов объявил о намерении МИТа закончить испытания "Булавы" в 2011 году. Конструктор подчеркнул, что в случае, если намеченные пуски пройдут штатно, ракета может быть принята на вооружение в уже 2012 году.
Юрий Соломонов - член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат национальной премии "Человек года-2001" Русского биографического института. Он - автор 175 изобретений, 280 научных трудов, 9 монографий, 6 учебных пособий. В 2009 году вышла художественно-документальная книга Соломонова "Ядерная вертикаль", которая стала первым публичным выступлением конструктора после неудачных пусков "Булавы". В ней конструктор в очередной раз заявил о том, что эти неудачи не были связаны с проектно-конструкторскими решениями создателей ракеты.
Имя Соломонова пресса связывала с именем Юрия Лужкова, до сентября 2010 года занимавшего пост московского градоначальника. Отмечалось, что в 1999 году конструктор являлся уполномоченным инициативной группы, выдвинувшей Лужкова на должность столичного мэра. В дальнейшем Соломонов принимал участие в осуществлении поддерживаемых Лужковым проектов. Так, с 1998 года возглавляемый им институт принимал участие в создании московского монорельса. Первым в списке авторов патента RU 2180295 "Монорельсовая транспортная система", по сведениям СМИ, назывался сам Лужков, а главным менеджером ОАО "ММД" (Московская монорельсовая дорога) стал сын Юрия Соломонова Михаил. Партнером московского правительства в ОАО "ММД", по сведениям русского Forbes, выступала учрежденная институтом "МИТ Холдинг групп". В 2009 году портал Slon.ru со ссылкой на данные СПАРК сообщал, что правительство столицы владеет 25,1 процента акций ОАО "ММД", а около 40 процентов акций компании контролируют структуры Юрия Соломонова и других топ-менеджеров МИТа . Монорельс обошелся столичному бюджету более чем в в 6 миллиардов рублей и в дальнейшем проект упоминался в прессе как убыточный . Кроме того, отмечалось в прессе, в июне 2001 года Лужков и Юрий Соломонов запатентовали (№ 2207985) "Установку для озонирования воды и способ озонирования воды" и "Спортивно-оздоровительный комплекс "Воробьевы горы" с крытой санно-бобслейной трассой". Всего на Лужкова и Соломонова в российском патентном ведомстве было зарегистрировано 17 изобретений.
Интервью газете "Коммерсантъ-Online" по поводу срыва Гособоронзаказа 2011 г. - тут...
Источники: Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2011 г. | | | | |
|