РТ-15 - SS-14 SCAPEGOAT / SCAMP Автор: DIMMI Создана: 30.07.2010 23:40:47 Изменена: 20.05.2013 00:44:18 Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Баллистические ракеты средней дальности / РТ-15 / 8К96 - SS-14 SCAPEGOAT / SCAMP / | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Подвижный ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности. Постановлением Совмина СССР № 316-137 от 4 апреля 1961 г. ОКБ-1 генерального конструктора С.П.Королева назначено головным КБ по созданию стационарного ракетного комплекса с твердотопливной МБР РТ-2 / 8К98 с моноблочной ГЧ. Этим же Постановлением предусматривалось и разработка подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с ракетой РТ-15 / 8К96 с дальностью действия 2500 км с шахтным её вариантом. Предполагалась так же унификация двигателей ракет на базе двигателей всех трех ступеней МБР РТ-2 - с использованием двигателей 2 -й и 3-й ступеней планировалось создание ракеты средней дальности РТ-15 / 8К96, а с использованием 1-й и 3-й ступеней - ракеты средней дальности РТ-25 / 8К97. С.П.Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по МБР РТ-2, так и по БРСД РТ-15 и РТ-25.
Согласно Постановлению Совмина СССР предполагалось проектирование с ракетой РТ-15 в как подвижного комплекса 15П696, так и шахтного стационарного комплекса 15П096. Пусковые установки стационарного комплекса 15П096 разработаны в ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор - В.Ф.Лендер) и изготовлены заводом «Большевик» (две ПУ) для монтажа в сооружениях на Государственном Центральном Полигоне №4 в Капустином Яру. Однако, на этапе монтажа пусковых установок работы были прекращены и в дальнейшем велись только по подвижному комплексу 15П696.
В 1962 г. работы по ракетному комплексу 15П696 возглавил главный конструктор ЦКБ-7 (КБ завода «Арсенал») Петр Александрович Тюрин. Стартовый комплекс проектировался ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор - В.В.Чернецкий). В 1962 г. ЦКБ-34 разработан эскизный проект, а КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж.Я.Котина разработаны рабочие чертежи самоходной пусковой установки на гусеничном шасси «объект 815», созданном на базе шасси тяжелого танка Т-10. Построено два прототипа - "объект 815сп1" и "объект 815сп2".
Испытания комплекса с ракетой РТ-15 планировалось начать в 3-м квартале 1963 г. Но из-за задержек в разработке твердого топлива Постановлением СМ СССР от 16 июня 1963 г. испытания перенесены до получения положительных результатов пусков ракеты РТ-2 / 8К98. Работы по комплексу и ракете 8К96 приостановлены.
В августе 1965 г. МО СССР выдало дополнения к тактико-техническим требованиям на ракету и комплекс, что потребовало доработки эскизного проекта. В частности, требовалось обеспечить старт ракеты непосредственно из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Это и другие изменения в ТТТ были столь значительны, что потребовали разработки новой пусковой установки, новой структуры и состава комплекса. Объем работ был не выполним в установленные сроки начала летных испытаний - 2-й квартал 1966 года, поэтому, по согласованию с заказчиком, испытания были начаты с сокращенным составом оборудования, а по мере готовности оборудования состав комплекса пополнялся до предусмотренного ТТТ уровня.
Разработанные две самоходные пусковые установки "объект 815" первого поколения ракетного комплекса впервые показаны на Параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1965 г. СПУ была оборудована раскрывающимся транспортным контейнером для ракеты, использовавшимся на ранних стадиях создания комплекса. Изготовление ракет велось на Ленинградском машиностроительном заводе №7 "Арсенал".
По Приказу Главкома РВСН от 05.07.1966 г. в 638-м ракетном полку (г.Слоним) 31-й ракетной дивизии и 323-м рп (г.Гусев) 24-й рд проведены войсковые испытания ракетного комплекса. Цель испытаний - отработка вопросов боевого применения самоходных пусковых установок, определение временных нормативов занятия и оставления позиций, объём и порядок технического обслуживания СПУ, разработка ориентировочного штата ракетного комплекса и проверка эксплуатационных и ходовых характеристик СПУ. С целью продолжения войсковых испытаний подвижного ракетного комплекса 15П696 с ракетой РТ-15 в декабре 1966 г. в 50-й ракетной армии сформированы два ракетных дивизиона - один в составе 94-го рп (г.Хаапсалу) 23-й рд и другой - 50-й отдельный ракетный дивизион (ордн) при 638-м рп (г.Слоним) 31-й рд. В соответствии с планом перевооружения частей с ракетами средней дальности в 1968-1970 г.г. 50-ю ракетную армию планировалось переоснастить на самоходные ракетные комплексы "Темп-С" и РТ-15, а так же на стационарные комплексы с ракетами РТ-15 в ШПУ типа «ОС» ("отдельный старт").
Летные испытания комплекса начаты в ноябре 1966 г. Испытания второго поколения комплекса (с пуском из ТПК) велись в 1969 г. и по март 1970 г. Всего выполнено 20 пусков, в т.ч. 2 двухракетных залпа в составе войскового расчета БРСД (по др.данным - 19 пусков). Все пуски производились с самоходных пусковых установок на площадке №84 полигоне Капустин Яр. Постановлением СМ СССР от 6 января 1969 г. комплекс 15П696 с ракетой РТ-15 рекомендован к принятию на вооружение РВСН в количестве одного полка (6 СПУ и командный пункт) в опытную эксплуатацию для изучения и отработки боевого применения БРСД на самоходных пусковых установках. Этим же Постановлением прекращено серийное производство ракет РТ-15. На боевом дежурстве комплекс не стоял. Опытная эксплуатация 6 СПУ и передвижного командного пункта комплекса велась начата после марта 1970 г. 50-м ордн. Базирование - ракетная база "Лесная", командир дивизиона - подполковник Дроздов. В 1971 г. комплекс снят с вооружения. 50-й ордн расформирован 01.07.1973 г.
История наименования НАТО. Самоходная ПУ комплекса впервые обнаружена западными разведывательными средствами в мае 1965 г. и поименована как SCAMP. На Параде 7 ноября 1966 г. впервые продемонстрирована система с ракетой РТ-15 и соответственно поименована на Западе как SS-X-14 SCAPEGOAT к 1968 г. Последующий анализ показал (не позже, чем к 1976 г.), что SCAPEGOAT и SCAMP это одно и то же. По спискам боевых средств справочника Jane's weapon systems комплекс проходил до 1984 г.
Пусковая установка: Шахтный вариант комплекса - 15П096 - разработка пусковых установок 15У64 велась ЦКБ-34 (главный конструктор В.Ф.Лендер). В 1965-1966 годах две пусковые установки изготовлены заводом «Большевик» (г.Волгоград) для монтажа в сооружениях, построенных на полигоне в Капустином Яру для проведения летно-конструкторских испытаний. Но на этапе монтажа пусковых установок работы прекращены и более не возобновлялись. Согласно планам перевооружения частей РВСН с ракетами средней дальности в 1968-1970 г.г. планировалось размещение стационарных комплексов с ракетами РТ-15 в ШПУ типа «ОС» ("отдельный старт").
Мобильный вариант комплекса - 15П696 - стартовый комплекс с самоходной пусковой установкой проектировался ЦКБ-34 (КБ Специального Машиностроения, главный конструктор - В.В.Чернецкий). В 1962 г. ЦКБ-34 разработан эскизный проект, а КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж.Я.Котина разработаны рабочие чертежи самоходной пусковой установки на гусеничном шасси «объект 815» на базе шасси танка Т-10. Ленинградский Кировский завод изготовил два прототипа самоходных пусковых установок - "объект 815сп1" и "объект 815сп2". Все погрузочно-разгрузочные работы в процессе эксплуатации выполнялись бескрановым методом.
Судя по всему, существовало два типа СПУ комплекса - первый и второй варианты, визуальные отличия в конфигурации кабины водителя и корпуса СПУ в носовой части. Предположительно на стадии проектирования СПУ носило индекс 8У253, а после начала серийного производства индекс был изменен на 15У59. Всего на фотографиях разных лет и иллюстрациях известны следующие варианты компоновки СПУ: Годы | Наименование СПУ (предположительно) | СПУ | контейнер | ракета | 1965-1966 г.г. | "объект 815"
| первый вариант | раскрываемый транспортный контейнер | первый вариант с остроконечной ГЧ | 1967 г. | 8У253 | второй вариант | раскрываемый транспортный контейнер | второй вариант с "тупой" ГЧ | 1969 г. | 15У59 | второй вариант | ТПК | второй вариант с "тупой" ГЧ | ТТХ СПУ: Экипаж - 3 чел Двигатель - дизель мощностью 750 л.с. Длина с ТПК - 14.8 м Ширина - 3.3 м Высота на стартовой позиции - 15.2 м Клиренс - 450 мм Масса шасси - 29.96 т Масса СПУ "объект 815" - 42 т Масса СПУ 15У59 с ракетой - 62.5 т Удельное давление на грунт - 0,78 кг/кв.см Скорость - 30-40 км/ч Запас хода - 250 км Преодолеваемые препятствия: - подъем - 20 град. - крен - 15 град. - ров - 3 м - стенка - 0,9 м - брод - 1.3 м
Второй вариант СПУ (вероятно, 8У253) с транспортным контейнером старого типа на параде ( http://only-paper.ru/forum). Доработанный (второй) вариант СПУ 15У59 на базе "объекта 815" транспортировал ракету в ТПК 15Я25, выполненном из стеклопластика. В проектировании ТПК принимало участие СКТБ (г.Хотьково, технология изготовления стеклопластиковой конструкции). Наземное оборудование технической позиции разработано КБ "Мотор" (главный конструктор - В.А.Рождов). Изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89 для транспортировки ракет комплекса разработаны КБ Каининского вагоностроительного завода, главный конструктор - Л.Д.Новиков. Третий вариант СПУ комплекса - 15У59 с ТПК на марше и на стартовой позиции ( http://only-paper.ru/forum). Ракета РТ-15 / 8К96: Конструкция - двухступенчатая твердотопливная ракета. На первой ступени установлены 4 решетчатых стабилизатора. Управление осуществляется разрезными соплами маршевых РДТТ (на обоих ступенях).
Система управления и наведение - автономная инерциальная система управления с гироскопической стабилизированной платформой. Разработчик - НИИ АП, главный конструктор - Н.Пилюгин. Система дистанционного управления пуском разработана КБ "Импульс" под руководством Т.Соколова.
Прицеливание ракет дивизиона осуществлялось оптическим методом с оптической же привязкой СПУ, расположенных в форме шестигранника, к 6-гранной призме машины управления 15Н809, установленной в центре стартовой позиции дивизиона.
Двигатели: Разработка двигателей обоих ступеней - ЦКБ-7, главный конструктор П.А.Тюрин Разработка зарядов топлива - первоначальный вариант - вкладные заряды разработки НИИ-130 (главный конструктор - Жуков). Позже в Алтайском НИИ-9 химической технологии (г.Бийск) под руководством Якова Савченко разработан новый тип смесевого топлива и технология изготовления прочно скрепленного с корпусом двигателя заряда топлива с изготовлением методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя. Возможно так же, что на 1-й ступени использован зярад разработки НИИ-9, а на 2-й ступени - НИИ-130.
- 1 ступень - 4-х сопловый РДТТ 15Д27 с разрезными управляющими соплами тягой 42000 кг. Копия двигателя второй ступени МБР РТ-2. Тип топлива - твердое смесевое ПАЛ-17/7 Тип заряда - моноблок, прочно скрепленный с корпусом двигателя и изготовленный методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя Удельный импульс - 237 / 267 ед (у земли / в пустоте) Время работы - 60 сек
- 2 ступень - 4-х сопловый РДТТ 15Д28 / 15Д92 с разрезными управляющими соплами с тягой 22000 кг. Копия двигателя третьей ступени МБР РТ-2. Тип топлива - твердое смесевое ПАЛ-17/7 Тип заряда - моноблок, прочно скрепленный с корпусом двигателя и изготовленный методом литья под давлением топливной массы непосредственно в корпус двигателя Удельный импульс - 271 ед (в пустоте) Время работы - 45 сек ТТХ ракеты: | Ракета вариант 1 | Ракета вариант 2 | Длина | ок.12 м | 11.93 м | Длина ТПК | | 12.7 м | Длина 1 ступени | | 4,74 м | Длина 2 ступени | | 6,77 м | Диаметр ракеты | | 1.49 м | Диаметр 1 ступени максимальный |
| 1.9 м | Диаметр ТПК | 2 м | 2.1 м | Масса | | 16000 кг | Масса забрасываемая | | 535 кг | Дальность действия | 2500 км по ТТТ | 2500 км | КВО | | 900 м | Типы БЧ - моноблочная ядерная БЧ мощностью 1 Мт. Модификации: Комплекс 15П696, ракета РТ-15 с транспортным контейнером (возможно макет) - первый мобильный вариант комплекса. Комплекс 15П696, ракета РТ-15 с ТПК - второй мобильный вариант комплекса. Комплекс 15П096, ракета РТ-15 - стационарный комплекс, не испытывался. Организационная структура комплекса - в состав ракетного дивизиона входили: - 6 СПУ 8У253 / 15У59 с ракетами РТ-15 в ТПК 15Я25; - подвижный командный пункт, включающий в себя: - - машину боевого управления 15Н809 (шасси МАЗ-543); - - машину подготовки позиции 15В51 (шасси МАЗ-543); - - две дизель-электростанции 15Н694 (шасси МАЗ-543); - - подвижный узел связи "Рельеф" (3 машины на шасси МАЗ-543 - "А", "Б" и "В"); - - автофургон для личного состава; Техническая позиция включала в себя: - 15Т79 - агрегат загрузки контейнера; - 15Т81 - перегрузочный агрегат; - 15Т84 - транспортный агрегат; - 15Т21П - изотермическая стыковочная машина; - машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания. Статус: СССР - на вооружении комплекс состоял в опытной эксплуатации с 1970 по 1971 г.г. - 1965 г. 7 ноября - СПУ "объект 815" впервые показана публике на Параде на Красной площади в Москве. - 1966 г. 7 ноября - СПУ "объект 815" повторно показаны на Параде на Красной площади. СПУ "объект 815" комплекса с БРСД РТ-15 перед парадом в Москве, 07.11.1966 г. (фото - Владимир Рысь, http://mosday.ru). Испытательные пуски ракет РТ-15 (в работе, версия 06.06.2011 г.): №пп | Дата | Место пуска | Описание | 01 | ноябрь 1966 г. | Капустин Яр
| техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84
| 02 | 1966 г. | Капустин Яр | техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84 | 03 | 1966 г. | Капустин Яр | техническая позиция размещена на площадке №105 полигона, пуск с площадки №84 | 04-06 | 1967 г. | Капустин Яр | дата и № пуска по западным данным | 07-14 | 1968 г. | Капустин Яр | в 1968 г. произведено 8 пусков ракет РТ-15 | 15-17 | 1969 г. | Капустин Яр | дата и № пуска по западным данным | 18 | 1970 г. | Капустин Яр | дата и № пуска по западным данным | 19 | март 1970 г. | Капустин Яр | | Источники: 44 ракетный полк в/ч 89503. Сайт http://rocketpolk44.narod.ru, 2011 г. Википедия - свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org, 2011 г. Машкин А., Околелов Н., Чечин А. Тяжелый танк Т-10. // http://lib.rus.ec, 2011 г. Музей ВС СССР. 1989 г. Ракетная техника. Информацияонная система. Сайт http://rbase.new-factoria.ru, 2011 г. РВСН и развитие отечественного ракетостроения в 1960-е годы. // Техника и вооружение, архив сайта http://vadimvswar.narod.ru, 2011 г. Советские вооруженные силы 1988 г. Томск. 1988 г. Encyclopedia Astronautica. Сайт http://www.astronautix.com, 2011 г. Globalsecurity.org. Сайт http://www.globalsecurity.org, 2011 г. SIPRI. World armaments & disarmaments. 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. Stokholm (Швеция). Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США. | | | | | Каталог Последние комментарии Давненько тут ничья нога не топталась :( Поэтому впендюрим сюда от КБ "Арсенал"... | dimon-13 Wrote:binladin, спасибо.Не за что. Итоговая цепочка такая:- май 1962, начало... | osankin, спасибо за книги. На выходных постараюсь распечатать и буду читать.binladin, спасибо. | dimon-13 Wrote:[ img ][ img ][ img ][ img ]К слову, на обеих ступенях сопла с дефлекторами. | dimon-13 Wrote:Вы можете академически разъяснить чем разрезное сопло отличается... | [ img ][ img ][ img ] | . | dimon-13 Wrote:Вы можете академически разъяснить чем разрезное сопло отличается... | . | dimon-13 Wrote: Естественно, на жуковском двигателе для второй ступени РТ-15 стоит... |
|