На ночном пуске ракетный дивизион комплексов 9К72 с СПУ 2П19, 1970 г. (фото из архива Рыбакова, http://9k72.ru, ТАСС) На позиции батарея комплексов 9К72 35-й ракетной бригады ВС СССР (фото из архива "Александра", http://9k72.ru) СПУ 9П117 из состава 112-й ракетной бригады ГСВГ (Генцроде, 1970-1980-е годы, фото из архива Nik, http://9k72.ru) Штатная структура частей с комплексами 9К72:
Основной тактической единицей частей с ОТР является отдельный ракетный дивизион (ОРДН). Из отдельных дивизионов могли формироваться соединения - ракетные бригады (РБР). В подчинении штаба фронта (округа) могли находиться 1-2 ракетных бригады ОТР 9К72 и 2-3 ПРТБ (подвижные ракетно-технические базы - обеспечивали хранение специальных боевых частей, ракет второго пуска, запасы топлива и т.д.). В подчинении штаба армии (корпуса) могли находиться 1 ракетная бригада ОТР 9К72 и 1 ПТРБ. Специальные боевые части первого и второго пусков хранились только в ПТРБ. Химические боевые части хранилить только в специализированных хранилищах-арсеналах (таких как 555-й центральный авиационный склад боеприпасов - он же 38-й арсенал ВВС, 136-й центральный склад химического имущества и т.д.). В состав РБР на комплексах 9К72 обычно входило 3 ОРДН (на СПУ 2П19 или 9П117) и техническая батарея (которая обеспечивала хранение, подготовку, сборку, заправку и проверку ракет). Первоначальная структура ОРДН аналогична структуре ОРДН с ОТР 8К11, Дивизионы формировались либо на 71-й площадке полигона Капустин Яр либо прибывали на полигон после формирования для овладения новой техникой и обучения. После поступления на вооружение комплексов 9К72 на СПУ 9П117 техническая батарея ракетной бригады заменена на батарею ремонта и регламента, а функции заправки ракет переданы в технические батареи ОРДНов. В составе обычных РБР на СПУ 9П117 входило 12-18 СПУ. В состав 164-й и 175-й РБР подчинения командующего ГСВГ входили ОРДНы в стартовой батарее которых находилось не 2, а 3 стартовых отделения. Итого в 164-й и 175-й РБР по 27 СПУ. Стартовое отделение комплекса 9К72 (всего 11 чел): - НСО - начальник стартового отделения (капитан); - СО - старший оператор (старший лейтенант); - 1-й номер (КО) - командир отделения (сержант); - 4-й номер (рядовой); - 5-й номер - старший механик-водитель (ефрейтор); - 6-й номер - механик-водитель (рядовой); - НРНР - начальник расчёта наведения ракеты (прапорщик); - 2-й номер - старший наводчик (ефрейтор); - 3-й номер - наводчик (рядовой); - 7-й номер - водитель машины 8Т311 (рядовой); - 8-й номер - водитель бортовой машины (рядовой); Состав ОРДН комплексов 9К72 на СПУ типа 2П19: 3 стартовых батареи с одной СПУ и 1 боевой ракетой в каждой батарее. Начиная с середины 1960-х годов в некоторых ОРДН использовалась 4-х батарейная штатная структура без изменения состава батарей (по 1 СПУ в батарее). Пункт управления (с 1966 г.) Ракетно-технический взвод Итого в ОРДН: 3-4 СПУ, личный состав стартовой батареи 27 чел. В составе РБР кроме ОРДН находились: Батарея управления Техническая батарея с объединенной ремонтной мастерской Саперное подразделение. Хозяйственный взвод Медицинский пункт Взвод химзащиты Состав ОРДН комплексов 9К72 на СПУ типа 9П117 (конец 1960-х - начало 1970-х годов): 2 (армейское подчинение РБР или ОРДН) или 3 (фронтовое/окружное подчинение РБР или ОРДН) стартовых батареи с двумя стартовыми отделениями в каждой, в одном стартовом отделении 1 СПУ и 1 ракета на СПУ. Таким образом в стартовой батарее 2 СПУ с 2 ракетами. Пункт управления (с 1966 г.) Техническая батарея (бывший "Ракетно-технический взвод", занимается заправкой ракет, стыковкой БЧ, перегрузкой и транспортировкой, заправкой воздухом ПУ 9П117 с помощью компрессора) Итого в ОРДН: 4-6 СПУ (армейское-фронтовое подчинение), 9 СПУ (164-й и 175-й РБР подчинения командующего ГСВГ).
В составе РБР кроме ОРДН находились: Батарея управления с метеорологической батареей. Батарея регламента и ремонта (в состав батареи входили взвод ремонта вооружения и взвод ремонта автомобилей, а так же отделение регламента и ремонта ракет, в которое входили два расчёта - системы управления (СУ) и двигательной установки (ДУ). Следующие машины: машинамы 2В11, 9В41, 2Щ1, компрессор УКС-400В, две электростанции на одноосных прицепах и бортовая машина с уложенными в неё палаткой 8Ю11 и подогревателем воздуха "Горыныч", электрический макет ракеты без ГЧ в гермоукупорке на аэродромно-складской тележке - для тренировок обоих расчётов) Взвод материального обеспечения Взвод технического обслуживания Инженерно-саперная рота Автомобильный взвод Хозяйственный взвод Медицинский пункт В комплект наземного оборудования ракетного дивизиона входят: В составе стартовых батарей вместе с СПУ применяется комплект приборов прицеливания 8Ш18. Комплект приборов прицеливания 8Ш18 (http://www.rwd-mb3.de) Расчет данных на пуск в стартовых батареях дивизиона до 1966 г. проводился вручную с использованием арифмометров «Феликс». Начиная с 1966 г. на вооружение ракетных дивизионов начинает поступать пункт управления ракетного дивизиона, состоящий из двух машин ПУ-1 (9С436) с ЭВМ 9В51. В каждом пункте управления имелись рабочие места для управления применением трех СПУ. В стартовой батарее расчет данных проводился по-прежнему вручную.
Управление: - Командно-штабная машина - пункт управления ПУ-1 9С436 / 9С436-1 (пункт управления дивизиона, 2 шт + машина связи Р-142) с ЭВМ 9В51 / 9В51Б на шасси ЗИЛ-131. ПУ-1 принят на вооружение в 1966 г.; - Машина связи / КШМ - комбинированная радиостанция Р-142Н / Р-142Д (на шасси ГАЗ-66) с радиостанциями Р-125 и П-240 и, возможно, другими; - Автомобильная радиостанция Р-140-0,5 на шасси ГАЗ-66 - обеспечение КВ-радиосвязи во фронтовых и армейских сетях сухопутных войск, ракетных войск; - Машина аппаратная уплотнения (засекречивания) связи П-240ТМ (на шасси ЗИЛ-131) с 2-мя комплектами коммутаторов Т-217М, 209, 194 и радиорелейной станцией Р-415; - Топопривязчик 1Т12 (на шасси ГАЗ-66) / 1Т20 - Машина радиохимической разведки БТР-РХ или БРДМ-РХ; Командный пункт бригады (или ПТРБ) разворачивался на базе КШМ типа "бабочка" (фото из архива "Пенсионера", http://russianarms.ru) Оборудованный командный пункт ракетного дивизиона комплексов 9К72 - две КШМ 9С436, машины связи (фото из архива "Пенсионера", http://russianarms.ru) Подъемно-транспортное оборудование: - Транспортная машина с полуприцепом-грунтовой тележкой 2ТЗ (ЗИЛ-157) / 2Т3М (ЗИЛ-157) / 2Т3М1 (ЗИЛ-131). Для транспортировки ракет по воздуху, а так же для обычных складских и регламентных работ используются тележки 2Т5. В состав оборудования грунтовых тележек типа 2Т3 входят ложемент 2Ш3, термочехол 2Ш2, сливное соединение 1603/2Т3, дренажное соединение 1604/2Т3 и переходник 1-820/2Т3. - Машины-хранилища для транспортировки ядерной боевой части типа 9Ф21 (на шасси ЗИЛ-137КЕ-1), 9Ф21МА / 9Ф21МУ (шасси ЗИЛ-137), 2У662Д / 2У662ДУ, 2У662М / 2У662МУ, 9Ф223 (сняты с вооружения в 1980-х годах), когда было принято решение о необязательности подогрева ядерных БЧ до соединения с ракетой. В 1980-х годах машины-хранилища заменены на специальные автомобили НГ2В / НГ2В1 / НГ22В1 (на шасси Урал-4320). Так же допускалась перевозка БЧ доработанным обычным автотранспортом. - Бортовые автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, Урал-4320 - для перевозки комплектующих в контейнере 9103-0. - Автомобильный краны 8Т22 (полуприцеп к ЗИЛ-157В) / 8Т210 (на шасси Урал-375) / 9Т31М / 9Т31М1, использовались так же автокраны КС2573. - Комплект грузоподъемных средств 9Т37 и комплект такелажа 9Т55А. - Для транспортировки БЧ в штатной укупорке используется транспортная тележка 9Т114 Транспортные машины ЗИЛ-157 с грунтовыми тележками 2Т3М (снимок ТАСС) Грунтовая тележка 2Т3М1 с двумя ракетами 8К14, ПТРБ №3568 ВС Украины (фото из архива Пенсионера, http://russianarms.ru). Погрузка ракеты 8К14 автокраном 9Т31М1 на транспортную тележку 2Т3М1 (фото из архива "Александра", http://9k72.ru) Проведение регламентных и складских работ с ракетами 8К14 с использованием складских тележек 2Т5 и автокрана КС2573 ПТРБ №3568 ВС Украины (фото из архива "Пенсионера", http://russianarms.ru) Перегрузка ракеты 8К14 с транспортной машины 2Т3М1 на СПУ 9П117М с использованием и автокрана КС2573, 22-я РБР армии Белоруссии, пос.Цель, 1994-1996 г.г. (фото из архива Дмитрия Шипули, http://military.tomsk.ru/forum). Заправочное оборудование: Топливозаправщики горючего 2Г1 (2Г1У) / 9Г29 (на шасси ЗИЛ-157) / 9Г29М (на шасси ЗИЛ-131) - вмещает в себя 2 заправки основного горючего и 4 заправки пускового горючего; Топливозаправщики окислителя 8Г17М1 (с 1961 г., ЗИЛ-157КГ) / 9Г30 (на шасси ЗИЛ-157) / 9Г30М (на шасси ЗИЛ-131), перевозит 1 заправку или автокислотная цистерна АКЦ-4 (АКЦ-4-255Б) на шасси КрАЗ-255, перевозит 2 заправки окислителя; Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 (на шасси ЗИЛ-157) или 8Т311М (на шасси ЗИЛ-131); Компрессорная станция 8Г33У или УКС-400В в комплекте с индикатором влажности 8Ш31; Топливозаправщик окислителя - автокислотная цистерна АКЦ-4-255Б комплекса 9К72, 19 РБ Украины, г.Хмельницкий (фото из архива Пенсионера, http://russianarms.ru). Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 или 8Т311М комплекса 9К72, 19 РБ Украины, г.Хмельницкий (фото из архива Пенсионера, http://russianarms.ru). Испытательное оборудование: Машина горизонтальных испытаний 2В11 (шасси ЗИЛ-157) / 2В11М (шасси ЗИЛ-131) / 2В11М1 - входит в состав батареи ремонта и регламента; Машина автономных испытаний бортовых систем ракеты 9В41 (шасси ЗИЛ-157) или 9В41М (шасси ЗИЛ-131КО) - входит в состав батареи ремонта и регламента; Электростанция 8Н01 / 8Н01М (электробензоагрегат) или ЭСБ-12-ВС400 или ЭСД-10; Машина горизонтальных испытаний 2В11М на шасси ЗИЛ-131 комплекса 9К72 ПТРБ №3568 ВС Украины (фото из архива Пенсионера, http://russianarms.ru) В состав вспомогательного оборудования комплекса так же входят: - Машина ЗИП 2Щ1 / 2Щ1М2 (входит в состав батареи ремонта и регламента) - Топливозаправщики наземной техники АЦ-5.5 (на шасси Урал-4320) - Утепленная палатка для проведения регламентных работ с ракетами в полевых условиях 8Ю11 / 8Ю11У - с 1 января 1963 г. палатка 8Ю11 усовершенствована с использованием узлов и деталей палатки 8Ю12 и выпускается как унифицированная палатка 8Ю11У. - Подогреватель воздуха 8Г27 / 8Г27У / 8Г27К (для подогрева воздуха в палатке) - Полевая химическая лаборатория 8Ю44 / 8Ю44М - Кухня ПАК-200 (на шасси ЗИЛ-131) - Машина "Контроль" 9В292 (воможно использование комплекта "Целина" или ему подобного). Для обеспечения пусков комплекса 9К72 требуются данные метеорологической батареи по температуре воздуха, скорости и направлению ветра на разных высотах. Метеорологическая РЛС 1Б44 "Улыбка" комплекса РПМК-1, применяется для обеспечения пусков комплекса 9К72 (Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.) Для метеорологического обеспечения пусков комплекса 9К72 использовались метеокомплексы 1Б27 или 1Б44 (фото из архива Пенсионера, http://russianarms.ru). Зимние "скады" (СПУ 9П117 слева и 9П117М справа, комплексы 9К72 SCUD-B, Знаменосец. № 12 / 1989 г.) СПУ 9П117 Белорусского военного округа, середина 1970-х годов (фото - W.Luczak из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.) Комплекс 9К72 с СПУ типа 9П117М (Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.) СПУ 9П117 (снимок ТАСС) СПУ 9П117М Национальной Народной Армии ГДР (снимок Министерства обороны США) СПУ 9П117М Проекции СПУ 9П117М1 комплекса 9К72 (схема Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.) Проекции ракет семейства SCUD - Р-11М, Р-17, Р-17ВТО и Al-Hussain (Ирак). Из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г. Расшифровка букв в заводском ракеты - буква означает год выпуска изделия: Т - 1962 г. Г - 1963 г. Р - 1964 г. У - 1965 г. Н - 1966 г. Я - 1967 г. В - 1968 г. Ю - 1969 г. Х - 1970 г. Э - 1971 г. П - 1972 г. Д - 1973 г. О - 1974 г. С - 1975 г. К - 1976 г. А - 1977 г. Начиная с 1978 года первые две цифры в номере ракеты означали год выпуска. Хранение ракет 8К14 осуществлялось в горизонтальном положении в герметизированной укупорке на грунтовых тележках 2Т5 или в контейнерах 2Ш3 (8Т04), а так же в контейнерах 2Ш3 (8Т04) на тележках 8Т121, 2Т3 и 2Т3М. Хранение в войсках допускалось с установленными графитовыми рулями и с заправкой воздухом до 7 лет (с заменой электропневмоклапанов через 5 лет). Гарантийный срок хренения ракет 8К14 - 7 лет Готовности ракет 8К14: - Готовность 6 - ракета полностью готова к заправке топливом и подсоединению БЧ, заправлена воздухом, установлены все комплектующие, графитовые рули и т.д. Время нахождения в готовности в полевых условиях - 1 год. - Готовность 5 - ракета заправлена компонентами топлива (кроме пускового горючего), готова к подсоединению БЧ, заправлена воздухом, установлены все комплектующие, графитовые рули и т.д, находится на траспортной тележке или на СПУ в гермоукупорке (без герметизации). Время нахождения в готовности - 1 год. - Готовность 4 - ракета полностью готова к запуску, заправлена компонентами топлива (кроме пускового горючего), БЧ подсоединена, ракета находится на траспортной тележке или на СПУ без гермоукупорки, обводы люков и стыка БЧ с ракетой оклеены липкой лентой, на БЧ одет термочехол 2Ш2 (кроме 8Ф44). Время нахождения в готовности - 1 год. - Готовность 3 - топопривязка ПУ проведена, ПУ расположена в точка запуска или рядом, проводится метеонаблюдение. Время нахождения в готовности - 1 год (разрешается нахождение ракеты в готовности без БЧ на СПУ). - Готовность 2 - топопривязка ПУ проведена, ПУ расположена в точка запуска и готова к подъему ракеты, все вычисления пуска проведены, проводится метеонаблюдение. Время нахождения в готовности - 1 год. - Готовность 1 - топопривязка ПУ проведена, ПУ расположена в точка запуска, ракета в предпусковом положении (поднята), наведение ракеты произведено, аппаратура ракеты и СПУ включена, проводится метеонаблюдение. Время нахождения в готовности - 1-2 часа. |