ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Су-24 - FENCER-A, B, CСу-24М - FENCER-DСу-24МР - FENCER-E Су-24МП - FENCER-FСу-24М2 - FENCER-GФронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Разработан КБ П.О.Сухого. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер, ведущий конструктор темы (1993 г.) - Л.А.Логвинов. Разработка прототипа Т-6-2И начата в 1966 г. Первый полет прототип Т-6-2И совершил 17 января 1970 г. (пилот - В.С.Ильюшин). Решение о запуске в серию принято в 1971 г. и в том же году начато производство самолетов на авиазаводе им.Чкалова в Новосибирске. Так же Су-24 выпускался Комсомольским-на-Амуре авиационным ПО. Завершение испытаний и первые поставки в ВВС - 1973 г. Официально принят на вооружение 4 февраля 1975 г. В 1983 г. прекращен выпуск Су-24. Серийное производство Су-24М и его модификаций велось там же в 1979-1993 г.г. Всего за все годы промышленностью выпущено около 1400 Су-24 разных модификаций. В 1974 г. председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР самолета "Су-19" FENCER. Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 борт №22 белый, 2009 г. (автор фото - Александр Мишин, http://jetphotos.net). Конструкция - высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта консоли крыла устанавливаются в одно из четырёх положений: - 16° - на взлёте и при посадке; - 36° - в крейсерском дозвуковом полёте; - 45° - при боевом маневрировании; - 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, управление двойное. Двигатели: - Су-24 - 2 х АЛ-21Ф-3 тягой по 7800 кг, на форсаже по 11200 кг (+- 2%), масса одного двигателя - 1800 кг; - Су-24М / МК / МП / МР - 2 х АЛ-21Ф-3А / АЛ-21Ф-31 с тягой по 7800 кг, на форсаже - 11270 / 11500 кг (по разным данным); ТТХ самолета: Экипаж - 2 чел. | Су-24 | Су-24М / МР
| Длина | 22670 мм | 24594 мм (с ПВД) | Размах крыла | 10366-17638 мм | 10366-17638 мм | Высота | 5920 мм | 6193 мм | Площадь крыла | 51,024-55,168 кв.м | 51,024-55,168 кв.м | Площадь стабилизатора | 13,707 кв.м | 13,707 кв.м | Стреловидность крыла | 16-35-45-69 град. (на разных режимах полета - взлет-посадка, крейсерский полет, маневрирование и сверхзвуковая скорость, соответственно) | аналогично | Колея шасси | 3,31 м | 3,31 м | База шасси | 8,51 м | 8,51 м | | Су-24 | Су-24М | Су-24МР | Масса максимальная | 37900 кг | 39570-39700 кг (а так же МК) | 39570-39700 кг (а так же МП) | Масса нормальная | 32260 кг (с полезной нагрузкой 1000 кг)
34830 кг
| 35910 / 35970 кг (с нагрузкой 3000 кг по разным данным) | 33325 кг | Масса посадочная | 24000 кг | 24500 кг | 28000 кг (предельная)
26000 кг (максимальная)
25035 кг (норма) | Масса пустого снаряженного | 22320 кг | | | Масса пустого | 21150 кг | 22300 кг | | Масса топлива | 9850 кг / 11860 л (внутренние баки)
6590 кг (2 х 3000 л ПТБ под крылом и 1 х 2000 л ПТБ под фюзеляжем)
| 9850 кг / 11860 л (внутренние баки)
6590 кг (2 х 3000 л ПТБ под крылом и 1 х 2000 л ПТБ под фюзеляжем)
| 9717 кг / 11700 л (внутренние баки) | Масса полезной нагрузки | 7000 кг | 8000-8100 кг | | Скорость максимальная | 1320 км/ч (у земли без подвесок)
1700 км/ч (1,35 М на высоте) | 1325 км/ч (с ПТБ у земли)
1365 км/ч (без подвесок у земли)
2120 км/ч (без подвесок на высоте 13000 м) | 1200 км/ч (с контейнерами и ракетами Р-60 у земли)
1320 км/ч (у земли без подвесок)
1500 км/ч (с контейнерами и ракетами Р-60 на высоте)
1600 км/ч (ограничение по скорости на высоте) | Потолок практический | 17500 м | 16000 м | 17000 м | Дальность полета | 1400 км (Lo-Lo-Lo)
3000 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ) | 1295 км (Lo-Lo-Lo, с ПТБ)
1950 км (Hi-Lo-Hi, с ПТБ)
2500 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ)
4270 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой) | 2850 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ)
4360 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой) | Радиус действия боевой | 600 км (Lo-Lo-Lo, с ПТБ) | 390 км (Lo-Lo-Lo без ПТБ)
560 км (Lo-Lo-Lo с 3000 кг полезной нагрузки и с ПТБ) | 420 км (высота полета 200 м, с подвесным оборудованием и без ПТБ, скорость 670 км/ч на первых 200 км и 900 км/ч далее)
650 км (то же, но с 2 х 3000 л ПТБ)
900 км (Hi-Hi-Hi, 2 х 3000 л ПТБ) | Максимальная эксплуатационная перегрузка | 6 G | 6,5 G | 6,5 G | Разбег - 850-900 м - 1300-1400 м (Су-24М с нормальной массой) - 1100-1200 м (Су-24МР с нормальной массой) Пробег - 800-850 м - 950 / 1300 м (Су-24М с парашютом и без) - 1000-1100 м (Су-24МР с парашютом) Время подготовки к вылету - 45 мин (с повышенной точностью - 1 ч 20 мин. из-за раскрутки гироскопов прицельно-навигационной системы). Вооружение - располагается на 8 узлах подвески - 4 под фюзеляжем, 2 на неподвижных частях крыла и 2 поворачивающихся узла на подвижных консолях крыла, на все узлы подвески могут устанавливаться многозамковые держатели; на первых серийных Су-24 было только 2 подфюзеляжных узла подвески; Артиллерийское: Су-24 / Су-24М - одна шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) с боезапасом 500 снарядов, скорострельностью 9000-10000 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 700 м/с; Так же подвешиваются до 3-х контейнеров с пушками типа УПК-23-250 или СППУ-6 (шестиствольные 23 мм пушки 9А620 или 9А768, боекомплект 400 снарядов, угол отклонения 45 град. вниз); Ракеты класса "воздух-воздух": Су-24 всех модификаций - 2 ракеты Р-60 (Р-60М) на крайних подкрыльевых узлах подвески (на подвижных консолях крыла), возможна их подвеска на двойные узлы типа АПУ-60-II, на первых сериях самолета применялись ракеты Р-55 с ИК ГСН (модернизированные РС-2УС); Ракетно-бомбовое вооружение класса "воздух-поверхность": Су-24 - на самолете могут применяться ракеты Х-23 / Х-23М (до 4-х шт. на подкрыльевых узлах подвески) с радиокомандными системами наведения или 2 шт. противорадиолокационных Х-28 и Х-58 с пассивной ГСН; в связи с небольшим диапазоном частот РЛС захватываемым ракетами Х-28 и аппаратурой самолета-носителя, на первых сериях Су-24 существовала следующая практика - эскадрилья Су-24 (обычно 12 самолетов) перекрывала все частотные диапазоны РЛС ЗРК предполагаемого противника; Су-24М - применяются управляемые ракеты типа Х-23, Х-25, Х-29 (4 ракеты типа Х-23/Х-25 под крылом или 3 типа Х-29 - две под крылом и одна под фюзеляжем) со всеми видами систем наведения, противорадиолокационные ракеты типа Х-28, Х-58 / Х-58У (с установкой контейнера с аппаратурой наведения ЛО-81 "Фантасмагория"), ракеты Х-59 с установкой контейнера с аппаратурой АПК-9, Х-31П или Х-31А (все типы ракет начиная с Х-28 - до 2-х шт. на внутренних подкрыльевых узлах подвески); Все ударные модификации Су-24: Неуправляемые ракеты калибром 57-370 мм по-одиночке и в блоках (до 6 шт., только С-24 / С-24Б - 4 шт. под крылом); Может нести до 2-х атомных бомб мощностью до 250-350 кТ на специальной подвеске; Свободнопадающие бомбы в следующих комбинациях (в т.ч. на МДБЗ-У6-68 - многозамковый балочный держатель с 6 точками подвески): 34 х ФАБ-100 18 х ФАБ-250 (Су-24) 30 х ФАБ-250 (Су-24М) 8 х РБК-250 8 х ФАБ-500М-54 / ФАБ-500М-62 (Су-24) 9 х ФАБ-500М-54 / ФАБ-500М-62 (Су-24М) 7 х ЗБ-500Ш / ЗБ-500ГД 6 х ОДАБ-500П (4 под крылом и 2 под фюзеляжем не по центру) 4 х РБК-500 На самолете применяются так же корректируемые авиабомбы типа КАБ-500Л / КР (до 4-х шт. - на внутренних подкрыльевых и на двух подфюзеляжных узлах) и КАБ-1500 (до 2-х шт. под крылом), контейнеры с малогабаритными грузами (КМГУ, до 7 шт. на всех узлах подвески кроме заднего подфюзеляжного), а так же другие типы подвесного воооружения.
Самолеты Су-24 могут нести 2 ПТБ емкостью по 3000 л под крылом и 1 ПТБ емкостью 2000 л под фюзеляжем. Оборудование: | Су-24 | Су-24М | Системы наведения и управления огнем и навигация
| цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 "Пума" (масса 837 кг) - обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Обеспечивается так же режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности
импульсно-допплеровский РЛК "Орион-А" с РЛС переднего обзора ЛО-80
РЛС следования рельефу "Рельеф"
электронно-оптическая система (лазерная) "Чайка"
теплопеленгатор ТП-23М (перед кабиной)
система управления ракетами класса "воздух-поверхность" "Дельта"
радиотехническая система ближней навигации и слепой посадки "Ромб-1К" включает в себя автоматичесий радиокомпас АРК-10 и антенно-фидерную систему "Филин-Н" (позже - "Пион", обеспечивает работу ближней навигации и ответчика)
маркерный радиоприемник МРП-56П | цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24М "Тигр" с БЦВМ ЦВУ-10-058К, инерциальной системой МиС-П и автоматической системой управления САУ-6М1
РЛС переднего обзора ЛО-81
совмещенная лазерно-телевизионная прицельно-целеуказательная система "Кайра-24"
всеракурсный ИК-пеленгатор БКО
система управления оружием СУО-1-6М
система ближней навигации "Клистрон" (включает автоматический радиокомпас АРК-15М и ответчик СО-69) | Противодействие |
| бортовой комплекс защиты от ПВО "Карпаты" включает в себя станцию предупреждения об облучении РЛС СПО-15С "Береза", ИК-датчик пусков ракет ЛО-82 "Мак" (БКО), станцию активных помех СПС-161 и устройство выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек АПП-50 (встроено в фюзеляж по бокам от киля)
| Опознавание | самолетный ответчик СРО (с 3-й серии - СОД-64М, позже - СО-63Б) | СО-69 (входит в состав РСБН "Клистрон" - см.выше) | Связь | радиостанции Р-832М и Р-847
внутреннее переговорное устройство СПУ-9 | радиостанции Р-862 и Р-864Г | Прочее | аппаратура регистрации параметров полета "Тестер-У3"
катапультные кресла К-36Д (до 9-й серии самолета) | установлена убирающаяся в фюзеляж штанга дозаправки ФШП-5М
под фюзеляжем может устанавливаться агрегат дозаправки УПАЗ-А (обеспечивает перекачку до 9000 кг топлива другому самолету)
катапультные кресла К-36ДМ | Су-24МР - разведывательное оборудование БКР-1 (разработано в НПО "Вега-М") включает в себя РЛС бокового обзора "Штык" с синтезированной апертурой (разрешаюшая способность 5-7,5 м), аппаратура телевизионной разведки (разрешение - 0,56 м), система ИК-разведки (разработана в НПО "Геофизика", угловое разрешение 0,3-9 мин.), панорамный аэрофотоаппарат АП-402М (расположен в носовой части фюзеляжа, разработан и производится Красногорским заводом, разрешение - 0,2-0,3 м с высоты полета 400 м, фокусное расстояние объектива 90,5 мм, масса комплекта - 62 кг, высота фотографирования 100-1000 м), перспективный аэрофотоаппарат А-100 (расположен за кабиной экипажа, разрешение - 0,3-0,4 м), в контейнерах размещается оборудование лазерной разведки ("Шпиль-2М", подвешивается на центральный подфюзеляжный узел подвески, разрешение - 0,3 м), радиационной ("Эфир-1М", подвешивается на правый внешний подкрыльевой узел подвески) и радиотехнической ("Тангаж", подвешивается под фюзеляж) разведки. Весь собранный фотоматериал может сбрасываться, другая оперативная информация передается на наземный пункт по широкополосному или узкополосному каналам. Система управления огнем отсутствует. Су-24МП - самолет оснащен системами постановки помех в радиодиапазоне, оборудованием дозаправки в воздухе. Су-24М2 - самолет оснащен оборудованием дозаправки в воздухе. Модификации: - С-6 (Т-58М) - первый ранний прототип Су-24 с двумя двигателями Р-21Ф-300 (ОКБ Н.Мецхваришвили, 1962 г., разработан для Е-8, тяга на форсаже 7200 кг). Планировалась установка стартовых РДТТ. Экипаж 2 чел в кабине тандемом (один за другим). Узлы подвески - 4 под крылом и один под фюзеляжем. Предполагалось использование трех ПТБ. Специально разрабатывалась прицельно-навигационная система "Пума". Расчетная скорость у земли - 1400 км/ч, на высоте - 2500 км/ч. Масса взлетная - 20000 кг, масса полезной нагрузки - 3000 кг. Для выбивания финансов имел шифр ОКБ - Т-58М. Все работы прекращены на стадии НИОКР. - Т-6-1 - опытный прототип с дополнительными подъемными двигателями (1967 г.), всего построено 3 экз. - Т-6-1, Т-6-2 и Т-6-3; - Т-6-2И - первый прототип Су-24 с ИГ-крыла (1970 г.), переоборудованный Т-6-2; - Т-6-3И - второй прототип Су-24 (конец 1970 г.); - Т-6-4И - третий прототип (лето 1971 г.); - Су-24 FENCER-A (изделие "37" или "41", первый - Т-6-7И) - истребитель-бомбардировщик (первый полет - декабрь 1971 г., серия с 1972 г.), в носовой части антенны системы наведения противорадиолокационных ракет Х-28; - Су-24 FENCER-B (изделие "37" или "41") - легкая модернизация, 11-я серия Су-24, контейнер с тормозным парашютом установлен на киле, изменено оборудование; - Су-24 FENCER-C - модернизировано БРЭО, изменены антенны СПО и др.станций.
- Т-6-М / Т-6-8М - первый прототип Су-24М (переоборудованный Т-6-8И). Новая прицельно-навигационная система ПНС-24М. Нос удлинили на 750 мм для нового оборудования. На гаргроте установили всеракурсный ИК-пеленгатор БКО (ранее стоял ТП-23 перед кабиной экипажа). НИОКР начаты в 1975 г. Первый полет Т-6-8М - 29 июня 1977 г. До окончания испытаний принято решение о запуске в серию. - Су-24М FENCER-D (изделие "44") - модернизированый вариант (серия - с 1978-1979 г.г., официально принят на вооружение в 1983 г.), убраны антенны системы наведения противорадиолокационных ракет, установлена система дозаправки, появилась возможность применения оружия с лазерными и телевизионными системами наведения; - Су-24МП FENCER-F (изделие "46", прототипы Т-6МП-25 и Т-6МП-35) - самолет постановщик помех (НИОКР - 1976 г., первый полет прототипа - декабрь 1979 г., в серии с 1983 г.), замена Як-28ПП; всего выпущено 10 самолетов.
- Су-24МР FENCER-E (изделие "48") - тактический разведчик (НИОКР - 1978 г., первый прототипа Т-6МР-26 - сентябрь 1980 г., в серии с 1982 г.), второй прототип - Т-6МР-34, производится в трех вариантах (по составу оборудования), за рубеж не поставлялся; всего за все время выпущено 130 самолетов.
Самолет-разведчик Су-24МР борт №42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. ( http://ruforces-com.livejournal.com). Самолет-разведчик Су-24МР борт №42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. ( http://ruforces-com.livejournal.com). Су-24МР борт №30 белый, авиабаза Шагол, 22 марта 2012 г. (фото - Роман Пачаев, http://russianplanes.net/). Су-24МР борт №30 белый рег.№RF-95041, авиабаза Шагол / Челябинск, 04.06.2013 г. (фото - Илья Соловей, http://russianplanes.net/id109912). - Су-24МК FENCER-D - экспортная "коммерческая" модификация Су-24М (первый полет - 1987 г., в серии с 1988 г.), установлено упрощенное оборудование, другая РЛС;
- Су-24М2 FENCER-G - модернизированный бомбардировщик Су-24М. первый полет совершил в 2001 г. Установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полёт на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м. По состоянию на 2011 г. в ВВС около 200 Су-24 планируется модернизировать по стандарту Су-24М2, на осень 2011 г. лишь в эксплуатации находится 40 Су-24М2 (ист. - "Известия"). Полностью программу модернизации парка Су-24М в Су-24М2 планируется завершить к 2020 г. (планы осени 2011 г.). В течение 2012-2015 г.г. планируется модернизировать еще 20-30 Су-24М. Статус: СССР и Россия Количество разных модификаций Су-24 в ВВС СССР и России | Су-24М | Су-24М2 | Су-24МР | Су-24М2 | ВМФ | Итого | 1979 г. | | | | | | 200 | 1981 г. | | | | | | 250 | 1982 г. | | | | | | 300 | 1983-1986 г.г. | | | | | | 400 | 1988 г. | | | | | | >500 | 1990 г. | | | | | | 744 | 1993 г. | 480 | - | 90 | | 127 | 697 | 2009 г. | | | | | 56 | 300 (строевых) | 2010 г. | 335 | 30 | 100 | | | | 2011 г. | | | | 40 ? не менее 8 | | 556-590 | - 1974 г. - первое упоминание о Су-24 на западе - председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР "Су-19" FENCER. - 1979 г. - на вооружении 200 шт., темпы производства - 70 шт. в год; основные районы базирования - европейская часть СССР, группа советских войск в Германии (ГДР), Северная (Польша) и Южная (Венгрия) группы войск; - 1981 г. - на вооружении 250 шт.; - 1982 г. - на вооружении 300 шт.; - 1983-1986 г.г. - на вооружении 400 шт.; - 1988 г. - ремонт самолетов Су-24 ведется в т.ч. на авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске; в составе Смоленской и Иркутской воздушных армий 500 шт. Су-24; - 1990 г. - по официальным данным на вооружении находятся Су-24, Су-24М, Су-24МР и Су-24МП; - 1990 г. ноябрь - по официальным данным в Европейской части СССР базируются 744 шт. Су-24 разных модификаций; - 1991 г. - за все время произведено ок.860 шт.; - 1992 г. - с территории ГДР выведено 54 Су-24 советской группы войск в Германии; - 1993 г. - серийное производство прекращено, всего выпущено ок. 1200 шт. разных модификаций, на вооружении по официальным данным: фронтовых ударных Су-24 - 480 шт.; разведчиков Су-24МР - 90 шт.; ударных в авиации ВМФ - 107 шт.; разведчиков в авиации ВМФ - 20 шт.; ИТОГО: 697 шт. Су-24М2 борт №38 белый - вероятно первый опытный образец модификации, авиасалон МАКС-2001, август 2001 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net/). - 2010 г. февраль - на аэродроме Пушкин около Санкт-Петербурга из-за столкновения с сугробом сгорел Су-24М. Экипаж не пострадал. Су-24М2 борт №15 белый, предположительно авиабаза Балтимор, Воронеж, 2011 г. (фото - Сергей Чайковский, http://russianplanes.net/). - 2011 г. 20 октября - при посадке на аэродроме Украинка Амурской области потерпел катастрофу бомбардировщик Су-24М. Предположительно причина катастрофы - поломка стойки шасси из-за жесткой посадки, самолет перевернулся на пробеге и сгорел. Оба пилота погибли. Самолет совершал перелет из Воронежа на авиабазу Воздвиженка. - 2011 г. октябрь - по неофициальным данным в ВВС России от 556 до 590 самолетов Су-24, а т.ч. в регулярных частях около 370 самолетов. В основном это самолеты Су-24М. Одновременно сообщается, что в ВВС 40 Су-24М2. На авиабазе Балтимор (Воронеж) находится не менее 4 Су-24М2. - 2011 г. 29 декабря - при посадке на аэродроме Мариновка (60 км к западу от Волгограда) после возгорания взорвался бомбардировщик Су-24М. Экипаж успешно катапультировался. Самолет сгорел полностью и восстановлению не подлежит.
- 2012 г. 13 февраля - в Курганской области разбился Су-24М регистрационный № RF-90935, пилоты катапультировались. Самолет совершал учебный полет с аэродрома Упрун (Челябинская область). Останки Су-24М разбившегося 13.02.2012 г. ( http://oko-planet.su). - 2012 г. 30 октября - Су-24 с авиабазы Шагол (Челябинск) разбился во время учебного полета. Пилоты успешно катапультировались. Причина аварии - срыв носового обтекателя. Применение Су-24М в ходе воздушной операции ВВС России в Сирии (2015 г.): Дата | Информация Министерства обороны России | Информация из других источников | 30.09.2015 | В первый день воздушной операции ВВС России в Сирии выполнено 20 вылетов. Нанесены удары по 8 объектам боевиков. Поражены склады боеприпасов, вооружений, горюче-смазочных материалов, скопления военной техники. Командные пункты управления формированиями боевиков в горной местности полностью уничтожены (источник).
Данными объективного контроля подтверждается полное уничтожение самолетами Су-24М командного пункта боевиков в районе Эль-Латамна (источник).
| В составе авиагруппы 12 бомбардировщиков Су-24М и, возможно, Су-24М2. Их переброска в Латакию (авиабаза Хмеймим, Сирия) началась параллельно с проведением военных учений "Центр-2015" и предшествующей им внезапной проверки Центрального военного округа, которые проводились с 11 по 20 сентября (источник).
| 30.09.2015 (ночь) | Авиагруппа продолжила нанесение ударов по объектам боевиков. Ночью атакованы 4 объекта. Всего было совершено восемь вылетов фронтовых бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25. Уничтожены штаб террористических формирований и склад боеприпасов в районе города Идлиб, а также трехуровневый укрепленный командный пункт боевиков в районе населенного пункта Хама. Сообщается, что полностью уничтожен завод по изготовлению взрывчатых веществ и боеприпасов севернее города Хомс, на котором начинялись взрывными устройствами автомобили смертников (источник). | | 01.10.2015 | Ударные самолеты продолжали наносить точечные удары по инфраструктуре боевиков. Су-24М и Су-25 совершили восемь вылетов по пяти объектам. Данными объективного контроля, полученными из различных источников, в том числе космической разведки и беспилотных летательных аппаратов, подтверждается полное уничтожение самолетами Су-24М командного пункта боевиков на северной окраине Джиср-Эш-Шугур в провинции Идлиб (источник).
| | 01.10.2015 (ночь)
| Ночью было совершено 10 вылетов. Нанесены точечные удары по семи объектам (источник).
| | 02.10.2015 | Совершено 14 вылетов самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ, в ходе которых было нанесено шесть ударов по объектам боевиков. Так, в районе населенного пункта Хан-Шейхун, провинция Идлиб, точечными ударами бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25СМ был разрушен пункт управления вооруженных формирований (источник).
Всего за сутки Су-34 и Су-24М совершили более 20 самолетовылетов по девяти объектам. Вечером и ночью в результате шести вылетов были нанесены точечные удары по трем объектам. Точечным ударом бетонобойной авиабомбы БЕТАБ-500 с самолета Су-34 в районе населенного пункта Рака уничтожен защищенный командный пункт одного из бандформирований, а также подземный бункер со складом взрывчатых веществ и боеприпасов. Кроме того, фронтовой бомбардировщик нанес точечный удар по лагерю боевиков в районе Маарет-эн-Нуума корректируемой авиабомбой КАБ-500 (источник).
| | 03.10.2015 | Совершено 20 вылетов самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. Нанесены удары по 10 объектам. Бомбардировщиками Су-24М и Су-34 нанесены удары по восьми объектам в окрестностях Джиср-эш-Шугур (провинция Идлиб). Точечными ударами в этом районе уничтожены три склада с боеприпасами, вооружением и материальными запасами боевиков. В результате прямых попаданий в цель корректируемых авиабомб КАБ-500 загорелись и сдетонировали хранящиеся на них боеприпасы. С применением бетонобойных авиабомб БЕТАБ-500 было уничтожено четыре командных пункта. Сооружения, в которых находились боевики, полностью разрушены. В результате удара по базе террористов уничтожены строения, в которых укрывались боевики, а также склад с вооружением и материальными запасами. Выведено из строя пять единиц бронетехники.
Самолетами Су-24М и Су-25СМ были нанесены три последовательных удара по пункту управления и складу боеприпасов недалеко от города Маарет-эн-Нууман. Все цели уничтожены (источник). | | 04.10.2015 | Авиация нанесла точечные удары по девяти объектам в Сирии. Всего было совершено 25 вылетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. Бомбардировщиками Су-24М уничтожен командный пункт в окрестностях Эр-Растана (провинция Хама). В районе населенного пункта Телль-Биса (провинция Хомс) нанесены удары по трем объектам, используемым террористами. Самолетами Су-34 и Су-24М уничтожено два склада боеприпасов террористов. В результате удара на складах возник пожар и детонация боеприпасов, что привело к уничтожению данных объектов. Бомбардировщики Су-24М нанесли удар по узлу связи боевиков, обеспечивавшему взаимодействие между отрядами террористов в провинции Хомс. В результате прямого попадания в строение, где размещался узел связи, объект уничтожен. Данными радиоразведки подтверждено прекращение его функционирования. Кроме того, в районе Бейт-Мнайна (провинция Латакия), нанесен удар по командному пункту одного из формирований
Ночью по результатам проведения воздушной разведки фронтовыми бомбардировщиками Су-24М был нанесен авиационный удар по обнаруженной огневой позиции реактивной артиллерии боевиков в районе населенного пункта Джиср-Эш-Шугур (провинция Идлиб). Данными объективного контроля подтверждено возгорание техники и детонация находившихся на объекте боеприпасов (источник).
4 октября пара Су-24М в районе аэродрома Алеппо нанесла удар по колонне из 32 автомобилей террористов, уничтожена практически вся бронетехника и техника, которую используют боевикиы для установки на нее зенитных ствольных установок (источник) | | 05.10.2015 | Днем с авиабазы "Хмеймим" совершено 15 боевых вылетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. На востоке провинции Хомс, недалеко от города Тадмор, боевая пара штурмовиков Су-25СМ, а также бомбардировщик Су-24М нанесли удары по двум районам сосредоточения техники. Всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии. В результате детонации боекомплекта и топлива боевых машин возникли многочисленные очаги возгорания.
Ночью в лесистой местности в районе города Идлиб уничтожено около 30 единиц автомобильной и бронированной техники, в том числе танки. "Несмотря на то, что изображение, которое дает БПЛА (беспилотники) понятно только специалистам, мы имеем неопровержимые данные разведки, в том числе переговоров боевиков в этом районе, об уничтожении и выводе из строя боевых машин террористов". По данным Минобороны, в районе Тадмор провинции Хомс Су-24М атаковали артиллерийские позиции одного из формирований. Уничтожено три установки реактивных систем залпового огня боевиков и полевой склад боеприпасов.
В окрестностях Тадмора российской бомбардировочной авиацией подверглись удару два склада с боеприпасами террористов, один их которых находился на территории соляного завода. Оба объекта поражены прямыми попаданиями корректируемых авиабомб. Данные объективного контроля подтверждают полное уничтожение складов (источник). | | 06.10.2015 | Самолеты авиагруппы совершили около 20 боевых вылетов. Су-34, Су-24М и Су-25СМ нанесли удары по 12 объектам тыловой инфраструктуры, пунктам управления, лагерям подготовки и базам боевиков. Недалеко от района Гута (провинция Дамаск) бомбардировщиками Су-24М уничтожен завод по производству боеприпасов. "Объект поражен корректируемыми авиационными бомбами. На месте возник пожар. Данные объективного контроля подтверждают полное уничтожение источника снабжения террористов боеприпасами и взрывчатыми веществами, предназначенными для поражения живой силы и бронированной техники".
Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М также уничтожили два командных пункта боевиков в районе населенного пункта Дейр-эз-Зор. "В результате прямых попаданий бетонобойных авиационных бомб разрушены строения, в которых укрывались террористы".
В провинции Идлиб самолет Су-24М нанес удар по тренировочной площадке боевиков (источник). | | 07.10.2015 | Ночью авиагруппа ВВС России совершила 22 боевых вылета и нанесла удары по 27 объектам. Самолеты атаковали опорные пункты боевиков в провинции Хомс и полностью разрушили фортификационные сооружения. Бомбардировщиками Су-25СМ и Су-34 атаковано восемь опорных пунктов боевиков в провинции Хомс. В результате огневого поражения целей полностью разрушены фортификационные сооружения боевиков (источник). | | 08.10.2015 | Авиация за сутки совершила 67 боевых вылетов с авиабазы Хмеймим. Су-34М, Су-25СМ нанесли поражение 60 объектам. Целями для ударов выбраны командные пункты и узлы связи боевиков, склады вооружения и горюче-смазочных материалов, а также базы подготовки боевиков в провинциях Ракка, Латакия, Хама, Идлиб и Алеппо. По данным Генштаба, в результате ударов уничтожены шесть пунктов управления и узлов связи, шесть складов боеприпасов и ГСМ, 17 лагерей и баз подготовки террористов, три подземных сооружения боевиков в провинции Латакия. Кроме этого, авиация уничтожила 16 укрепленных районов и оборонительных позиций с вооружением и военной техникой, 11 районов сосредоточения резервов бандформирований, завод по ремонту бронетехники, 17 единиц автомобильной и бронетанковой техники, а также две установки реактивных систем залпового огня.
Прямым попаданием высокоточных бомб КАБ 500-С уничтожен штаб группировки формирования "Лива-аль-Хак". По данным радиоперехвата, в результате удара ликвидированы двое высокопоставленных полевых командиров и около 200 боевиков. В районе Алеппо был нанесен удар по базе боевиков и складу боеприпасов, оборудованным в здании бывшей тюрьмы. "В результате уничтожено около 100 боевиков и склад боеприпасов" (источник). | | 09.10.2015 | | | 10.10.2015 | С авиабазы Хмеймим совершено 64 боевых вылета самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ по 63 объектам в провинциях Хама, Латакия, Идлиб и Ракка. В районе населенного пункта Серакиб (провинция Идлиб) воздушной разведкой была обнаружена артиллерийская батарея боевиков, которая наносила удары по окружающим населенным пунктам. Ударом российских бомбардировщиков данная цель была уничтожена.
Самолетами Су-24М в районе населенного пункта Сальма уничтожен полевой штаб формирований ИГ, координировавший действия боевиков в провинции Латакия. В результате прямого попадания корректируемой авиабомбы КАБ-500 здание, в котором укрывались главари боевиков, полностью разрушено. Также уничтожено пять автомобилей повышенной проходимости, оснащенных установками ЗУ-23, находившиеся рядом с данным объектом.
В районе населенного пункта Кафер-Дельба, провинция Латакия, бомбардировщиком Су-24М нанесен удар по хорошо замаскированной позиции, где находились автомобили высокой проходимости, оснащенные минометами. В результате удара мобильная минометная батарея в составе 6 автомобилей была уничтожена.
Всего за сутки самолеты российской авиагруппы уничтожили: 53 укрепленных района и оборонительные позиции террористов с вооружением и военной техникой; один полевой командный пункт боевиков; четыре лагеря подготовки террористов; семь складов боеприпасов; артиллерийская и минометная батареи (источник). | | 11.10.2015 | Всего за сутки российские истребители и бомбардировщики уничтожили 25 укрепленных районов и оборонительных позиций с вооружением и военной техникой. Уничтожено: опорный пункт террористов в районе населенного пункта Сальма в провинции Латакия, семь командных пунктов боевиков, шесть полевых лагерей подготовки террористов, шесть складов боеприпасов. Также уничтожена одна колонна автомобильной техники, три подземных укрытия в провинции Латакия, одна мобильная минометная группа (источник).
Бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25СМ за сутки уничтожили точечными ударами минометную позицию, автомобильную колонну и пункт управления боевиков в районе населенного пункта Сукейк, севернее Хамы.
В провинции Хама бомбардировщик Су-24М корректируемой авиабомбой КАБ-500 уничтожил заглубленный пункт управления формированиями боевиков. "Точечным ударом все инженерные сооружения террористов были разрушены".
За минувшие сутки бомбардировщики Су-24М также уничтожили крупный перевалочный пункт боевиков с подземными укрытиями в районе населенного пункта Сальма, провинция Латакия (источник). | | 12.10.2015 | Бомбардировщики Су-24М в районе населенного пункта Анадан (провинция Алеппо) нанесли точечный удар по полевому штабу боевиков. Из данного штаба осуществлялась координация действий формирований в провинции. Здесь же размещался склад боеприпасов. В результате точечного бомбового удара корректируемой бомбой КАБ-500 полевой штаб боевиков был уничтожен. А взрывом боеприпасов, хранившихся в подвале, уничтожено четыре единицы автомобильной техники (источник). | | 13.10.2015 | В районе города Алеппо бомбардировщиками Су-24М нанесены точечные удары по объектам, на которых боевики собирали взрывные устройства и устанавливали их на автомобили террористов-смертников. Эти автомобили планировалось использовать для проведения террористических актов в сирийских городах и населенных пунктах, а также в ходе нападения на позиции правительственной армии.
В провинциях Хама и Латакия бомбардировщиками Су-24М уничтожены склады с боеприпасами террористов. В окрестностях н.п. Дейр-Эз-Зор бомбардировщики Су-24М воздушным ударом уничтожили командный пункт одного из крупных отрядов группировки боевиков (источник). | | 14.10.2015 | Бомбардировщиками Су-24М в районе населенного пункта Кусайр-аль-Вард в провинции Алеппо, нанесен удар по командному пункту боевиков, оборудованному в одном из двухэтажных строений. Прямым попаданием авиабомбы объект был уничтожен.
Так же бомбардировщики Су-24М нанесли точечные авиационные удары по укрытиям с бронированной техникой и складам с ГСМ и материально-техническим имуществом боевиков в провинции Идлиб (источник). | | 16.10.2015 | Бомбардировщиком Су-24М нанесен удар по отдельному зданию, в котором располагалась база подготовки террористов, в окрестностях н.п. Сальма, провинция Латакия. По данным разведки в нем иностранные инструкторы готовили боевиков к ведению диверсионной войны в освобожденных сирийской армией районах, а также террористов-смертников. Помимо преподавания минно-взрывного дела, террористов обучали легализации среди мирного населения и беженцев. Также в здании располагалась мастерская по изготовлению самодельных взрывных устройств. В результате прямого попадания авиабомбы строение полностью разрушено (источник).
Самолетами Су-24М в пригороде Дамаска уничтожено два склада боеприпасов и мастерская по производству самодельных взрывных устройств. В результате точных попаданий в здания, в которых они располагались, полностью разрушены (источник).
Бомбардировщиком Су-24М был нанесен удар по зданию в котором располагался командный пункт бандформирования «Фейлак Омар» в окрестностях Мардж-Султан. По данным сирийской разведки боевики, входившие в его состав, причастны к совершению ряда терактов в провинциях Хомс и Дамаск. В результате удара здание уничтожено (источник). | | 17.10.2015 | Бомбардировщиком Су-24М нанесен удар бетонобойными авиабомбами по замаскированному в горной местности складу боеприпасов боевиков в районе населенного пункта Сальма, провинция Латакия. В результате последовавшей детонации объект был полностью уничтожен (источник).
Бомбардировщиками Су-24 (так в источнике) нанесен удар по командному пункту одного из отрядов террористической организации «Джейш-аль-Фатх» на северо-западной окраине н.п. Кафер-Зейта, провинции Хама. В результате авиаудара полностью нарушено управление отрядами террористической организации «Джейш-аль-Фатх» в этом районе, после чего боевики покинули данный район боевых действий (источник). | | 18.10.2015 | В ходе проведения воздушной разведки в районе Эль-Эс (провинция Идлиб), российскими БПЛА был вскрыт командный пункт одного из отрядов группировки «Джибгат-ан-Нусра». После доразведки объекта по другим каналам, бомбардировщик Су-24 нанёс по нему воздушный удар. В результате применения авиабомбы командный пункт террористов и два находившихся рядом с ним грузовых автомобиля, оснащенных зенитными установками ЗУ-23, были уничтожены (источник). | | Реестр Су-24М2 (по состоянию на март 2012 г., не полный, в работе, данные не подтвержденные): №пп | Наименование | Борт № | Серийный № | Заводской № | Первый полет | Примечание | | Су-24М2 | 38 белый
| | 1041643 | | МАКС-2001, МАКС-2005
| | Су-24М2 ?
| 45 красный | | | | Липецк (2010 г.) | | Су-24М2
| 32 белый RF-92016 | | | | Балтимор (2011 г.) | | Су-24М2
| 33 белый RF-92017 | | | | Балтимор (2011 г.) | | Су-24М2 | 15 белый RF-92020 | | | | Балтимор (2011 г.) | | Су-24М2 | 16 белый | | | | Балтимор (2011 г.) | | Су-24М2 ?
| 22 белый | | | | Шагол (2012 г.) | | Су-24М2 ?
| 23 белый RF-93525 | | | | Шагол (2012 г.) | | Су-24М2 ?
| 25 белый | | | | Шагол (2012 г.) |
Экспорт: Азербайджан: - 1992 г. - в сумме с МиГ-25РБ - 16 шт.; - 2010 г. - 5 шт. Алжир: - 1993 г. - на вооружении 10 шт.; - 2010 г. - 38 шт.
Ангола: - 2010 г. - 12 шт.
Белоруссия: - 1992-1997 г.г. - есть на вооружении (ок.100 шт.); - 2010-2011 г.г. - 35 шт. - 2012 г. 21 февраля - в заявлении министра обороны республики Юрия Жадобина говорится о том, что Белоруссия выводит Су-24 из состава ВВС и прекращает их эксплуатацию. - 2012 г. ноябрь - самолеты Су-24 отсутствуют в боевом составе ВВС. По неподтвержденным данным планируется их продажа или продажа на запчасти.
Ирак: - 1990 г. - на вооружении 15-16 шт.; - 1991 г. - за все время поставлено 24 шт.; - 1997 г. - есть на вооружении, но находятся в Иране;
Иран: - 1993 г. - на вооружении ВВС 10 шт.; - 2010 г. - 30 шт.
Казахстан: - 1992 г. - есть на вооружении; - 2010 г. - 12 шт.
Китай - 1990 г. - велись переговоры о поставках, по данным на 1993 год поставки не было;
Ливия: - 1989 г. апрель - начата поставка 15 шт. Су-24МК; - 1991-1993 г.г. - на вооружении 15 шт. Су-24МК; - 1997 г. - есть на вооружении;
Сирия: - 1991-1993 г.г. - за все время поставлено и на вооружении 20 шт. Су-24МК; - 2010 г. - 20 шт.
Узбекистан: - 2010 г. - 34 шт.
Украина: - 1992 г. - ремонт Су-24 ведется на Николаевском авиаремонтном заводе (г.Николаев); на 01.01.1992 г. - 270 Су-24 (в т.ч. Су-24МР) базируются на авиабазах Дубно, Городок, Коростень, Овруч, Кировоград, Чертков, Староконстантинов и др.
- 2010 г. - в ВВС 36 Су-24М, всего - вкл. хранение - около 80; 23 Су-24МР.
Аварии самолетов Су-24 (базовый источник): Дата | Тип | Принадлежность | Место | Обстоятельства | 16.01.2006 | Су-24МР | ВВС России | авиабаза Возжаевка (Амурская область) | Су-24МР 523-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ потерпел крушение - из-за разрушения механизма поворота крыла экипажу не удалось установить требуемый для посадки угол стреловидности (16 градусов). Майор Владимир Сергеев и капитан Роман Островерхов успешно катапультировались, самолет упал и разрушился. | 15.03.2006 | Су-24МР (борт №07 белый) | ВВС России | пос. Кулешовка Воронежской области | Су-24МР 455-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ потерял управление в полете из-за падения давления в основной и резервной гидросистемах и упал на землю. Экипаж в составе майора Владимира Сергеева и капитана Романа Островерхова успел катапультироваться и не пострадал. | 28.06.2006 | Су-24М (борт №66 белый) | ВВС России | аэродром "Веретье" (Островский район Псковской области) | При взлете бомбардировщика Су-24М 240-го отдельного смешанного авиаполка ВВС РФ экипаж (Николай Федотов, Сергей Крушин) катапультировался из-за неисправности передней стойки шасси. Самолет сгорел. | 30.06.2006 | Су-24М | ВВС России | деревня "Медовое" (Калининградская область) | Су-24М 4-го гвардейского отдельного морского штурмового авиаполка Балтийского флота при снижении с целью выхода из облачности столкнулся с землей. Погиб экипаж - подполковники Виктор Пошехонцев и Борис Седов. | 23.08.2007 | Су-24М (борт №53 белый) | ВВС России | 115 км западнее аэродрома "Хурба" (Хабаровский край) | Су-24М 277-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ разбился. Причиной катастрофы стала неисправность в системе энергообеспечения самолета, экипаж успешно катапультировался. | 19.12.2008 | Су-24М (борт №02) | ВВС России | с. Мосальское (Воронежская область) | Су-24М 455-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ разбился из-за усталостного разрушения правого двигателя под воздействием высокочастотных вибрационных нагрузок. Экипаж (подполковник Анатолий Большечков и майор Сергей Бабешко) катапультировался и остался в живых. | 17.06.2009 | Су-24МР | ВВС России | аэродром "Мончегорск" (Мурманская область) | При посадке разрушился и сгорел Су-24МР. Экипаж катапультировался. Причиной крушения стала ошибка пилота - самолет совершил посадку на повышенной скорости и с правым креном, затем "подпрыгнул" и упал на взлетно- посадочную полосу. | 19.06.2009 | Су-24М | ВВС России | в районе хутора Костино-Быстрянский (Ростовская область) | Су-24М 559-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ был потерян из-за технической неисправности - отказа системы перестановки крыла, которая не позволила установить требуемый для посадки угол стреловидности. После выработки топлива экипаж (подполковник Лев Балабанов, капитан Алексей Казаков) экипаж успешно катапультировался. | 17.02.2010 | Су-24МР (борт №06 белый, "Валентин Соколов") | ВВС России | аэродром "Пушкин" | Су-24МР 7000-й авиабазы ВВС РФ после посадки во время движения по аэродрому задел хвостовой частью снежную насыпь и загорелся. Экипаж не пострадал. Виновным был признан руководитель полетов службы наземных и летных испытаний ОАО "20-й авиационный ремонтный завод", не осмотревший аэродром перед принятием самолета. | 20.10.2011 | Су-24М (борт №28 белый, RF-92010) | ВВС России | авиабаза "Украинка" (Серышевский район Амурской области) | Су-24М 7000-й авиабазы ВВС РФ из-за ошибки пилотирования произвел жесткую посадку с переломом стойки переднего шасси, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, перевернулся и сгорел. Погиб экипаж - майор Олег Носков и капитан Виталий Новосельский. | 13.02.2012 | Су-24М (борт №23 белый,№RF-90935) | ВВС России | деревня Калмык-Абдрашево (Курганская область) | Разбился Су-24М 6980-й авиабазы ВВС РФ. При дозаправке от самолета-танкера шланг зацепился за антенну и оборвался. Топливо попало в воздухозаборники, отказали оба двигателя, системы управления и жизнеобеспечения. Произведя неудачную попытку повторно запустить двигатели, пилоты (командир 6980-й авиабазы Николай Гостев и начальник отделения боевой подготовки Андрей Ермаков) катапультировались и остались живы. | 30.10.2012 | Су-24М (борт №67) | ВВС России | Челябинская область | У бомбардировщика Су-24М 6980-й авиабазы ВВС РФ в полете произошел срыв носового обтекателя. После неудачной попытки осуществить аварийную посадку пилоты (майоры Андрей Зеленцов и Владимир Федиков) успешно катапультировались и не пострадали. Самолет упал и разрушился в районе с. Лебедевка Еткульского района. Впоследствии выяснилось, что механики авиабазы не проверили надежность крепления обтекателя. | 10.11.2012 | Су-24М | ВВС России | аэродром "Морозовск" (Ростовская область) | На пробеге после посадки у самолета оторвался тормозной парашют, самолет выехал за пределы ВПП и загорелся. Оба пилота - капитаны Евгений Васильев и Максим Максимов - успешно катапультировались. | 19.03.2013 | Су-24М2 | ВВС России | авиабаза "Хурба" (Хабаровский край) | самолет 277-го бомбардировочного авиаполка врезался в спецавтомобиль АПА-5Д из-за ошибки. Пилот - майор Александр Свиридов. В результате столкновения самолет получил значительные повреждения, исключившие его дальнейшую эксплуатацию | 11.02.2015 | Су-24МР ? | ВВС России | аэродром Мариновка (Волгоградская область) | Фронтовой разведчик разбился наделеко от аэродрома, оба летчика погибли | 06.07.2015 | Су-24М | ВВС России | аэродром Хурба (Хабаровский край) | После взлета самолет совершил резкий крен влево и столкнулся с землей. Оба летчика погибли. |
Источники: Авиация - космонавтика. Выпуск 5 / 1995 г. Авиация и космонавтика. NN 5, 8 / 1991 г. Воевода С.С., архив, 1992 г. Выставка авиационой техники в Москве, август 1989 г. Гордон Е., Грозный "Фехтовальщик". // АэроХобби. N 2 / 1994 г. Известия. 18.01.1991 г., 21.01.1991 г. Крылья родины. N 5 / 1991 г. Левин М., "Штыки" и "Шпили" "Су". // Крылья родины. N 1 / 1993 г. Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru, 2011-2012 г.г. Манушкин А., Воздушные разведчики. // Красная звезда. 11.02.1994 г. МиГ-29 летит в Иран ? // Известия. 27.02.1992 г. Михеев А., Фомин А., Су-34. // Москва, 1995 г. Оружие России: фронтовые бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. // Независимое военное обозрение. N 21 / 1997 г. Советская военная техника. Томск. 1988 г. Стуканов Э., архив, 1992 г. Техника воздушного флота. N 2 / 1990 г. Чепкин В., Вершины "АЛ". // Крылья родины. N 2-3 / 1992 г. Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988. Англия. Russianplanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г. World armament & disarmament 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. Stocholm. Швеция. |