1100 страниц уникальной информации об авиационной технике одного из выдающихся авиационных конструкторских бюро нашей страны и мира – конструкторского бюро Микояна и Гуревича. Без официоза, без пространных мемуарных отвлечений. Только самолеты и авиационная техника! Книга действительно хороша и содержит описания всех самолетов конструкторского бюро с подробностями и большим количеством фото- и графических материалов.
Многие закрытые до сих пор страгницы истории отечественного авиастроения становятся раскрытыми. Истории возникновения КБ МиГ посвящена в книге целая глава в которой, наверное, впервые в изданиях такого рода, дается детальная историческая справка по формированию на базе КБ Поликарпова нового конструкторского бюро. Авторами признается существование определенных этических вопросов вокруг действий по изменению бюро Поликарпова во время его отсутствия и рассказывается о возможных причинах действий основного инициатора создания нового КБ – директора авиазавода №1 П.А Воронина. Итогом этой истории стало создание нового истребительного конструкторского бюро и начало работ по высотному истребителю И-200 в 1939 году.
Часть истории КБ МиГ – это авиационные крылатые ракеты – КС, П-15, К-10С, КСР, К-20, Х-22. Разработка этих ракет велась в ОКБ-155 (одно из названий КБ МиГ) до 1967 года, когда отделение КБ, которое занималось крылатыми ракетами было выделено в отдельное бюро – МКБ «Радуга» в Дубне. Крайне интересно было увидеть как первоначальные проекты некоторых ракет отличаются от их финальной реализации. Думаю, что эти материалы позволят заметно улучшить описания ракет в том числе в справочнике MilitaryRussia.ru.
Глава про МиГ-25 дала ответ на вопрос о возможном влиянии «Виджилента» на облик МиГ-25. Нужна определенная смелость историка, чтобы признать, что такое влияние имело место быть. Действительно, после посещения авиасалона в Ле-Бурже и осмотра передового по тем временам А-5 «Виджилент» Артем Иванович Микоян попросил ведущего компоновщика «нарисовать что-то близкое в «Виджиленту», но без премудростей и с двигателями Р-15». И мне кажется в таком влиянии одного эпохального проекта на другой не менее эпохальный нет ничего плохого – наука и техника двигаются параллельными курсами в разных частях света и это называется прогресс!
Почти 60 страниц посвящены истории создания МиГ-31. Очень детально разобран выбор компоновки будущего дальнего перехватчика и многоцелевого истребителя. Да, облик МиГ-31 мог стать совсем иным и крайне интересно ознакомиться с тем, как и по каким основаниям выбирали компоновку для будущего МиГа. Упоминается в книге и новейший авиационно-ракетный комплекс «Кинжал» с самолетом-носителем МиГ-31К - тут деталей не так много, но теперь мы знаем, что первый прототип МиГ-31К – МиГ-31 борт №06 совершил первый полет 31 мая 2016 года. То есть с момента первого полета до поступления боевого комплекса в опытную эксплуатацию с 1 декабря 2017 года прошло всего полтора года. Думаю, что более детальный рассказ об истории создания комплекса «Кинжал» мы увидим в будущем – ведь обсуждения в среде экспертов вероятности использования МиГ-31 в качестве носителя баллистической ракеты «Искандер» относятся к середине 2000-х годов. Видимо тогда или даже раньше и были начаты работы над новым комплексом.
В конце каждого из двух томов книги размещены подборки схем проектов самолетов и иллюстрации к эскизным проектам. В том числе к тем, которые так и остались на бумаге. Мы увидим тут и первые компоновки Е-155 (будущего МиГ-25) и варианты проекта корабельного МиГ-23К, компоновки МиГ-21 и несколько вариантов воздушно-космического самолета КБ МиГ. И это лишь часть образцов техники КБ, по которым представлены материалы. Иллюстрации, схемы, фотографии уникальны и отличного качества.
Кому будет интересна эта книга? Всем, кто интересуется историей современной авиации. Эта книга на сегодня является видимо наиболее исчерпывающим открытым и доступным изданием, описывающим технику КБ МиГ. Она встает в один ряд с книгами по истории нашей авиации Владимира Ригманта (самолеты Туполева и не только), Карла-Хайнца Айерманна (MiG-flugzeuge) и других исследователей новейшей истории нашей авиации. Думаю, что уже через пять лет книга имеет все шансы стать библиографической редкостью, но пока её можно купить. Два тома МиГов, 1100 страниц. Не дешево, но оно того стоит!
Интернет-магазин издательства - https://store.alexv.ru/
Для читателей сайта MilitaryRussia действует купон со скидкой - MRUSSIA
Скидка - 300 рублей, срок действия - до 1 июня 2021 г.