|   |   | Комплекс 2К17, ракета С-5 / ФКР-2 / 4К-95 - SSC-1A SHADDOCKАвтор: DIMMIСоздана: 01.05.2024 19:37:42
 Изменена: 08.04.2025 23:21:50
 Комментариев: 0
 Категории:    ЗЕМЛЯ /    Крылатые ракеты земля-земля /    Комплекс 2К17 ФКР-2, ракета С-5 / 4К95 - SSC-1A SEPAL /
 |   | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К17, ракета С-5 / ФКР-2 / 4К-95 - SSC-1A SHADDOCKФронтовая крылатая ракета с самоходной пусковой установкой. Ракета и комплекс разработаны ОКБ-52 (ныне КБ машиностроения), главный конструктор В.Н.Челомей. Разработка наземного комплекса с применением морской ракеты П-5 начата в 1958 году при поддержке Н.С.Хрущева, которому В.Н.Челомей осенью 1958 г. на полигоне Капустин Яр продемонстрировал эскиз ракеты, стартующей с автомобильной пусковой установки.Комплекс 2К17М, ракета С-5М / ФКР-2М / 9М78 - SSC-1A SHADDOCK
 
 В процссе разработки комплекса сложилась следующая кооперация предприятий:
 ОКБ-52 - головное КБ по комплексу и ракете;
 НИИ-923 ГКАТ - система управления ракеты;
 ГСКБ-47 - фугасная боевая часть ракеты;
 НИИ-125 - заряды РДТТ стартового ускорителя ракеты;
 Завод № 476 ГКАТ - самоходная пусковая установка;
 Заводы № 292 (Саратов), №47 (Оренбург) №99 (Улан-Удэ) - серийное производство ракет С-5.
 
 Два прототипа пусковых установок 2П30 на шасси ЗиЛ-135К были впервые показаны на параде на Красной площади в Москве 1 мая 1959 г. Первый испытательный пуск ракет выполнен на полигоне Капустин Яр 21 июля 1960 г. Второй пуск ракеты С-5 проводился через несколько дней в конце июля 1960 г. там же в присутствии Н.С. Хрущева и министра обороны Р.Я.Малиновского.
 
 Этот пуск так описан в литературе: "Восьмиколесный ЗиЛ-135К лихо проехал мимо трибуны с высокими гостями, а затем, круто развернувшись, двинулся по целине на отведенное ему место старта. Пока начальство следило за другими «номерами» программы, стартовая команда, во главе которой был Сергей Хрущев (сын Хрущева), лихорадочно готовила ракету к пуску. И, как на зло, в момент запуска маршевого двигателя дважды отходил бортразъём, соединявший ракету с пусковой. Наконец бортразъём защелкнулся, и ракета успешно стартовала".
 
 Государственные испытания комплекса 2К17 с ракетой С-5 завершились в октябре 1961 г. после пяти пусков ракеты. Фронтовой ракетный комплекс 2К17 с ракетой 4К-95 (ФКР-2) был принят на вооружение Советской Армии  Постановлением Совмина СССР № 1182-52 от 30 декабря 1961 г. Ракетный комплекс 2К17 снят в вооружения в 1975 г.
 
 
  Пусковые установки 2П30 комплекса 2К17 с ракетами ФКР-2 / С-5 на параде на Красной площади в Москве, 1 мая 1959 г. (фото МО СССР)Пусковое оборудование - в состав ракетного комплекса 2К17 входили слегующие агрегаты:
 - самоходная пусковая установка 2П30 на шасси ЗиЛ-135К;
 - транспортная машина 9Т11;
 - фронтовая крылатая ракета С-5 / 4К95;
 - технологическая машина 9Т12;
 - машина автономных и комплексных испытаний 9В47;
 - машина энергоснабжения 9В66;
 - заправщик горючего 2Г1У;
 - машина ЗИП 9Т418;
 - автокран 9Т31 и К-14;
 - водообмывочная машина 8Т311.
 
 Самоходная пусковая установка (СПУ) 2П30 создана на четырехосном шасси ЗиЛ-135К.  Машина имела четыре оси, колесная формула 8×8. Колеса на крайних осях управляемые.
 Двигатели - 2 х карбюраторных двигателя мощностью по 180 л.с. Двигатели передавали крутящий момент на колеса каждый по своему борту.
 Клиренс - 589 мм
 Скорость по шоссе - 60-65 км/ч
 
 Машина оснащена 4-х местной кабиной с передними стеклами, имеющими обратный наклон. При разработке шасси под передвижной ракетный комплекс 2К17 за основу был взят четырехосный плавающий тягач ЗиЛ-135Б.
 
 Транспортно-пусковой контейнер с ракетой поднимался на стартовуй угол в 15 градусов с помощью гидравлических цилиндров.
 
 В 1960-1962 г.г. ЗиЛ произвел 9 шасси ЗиЛ-135К. Постановлением Совмина СССР № 830–354 от 7 сентября 1961 г. серийное производство ЗиЛ-135К было передано Брянскому автозаводу, который должен был в 1961 г. изготовить 6 шасси, а в 1962 г. - 55 шасси.
 
 
  Пусковая установка 2П30 комплекса 2К17 с ракетой ФКР-2 / С-5 в день парада на Красной плолщади в Москве, ул.Горького, 7 ноября 1961 г. (фото - https://sight.photo/users/47)Ракета С-5 / 4К95:
 Конструкция ракеты - ракета является полным аналогом морской крылатой ракеты П-5, выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрывающимся после стата стреловиным крылом. Конструкция фюзедяжа разделена на отсеки:
 Ф1 - отсек с аппаратурой системы управления
 Ф2 - боевая часть
 Ф3 - топливный бак с несущими стенками, под отсеком смонтирован воздухозаборник ТРД;
 Ф4 - отсек с маршевым ТРД
 
 
  Проекции ракеты П-5 разработки ОКБ-52Двигательные установки:
 - стартовый ускоритель - 2 х РДТТ СПРД-34М-6 с шашками длиной 2,16 м и диаметром 122 мм. Разработчик РДТТ - КБ-2 завода №81 (главный конструктор И.И. Картуков).
 
 - маршевый - 1 х ТРД 4Д95 тягой 2500 кг разработки ОКБ-25 (главный конструктор В.Н.Сорокин), топливо - авиационный керосин Т-1.
 
 Система управления - инерциальная разработки НИИ-923 ГКАТ включает в свой состав автопилот АП-70А (с автоматом курса и гировертикалью), барометрический высотомер и счетчик времени полета.
 
 ТТХ ракеты:
 Длина - 10,82 м
 Размах крыла - 2,5 м (в полете), 1,544 м (в ТПК)
 Высота - 1,5 м
 Диаметр корпуса - 0,9 м
 
 Масса стартовая - 5380 кг / 5400 кг
 Масса БЧ - 870 кг
 
 Дальность действия максимальная - 500 км (270 км по др.данным)
 Дальность действия минимальная - 80 км
 КВО - 4000 м (3000 м - С-5М)
 Скорость крейсерская - 338-384 м/с
 высота полета - 400-800 м
 
 Время предстартовой подготовки:
 - 35 мин (с подготовленной позиции)
 - 50 мин / 63 мин (с марша)
 
 Боевое оснащение:
 - фугасная БЧ разработки ГСКБ-47;
 
 - ядерная БЧ 3Н23 с зарядом ТК11 мощность. 500-650 кт - боевая часть ракет С-5С / 4К-95С и С-5М;
 Высота подрыва - около 1000 м (ракета С-5М)
 
 - химическая БЧ "Туман-1" -  отравляющее вещество «Р-55» или «60». Ракета С-5Т с веществом «60» должна заражать не менее 300 гектаров с концентрацией 0,03 г/кв.м при средних метеоусловиях (от -20 °C до +20 °C). Химические боевые части были взаимозаменяемы со штатными боевыми частями ракет С-5 и С-5С.
 
 
 Модификации:
 - комплекс 2К17, ракета 4К-95 - базовый вариант комплекса с ракетой 4К95 и пусковой установкой 2П30. Принят на вооружение в 1961 г.
 
 - ракета С-5С / 4К-95С - ракета С-5 со специальной боевой частью.
 
 - комплекс 2К17М - модернизированный вариант комплекса с ракетой ФКР-2М / С-5М / 9М78. Самоходная пусковая установка 9П123. Разработка модернизированного варианта велась по Постановлениям Совмина СССР №707-292 от 28 июня 1960 г. и №55-22 от 9 января 1963 г. на базе ракеты П-5Д. Ракета С-5М отличалась от ракеты С-5 системой управления в счетно-решающее устройство, которой, связанное с радиовысотомером РВ-15, кроме ряда других изменений, был внесен блок вычислений второй производной, что позволило ракете огибать препятствия по высоте и выходить на эффективную высоту подрыва специальной боевой части ТК11 (1000 м ±150 м). Первый пуск ракеты С-5М состоялся 7 августа 1964 г. на полигоне Капустин Яр. С 1 августа по 20 октября 1964 г. прошли Государственные совместные испытания ракеты С-5М. В ходе Государственных испытаний пусковая установка 9П123 прошла 3500 км, а перед этим на заводских испытаниях - еще 1500 км. Во время испытаний провели шесть пусков ракет С-5М. В отчете об испытаниях приведены данные только четырех пусков на дальность 423 км. Высота полета задавалась 400, 280 и 200 м. Испытания показали, что С-5М может совершать полет в гористой местности на высотах от 200 до 800 м и устойчиво огибать препятствия, на равнине же высота полета может варьироваться от 200 до 1000 м. Время предстартовой подготовки у С-5М составило 39 минут, для сравнения, у С-5 - 63 минуты.
 
 - комплекс 9К74 с носителем Ми-10РВК - опытный аэромобильный оперативно-тактический ракетный комплекс с ракетой ФКР-2В / С-5В. Разработка комплекса с вертолетной ПУ 9П116  (СКБ завода ЗиЛ) начата по Постановлению Совмина СССР №135-66 от 5 февраля 1962 г. Пусковая установка транспортировалась на внешней подвеске вертолета Ми-10. После посадки комплекс 9К74 приводился в боевое положение за 5 минут. ПУ 9П116 снабжена собственной кабиной управления и электрическими мотор-колесами с приводами от электродвигателей ДТ-15 мощностью по 22 кВт. Электромоторы, как и приводы вертикального наведения пусковой, питались от генератора, соединенного с газотурбинным двигателем ГТД-350 мощностью 350 л.с.
 Колесная формула - 4×4
 Запас хода – 40 км
 Скорость максимальная - 18 км/ч
 Высота пусковой установки по кабине - 3263 мм
 Вес установки (без ракеты) - около 5,5 т
 Полная масса ВПУ - 12 т
 Дальность транспортировки ВПУ до точки пуска - 270 км (по проекту)
 Время подготовки к пуску - 5 минут
 В кабине помещалось 2 человека. В 1963 г. на четырех таких шасси на заводе №475 были смонтированы пусковые контейнеры. Постановлением Совмина от 11 ноября 1965 г. работы по вертолетной пусковой установке были прекращены.
 
 
 - ракета С-5Т - ракета С-5 с химической БЧ "Туман-1". Постановлением Совмина СССР №178-84 от 19 февраля 1962 г. утверждена разработка ракеты С-5Т с химической боевой частью «Туман-1», со сроком предъявления на совместные испытания в III квартале 1964 г. Головным разработчиком БЧ назначен НИИ-403 Госкомитета по химии. БЧ с «Туманом» должна была снаряжаться отравляющим веществом типа «Р-55» или «60». Ракета С-5Т с веществом «60» должна заражать не менее 300 гектаров с концентрацией 0,03 г/кв.м при средних метеоусловиях (от -20 °C до +20 °C). Химические боевые части были взаимозаменяемы со штатными боевыми частями ракет С-5 и С-5С. Транспортировка пусковой установки с ракетой С-5Т могла осуществляться со скоростью не более 35–40 км/час по шоссе и 20–25 км/час по грунтовой дороге. Первый пуск ракеты С-5Т состоялся 9 октября 1964 г.
 
 
 Статус: СССР
 
 - 1960-1962 г.г. - согласно производственным планам должно было быть произведено 70 шасси для СПУ 2П30 комплекса с ракетами ФКР-2.
 
 Источники:
 
 |  |  |   |  |  |  |  
    
    
     |