пр.904 Орленок  Автор: DIMMI  Создана: 21.11.2011 00:12:26  Изменена: 27.11.2011 23:34:25  Комментариев: 0  
Категории:    ВОДА /    Экранопланы /    пр.904 Орленок /      |        ДАННЫЕ НА 2011 г. (в работе) пр.904 / А-90 "Орленок"    |     |        Малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ). Разработан ЦКБ по судам на  подводных крыльях (СПК) Р.Е.Алексеева (ныне -  ЦКБ по СПК им Р.Е.Алексеева) с использованием опыта работ и принципиальной схемы концептуальной модели экраноплана СМ-6 (1972 г.). Строительство экранопланов велось на   заводе "Волга" (г.Чкаловск, Нижегородской области). Первый полет первый опытный экраноплан С-23 совершил в 1972 г. в одном из каналов на Волге около Чкаловска, после чего на барже был перевезен в Каспийск для полноценных испытаний. По состоянию на 1977 г. экраноплан "Орленок" С-23 проходил летные испытания. Экранопланы установочной серии (3 экземпляра помимо С-23) сведены в формированную 11-ю отдельную авиагруппу непосредственного подчинения Главному штабу авиации ВМФ СССР. перспективными планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство серии в 120 единиц экранопланов проекта. После смерти в 1984 г. министра обороны СССР Д.Ф.Устинова работы по программе строительства большой серии экранопланов были свернуты.
      Опытно-экспериментальный экраноплан СМ-6 послужил концептуальной моделью для разработки транспортного экраноплана пр.904 "Орленок" (Komissarov S. Russia's Ekranoplans. England, Midland, 2002 г.).    Экипаж - 9 чел (в т.ч. 4 офицера)
  Конструкция - классическая для экранопланов КБ Р.Е.Алексеева. Опытный экраноплан С-23 и образец для статических испытаний "Дубль" выполнены с использованием сплава К462Т1, который по своим свойствам оказался хрупким и на серийных аппаратах заменен на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.
  Двигатели: - 1 маршевый ТВД НК-12МК мощностью 15400 л.с., винт АВ-90 2 х 4 лопасти; - 2 подъемно-маршевых ТРД НК-8-4К тягой по 10500 кг (предполагалась последующая замена на ТРД НК-87 тягой 13000 кг) - 1 газотурбинный генератор мощностью 120 кВт
  ТТХ экраноплана: Длина - 58.11 м Размах крыла - 31.5 м Осадка - 1.5 м Габариты грузового трюма - 21 м х 3 м х 3.2 м
  Масса взлетная максимальная - 122-125 т Масса пустого - 100 т Масса полезной нагрузки - 28000 кг
  Дальность действия - 700 миль (на скорости 350 км/ч) Скорость максимальная - 400 км/ч Скорость крейсерская - 360 км/ч Высота полета на экране - 0.5 - 5 м (2 м оптимальная) Автономность - 1 сутки
  Вооружение - артиллерийская башенная установка "Утес-М" с 2 х 12.7 мм пулеметами НСВТ, боезапас 1400 выстр. На МДЭ-160 (зав.№26) снят.
  Полезная нагрузка / десант: 28000 кг грузов или 1-2 БТР или 150-200 чел десанта.
  Оборудование: - навигационная РЛС МР-244 "Экран" - РЛС "Сплав"
  Модификации:
  - пр.904 / А-90 "Орленок" - базовая модификация, малый десантный корабль-экраноплан.
     - "пр.904П" / А-90-150 (наименование условное, А-90-150 использовалось в западных СМИ) - пассажирская модификация, обсуждалась в западных СМИ в 1990-е годы.
  - МАГЭ - морской арктический геологоразведывательный экраноплан, c движителем малого хода - гребного винта в насадке - с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
  - "пр.904С" (наименование условное) - спасательный авиационный комплекс с самолетом-носителем Ан-225 "Мрия" и стартующим с его "спины" экранопланом "Орленок". Проект активно обсуждался в СМИ в 1990-е годы.
    Проекции экранопланов пр.904 "Орленок", вверху - боковая проекция геологоразведывательного экраноплана с двигателем малого хода (Komissarov S. Russia's Ekranoplans. England, Midland, 2002 г.).    Статус: СССР / Россия - 1977 г. 24 ноября - предположительно в этот день состоялась авария опытного экраноплана С-23. В полёте от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.
  - 1987 г. 21 апреля - все три штатных экраноплана (МДЭ-150, МДЭ-160, МДЭ-165) организационно переведены из состава Каспийской флотилии в состав Черноморского флота (ист - Корабли и суда..)
  - 1992 г. 28 августа - разбился экраноплан С-21.
  - 2007 г. июнь - один из уцелевших в Каспийске экземпляров экранопланов пр.904 (С-26 - не подтверждено) перевезен в Москву и установлен в качестве памятника в музее ВМФ России.
  Реестр экранопланов пр.904:      | Наименование |  Проект |  Зав.№ |  Закладка |  Спуск на воду |  В строй |  Списание |  Примечание |     | С-23 / МДЭ- |  пр.904 |  23 |  нд |  1972 г. ? |  1977 г. |  1977 г. |  Экраноплан получил повреждения в ходе испытательного полета 24.11.1977 г. и более не восстанавливался. Вероятно планировалось установить в качестве памятника в Каспийске. (ист - Корабли и суда..) |     | "Дубль" |  пр.904 |  20 |  нд |  - |  - |  - |  Недостроен, использовался для статических испытаний (ист - Корабли и суда..) |     | С-21 / МДЭ-150 |  пр.904 |  21 |  1977 г. ? |  1978 г. |  03.11.1979 г. |  1992 г.
  2007 г. по др.данным |  28.08.1992 г. - после того, как в шторм в повороте зацепил крылом волну и разбился, был затоплен кораблями Каспийской флотилии из-за невозможности буксировки (ист - Корабли и суда..) |     С-25 / МДЭ-165 / ДЭС-25
  |  пр.904 |  25 |  нд |  1979 г. |  27.10.1981 г. |  1999 г.
  2007 г. по др.данным |  Данные по списанию - ист - Корабли и суда. |     | С-26 / МДЭ-160 / ДЭС-26 |  пр.904 |  26 |  нд |  1980 г. |  30.12.1983 г. |  2006 г.
  2007 г. по др.данным |  Установлен в качестве памятника в г.Москва (ист - Корабли и суда..) |        Бортовые номера экранопланов пр.904:      |   |  МДЭ-150 |  МДЭ-165 |  МДЭ-160 |     | 1992 г. |  21 |  25 |  26 |       
  Источники: Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г. Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info, 2010 г. Углок неба. Авиационная энциклопедия. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г. |    |    |    |      |       |      |    Каталог      Последние комментарии   |    boyan    |    |    Хорошо, хоть так сохранили.    |    |    орл,нос.jpgС-26 на Химкинском водохранилище в Москве. 21.10.2012.    |    |    karabasica Wrote:Экраноплан А-90 "Орленок". 11-я авиабаза Каспийской флотилии ВМФ...    |    |    Экраноплан А-90 "Орленок". 11-я авиабаза Каспийской флотилии ВМФ России, 28 сентября...    |            
    
    
       |