пр.613 WHISKEY - статус, экспорт, источникиСредняя дизель-электрическая подводная лодка ("С"). Разработка лодки велась на базе проекта лодки среднего водоизмещения пр.608 ЦКБ-18 (1942-1944 г.г.), а так же с учетом изучения технической документации и образцов немецких подводных лодок (потопленная 30 июля 1944 г. в Финском заливе и позже поднятая U-250 и трофейные лодки XXI серии ). Так же учитывались работы по теме СП-46 (ЦКБ-18, январь-апрель 1946 г., изучение выполнения возможных ТТЗ по ПЛ пр.613). Проект лодки разработан в ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин"), главный конструктор - В.Н.Перегудов, позже - Я.Е.Евграфов, с 1950 г. З.А.Дерибин. Тактико-техническое задание на пр.613 утверждено в августе 1946 г. на основании предложений ЦКБ-18 по теме СП-46. Эскизный проект утвержден в 20 октября 1947 г. Технический проект утвержден 15 августа 1948 г. постановлением Совмина СССР №3110-1258. Лодка впервые в СССР строилась поточно-секционным методом с широким применением автоматической сварки с рентгенографическим контролем сварных швов, применялась широкая унификация комплектующих и материалов. Подготовка производства на заводах в Николаеве и Горьком начата в 1948 г. Головные ПЛ - С-80 (заводской №801, г.Горький , "Красное Сормово") и С-61 (г.Николаев) заложены соответственно 13 марта 1950 г. и 11 апреля 1950 г. и спущены на воду при 70% готовности 21 октября 1950 г. и 22 июля 1950 г. С-61 прошла гидравлические испытания на заводе 26 июня 1950 г. ПЛ С-80 1 ноября 1950 г. прибыла на сдаточную базу завода в Баку и проходила испытания с 31 декаря 1950 г. по 26 апреля 1951 г. Глубоководные испытания подводились 9 июня 1951 г. С-61 6 ноября 1950 г. при выходе из дока опрокинулась с затоплением нескольких отсеков. Швартовые испытания начаты соответственно 12 января 1951 г. и 5 мая 1951 г. ПЛ С-61 перешла в Севастополь, где прошла глубоководные испытания (14 июля 1951 г.) и испытания по госприемке с 17 октября 1951 г. по 24 мая 1952 г. Обе головные ПЛ приняты в состав ВМФ - С-80 - 2 декабря 1951 г. и С-61 (капитан А.Ф.Надеждин) - 24 мая 1952 г. В 1953 г. сопровождение производства ПЛ пр.613 передано из ЦКБ-18 созданному при заводе "Красное Сормово" (г.Горький) СКБ-112 (с 1955 г. ЦКБ-112, главный конструктор З.А.Дерибин). Всего планировалось построить 340 ПЛ пр.613, построено с 1950 г. по 1957 г. 215 ПЛ на заводах в Горьком, Николаеве, Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре. ПЛ пр.613 поступили на вооружение ВМФ начиная с 1952 г. и находились в эксплуатации до 1993 г. (как минимум, Черноморский флот, С-384) в т.ч. в качестве учебно-тренировочных ПЛ. По умолчанию данные ПЛ пр.613. ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/zE0Rd.jpg) Подводная лодка С-338 пр.613 WHISKEY-V. Военно-морской парад на Неве в г.Ленинград, июль 1987 г. ( http://flot.com, обработано). ПЛ C-64 пр.613 WHISKEY-I на испытаниях, г.Николаев, 1952 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su/) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/SbTCYbUguH.jpg) Всплывает ПЛ пр.613 WHISKEY-III (Военно-морской флот СССР, фотоальбом, М., Планета, 1982 г.) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/4MD0l.jpg) Подводная лодка пр.613 WHISKEY-V (The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977.). Конструкция ПЛ двухкорпусная, прочный корпус в районе аккумуляторных отсеков формировался из двух сопряженных цилиндров, образующих вертикальную "восьмерку" (диаметр нижнего цилиндра больше верхнего). Корпус цельносварной, сталь СХЛ-4 или МС-1 (предел текучести 40 кг/кв.мм). Корпус разделен на 7 отсеков, три отсека (носовой, центральный и кормовой) имели прочные переборки (рассчитаны на давление 10 кг/кв.см), остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/кв.см. В легком корпусе размещались 10 цистерн главного балласта. Непотопляемость лодки обеспечивалась при затоплении любого отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта (с одного борта и в надводном положении). Запас топлива размещался в трех цистернах внутри прочного корпуса и в четырех цистернах между прочным и легким корпусами. Запас топлива не использовался в качестве балласта. Для выполнения всех механических действий на лодке используется гидравлическая система с двумя насосными установками (одинаковые, основная и резервная), рабочее вещество - веретенное масло. ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/OcLQyhl48m.jpg) На время плавания во льдах ПЛ пр.613 WHISKEY оснащались специальным ледоломом, Северный флот (Подводные лодки 613проекта. "Корабли и сражения", С.-Пб., 2002 г.) Двигательная установка: - 2 х дизеля 37Д Коломенского завода, мощностью по 2000 л.с. при 500 об/мин. Дизели двухтактные шестицилиндровые бескомпрессорные, простого действия с прямоточно-клапанной продувкой от двух ротативных воздуходувок. Дизели 37Д по архитектуре, арматуре и приборам управления являются более шумным аналогом дизелей MAN-M6 (Германия, источник "Воин России" 1997 г.). По аналогии с немецкими ПЛ XXI серии Обеспечена работа дизеля под РДП (использован отечественный вариант "шнорхеля") - забор воздуха выдвижной трубой с поплавковым клапаном и выход отработанных газов в специальную трубу верхний срез которой имел заглубление 75 см. - 2 х главных гребных электродвигателя ПГ101 мощностью по 1350 л.с. при 420 об/мин (двухъякорные с поворотными станинами и водяным охлаждением подшипников) - 2 х электродвигателя экономичного хода ПГ103 мощностью по 50 л.с. кВт при 420 об/мин. Механика - двигатели экономичного хода передавали вращение на гребной вал через малошумные эластичные клино-ременные передачи и фрикционные муфты. Между дизелями и гребными электродвигателями установлены разобщительные шинно-пневматические муфты 4ШМ. Такие же муфты установлены между гребными электродвигателями и гребными валами. Между валами и корпусом ПЛ установлены дейдвудные сальники с угольным самоуплотняющимся кольцом. На ПЛ два гребных винта. Энергетика - 224 аккумулятора 46СУ (2 группы по 112 шт.). Воздух и балласт - запас сжатого воздуха - 22 баллона под давлением 200 кг/кв.см, всего 9000 л. Для пополнения запаса использовались электрокомпрессор (вероятно, ЭК-15) и два дизель-компрессора ДК-2 (копия дизельных компрессоров Junkers, Германия) производительностью 9 л/мин сжатого воздуха. Продувка цистерн главного балласта осуществлялась воздухом высокого давления. Используются главный осушительный насос 6МВх2 (180 куб.м/час при напоре 20 м водного столба и 22 куб.м/час при напоре 125 м водного столба) и трюмно-поршневой насос ТП-20/250 (20 куб.м/час при напоре 250 м водного столба). На ПЛ пр.613В и подобных половина балластных цистерн заменена в ходе модернизации на топливно-балластные. ТТХ лодки: Экипаж - 52 чел (8 офицеров, 44 старшин и матросов) Длина - 75,95 м Ширина - 6,3 м Осадка - 4,4-4,6 м Водоизмещение надводное - 1048 тонн Водоизмещение полное - 1345 тонн Масса топлива - 115 тонн (56 т внутри прочного корпуса, 59 т в междубортных цистернах). Запас плавучести - 27,6% Скорость надводного хода полная - 18.25 узлов Скорость надводного хода экономическая - 10 узлов Скорость хода под РДП - 5.5 узлов Скорость подводного хода полная - 13,1-14 узлов (с и без артиллерийских установок) Скорость подводного хода экономическая - 2 узла Дальность хода надводная (скорость 8 узлов) - 13000 миль Дальность хода надводная - 8380-8500 миль Дальность хода надводная (10 узлов, полный запас топлива) - 8580 миль Дальность хода под РДП (скорость 5 уз) - 5000 миль Дальность хода под водой (1,97 узла) - 353 мили Дальность хода под водой (13 узлов) - 13,35 миль Глубина погружения предельная - 200 м Глубина погружения рабочая - 170 м Время погружения - 35-38 сек Время непрерывного пребывания под водой с учетом средств регенерации воздуха - 200 часов Автономность - 30 суток Вооружение: - 4 х 533 мм носовых торпедных аппарата (боезапас 10 торпед) - 2 х 533 мм кормовых торпедных аппарата (боезапас 2 торпеды) Торпедные аппараты воздушные беспузырные, глубина применения - от 0 до 30 м (у ПЛ модернизированных по образцу пр.613Ц - ПЛ С-384 - максимальная глубина применения 70 м). Боезапас - торпед - 12 шт (2 в кормовых ТА, 4 в носовых ТА, 6 боезапас для носовых ТА) или 20 мин АМД-1000 вместо торпед носового отделения (вероятно 24 мины, если можно размещать мины в кормовых ТА). Использовалась в качестве носителя торпед с ядерными БЧ. Управление стрельбой - ПУТС-Л4-2 Проекции носовых и кормовых 533 мм ТА ПЛ пр.613 WHISKEY (Подводные лодки 613проекта. "Корабли и сражения", С.-Пб., 2002 г.) Погрузка торпед на ПЛ пр.613 WHISKEY-II, носовой артиллерийский автомат 2М-8 повернут влево (фото из журнала "Советский моряк" из архива Доктора, http://forums.airbase.ru/). Погрузка торпеды с ядерной БЧ на ПЛ С-238 пр.613 WHISKEY, бухта Малый Улисс, ТОФ (фото Александр Коток, http://forums.airbase.ru/). С 1950 г. на лодках устанавливались артиллерийская установка 2 х 25 мм 2М-8 (боезапас 2000 выстр., не на всех лодках) и установка 2 х 25 мм 2М-3 (опытная либо на меньшей части лодок). С 1952 г. (по мере готовности автоматов) в корму от огражения рубки устанавливалась установка 2 х 57 мм СМ-24 ЗИФ (боезапас 250 выстр.). Артиллерийские установки демонтированы начиная с 1956-1957 г.г. ПЛ пр.613 WHISKEY-II с носовым артиллерийским автоматом 2М-8, Балтика, 1950-е годы (фото Н.Г.Масловатого, Подводные лодки 613 проекта. "Корабли и сражения", С.-Пб., 2002 г.) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/XQqZcMZdNv.jpg) ПЛ С-75 на ходовых испытаниях, Черное море, 1953 г. Вид на кормовой артиллерийский автомат СМ-24-ЗИФ (http://forums.airbase.ru). ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/zS5NaS6sao.jpg) Кормовой артиллерийский автомат СМ-24-ЗИФ (http://forums.airbase.ru) Оборудование: ГАС активно-пассивная "Тамир-5Л" (испытания опытных образцов проводились в феврале-апреле 1945 г. на ПЛ С-52 и С-53 серии IX-бис). Краткие ТТХ при собственной скорости ПЛ 6-8 уз: - дальность обнаружения в режиме шумопеленгования (ШП) - 5,5 - 6,5 км - дальность обнаружения в режиме гидролокации (ГЛ) - 1,5 - 2,2 км - ошибка определения дальности до цели - до 3% от дальности - ошибка определения азимута на цель - +-3 град. в режиме ГЛ - ошибка определения азимута на цель - +-2 град. в режиме ШП Позже заменена активно-пассивной ГАС "Плутоний" (разработана в 1956-1957 г.г. НИИ-3 МСП СССР - с 1966 г. - ЦНИИ «Морфизприбор», , главный конструктор А.С.Василевский). ГАС шумопеленгования Марс-24КИГ (принята на вооружение в 1943 г.). ГАС ставилась при строительстве серии в связи с неготовностью ГАС "Феникс" (до 1956-1957 г.г.) - дальность обнаружения в режиме шумопеленгования (ШП) - 7.4-8.3 км при собственной скорости ПЛ 5-6 уз - ошибка определения азимута на цель - +-2 град. в режиме ШП при собственной скорости ПЛ 5-6 уз ГАС шумопеленгования "Феникс" с круговой антенной (132 датчика). Создавалась специально для ПЛ пр.613 в НИИ-3 МСП СССР (с 1966 г. - ЦНИИ «Морфизприбор»), главный конструктор М.Ш.Штремт (Ленинская премия 1957 г. за создание ГАС "Феникс"), устанавливалась начиная с 1956-1957 г.г., а так же в ходе модернизаций и ремонтов). Позже заменена ГАС "Кола" с автоматическим сопровождением цели (главный конструктор М.М.Магид) и "Алдан" с автоматическим круговым сканированием с корреляционной обработкой сигнала (главный конструктор Л.Я.Крузе) в ходе модернизаций и ремонтов. ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/zRArFneXa1.jpg) Антенна ГАС "Феникс" (Godin A. Oleg, Palmer R. David. History of russian underwater acoustic. World Scientific Publishing. Singapore, 2008 г.) Поздний вариант антенны ГАС. ПЛ С-376 пр.613 WHISKEY-V (фото из архива Волка, http://tsushima.su/) РЛС обнаружения надводных целей "Флаг" SNOOP PLATE, средства радиоразведки (станция обнаружения сигналов РЛС) "Накат" PARK LAMP D/F (к моменту начала серийного производства не была готова и устанавливалась на ПЛ в процессе эксплуатации) и радиотехнической разведки "ВАН" STOP LIGHT, радиопеленгатор РПН-47-03, радиоответчик системы опознавания "Факел-МО-1". КВ радиопередатчик "Бриз-ИП-2", КВ радиопередатчик "Дельфин", УКВ радиостанция "Рейд-И", КВ радиоприёмник "Пурга-45", КВ радиоприёмник Р-670, ДВ радиоприёмник Р-672, радиотрансляционная система МКТУ-Ш. Навигационный гирокомпас "Курс-3" (аналог германского Anschutz), лаг "ГОМ-Ш" (упрощенный), эхолот НЭЛ-3, перископ атаки ПА-7,5М, зенитный перископ ПЗ-9М. Модификации: ПЛ пр.613 WHISKEY-I (1952 г.) - базовый вариант ПЛ с двумя артиллерийскими автоматами. Всего построено 215 лодок в период 1951-1957 г.г.. Компоновка пр.613 первоначального проекта - с артиллерийскими установками. ПЛ С-63 пр.613 WHISKEY-I на испытаниях, г.Николаев, 1952 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su/) ПЛ пр.613 WHISKEY-II (около 1956-1957 г.г.) - базовый вариант с носовым артиллерийским автоматом. ПЛ С-80 пр.613 WHISKEY-II. г.Николаев. В 1959 г. ПЛ была переоборудована в ПЛРК пр.644 WHISKEY TWIN CYLINDER (фото из архива Волка, http://tsushima.su/) ПЛ пр.613 WHISKEY-II (вариант) - артиллерийские орудия сняты, ограждение рубки не изменено, г.Ленинград, 1960-е годы (фото Н.Г.Масловатого, Подводные лодки 613 проекта. "Корабли и сражения", С.-Пб., 2002 г.) ПЛ пр.613М WHISKEY-III (около 1956-1957 г.г.) - базовый вариант без артиллерийского вооружения. Наименование проекта - данные западной идентификации. Проекции и продольный разрез ПЛ пр.613 WHISKEY-III (Кузин В.П., Никольский В.И., Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб., Историческое Морское общество, 1996 г.) ПЛ пр.613 WHISKEY-IV (около 1956-1957 г.г.) - базовый вариант с кормовым артиллерийским автоматом (западная идентификация, свидетельств существования ПЛ такой конфигурации нами пока не обнаружено). ПЛ пр.613Б - проект СКБ-112 ПЛ-заправщика самолетов гидроавиации Бе-10 и т.п. ПЛРК пр.613ЕП / ЕП-613 - проект опытовой ПЛРК для испытания крылатых ракет, не реализован. Послужил основой для пр.613П. ПЛРК пр.613П / П-613 WHISKEY ONE CYLINDER (1956 г.) - опытная ПЛРК С-146 для испытаний ракет П-5. Проектирование ПЛРК начато В СКБ "Рубин" (главный конструктор П.П.Пустынцев) 8 августа 1955 г. по постановлению СМ СССР N 1457-809 на базе ПЛ С-146 пр.613 с одним пусковым контейнером (расположен в корму от ограждения рубки на корпусе ПЛ, внутренний диаметр - 1,65 м, длина - 12 м), пуск в надводном положении при волнении моря до 4-5 баллов и скорости ПЛ до 8-10 узлов; испытательные пуски П-5 с ПЛРК С-146 пр.613П - с 22 ноября 1957 г. (капитан 3 ранга В.К.Коробов, всего сделан 21 пуск). В 1962 г. ПЛ переделана обратно по пр.613. ПЛ пр.613Л (1956-1958 г.г.) - нереализованный проект ПЛ пр.613 с устройством протаивания полыньи во льду. Разрабатывался ЦКБ-18. ПЛРБ пр.В-613 (1957 г.) - опытная ПЛРБ для испытаний макетов баллистических ракет. Переоборудована ПЛ С-229. По бортам лодки установлены по 1 ПУ баллистических ракет. ПЛ "Северянка", ПЛ "Славянка" (обе - 1958 г.) - переоборудованные в научно-исследовательские ПЛ С-148 ("Северянка" с 14.12.1958 г.) и С-227 ("Славянка" ?). Использовались Министерством рыбного хозяйства СССР с экипажем ВМФ. ПЛ оснащены системами подводного ТВ, специализированными эхолотами и шумопеленгаторами, оснащена специальной системой стабилизации глубины погружения (до 180 м). ПЛ позвращены ВМФ в 1970 г. ("Северянка"). ПЛ пр.613У (1958 г.) - нереализованный проект опытовой ПЛ с устройством приема топлива с танкера на ходу. ПЛ пр.613Х (1958 г.) - ПЛ С-345 и С-378 переоборудованы в 1958 г. из пр.613 в опытовые ПЛ для проведения испытаний ГАС связи и опознавания МГ-25 "Яхта" и системы звукоподводной связи (проводились в 1959 г.). Разработка ГАС МГ-25 "Яхта" - НИИ "Морфизприбор", главный конструктор Л.М.Миримов. Возможно, по пр.613Х так же переоборудованы ПЛ С-147 и С-277, которая позже испытывалась как опытовая противолодочная ПЛ (см.ниже). На Балтийском флоте базировались ПЛ С-345 и С-277. ПЛ пр.613Х (идентификация предположительная, Подводные лодки 613 проекта. "Корабли и сражения", С.-Пб., 2002 г.). ПЛ С-345 пр.613Х, 1979 г. (идентификация не подтверждена, фото из архива Whiskey, http://forums.airbase.ru) ПЛ пр.613Е (1959 г.) - опытовая ПЛ СКБ-112 для испытания системы воздуха высокого давления (400 кг/кв.см), переоборудована ПЛ С-156. ПЛ пр.613М (конец 1950-х г.г.) - опытовая ПЛ СКБ-112 для испытания новых образцов серебрянно-цинковых аккумуляторов, переоборудована (или достроена по этому проекту) ПЛ С-384. Позже ПЛ С-384 переоборудована по пр.613Ц (см.ниже). На западе под таким наименованием (пр.613М) идентифицируют WHISKEY-III. ПЛ пр.613 WHISKEY-V (около 1960 г.) - базовый проект 613 с изменением в ходе ремонта оборудования, ГАС и т.п. ПЛ пр.613 WHISKEY-V (Севастополь, конец 1980-х годов) ПЛ С-376 пр.613 WHISKEY-V, Черноморский флот, 25 июля 1992 г. (фото В.В.Костриченко из архива Волка, http://tsushima.su/) ПЛРК пр.644 WHISKEY TWIN CYLINDER (1960 г.) - постановление СМ СССР о начале проектирования ПЛРК пр.644 на базе ПЛ пр.613 (разработчик - ЦКБ-18, главный конструктор - П.П.Пустынцев) для ракет П-5 вышло 25 августа 1955 г. Система управления стрельбой - "Север-А644У" (разработана в НИИ-303 под руководством С.Ф.Фармаковского). Контейнеры спаренны в одном блоке (2 шт.) на корпусе ПЛ в корму от ограждения рубки, стрельба назад; пуск надводный при волнении моря до 4-5 баллов, скорости лодки до 15 узлов и скорости ветра до 10 м/с. переоборудование начато в 1959 г. Поступили на вооружение в 1960-61 г.г. Всего переоборудовано 6 ПЛ пр.613 (С-44, С-46, С-69. С-80, С-158 и С-162). ПЛРК С-80 пр.644 WHISKEY TWIN CYLINDER, лето 1960 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su/) ПЛ пр.613С WHISKEY-V (1960 г.) - опытовая ПЛ СКБ-112 для испытания всплывающего спасательного устройства. ПЛ оборудована ГАС "Плутоний", переоборудована ПЛ С-43. ПЛ пр.613Ц (начало 1960-х г.г.) - опытовая ПЛ для испытания аккумуляторов типа 48СМ и более мощных главных гребных электродвигателей, переоборудована ПЛ пр.613М С-384. Кроме того на ПЛ установлена новая ГАС с датчиками по всей длине лодки и новые торпедные аппараты (с увеличенной до 70 м глубиной стрельбы). Списана в 1994 г. Есть предположение, что переоборудование с заменой ГАС производилось существенно позже начала 1960-х годов по пр.61311 (см.ниже). ПЛРК пр.644Д WHISKEY TWIN CYLINDER (1961 г.) - переоборудование ПЛРК пр.644 С-162 по пр.644Д для испытаний ракет П-5Д на заводе "Красное Сормово" начато в августе 1960 г. Переоборудование закончено в г.Северодвинске в январе 1961 г. Государственные испытания П-5Д на ПЛРК С-162 - октябрь-декабрь 1961 г. ПЛРК пр.613А / 613АД (1962 г. / 1964 г.) - опытовая ПЛ для испытаний крылатых ракет П-70 "Аметист". Переоборудована ПЛ С-72 пр.613 первоначально по пр.613А, позже по пр.613АД. ПЛРК пр.613И - опытовая ПЛ для испытаний крылатых ракет. Переоборудована ПЛ С-72 пр.613АД. ПЛ пр.613В WHISKEY-V (1962 г.) - НИОКР СКБ-112, проект переоборудования серийных ПЛ пр.613 с целью увеличения автономности до 45 суток и обновления оборудования (ГАС). Реализован на 27 ПЛ начиная с 1960 г. (начало модернизации, первая сдача ВМФ - 1962 г.). Переоборудование велось на заводах СРЗ №35 (п.Роста, Мурманск, с 1960 г. ведась модернизация), СРЗ "Морской завод" (г.Кронштадт, в 1962 г. модернизировано 6 ПЛ) и СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск, всего модернизировано 5 ПЛ в 1960-1964 г.г.). Модернизация по пр.613В на СРЗ "Звездочка": С-172 - заводской №903 - сдача ВМФ 1963 г. С-168 - заводской №704 - сдача ВМФ 1963 г. С-185 - заводской №311 - сдача ВМФ 1963 г. С-181 - заводской №212 - сдача ВМФ 1964 г. С-195 - заводской №411 - сдача ВМФ 1964 г. На других СРЗ переоборудованы: С-66, С-67, С-70, С-74, С-86, С-88, С-140, С-141, С-145, С-150, , С-154, С-160, С-161, С-176, С-178, С-194, С-197, С-222, С-224, С-266, С-294 и С-331. ПЛ С-172 на ходовых испытаниях после модернизации по пр.613В WHISKEY-V, г.Северодвинск, 1963 г. (Корабелы "Звездочки": историко-краеведческий сборник. Выпуск №2. Северодвинск, ФГУП "Звездочка", 2004 г.) ПЛРК пр.665 WHISKEY LONG BIN (1962 г.) - в апреле 1957 г. начато проектирование в ЦКБ-112 (главный констркутор - Б.А.Леонтьев) ПЛРК пр.665 на базе ПЛ пр.613 с 4 ПУ ракет П-5 в неподвижных контейнерах установленных попарно в ограждении рубки в нос ПЛ под углом возвышения 14 град. Всего переделано 6 ПЛ (С-61, С-64, С-142, С-152, С-155 и С-164). Возможность запуска ракет залпом (до 4 шт). Система управления стрельбой - "Север-Н665". Строительство начато в 1958 г. На вооружение поступили в 1962 г. На флоте ПЛРК пр.665 носили прозвище "лягушка" за специфический внешний вид. ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/49vRJ.jpg) Наверное самое известное фото ПЛРК пр.665 WHISKEY LONG BIN (The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977.). ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/CMR59mAOn6.jpg) ПЛРК пр.665 WHISKEY LONG BIN ПЛРК пр.644-7 WHISKEY TWIN CYLINDER (1962 г.) - в октябре 1962 г. введена в строй опытная ПЛРК С-158 переоборудованная по пр.644-7 из пр.644. На ПЛ установлен унифицированный ПУС "Старт". Испытывались ракеты П-5Д и П-7. ПЛРК пр.644П / 644У / 644ПУ- нереализованы. ПЛ пр.666 (1962 г.) - опытовая спасательная ПЛ с управляемым подводным аппаратом УПА, переоборудована по проекту ЦКБ-112 ПЛ С-63 пр.613. Списана в 1980 г. ПЛ пр.613РВ (1964 г.) - опытная ПЛ С-65 для отработки ракето-торпед (СКБ-143). На лодке установлены 2 х 650 мм ТА и 2 х 533 мм ТА. Проводились испытания ракето-торпед "Вьюга-65" и "Вьюга-53". В 1964 г. проведено 10-12 пусков "Вьюга-65", в 1965-1967 г.г. 21 пуск макетов "Вьюга-53", 1967-1968 г.г. 17 пусков "Вьюга-53". ПЛ пр.613РВ в 1972 г. прошла модернизацию. ПЛРБ пр.613ПВ / ПВ-613 - опытная ПЛРБ для испытаний баллистических ракет. Существование не подтверждено. ПЛ-мишень на базе пр.613 (1960-е годы) - попытка создания ПЛ-мишени для испытания торпед и противолодочного оружия (в частности торпед АТ-1). На Черноморском флоте на ПЛ С-76 и С-233 пр.613 корпус снаружи обшили тремя слоями досок, винты защитили кожухом. Испытания показали, что подобная защита не обеспечивает безопасность ПЛ-мишени и принято решение о проектировании полноценной специализированной ПЛ-мишени пр.690. ПЛРБ пр.613Д4 - опытная ПЛРБ С-229 переоборудована из пр.В-613 для проведения испытаний БРПЛ Р-21 комплекса Д4. ПЛРБ пр.613Д7 - опытная ПЛРБ С-229 переоборудована из пр.613Д4 для проведения испытаний БРПЛ РТ-15 комплекса Д-7. ПЛРБ пр.613Д5 - опытная ПЛРБ С-229 переоборудована из пр.613Д7 для проведения испытаний БРПЛ Р-27 комплекса Д-5. В 1970 г. ПЛ С-229 переоборудована в УТС-247 Черноморского флота. ПЛ пр.613Ш (1966 г.) - опытная ПЛ С-270 переоборудована из пр.613 ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н.Якимовский) для проведения испытаний новых ГАС (подледных в т.ч.) в условиях Арктики, изучения возможности длительного пребывания под водой, испытаний устройства закрепления ПЛ подо льдом и испытаний проходки льда выдвижной шахтой (для РДП и выхода личного состава на поверхность). Переоборудование ПЛ С-270 велось Балтийским заводом. С ПЛ снято торпедное вооружение, аккумуляторы 46СУ заменены на 48СМ, изменена надстройка и ограждение рубки. ДУ аналогична пр.613. Экипаж - 56 чел Длина - 76 м Ширина наибольшая - 6,3 м Осадка - 5,4 м Водоизмещение надводное - 1063 тонны Скорость надводного хода полная - 15,5 узлов Скорость подводного хода полная - 10 уз Скорость подводного хода экономическая - 2-3 уз Дальность хода надводная (скорость 15.5 уз) - 2100 миль Дальность хода подводная (скорость 10 уз) - 10 миль Дальность хода подводная экономическая (скорость 2-3 уз, аккумуляторы 46СУ) - 195 миль Дальность хода подводная экономическая (скорость 2-3 уз, аккумуляторы 48СМ) - 275 миль Глубина погружения рабочая - 170 м Автономность - 30 сут Оборудование: ГАС "Плутоний", две ГАС "Арктика" (антенны в обтекателях на носу и в корме лодки), ГАС МГ-17 и МГ-25, гидрофоны ультразвуковых, инфразвуковых и звуковых частот, аппаратура анализа воздействия звуковых сигналов на ледяной покров, выдвижная шахта для проходки 7 м слоя льда в течение 15-30 мин (диаметр 850 мм. вращающаяся), устройство аммортизации контакта с нижней частью ледяного покрова и фиксации лодки на нём (расположено на ограждении рубки, стойка диаметром 3 м с вылетом в высоту 2 м от ограждения рубки), ТВ-система ВТМ-101 для контроля подлёдной обстановки, эхоледомеры ЭЛ-1 с вибраторами в надстройке для измерения толщины льда, координатор-излучатель для направленного звукового облучения ледяного покрова (поворотный излучатель и подъемное устройство за звукоприемником, расположено в отдельном ограждении за ограждением рубки), зенитный перископ ПЗН-7.5. ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/tZ3DHVZzES.jpg) ПЛ С-270 пр.613Ш рядом с ПМ и ПЛ пр.613 17-й дивизии ПЛ Северного флота, Гремиха, 1967 г. Кадр из фильма о посещении Северного флота Л.И.Брежневым (предоставил Илья Курганов). Компоновка и проекции ПЛ пр.613Ш (Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. С.-Пб., ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, 2004 г.) ПЛ пр.613 "Август" - опытная ПЛ С-383 для отработки нерезонансного противогидролокационного резинового покрытия с рупорными каналами НППРК-1. ПЛ пр.613ЗП / ЗП-613 - опытовая ПЛ С-362 переоборудована из пр.613 для проведения испытаний РЛС "Залив-П" с подъемно-мачтовым устройством. ПЛ пр.640 (проект пр.613РЛС / 613ДРЛО / 640РЛС) WHISKEY CANVAS BAG (1969 г.) - ПЛ радиотехнической разведки с РЛС "Касатка" / QUAD LOOP со стабилизацией до волнения в 7 баллов (главный конструктор - Я.Е.Евграфов) переоборудованные из пр.613, всего переоборудовано 4 ПЛ (головная - С-149, а так же С-151, С-62 и С-73) начиная с 1957 г. (вероятно - начало НИОКР, по др.данным - поступление в ВМФ - начало 1960-х годов). Вооружение - 4 носовых 533 мм ТА. Позже переоборудованы в ПЛ космической связи пр.640Ц. РЛС "Касатка" на ПЛ пр.640 ( http://milparade.com) ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/Pb2Tg.jpg) Подводная лодка пр.640 WHISKEY CANVAS BAG с РЛС (фото - French Navy, Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004). ПЛ пр.613 для ПЛО (1970 г.) - несколько ПЛ пр.613Х и возможно обычных ПЛ пр.613 переоборудованы в опытовые ПЛ противолодочной обороны путем установки другого варианта ГАС - ГАС звукоподводной звязи МГ-25 "Яхта" и специального "управляемого противолодочного авиационного комплекса" (УПАК) - 4 контейнера 200 х 80 х 40 см устанавливались в кормовой части надстройки, в каждом контейнере содержалось по 2 всплывающих буя. После обнаружения ПЛ противника лодка ПЛО выстреливала всплывающий буй, который всплывал и горел на поверхности моря белым огнем 3-4 мин. Следующий буй запускался через 2 минуты в случае сохранения контакта и пеленга на ПЛ противника. таким образом на вражескую ПЛ наводились силы ПЛО. По проекту переоборудованы: | завод постройки | вступление в строй ПЛ | флот базирования | примечание | С-147 | ССЗ №112 "Красное Сормово" | 1953 г. | Северный флот | в 1977 г. переименована в опытовую СС-552, исключена из состава ВМФ 30.07.1987 г. | С-277 | ССЗ №112 "Красное Сормово" | 1955 г. | Балтийский флот | переоборудование из пр.613Х, предположительно | С-345 | ССЗ №112 "Красное Сормово" | 1956 г. | Балтийский флот | переоборудование из пр.613Х предположительно
| С-378 | ССЗ №444 г.Николаев | 1957 г. | Северный флот | переоборудование из пр.613Х предположительно, исключена из состава ВМФ 09.07.1982 г. | ![](http://militaryrussia.ru/i/284/203/ex7kpDHhZ9.jpg) ПЛ пр.640Ц WHISKEY CANVAS BAG (1972 г.) - опытовые ПЛ переоборудованые силами ВМФ из пр.640 (2 ПЛ = С-149 и С-151 - по одним данным и плюс С-62 и С-73 по другим) для проведения экспериментов по теме "Циклон" - с установкой оборудования космической связи. Позже на С-151 испытывалась буксируемая антенна системы длинноволновой связи "Параван" (к 1975 г. установлена и испытывается). Обе ПЛ списаны в 1982 г. ПЛ РЛД пр.640 после переоборудования в ПЛ космической связи пр.640Ц в Севастополе, Черноморский флот (на заднем плане крейсер "Дзержинский", фото из архива Волка, http://tsushima.su)/ ). ПЛ пр.640У / пр.640Т - нереализованные проекты опытовых ПЛ для испытаний нового радио-технического оборудования. По некоторым данным - пр.640Т - проект ПЛ-ретранслятора. ПЛ пр.61311 - из-за опечатки в одном из первоисточников номер проекта "613Ц" был вопринят одним из источников как "61311" - подтверждение есть. Опытовая ПЛ С-384 пр.613Ц / 61311 (фото 1992 г. В.В.Костриченко, Подводные лодки 613 проекта. "Корабли и сражения", С.-Пб., 2002 г.) ПЛРК пр.613П-120 - нереализованный проект опытовой ПЛ для испытания ПКР П-120 "Малахит" (по некоторым неподтвержденным данным была переоборудована и использовалась по назначению). ПЛ пр.613Э / пр.613ЭХГ "Катран" (1986-1988 г.г.) - опытная ПЛ С-273 (заводской №714) пр.613 переоборудована под воздухонезависимую силовую установку с электрохимическим генератором мощностью 280 кВт, реагенты - жидкие кислород и водород (хранение в криогенных емкостях). Проект разработан в начале 1970-х годов (вероятно, 1972 г.) СКБ-112 "Лазурит" (г.Горький) и реализован на ПЛ С-273 с 27.10.1980 г. по 22.06.1986 г. на заводе "Красное Сормово" (г.Горький). ПЛ С-273 переименована в среднюю специальную СС-273. Средняя специальная ПЛ СС-273 пр.613Э "Катран" В процессе эксплуатации часть ПЛ переоборудована в УТС (учебно-тренировочные станции) и ПЗС (плавучие зарядовые станции). Проекции вариантов торпедных ПЛ пр.613 WHISKEY (c) DIMMI, 2009 ( требуется корректировка) |