|   |   | Х-59М / Х-59МК Овод-М - AS-18 KAZOOАвтор: DIMMIСоздана: 03.04.2016 13:59:20
 Изменена: 09.12.2023 20:41:31
 Комментариев: 0
 Категории:    ВОЗДУХ /    Ракеты воздух-земля /    Х-59М / Х-59МК Овод-М - AS-18 KAZOO /
 |   | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)  Х-59М "Овод-М" / изделие "Д-9М" - AS-18 KAZOOХ-59МК / Х-59МК2
 
    Тяжелая тактическая  управляемая ракета. Разработана МКБ "Радуга" на базе ракеты Х-59 во второй половине 1980-х годов. После появления малогабаритных ТРД для крылатых ракет большой дальности, а так же в связи с тем, что система наведения ракеты Х-59 обладала большим запасом по дальности было предложено провести модернизацию ракеты Х-59.
 
 Ракета предназначена для высокоточного поражения важных тактических объектов прикрытых ПВО.
 
 Серийный выпуск ракет Х-59М был освоен и ведется Смоленским авиазаводом.
 
 
 
  Ракеты Х-59 "Овод", Х-59МЭ "Овод-МЭ" и Х-59МК в музее на территории МКБ "Радуга". Дестабилизаторы первых двух ракет развернуты в полетную конфигурацию (http://airmuseum.ru/ ).
 
 Пусковое оборудование: для пуска ракеты используется унифицированное авиационное катапультное устройство АКУ-58-1 разработки МКБ "Вымпел (источник). Та кже возможно применение с других модификаций АКУ-58 - например, АКУ-58АЭ и др.
 Длина АКУ - 3810 мм
 Ширина АКУ - 130 мм
 Высота АКУ - 220 мм
 Масса АКУ - 185 кг
 
 
 Ракета Х-59М и модификации:
 Конструкция:  ракеты выполнена по аэродинамической схеме "бесхвостка" со  складывающимися дестабилизаторами увеличенного размаха в носовой части ракеты. Маршевый ТРД размещен под фюзеяжем ракеты (источник).
 
 Наибольшие изменения при модернизации претерпел фюзеляж ракеты, в котором прежний РДТТ с боковыми соплами заменил ТРД в вынесенной под фюзеляж в гондоле. В центральной части фюзеляжа разместился объемистый топливный бак - отсек с системой дренажа и заправочной горловиной для обычного авиационного керосина. В хвостовой части остался стартовый блок РДТТ, поддерживающего заданный высотно-скоростной режим для запуска маршевого ТРД после отделения ракеты. После его отстрела сбрасывается кок-обтекатель воздухозаборника, защищающий вход в двигатель от попадания мусора при взлете самолета-носителя и дальнейший полет осуществляется с помощью ТРД (ист. - Марковский, Перов).
 
 
 Система управления и наведение:  система управления инерциальная с автопилотом, радиовысотомером и телевизионно-командной системой  наведения "Текон-1Б" («Текон-1А» / А-2-01М / «Текон-2» - источник) разработки Львовского НПО телевизионной техники.  Наведение двухэтапное - автономное программное на начальном участке  полета и радиокомандное с последующим самонаведением при выходе на рубеж  обнаружения цели. Координаты цели закладываются в  прицельно-навигационный комплекс самолета-носителя перед полетом и  передаются системе управления ракеты перед пуском. При выходе ракеты на  рубеж в 5-10 км от цели начинается командное наведение с помощью  телевизионной ГСН Т-2А "Тубус-2А". Система наведения прозволяла  осуществлять допоиск цели в процессе полета ракеты и обеспечивала  перенацеливание ракеты на цель, выбранную оператором наведения.  Обеспечивалось всеракурсное (по отношению к самолету-носителю) наведение  ракеты на цель. Аппаратура системы наведения на самолете-носителе  размещалась в контейнере АПК-9М (аппаратный подвесной контейнер),  оборудованном антенными блоками передней и задней полусферы (источник). ГСН включает в себя трехосную гиростабилизированную платформу производства казанского завода "Электроприбор" с размещенным на ней телевизионно-оптическим блоком Т-2А (источник).
 ТТХ контейнера АПК-9 (источник):
 Длина контейнера - 4 м
 Диаметр контейнера - 450 мм
 Масса контейнера - 260 кг
 Дальность линии связи - до 140 км (источник)
 
 ГСН экспортного варианта ракеты Х-59МЭ - Т-1А-01 (источник).
 
 
    Гиростабилизированная платформа ГСН Т-2А  (источник ). Наведение  ракеты осуществляется по двухканальной связи: по видеоканалу на борт  самолета-носителя передается изображение местности по курсу полета  ракеты; по командному радиоканалу удерживая цель в перекрестии экрана  видеокомандного устройства оператор осуществляет полуавтоматическое  наведение ракеты на цель. При уверенном захвате светоконтрастного  объекта ТВ ГСН может быть переведена в режим самонаведения. Привязка ТВ  ГСН к цели осуществляется аппаратурой "Тубус" путем совмещения  подвижного перекрестия прицела с изображением выбранной цели на экране, а  пуск может производится с малых высот и со значительных расстояний вне  зоны захвата цели ТВ ГСН (источник).
 
 Управление  полетом ракеты осуществляется электромеханическими рулевыми  приводами,  питающимися от бортовой аккумуляторной батареи и  преобразователя. Для  осуществления маловысотного полета в состав  аппаратуры входит  радиовысотомер (источник).
 
 Система управления модернизированного варианта ракеты (Х-59М) дополнена блоком регулятора работы ТРД, который обеспечивает управление запуском и режимами работы двигателя.
 
 Вариант ракеты Х-59МК / Х-59А "Овод-МК"- активная радиолокационная ГСН АРГС-59 / АРГС-59Э разработки ОАО НПП "Радар-ММС" (источник). Для контроля ракет при проведении их регламентного обслуживания используется автоматизированная система контроля АСК из состава комплекса «ОКА», доработанная для контроля ракет Х-59МК. Для обеспечения эксплуатации ракет в условиях технической позиции, транспортировки, хранения в арсеналах и складах, проведения регламентного обслуживания, проверки ракет и выдачи их для подвески под самолёт-носитель используются средства наземного обслуживания СНО-106МА (источник).
 
 Вариант ракеты Х-59М2 "Овод-М2" - активная радиолокационная ГСН АРГС-59 / АРГС-59Э разработки ОАО НПП "Радар-ММС" (источник) с трансляционно-командной  системой  наведения допускающей всесуточные условия применения по  наземным и  надводным целям с известными координатами.
 
 Вариант ракеты Х-59МК2 (Х-59МКМ) - согласно официальных данных - корреляционно-оптическая ГСН + бесплатформенная инерциальная навигационная система с блоком спутниковой коррекции + радиовысотомер. В систему управления ракеты может быть введено одно или несколько полетных заданий для обеспечения возможности целераспределения ракет по разным объектам поражения. Маршрут низковысотного полета ракеты к цели задается в полетном задании.
 
 Двигатели:
 
    | 
 | Х-59М 
 |   | Стартовый 
 | Сбрасываемый РДТТ-ускоритель 
 |   | Маршевый 
 | ТРДД в подфюзеляжной гондоле 1 вариант - ТРДД РДК-300 / Р-95ТП-300БТ разработки АМНТК "Союз", производство двигателей ведется на заводе "Мотор Сич" на Украине (источник)
 2 вариант - изделие "36МТ" / ТРДД-50АТ тягой 450 кгс разработки Омского ОМКБ, в феврале 2002 г. завершены госиспытания ТРДД-50АТ, в то же время начато совместное с Омским ОМКБ производство двигателей НПО "Сатурн". В 2006-2007 г.г. произведена партия двигателей для ракет Х-59МЭ для поставки на экспорт (источник)
 
 |  
 ТТХ ракет (по умолчанию ист. - Марковский, Перов):
 
    |  | Х-59М | Х-59МК / Х-59А | Х-59МК2 |   | Длина | 5,69 м 
 | 5.7 м (источник) |  |   | Размах крыла | 1,3 м 
 | 1,3 м (источник) |  |   | Резмах дестабилизатора | 1.26 м 
 |  |  |   | Диаметр корпуса | 380 мм | - 380 мм (источник) - 420 мм носовая часть (источник)
 |  |   | Масса стартовая | 920 / 930 кг (по разным данным) 
 | не более 930 кг (источник) | до 900 кг |   | Масса БЧ | 320 кг (проникающая фугасно-кумулятивная) 280 кг (кассетная)
 
 | 320 кг (источник) | 320 кг (проникающая фугасно-кумулятивная) 283 кг (кассетная)
 |   | Дальность действия | - 115 / 120 км (по разным данным) - 10-15 км (минимальная, источник)
 
 | - 285 км по цели типа "крейсер" (источник) - 145 км по цели типа "катер" (источник)
 - 5-25 км минимальная дальность действия (источник)
 | 285 км |   | КВО | 2-3 м 
 |  |  |   | Скорость полета | 280 м/с 
 | 900-1050 км/ч (источник) | 900-1050 км/ч |   | Скорость носителя | 600-1100 км/ч (источник) | 600-1100 км/ч (источник) |  |   | Высота полета | - марш - 50-1000 м - марш - 50 / 100 / 200 / 600 / 1000 м (источник)
 - марш над водой - 7 м (источник)
 | - марш - 10-15 м (источник) - на конечном эапе - 4-7 м (источник)
 |  |   | Высота пуска | 200-5000 м (источник) | 200-11000 м (источник) |  |  
 Типы БЧ:
 Х-59М:
 - фугасно-кумулятивная проникающая, предназначена для поражения укрытий, хранилищ, штабов и других защищенных целей;
 Масса БЧ - 320 кг
 
 - кассетная;
 Масса БЧ - 280 кг
 
 - ядерная - с большой степенью вероятности БЧ разрабатывалась ВНИИЭФ (г.Саров) или была заимствована от более ранней модели - Х-59 "Овод".
 
 Х-59МК:
 - проникающая БЧ (источник).
 Масса БЧ - 320 кг
 
 Х-59МК2:
 - проникающая, масса - 320 кг
 - кассетная, масса - 283 кг
 
 
 Модификации:
 - Х-59 "Овод" - первый базовый вариант ракеты с маршевым РДТТ. Принята на вооружение в 1984-1985 г.г.
 
 -  Х-59 телеметрический вариант - вариант ракеты для испытаний  оборудованный телеметрической системой и дополнительными антеннами.
 
 - Х-59М "Овод-М" - модернизированный вариант ракеты с ТРД.
 
 - Х-59МК / Х-59А – модификация ракеты Х-59М с активной радиолокационной ГСН АРГС-59. Ракета предназначена для поражения широкой номенклатуры радиолокационно контрастных подвижных и неподвижных целей. Информация о разработке ракеты Х-59А появилась еще в 1992-1993 г.г. Опытный образец впервые был показан на публике осенью 2002 г. (ист. - Марковский Ю.В., Перов К.).
 
 
 
 -  Х-59М2 – обновленный вариант ракеты Х-59МК с активной радиолокационной ГСН с трансляционно-командной  системой наведения допускающей всесуточные условия применения по  наземным и надводным целям с известными координатами. В 2004 году успешно проведены два пуска ракет Х-59М2 с самолета Су-30М (источник).
 
 -  Х-59МК2 (Х-59МКМ) - модификация Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с  известными координатами, оснащена бортовой инерциальной системой  наведения комплексированной с оптико-электронной ГСН и навигационном  приемником системы ГЛОНАСС.
 
 
 Носители:
 
    |  | Х-59М | Х-59МК | Х-59М2 |   | Су-24М | Штатный самолет-носитель  СУО-1-6М, ракета применялась в комплексе с контейнером АПК-9 
 | Демонстрировалась на авиасамлонах |  |   | Су-27 / Су-30 | Испытания ракеты велись на самолетах семейства Су-27 | Согласно источнику ракета входит в состав вооружения самолетов типа Су-30 | В 2004 году успешно проведены два пуска ракет Х-59М2 с самолета Су-30М (источник) |   | Су-35 |  |  |  |   | Су-34 |  |  |  |  
  Ракета Х-59М на катапультном устройстве АКУ-58АЭ и контейнер АПК-9 под Су-24М (ист. - Марковский Ю.В., Перов К. ).   Ракеты Х-59М "Овод-М" под войсковым Су-24М ВВС СССР, на нижнем фото видно контейнер АПК-9 (фото - Владимир Назаров, http://scalemodels.ru ).Статус: СССР / Россия
 - 1994-1996 г.г. - ракеты Х-59М применялись во время боевых действий в Чечне для уничтожения укрытий и складов боевиков в горах. Серьезные ограничения на их применения накладывали погодные условия - туман, облачность. После 4 пусков применение ракет Х-59М было прекращено (ист. - Марковский, Перов).
 
 Экспорт:
 Индия:
 - 2006-2007 г.г. - НПО "Сатурн" произведена партия двигателей ТРДД-50АТ для ракет Х-59МЭ для поставки в Индию (источник).
 
 Источники:
 Марковский Ю.В., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" (источник).
 Марковский Ю.В., Приходченко И.В. Су-17 истребитель-бомбардировщик (источник).
 Х-59М Овод-М (изделие Д-9М). 2004 г. (источник).
 |  |  |   |  |  |  |   КаталогПоследние комментарии  | ... а статью прочитать?... ссылка есть же в первом сообщении на статью на сайте |   
    
    
     |