ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе) Средний бомбардировщик. Работа над самолетом (НИОКР) началась после Постановления Совмина СССР от 10 августа 1954 г. Главный конструктор - Д.Марков. Предварительно велись работы по проектам 98 (Ту-98), 105 (прототип Ту-22, эскизный проект закончен осенью 1954 г.) и 108 (межконтинентальный сверхзвуковой носитель с треугольным крылом, НИОКР - 1956 г.). На прототипе 105 (Ту-105) шасси убирались в фюзеляж. В конце 1954 г. начались продувки моделей Ту-105 в ЦАГИ. Проектирование в полном объеме началось в 1955 г. Построен в декабре 1957 г. Первый полет прототипа Ту-105 (изделие 105, самолет "Ю") - 21 июня 1958 г. (пилот Ю.Алашеев, штурман-оператор И.Е.Гавриленко, стрелок-радист К.А.Щербаков). Апрель 1958 г. - начало работ по проекту 105А в двух вариантах (с двигателями ВД-7М и НК-6). Начало серийного производства на Казанском авиазаводе - август 1959 г. Первый полет 105А (Ту-22) - 7 сентября 1959 г. (пилот - Ю.Алашеев, штурман - И.Гавриленко, оператор - К.Щербаков). После катастрофы 21 декабря 1959 г. на серийном заводе отказались от рулей высоты в пользу цельноповоротного стабилизатора. Первый полет серийного Ту-22Б №201 - 2 сентября 1960 г. (пилот В.Р.Ковалев, штурман-оператор В.С.Паспортников, стрелок-радист К.А.Щербаков). Принятие на вооружение - 1960-62 г.г. (Ту-22Б - первая серийная модификация, всего построено 10 шт. - на вооружении не состоял). В строевые части ВВС поступает с 1962 г. В декабре 1969 году производство Ту-22 прекращено, всего серийно произведено более 311 экземпляров Ту-22. Конструкция - в конструкции планера использованы дюралюминий Д-16АТВ, алюминий АК-8, сталь 30ХГСА, сталь 27 ХГСНА и магниевый сплав МЛ5-Т4. Колеса основных стоек шасси - КТ-76/49 размером 1160 х 290 мм, колеса рулевой стойки шасси - К2-1009 размером 1000 х 280 мм. Двигатели: 1) проект 105 - варианты в ходе НИОКР: 1954 г. - 2 х ВД-5Ф 1958 г. - 2 х ВД-7М 1958 г. - 2 х НК-6 тягой по 20000 кг 1959 г. - прорабатывался вариант 105А с двумя двигателями НК-6 (как переходная модель к самолету 106); так же в ходе проектирования прорабатывались варианты с двигателями М16-17Ф, АМ-17Ф, П-4 и ВД-9Ф (не реализованы); 2) проект 105 / 105А (Ту-22) / все модификации - 2 х ВД-7М (РД-7М) ОКБ В.А.Добрынина тягой по 16000 кг (на форсаже); стартер - СТГ-18ТБП (топливо - бензин Б-70); 3) с 1965 г. все модификации - 2 х РД-7М-2 ОКБ П.Колесова тягой по 10500 кг и 16000-16500 кг на форсаже; топливо - авиационный керосин Т-1 или ТС-1, стартер - ТС-29 (топливо - бензин Б-70); 4) в конце 1960-х годов проходила испытания опытная модификация Ту-22 с двигателями РД-36-35; 5) прорабатывался проект Ту-22 с двигателями НК-144 (не реализован); 6) в 1975 г. проводились испытания взлета со стартовыми РДТТ СПРД-63. ТТХ самолета: Экипаж - 3 чел
Длина - 41,921 м (прототип 105) - 41,6 м (без штанги дозаправки, все модификации) - 42,6 м (со штангой дозаправки, все модификации) Размах крыла - 23,745 м (прототип 105) - 23,646 м (все модификации) Высота на стоянке - 10,995 м (прототип 105) - 9,43 м (прототип 105А) - 10,04 м (все серийные модификации) Стреловидность по 1/4 хорды крыла - 52 град. (прототип 105) - 55 град. (все модификации) Стреловидность стабилизатора - 58 град. Площадь крыла - 166,6 кв.м (прототип 105) - 162,25 кв.м (все модификации) Размеры бомболюка - 6,92 х 1,65 (1,36) х 1,95 м База шасси - 14,425 м Колея шасси - 9,12 м Масса максимальная - ок.80.000 кг (прототип 105) - 84.000-85.000 кг (прототип 105А) - 92.000 кг (Ту-22Р и другие серийные модификации) - 94.000 кг (с 4 РДТТ-ускорителями, Ту-22К) Масса нормальная - 85.000 кг Масса нормальная посадочная - 60.000 кг Масса пустого - 38.600 кг Масса топлива - 42.500 кг - 55500-60000 л Масса полезной нагрузки - 3.000-9.000 кг (норма-максимум, прототипы 105 и 105А) - 3.000-12.000 кг (норма-максимум, серийные машины) - 6.000 кг (Ту-22К, узел под фюзеляжем) Скорость максимальная - 2 М (проект 105 с дв. НК-6) - 1450 км/ч (прототип 105) - 1510 км/ч (прототип 105А) - 1410 км/ч (все серийные модификации до 1965 года) - 1.4 М (ограничение по скорости у первых серийных модификаций) - 1600 км/ч (Ту-22Р с дв. РД-7М-2) - 1640 км/ч (?) - 1700 км/ч (Ту-22Р, возможно кратковременно ?) Скорость посадочная - 310 км/ч Скорость пуска ракет (Ту-22К) - 900-1700 км/ч Скорость бомбометания - 300-1300 км/ч Потолок - 13600 м (прототип 105) - 14700 м (прототип 105А) - 13500-13800 м (Ту-22Р) Дальность - 5800 км (прототип 105) - 4900-5850 км (прототип 105А) - 5650 км (серийные модификации, максимальная с ПН 10000-12000 кг) - 7150-7850 км (максимальная с одной дозаправкой) Радиус действия боевой - 1300 км (Lo-Lo-Lo) - 2200 км (Hi-Lo-Hi) Разбег - 2250 м (прототип 105) - 1950 м (прототип 105А) - 2830 м (серийные машины до 1965 г.) - 2300 м (серийные машины с двигателями РД-7М-2) - 1000 м (эксперименты со стартовыми СПРД-63) Пробег - 1420 м (прототип 105) - 1370 м (прототип 105А) - 1700 м (Ту-22Р до 1965 г.) - 1600 м (Ту-22Р после 1965 г. с двигателями РД-7М-2) - 2170 м - 1650 м (с тормозным парашютом) Гарантийный ресурс Ту-22 - 750 часов Вооружение: Артиллерийское - на прототипе 105 - 2 х 23 мм пушки; на остальных модификациях Ту-22 - установка ДМ-20 - 1 х 23 мм пушка НР-23 (Р-23) в хвостовой турельной установке с дистанционным управлением, телевизионным прицелом ТП-1 и РЛС ПРС-2 (иногда в прессе - ПРС-3) "Аргон-2" (изделие 032, FAN TAIL). Сектор обзора - 70 град., дальность обнаружения цели класса МиГ-15 - 15 км, дальность стрельбы - 150 - 1100 м (др.данные - до 2000 м), скорострельность - 850-2500 выстр./мин., прицел оказался ненадежен из-за большой скорости вращения антенны (обзор сектора по спирали), заменен на ПРС-1 (BEE HIND, обзор сектора по строкам). Ракетно-бомбовое: 1) BLINDER-A - 1-2 ядерные бомбы, обычные бомбы разных калибров (например 24 х ФАБ-500 или 1 х ФАБ-9000). Один бомбоотсек находится в фюзеляже и два для бомб малого калибря в гондолах стоек основного шасси. 2) BLINDER-B - под фюзеляжем полуутопленная ракета Х-22 (AS-4) на балке-держателе БД-45Ф. Оборудование: Прицельно-навигационное: - оптический бомбардировочный прицел ПСБ-11 (позже ОПБ-15) - РЛС Р-1А "Рубин-1А" (на Ту-105, так же встречаются названия "Рубин-А" и "Рубин-1"), позднее заменена на "Рубин-К" (все мод. кроме Ту-22К) - четырехполосная РЛС, дальность обнаружения цели типа эсминец - 250 км, цели типа мост - 150-180 км, крупных контрастных целей с большой высоты - до 400 км), на Ту-22К установлена РЛС системы наведения ракет Х-22 - "ПН" (дальность обнаружения крупных морских целей - 500 км). - телевизионный прицел оборонительного вооружения ТП-1А - радиовысотомеры РВ-УМ и РВ-25 - допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-1 - радиокомпас АРК-11 - автопилот АУ-105А - система ближней навигации РСБН-2С - бортовая ЦВМ контролирует весь полет, выполнение боевой задачи и оборону самолета (кроме взлета и посадки) - ??
Другое БРЭО: - система предупреждения об облучении РЛС противника СПО-3 "Сирена-3" - телеприцельный радиоответчик-опознаватель СРЗО-2 / СРЗО-2М "Кремний" - станции РЭБ "Сирень" или "Букет" - радиостанции - Р-802Г, Р-832М, Р-836, Р-847, Р-876, аварийная - Р-851 - аппаратура СОД-57М
Спасательное обдорудование и дозаправка: - катапультные кресла К-22 (катапультирование вниз на высотах более 300 м и скоростях до 550-600 км/ч) - с 1965 г. на всех модификациях устанавливается система дозаправки. Модификации: Ту-22 / Ту-22Б / Ту-22А BLINDER-A - 1960 г. (первые 3 экземпляра) , бомбардировщик, всего построено 10 экземпляров, основное применение - учебные подразделения ВВС. Ту-22А - название с конца 1960-х годов. Ту-22К (самолет "ЮК") BLINDER-B - НИОКР с 1958 г. Первые два макета Ту-22К готовы в мае 1960 г. Строительство первой машины (заводской N 604) - 1960-61 г.г., начало госиспытаний - 1 июля 1961 г. (завершены в 1967 г.), серийное производство 50 Ту-22К начато в 1965 г. Ракетоносец с комплексом вооружения К-22 (1 х Х-22 - AS-4), РЛС ПН. На воздушном параде в Тушино в августе 1961 г. показана машина N 604 с макетами ракет Х-22. Ту-22КД - 1965 г., дальний ракетоносец, установлена система дозаправки. Ту-22КП / Ту-22КПД - Ту-22К/КД с модернизированным комплексом вооружения К-22П. НИОКР - 1962 г. Ракета Х-22П с пассивной РЛ-ГСН, система целеуказания "Курс-Н" ("Курс-НМ"), РЛС ПНН и ПМН. Ту-22Р BLINDER-C - Ту-22Р - производство - 1960-61 г.г., первый полет прототипа "ЮР" - май 1961 г., испытания - 1961-63 г.г., разведчик. Устанавливаются РЛС Р-1А "Рубин-1А", 6-7 АФА (дневные - АФА-41/20, АФА-42/100, АФА-42/20, АФА-40, ночные - НАФА-НК-75 и Р-1А ФАРМ-2, может нести бомбовое вооружение. Ту-22РД - испытания - 1962 г. (машины NN 801 и 901), массовая модернизация - 1965 г., дальний разведчик, устанавливается система дозаправки по системе "шланг-конус" от дозаправщиков Ту-16Н и 3МС-2. Ту-22РК / Ту-22РДК - 1975 г., Ту-22Р/РД с новой радиоэлектронной системой "Куб". Ту-22РМ - 1975 г., Ту-22Р с новым РЭО и средствами РЭБ, построен в одном экземпляре. Ту-22РДМ - 1981-82 г.г., модернизированный Ту-22РД. Установлена РЛС бокового обзора. Снято оборонительное пушечное вооружение. Ту-22У (самолет "ЮУ") BLINDER-D - 1964 г. НИОКР - 1960-61 г.г., доработка - 1960-62 г.г., первый полет совершил в 1962 г. в строю - с 1963 г., учебно-тренировочная модификация. РЛС типа "Рубин". Всего самолетов Ту-22Р и Ту-22У вместе выпущено 30 шт. Нет оборонительного пушечного вооружения. Ту-22УД - доработка 1965 г., дальний учебно-тренировочный, установлена система дозаправки. Ту-22УТ - учебно-тренировочная модификация. Ту-22П (самолет "ЮП") BLINDER-E - 1960-61 г.г., постановщик помех. Выявление целей для истребителей и ПВО, постановка активных и пассивных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазонах. В серии строился в двух вариантах - Ту-22П-1 и Ту-22П-2. Ту-22ПД - ок.1965 г., доработанная "дальняя" модификация с системой дозаправки. BLINDER-F - не идентифицирован. BLINDER-G - не идентифицирован, якобы РЛС SHORT HORN. Ту-22РТК - проект модификации Ту-22, конец 1960-х годов. "125" - проект ракетоносца на базе Ту-22, двигатели - 2 х НК-6; скорость - ок.2500 км/ч; дальность полета - 4500-4800 км; боевой радиус действия - 600 км с ракетой массой 4000 кг (проект не реализован).
Базирование (данные на 1990 г.): Барановичи (Белоруссия) - 203-й ТБАП (тяжелобомбардировочный авиационный полк) дальней авиации (ДА); Бобруйск (Белоруссия) - 200-й ТБАП ДА; Мачулищи (Белоруссия) - 121-й ТБАП ДА; Озерный - 341-й ТБАП ДА; Саки (о.Крым) - 30-й ОДРАП (отдельный дальний разведывательный авиационный полк), авиация Черноморского флота; Калининград, Чкаловск - 15-й ОДРАП (?), авиация Балтийского флота; Зайковка - Ту-22П; Рязань - учебный центр; Энгельс - испытательный центр ЛИИ (Ту-22К/КД/П/ПД). Статус: СССР и Россия. Реестр Ту-22Производство самолетов серии Ту-22 на Казанском авиазаводе (авиазавод №22): Год | Производство |
| 1959 | 4 Ту-22А 1 Ту-22Б Начало производства Ту-22А и Ту-22Б. | | 1960 | Начало производства Ту-22Р, Ту-22П, Ту-22К, Ту-22У. Несмотря на тяжелейшее положение с производством, в апреле 1960 г. Совмин СССР решает, что завод должен выпустить до конца года 50 машин, вместо запланированных 20. В итоге за 1960 г. завод не поставил МО СССР ни одного самолёта и 12 самолётов сдал по сборке (7 Ту-22Б и 5 Ту-22Р). | источник | 1961 | План производства Ту-22 за год не был выполнен - из заданных по плану 30 новых самолётов и доработки 12 Ту-22А (собранных в 1960 году и перешедших на доработки на 1961 год) завод отчитался лишь за 10 Ту-22А и 2 новых Ту-22Р. | источник | 1962 | Согласно годовому отчёту КАПО план года был полностью выполнен. Поставлены: Ту-22А (2 по плану) - 2 Ту-22Р (28 по плану) - 30 Переоборудованы 3 самолета в вариант Ту-22У, один в вариант Ту-22П и один в вариант Ту-22К. | источник | 1963
| Завод отчитался за 35 сданных Ту-22. В том числе - 3 Ту-22У, а все остальные – разведчики. Помимо серийного выпуска велись работы по переоборудованию Ту-22: двух самолётов в заправляемые в воздухе Ту-22ЗА, двух – в носители Ту-22К, двух – Ту-22У и одного – Ту-22П. | источник | 1964
| План года был выполнен полностью. В отчете завода указаны: Ту-22Р - 43 Ту-22КЗА - 2 Ту-22У - 5 | источник | 1965
| Ту-22КЗА - 10 Ту-22РЗА - 10 Ту-22П1ЗА - 5 Ту-22П2ЗА - 5 Ту-22УЗА - 5 Ту-22У - 5 | источник | 1966
| Ту-22КЗА – 20 Ту-22РЗА – 5 Ту-22П1ЗА – 5 Ту-22П2ЗА – 5 Ту-22УЗА – 5 | источник | 1967
| Ту-22КЗА – 20 Ту-22РЗА – 10 Ту-22П1ЗА – 5 Ту-22П2ЗА – 5 Ту-22УЗА – 10 | источник | 1968
| Ту-22КЗА – 15 Ту-22П1ЗА – 5 Ту-22П2ЗА – 5 Ту-22УЗА – 2 | источник | 1969
| Ту-22КЗА – 5 Ту-22П1ЗА – 5 Ту-22П2ЗА – 5 Ту-22УЗА – 10 (+1 для ЛИИ) | источник | - 1963 г. - в эксплуатации 30 шт. Ту-22Р и Ту-22У; - 1965 г. - модернизация парка Ту-22 - установка системы дозаправки и двигателей РД-7М-2; появление в строевых частях первых Ту-22К; - 1969 г. - прекращено производство Ту-22У. Всего произведено 30 экз. - 1969 г. - окончание серийного производства всех модификаций Ту-22 (всего построено 311 машин): - Ту-22Б - 10 экз. - Ту-22А - 15 экз. - Ту-22К - 69 экз (в т.ч. чисто Ту-22К - 50 экз) - Ту-22Р - 144 экз - Ту-22П - 50 экз - 1975 г. - опыты со стартовыми РДТТ СПРД-63; - 1976 г. - всех мод. на вооружении ок. 250 экз; - 1983 г. - 185 экз; - 1984 г. - базируются на аэродромах "подскока" в Анадыре, в бухте Провидения и на мысе Шмидта (Чукотка). - 1985 г. - 150 экз; - 1987 г. - 135 экз (всего) в т.ч. 100 экз в ВВС (вместе с Ту-16 в ВВС 370 экз), 35 экз в авиации ВМФ и 340 экз в резерве (вместе с Ту-16 и М-4); - 1988 г. - по западным данным 60 экз и 30 экз BLINDER-A есть, соответственно, в ВВС и ВМФ, так же в ВВС есть 60 BLINDER-B; - есть в Смоленской воздушной армии; - 135 экз ? вместе с Ту-16 в Иркутской воздушной армии; - 180 экз ? (вместе с Ту-16) модификаций разведчиков и постановщиков помех в ВВС; - 1992 г. - часть Ту-22 остались в составе ВВС Украины, на вооружении ВВС России Ту-22Р и его мод., Ту-22П и его модификации; - 1993 г. - в составе ВВС - 65 бомбардировщиков-ракетоносцев, 30 разведчиков и самолетов РЭБ; в составе авиации ВМФ - 15 Ту-22К, 6 Ту-22 (разведчики и самолеты РЭБ); - 1995 г. - есть на вооружении (Ту-22РДМ, Ту-22У и др.). За все время эксплуатации в катастрофах и авариях потеряны 31 самолет (20 и 11 соответственно). Экспорт: Ирак: - 1979 г. - первые поставки Ту-22Р и Ту-22У. - 1983-86 г.г. - всего поставлено и на вооружении 12 шт. Самолеты Ту-22Р/РД поставлялись под названием "Ту-22Б". - 1990 г. - на вооружении 8 шт. - 1991 г. январь - на вооружении 5 шт. в т.ч. 1 шт Ту-22У. Все самолеты уничтожены в первую ночь операции "Буря в пустыне" американскими F-117 на авиабазе Аль-Таккадум рядом с Хаббанией в 250 км к западу от Багдада. Останки иракского Ту-22У на авиабазе Аль-Такадум, апрель 2003 г. ( http://www.acig.org) Фото останков иракских Ту-22 сделанных самолетом RAF, слева остатки иракского самолета ДРЛО Adnan-1, авиабаза Аль-Таккадум, начало 2004 г. (RAF и http://www.acig.org) Ливия: - 1974-76 г.г. - переговоры о поставке 12 Ту-22Р и Ту-22У. - 1977 г. - поставка первых 4-х Ту-22. - 1978 г. - поставка остальных 8 шт. - 1981 г. - по западным данным 24 шт. в ВВС (всего поставлено). Самолеты Ту-22Р/РД поставлялись под названием "Ту-22Б". - 1983-86 г.г. - в ВВС по западным данным ок.20 шт. - 1989 г. - на вооружении 4 шт. - 1992 г. - всего в ВВС - 6 шт. Источники: Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г. Воевода С.С., архив, 1992 г. Гордон Е., Ригмант В., "Скрипач" сыграл свою партию. // Крылья Родины. N 5 / 1992. Зуенко Ю., Коростелев С., Боевые самолеты России. Москва, "Элакос", 1994 г. Ильин В., Военная авиация России и США. Современное состояние и ближайшие перспективы. // Авиация-космонавтика. N 11 / 1995 г. Ильин В., Мгновение технологической войны. // Техника-Молодежи. N 7 / 1991г. Крылья родины. N 7 / 1991. Литовкин В., Замороженная дивизия для вчерашней войны. // Известия. 25.02.1997 г. Лукин С., Быть ? // Аэрохобби. N 2 / 1992. Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г. Ригмант В., Магащук А., Ту-22: первый серийный, сверхзвуковой, дальний. // Авиация и космонавтика. N 11-12 / 1993. Руденко В., А Гомель подумал... // Крылья Родины. N 5 / 1993. Советская военная техника 1988. Томск. 1988. Стуканов, архив, 1992 г. Техника-молодежи. N 7 / 1991. Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г. Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988. Cooper Tom, Exhumating the Dead Iraqi Air Force. Сайт http://acig.org, 2007 г. Flieger Jahrbuch. 1977-1986. Berlin (ГДР). Forumavia.ru - Авиационный форум. Сайт http://www.forumavia.ru/forum, 2011 г. Gordon E., Rigmant V., Tu-22 (M) naddzwiekowe bobmbowce Rosji. Warsawa, "Altair", 1995. (Польша). Jane's weapon systems 1987-88. (США). Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США. World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. 1978. Stocholm (Швеция). |