ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) | | ПЛ пр.613 WHISKEY-III на Неве, г.Ленинград, 1968 г. (http://community.webshots.com/) Статус: СССР / Россия - всего построено 215 шт, состояла на вооружении. Производство: - Завод №444 (Черноморский судостроительный завод, г.Николаев) - 1950-1957 г.г. - всего построено 72 шт (головная С-61). - Завод №112 (завод "Красное Сормово", г.Горький) - 1950-1956 г.г. - всего построено 113 шт. - Завод №189 (Балтийский судостроительный завод, г.Ленинград) - 1953-1958 г.г. - всего построено 19 шт. - Завод №199 (завод им. Ленинского Комсомола, г.Комсомольск-на -Амуре) - 1954-1957 г.г. - всего построено 11 шт. Подводная лодка пр.613 WHISKEY-II с носовым артиллерийским автоматом 2М-8 (фото - French Navy, Norman Polmar,Kenneth J. Moore. Cold War submarines: the design and construction of U.S. and Soviet submarines. Washington, Potomac Books, 2004). ПЛ пр.613 WHISKEY-V проходит Английским каналом, 1975 г. (фото - Royal Navy, The Soviet War Machine. An encyclopedia of Russian military equipment and strategy. NY, Chartwell Books, 1977). 1951-1952 г.г. - испытания натурного отсека ПЛ пр.613 изготовленного заводом №444 (г.Николаев) на Черном море на взрывостойкость (до полной глубины). Испытания прошли успешно. 1952 г. сентябрь-октябрь и 1953 г. апрель-июнь - на ПЛ С-61 пр.613 в Севастополе проходила испытания 2 х 57 мм артустановка СМ-24 ЗИФ. В ходе испытаний ПЛ С-61 совершила 25 выходов в море и 77 погружений на глубину 170-178 м. 1954 г. июнь-июль - на ПЛ С-89 пр.613 после переоборудования лодки в г.Николаеве проходили государственные контрольные испытания артустановки СМ-24 ЗИФ (серийная установка №164 выпуска 1953 г.). 1954 г. 10 июля-5 октября - в составе экспедиции ЭОН-54/64 (смена нумерации ЭОН) межфлотский переход с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути совершили ПЛ С-140, С-141, С-145 и С-150 (ист. - Семенов).
1954 - 1964 г.г. - в составе экспедиций ЭОН с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути прошли 49 ПЛ пр.613 (ист. - Семенов). 1955 г. - в Баренцевом море ПЛ пр.613 под командованием капитана 3 ранга Т.Н.Лозовского совершила 30 суточный испытательный поход под РДП. 1955 г. 7 июля-19 августа - в межфлотском переходе ЭОН-65 с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути приняли участие 10 ПЛ пр.613: С-77, С-78, С-79, С-86, С-87, С-91, С-173, С-179 (ист. - Семенов). 1956 г. 16 июля - на Тихом океане впервые в дальний разведывательный поход ушла ПЛ пр.613 под командованием капитана 3 ранга В.Н.Поникаровского. ПЛ прошла по северной части Тихого океана до 175 градуса западной долготы. 1956 г. - дальние разведывательные походы совершили ПЛ С-173 капитана 2 ранга В.И.Смертина (в Чукотское море) ТОФ, ПЛ С-91 капитана 3 ранга В.П.Милованова (в район атолла Мидуэй) ТОФ. В подобные походы сходили так же ПЛ Северного флота С-195 (капитан 3 ранга Д.Д.Янкин) и С-197 (капитан 3 ранга В.И.Сухомлинов). На Черном море в 30 суточный поход сходила ПЛ С-98 капитана 3 ранга Н.В.Затеева.
1956 г. - в межфлотском переходе ЭОН-66 с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути приняла участие 8-я отдельная бригала ПЛ в составе 12 ПЛ пр.613 и 2 ПЛ пр.611. Около порта Певек ЭОН была блокирована паковыми льдами и была разделена - 2 ПЛ пр.611 продолжили пусть дальше, 4 ПЛ пр.613 вернулись в Полярный (С-221, С-222, С-224, С-262), 8 ПЛ пр.613 (С-198, С-218, С-219, С-220, С-223, С-263, С-261, С-225) остались на зимовку на Колыме и продолжили путь только в августе 1957 г. (ист. - Семенов). 1957 г. - ПЛ Северного флота С-267 и С-284 находясь в автономном плавании впервые действовали в завесах. 1957 г. 27 июня-8 октября - межфлотский переход ЭОН-57 с Северного на Тихоокеанский флот по Севморпути - 19-я отдельная бригада подводных лодок в составе 17 ПЛ пр.613 - С-235, С-2236, С-238, С-239, С-293, С-294, С-359, С-237, С-240, С-286, С-288, С-290, С-293, а также лодки вернувшиеся с ЭОН-66 - С-221, С-222, С-224, С-262. В Колыме к ним присоединились лодки, которые зимовали там - С-198, С-218, С-219, С-220, С-223, С-263, С-261, С-225 (ист. - Семенов).
1957 г. 10 октября - ПЛ С-144 пр.613 WHISKEY Северного флота в ходе испытаний ядерного оружия с перископной глубины произвела первый в СССР пуск торпеды Т-5 с ядерной боеголовкой и второй ядерный подводный взрыв этой торпеды (первый взрыв был осуществлен ранее в 1955 г. - взрывали торпеду спущенную под воду с тральщика). Полигон Новая Земля, Черная губа. 1957-1962 г.г. - переоборудовано для проведения испытаний КРМБ и в ПЛРК 13 ПЛ пр.613 (опытные С-146 + по 6 ПЛРК пр.644 и пр.665). 1958 г. - 40-я отдельная бригада подводных лодок пр.613 (командир - капитан 1 ранга С.Г.Егоров) развернута в порту Влёра (Албания). 1958-1959 г.г. - натурные испытания ПЛ С-45 на Ладожском озере проводились ЦНИИ ВК ВМФ при участии ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова и ЦКБ-18. 1958 г. март - ПЛ Северного флота С-347 (В.Н.Чернавин) приняла участие в экспериментальном подледном плавании "Ответ Андерсону" (У.Андерсон - капитан ПЛА "Наутилус", США, достигшей 87 градуса северной широты в сентябре 1957 г.) с задачей исследования возможности приема радиопередач подо льдом. 1959 г. - ПЛ 40-й бригады (база Влёра, Албания) впервые совершила автономный поход в Средиземном море. 1959-1960 г.г. - ПЛ С-79 (капитан 2 ранга В.С.Сусоев) и С-91 (капитан 3 ранга Ф.С.Воловик) совершили переход в Индонезию для передачи лодок этой стране. 1960 г. июль-сентябрь - в составе ЭОН-70 переход на ТОФ совершили ПЛКР пр.644 С-44 (стала первой ПЛ с крылатыми ракетами на ТОФ), 2 ПЛ пр.613 - С-68 и С-88 и 2 ПЛ пр.641 - Б-133 и Б-135 (ист. - Семенов).
1961 г. 27 января - ПЛ С-80 (пр.644) погибла в Баренцевом море из-за поступления воды через РДП. Лодка найдена только в 1968 г. и поднята 24 июля 1969 г. спасательным судном "Карпаты" методом ступенчатого подъема. Разделана на металл. ПЛРК С-80 пр.644 WHISKEY TWIN CYLINDER после подема, лето 1969 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su/) ПЛРК С-80 пр.644 WHISKEY TWIN CYLINDER после подема осматривают члены комиссии, лето 1969 г. (фото из архива Волка, http://tsushima.su/) 1961 г. июнь-сентябрь - в составе ЭОН-71 переход на ТОФ совершили 2 ПЛ пр.641 - Б-143 и Б-85 и ПЛ РЛД пр.640 С-62 (ист. - Семенов).
1962 г. 15 августа - ПЛ 50-й бригады (командир - контр-адмирал А.А.Рулюк) С-22 (капитан 2 ранга Г.Торгонин) и С-236 (капитан 2 ранга Ю.Дворников) начали операцию по пресечению эвакуации голландцев с Западного Ириана (Индонезия). Приказ на уничтожение судов был отменен после развертывания лодок.
1962 г. август-сентябрь - в составе ЭОН-72 переход на ТОФ совершили 2 ПЛ пр.641 - Б-33 и Б-164, 4 ПЛ пр.613 - С-325, С326, С-327, С-328 и 2 ПЛКР пр.665 - С-61 и С-64 (ист. - Семенов). 1963 г. - ПЛ ТОФ С-141 (капитан 3 ранга А.Т.Штыров) попав в зону поиска 77.4 АУГ и 70.3 АПУГ ВМФ США подверглась бомбометанию. Была повреждена кормовая надстройка. Лодка вернулась в базу. 1967 г. - согласно мемуарам И.В.Касатонова во время "Шестидневной" арабо-израильской войны в Средиземном море на боевой службе находились три ПЛ пр.613 - С-100 (155 бригада ПЛ ЧФ), С-154 и С-160 (42 бригада ПЛ СФ). 1981 г. 21 октября - ПЛ С-178 пр.613 погибла в пр.Босфор Восточный (Тихий океан) в результате столкновения с теплоходом "Рефрижератор-13". Из 52 чел экипажа удалось спасти 20 чел. Причина - халатность при судовождении. 1981 г. 27 октября - ПЛ С-363 Балтийского флота следуя в надводном положении из-за навигационной халатности села на мель в территориальных водах Швеции напротив ВМБ Карлскруна. На борту имелись торпеды с ядерными БЧ. Лодка получила прозвище "Шведский комсомолец". Одни из самых известных фотографий "Шведского комсомольца" С-363 пр.613 WHISKEY, Швеция, октябрь 1981 г. (http://forums.airbase.ru/) "Шведский комсомолец" С-363 пр.613 возвращается домой из Швеции (фото из архива DDR80, http://forums.airbase.ru/) ПЛ пр.613 WHISKEY-V перед фрегатом ВМФ Великобритании HMS Rothesay F107, 10 марта 1987 г. (фото US NAVY, http://defenseimagery.mil/ ). 1992 г. - на начало года в составе Черноморского флота - 4 ПЛ (С-70, С-274, С-376 и С-384) + 5 ПЛ в резерве. Вывод из бухты Балаклава последней российской подводной лодки - ПЗС-63 на базе пр.613. Черноморский флот, 1995 г. (фото В.В.Ярославцева, http://forums.airbase.ru/). ПЛ-музей С-189 пр.613 WHISKEY-V на Канонерском СРЗ, Санкт-Петербург, 19 июля 2007 г. (фото Kirill, http://nvs.rpf.ru/nvs/forum) Экспорт: Албания: - 1960-1961 г.г. - всего поставлено 4 шт = 2 ПЛ поставлены и 2 ПЛ захвачены в оставленной советским ВМФ базе Влёра после закрытия ВМБ. Итого: С-241, С-242, С-358, С-360. - 1990-е годы - все 4 ПЛ ВМС Албании выведены из боевого состава и поставлены в отстой. ПЛ пр.613 ВМС Албании на территории базы Влёра, 4 ноября 1998 г. (http://reuters.com/) Болгария - всего поставлено 2 шт (С-244, С-245) - 1958 г. - C-244 - "Слава" и C-245 - "Победа"
- 1971 г. - "Слава" списана на слом
- 1972 г. - С-245 / "Победа" возвращена в СССР. Египет - всего поставлено 10 шт (С-175, С-180, С-182, С-184, С-193, С-226, С-227, С-228, С-280, С-380) - 1957-1958 г.г. - передано 5 ПЛ. - 1962 г. - поставлена 1 ПЛ. - 1965 г. - поставлены 2 ПЛ. - 1966-1968 г.г. - 5 ПЛ возвращены из Египта в СССР. Егитепские ПЛ пр.613 WHISKEY (первая - "WHISKEY-II вариант") проходят Суэцким каналом, 22 октября 1971 г. (фото из архива DDR80, http://forums.airbase.ru/) - 1972 г. - поставлены 2 ПЛ (одна из них - С-380). Одна из египетских ПЛ пр.613 WHISKEY-III, бывшая советская С-380, 1980 г. До передачи Египту в 1972 г. командир ПЛ - Никифоров Е.Н. (фото L.L.van Ginderen) Индонезия - всего поставлено 12 шт С-79 WHISKEY-II | 401 S-01 Tjakra принята в ВМС 12 сентября 1959 г. | С-91 WHISKEY-II | 402 S-02 Nanggala принята в ВМС 12 сентября 1959 г. | С-218 |
| С-219 | | С-223 | | С-225 | | С-235 | | С-236 | | С-239 | 411 Widjajadanu (позже 409) принята в ВМС в декабре 1962 г. | С-290 | | С-292 | | С-391 | | - 1959 г. - 2 шт - 402 Nanggala (С-91) и 401 Tjakra (С-79). ПЛ пр.613 WHISKEY-II первых поставок в Индонезии (фото из архива matelot, http://forums.airbase.ru/) - 1962 г. - 4 шт - 403 Nagabanda, 405 Nagarangsang, 409 Hendradjala, 407 Alugoro. - 1962 г. 15 декабря - 410 Pasopati принята ВМС Индонезии. Плавбаза подводных лодок ВМС Индонезии KRI Sam Ratulangi 552 типа DON и лодки пр.613 WHISKEY. Плавбаза передана ВМС Индонезии в сентябре 1962 г. ( источник). - 1963 г. - 5 шт - 404 Trisula, 412 Bramastra, 411 Widjajadanu (позже - №409, бывшая С-239), 401 Sakra, 408 Cundamani.12-я ПЛ - 406 Candrasa Подводные лодки пр.613 WHISKEY ВМС Индонезии (фото - Kaskus/Suka Bedil, источник). ПЛ 409 Widjajadanu пр.613 WHISKEY-III ВМС Индонезии ( источник). - 1990 г. 25 января - 410 Pasopati выведена из состава ВМС Индонезии и в 1994 г. в Сурабайе установлена в качестве музея. Подводная лодка 410 Pasopati пр.613 WHISKEY ВМС Индонезии, вероятно конец 1980-х - начало 1990-х годов (фото - Kaskus/Suka Bedil, источник). Подводная лодка-музей - 410 Pasopati пр.613 WHISKEY ВМС Индонезии, Сурабайа ( источник). Китай - всего за всё время поставлено 15 шт. по узлам и комплектующим. - 1954 г. - 3 шт. переданы по комплектующим вместе с чертежами и технической документацией. Сборка осуществлялась в Шанхае (завод "Дзянань"). - 1957 г. конец года - испытания в Порт-Артуре собранных в Китае из отечественных комплектующих лодок. Начало подготовки к производству лодок на Уханьском судостроительном заводе (г.Ханькоу). - 1958 г. ноябрь - 1959 г. январь - испытания в Порт-Артуре головной ПЛ, собранной в Китае. На этот момент готово 15 ПЛ собранных из отечественных комплектующих. КНДР - всего поставлено 4 шт (С-75, С-90, С-325, С-326) - 1963 г. - поставлено 2 ед. - 1966 г. - поставлено 2 ед. - 2004 г. - лодки, вероятно, еще в составе ВМС либо выведены в отстой. - 2013 г. - 1 ПЛ пр.613 в полузатопленном состоянии недалеко от Синпхо, 2 ПЛ предположительно в отстое в базе южнее Синпхо и еще 1 затопленная ПЛ там же ( источник). Притопленная ПЛ пр.613 с демонтированными агрегатами недалеко от г.Синпхо, КНДР (http://maps.google.com). Куба - 1979 г. - поставлена 1 ПЛ (бывшая египетская). Польша - всего поставлено 4 шт (С-265, С-278, С-279, С-355) - 1964 г. - Orzel, Sokol. - 1965 г. - Kondor, Bielik. ПЛ Orzel (С-265) и Sokol (C-278). Фото Залесского (http://forums.airbase.ru/) Одна из польских ПЛ пр.613 WHISKEY-III (http://forums.airbase.ru/) Сирия - всего поставлено 3 шт - 1959 г. - бывшие С-167, С-171, С-183). Источники: Военный паритет. Сайт http://militaryparitet.com/, 2009 г. Дроговоз И.Г., Большой флот Страны Советов. Минск, "Харвест", 2003 г. Зинин В., Аваков В., Российский опыт создания воздухонезависимых энергетических установок для подводных лодок. // Военный парад. N 3 / 1997 г. Касатонов И.В., Командую флотом. М., 2002 г. Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г. Корабелы "Звездочки": историко-краеведческий сборник. Выпуск №2. Северодвинск, ФГУП "Звездочка", 2004 г. Кузин В.П., Никольский В.И., Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб., Историческое Морское общество, 1996 г. Никифоров А.Е., сообщение, 2009 г. Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. С.-Пб., ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, 2004 г. Павлов А.С., Военно-морской флот России и СНГ 1992 г. Якутск, 1992 г. Павлов А.С., Военные корабли СССР и России 1945-1995 г. Якутск, 1994 г. Подводная эскадра "Севмаша". Документальный фильм. Студия "Севмашфильм", 2006 г. Подводные лодки 613 проекта. "Корабли и сражения", С.-Пб., 2002 г. Подводный фронт "Холодной войны"., В.Г.Лебедько, На всех океанах планеты. М., "Аст", 2002 г. Радиоэлектронные средства обнарудения. Сайт http://submarine-at-war.ru/weapons/gas.html, 2009 г. Сайт "Атрина", http://atrinaflot.narod.ru/, 2009 г. Сайт http://submarines.narod.ru/, 2009 г. Семенов В.Н. Межфлотские переходы подводных лодок на Тихоокеанский флот СССР (https://cyberleninka.ru/article/n/mezhflotskie-perehody-podvodnyh-lodok-na-tihookeanskiy-flot-sssr/) Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru, 2009 г. Цусимские форумы. Сайт http://tsushima.su/, 2009 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009 г. Godin A. Oleg, Palmer R. David. History of russian underwater acoustic. World Scientific Publishing. Singapore, 2008 г. |