ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-9 Ракета К-9-155 - AA-4 AWL Ракета К-9М Опытная ракета класса "воздух-воздух". Создание ракеты с радиолокационной ГСН задано Постановлением Совмина СССР №419-198сс от 16.04.1958 г. и Приказом ГКАТ №211сс/ов от 17.06.1958 г. КБ заводе №134 ГКАТ, главный конструктор - И.И.Торопов. Создание системы наведения ракеты поручено КБ-1 ГКРЭ. Планировалось сдать опытные образцы ракет на совместные летные испытания во 2-м квартале 1960 г. Но в 1959 г. принято решение о передаче разработки ракеты К-9 создателям самолетов-носителей для неё - в ОКБ-155 Микояна и Гуревича (ракета К-9-155, самолет Е-152) и в ОКБ-51 П.О.Сухого (ракета К-9-51, самолет Т-37). Разработка ракеты К-9-155 велась конструкторской бригадой под руководством В.Г.Коренькова для вооруения комплекса перехвата с носителем Е-152. Ракета предназначалась для всеракурсного поражения воздушных целей. Предполагалось, что ракета войдет в состав автоматизированного комплекса перехвата воздушных целей с автоматизированной системой управления "Ураган-5". Но к моменту выхода ракет на испытания тема "Ураган-5" оказалась уже закрытой и доводка и испытания ракет проводились в рамках работ по комплексу перехвата Е-152-9 в 1961 г. с самолетом Е-152 и системой управления "Ураган-5Б". Согласно Постановлению Совмина СССР №608-293сс от 04.06.1959 г. и Приказу ГКАТ №345сс от 26.08.1959 г. для проведения испытаний планировалось произвести 20 ракет в четырех вариантах - баллистический, программный, телеметрический и боевой (изделия 91, 92, 93 и 90, соответственно). Планировалось произвести 20 "изделий 91", 5 "изделий 92", 5 "изделий 93" и 2 изделия "90". Чертежи на "изделия 91" и "92" сданы в производство в середине 1959 г. К концу 1959 г. завершена работа по чертежам остальных изделий и выпущены первые 6 шт "изделия 91", начато изготовление "изделий 92". До конца 1960 г. фактически собраны 21 шт "изделие 91", 7 шт "изделие 92", 4 шт "изделие 93". Выпуск боевого варианта ракет откладывался из-за недоработанности и непоставки комплектующих по линии КБ-1 (автопилоты, блоки питания и ГСН) и завода №567 (телеметрические станции БР-6А). Так же по состоянию на 1960 г. для испытаний комплекса готовились четыре самолета-носителя - Е-150, два Е-152 и Е-152А. Для летных испытаний ракеты К-9 предназначались только Е-152-2, Е-152А и, позже, Е-152М (с ракетами К-9 или К-80Р).
В 1961 г. для испытаний опытным производством ОКБ-155 выпущено 26 ракет К-9 (изделие 90 - 3 шт, изделие 91 - 6 шт, изделие 92 - 11 шт, изделие 93 - 6 шт). В начале 1961 г. произведено три пуска ракет К-9 с АПУ, установленной на наземном стенде. Летные испытания проводились на полигоне ГК НИИ ВВС в течение 1961 г. с использованием самолета-носителя Е-152А. Всего произведено 10 пусков ракет К-9 (5 - "изделие 91" и 5 - "изделие 92"). В результате испытаний аэродинамические и баллистические расчетные характеристики ракеты подтверждены. На полигоне ГСКБ-47 проведена наземная отработка боевых частей для ракеты. Так же проведены лабораторные и стендовые испытания систем, математическое и физическое моделирование поведения ракеты на всех режимах, а также расчет эффективности боевых ракет в НИИ-2 ВВС СССР. В течение 1961-1962 г.г. макеты ракет К-9 прошли облет на Е-152-1.
Применение ракет К-9 и в дальнейшем К-9М предполагалось на перехватчике Е-155П в составе комплекса перехвата С-155.
Система управления и наведение - ракета предназначена для атаки воздушных целей с передней и задней полусфер - в т.ч. на встречных и пересекающихся курсах - т.е. является всеракурсной. Принцип наведения - параллельное сближение с минимальной угловой скоростью линии ракета-цель.
Наведение - полуактивное радиолокационное с блоком радиоуправления импульсного действия ЦР-1 и автопилотом АПЦ-18 (с 1960 г. - доработанный вариант). Для приема сигналов излучения самолетной РЛС, для синхронизации с отраженным от цели сигналом, на оперении ракеты устанавливались антенны-штыри канала синхронизации. В дальнейшем штыри-антенны заменены антеннами-пластинами на корпусе ракеты. Разработчик системы наведения - КБ-1 Министарства вооружений СССР.
Масса ГСН - 15 кг Конструкция - ракета нормальной аэродинамической схемы с поворотным крылом и стабилизатором с элеронами. Расположение крыльев и стабилизаторов - Х-образное. Управление по продольному каналу производилось поворотным крылом. Управление по крену осуществлялось четырьмя элеронами, установленными на неподвижном стабилизаторе. Для повышения демпфирования по крену на стабилизаторах установили четыре роллерона. Двигатель - РДТТ однокамерный двухрежимный (двухшашечный) ПРД-56. В 1980-е годы в некоторых СМИ существовало заблуждение о возможном применении на ракете ампульного малогабаритного ЖРД.
Тяга двигателя: - стартовая - 5500 кг - маршевая - 2500-3000 кг Масса РДТТ - 103 кг
ТТХ ракеты: Длина - 4450 мм Диаметр корпуса - 245 мм Размах крыла - 1165 мм Размах стабилизатора - 1355 мм
Масса - 245 кг Масса БЧ - 27 кг Дальность действия - 9 км Скорость полета - 1400 м/с (5000 км/ч)
Тип БЧ - осколочно-фугасная БЧ с предохранительным механизмом И-60 и импульсным радиовзрывателем ЦРВ-1. Разработчик - ГСКБ-47. Радиус поражения - 20-30 м
Модификации: - К-9 - первоначальное ТТЗ на создание ракет для перехватчиков ПВО ОКБ Сухого и МиГ.
- К-9-51 - проект ракеты К-9 разработки ОКБ-51 П.О.Сухого.
- К-9-155 - проект ракеты К-9 разработки ОКБ-155 Микояна и Гуревича.
- "изделие 90" - боевой вариант ракеты К-9-155 для проведения испытаний.
- "изделие 91" - баллистический ракеты К-9-155 для проведения испытаний. Ракета предназначена для определения баллистических и аэродинамических характеристик, а так же для проверки двигателя.
- "изделие 92" - программный вариант ракеты К-9-155 для проведения испытаний. Ракета предназначена для проверки работы автопилота и других систем (кроме системы наведения и боевой части) в полете. Ракета оснащена блоком записи и передачи данных на землю.
- "изделие 93" - телеметрический вариант ракеты К-9-155 для проведения испытаний. Ракета предназначена для проверки работы всех систем ракеты (в т.ч. системы наведения и радиовзрывателя) без подрыва БЧ ракеты.
- К-9М / К-90 - модернизированный вариант раекты планировалось создать, проработка велась в ОКБ-155 не ранее 1961 г. Предполагалось в два раза уеличить дальность пуска. Ракета должна была войти в систему перехвата С-155 с перехватчиком Е-155 (4 ракеты, РЛС "Смерч-А").
Носители: - Е-150 (2 ракеты) - по первоначальному проекту;
- Е-152-1 / Е-152-2 / Е-152А (с РЛС ЦП-1 / "Ураган-5Б", 2 ракеты) - проведение испытаний ракет в 1961 г. Самолет был оснащен оборудованием системы наземного управления "Ураган-5Б", счетно-решающим прибором ВБ-158 с комплектом датчиков, системой передачи команд и активного ответа САЗО-СПК "Метеорит", курсовой системой КСИ, автопилотом АП-39 и комплектом пилотажно-навигационных приборов. - Е-152М (2 ракеты) - предполагалось оснащение самолета в случае принятия на вооружение;
Статус: СССР - на вооружении не состояла. Выпуск вариантов ракеты К-9-155 производством ОКБ-155: | 1959 г. | 1960 г. | 1961 г. | Баллистический вариант ("изделие 91") | 6 шт | 21 шт | 6 шт | Программный вариант ("изделие 92") | - | 7 шт | 11 шт | Телеметрический вариант ("изделие 93") | - | 4 шт | 6 шт | Боевая ракета ("изделие 90") | - | - | 3 шт | Источники: Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.Гордон Е., Рождение долгожителя. // Крылья родины. NN 12 / 1992; 1,2,5 / 1993. Гордон Е., Климов В., МиГ-21. Приложение N 1 к журналу "Крылья Родины". 1994 г. Гордон Е., Ригмант В., "Скрипач" сыграл свою партию. // Крылья Родины. N 5 / 1992. Гордон Е., "Тяжелые" "МиГи". // Крылья Родины. N 9 / 1992. Ерохин Е.И. К-9-155 - управляемая ракета класса "воздух-воздух" комплекса перехвата Е-152-9-В. Сайт http://www.missiles.ru, 1997 г. Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995. Музей Вооруженных Сил СССР (март 1988 г.) Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://sergib.agava.ru, 2010 г. Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 3 / 1993. Российское ракетное оружие 1943-1993, изд-во "ПИКА", С-Пб, 1993 г. Советские вооруженные силы, 1988 (г.Томск) Enciclopaedia of modern aircraft armament. (Великобритания), 1988 |