ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе) Комплекс Д-9Р, ракета Р-29Р / 3М-40 / РСМ-50 - SS-N-18 mod.1 STINGRAY Комплекс Д-9РЛ, ракета Р-29РЛ - SS-N-18 mod.2 STINGRAY Комплекс Д-9РК, ракета Р-29РК - SS-N-18 mod.3 STINGRAY
  
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс) на базе БРПЛ 4К-75 / Р-29. Основным носителем ракет комплекса Д-9Р была ПЛАРб пр.667БДР "Кальмар".
В июле 1968 года по решению Комиссии по военно-промышленным вопросам КБ Машиностроения (ГРЦ им.Макеева) была начата разработка аванпроекта ракетного комплекса Д-9М с ракетой Р-29М. Аванпроект был закончен в декабре 1970 года. Позже, в июле 1972 г. министром общего машиностроения был издан приказ о разработке предэскизного проекта комплекса Д-9Р (предшествующий индекс Д-9М). Предэскизный проект был завершён в декабре 1972 года. Ракета Р-29Р была предложена с тремя вариантами боевого оснащения: с моноблочной ГЧ, РГЧ ИН с тремя и с семью боевыми блоками. в проект не были включены некоторые новшества, которые предлагалось реализовать в новой ракете - новое топливо, капсульное пусковое устройство и размещение ракеты на старых подводных лодках в ходе программы их модернизации.
13 февраля 1973 года вышло Постановление Совмина СССР о начале опытно-конструкторских работ по созданию ракетного комплекса Д-9Р с ракетой Р-29Р. Ведущим конструктором был назначен А. Л. Зайцев. При разработке комплекса Д-9Р максимально использованы конструктивные и технологические решения по комплексу Д-9. Унифицированы пусковые установки, пневмогидравлические системы обслуживания, агрегаты наземного оборудования, корабельная цифровая вычислительная система. На ракете использована конструкция корпуса первых двух ступеней от Р-29, а двигатели первой и второй ступеней подверглись модернизации. Для ускорения сроков работ от разработки семиблочного варианта разделяющейся головной части для Р-29Р на первом этапе работ отказались. Лётные испытания с погружаемого стенда не проводились, а цикл наземных испытаний был максимально сокращён. Точность стрельбы оказалась выше почти в 2 раза за счет использования полной азимутальной астрокоррекции. При разработке комплекса и ракеты сложилась следующая кооперация предприятий: - СКБ-385 / КБМ (г.Миасс) - головной по комплексу и ракете; - ОКБ-2 / КБХМ (гл.конструктор А.М.Исаев) - маршевые ЖРД обоих ступеней; - НИИ-592 / НПОА (гл.конструктор Н.А.Семихатов) - система управления ракеты, комплекс корабельной системы управления стрельбой; - НИИ КП (гл. конструктор - В.П.Арефьев) - командные приборы; - НИИ-885 / НПЦ АП (гл.конструктор Н.А.Пилюгин) - разработка бортовой гиростабилизированной платформы с астровизиром и азимутальной астрокоррекцией; - ЦКБ (НПО) “Геофизика” - система астрокоррекции; - НИИ-1011 / ВНИИТФ - разработка термоядерного боеприпаса ГЧ;
Для ускорения разработки ракеты была отложена разработка варианта с боевым оснащением блоками малой мощности. Исключены из программы испытаний пуски с притапливаемого плавучего стенда. Сокращен объем наземной отработки большинства систем комплекса и ракеты.
Испытания ракеты Р-29Р начаты пусками с наземного стенда в Неноксе 25.10.1975 г. В программе летных испытаний в Неноксе выполнено 18 пусков (в т.ч. один пуск на дальность меньше минимальной). В ноябре 1976 г. начаты совместные летные испытания пусками с головной ПЛАРБ К-441 пр.667БДР. Выполнено 10 пусков (2 пуска на минимальную дальность, 5 - на промежуточную и 3 пуска - на максимальную дальность). Шесть ракет были запущены в варианте с РГЧ ИН. Выполнены один двух-ракетный и один четырёх-ракетный залпы и четыре одиночных пуска ракет. Совместные испытания комплекса Д-9Р и ПЛАРБ пр.667БДР завершены 30 декабря 1976 г.
Испытательные и избранные пуски БРПЛ Р-29Р / 3М-40: Дата | Статус | Пусковая платформа | Место испытаний | Тип пуска | Примечание | 1 | 25.10.1975 | стенд | Полигон Ненокса, Белое море | пуск с наземного стенда | Первый пуск программы испытаний и первый пуск с РГЧ ИН. По западным данным бросковый или неудачный пуск. Комплектация - 3 ББ РА95 | 2-18 | 1975 - май 1976 | стенд | Полигон Ненокса, Белое море | пуск с наземного стенда | Серия испытательных пусков по полигону Кура на Камчатке. Комплектация - 3 ББ РА95 - 2 неудачных пуска, 4 успешных. Комплектация ГЧ 3Г47 - 7 неудачных пусков, 3 успешных пуска. | 19 | ноябрь 1976 | ПЛАРБ К-441 пр.667БДР | Белое море | подводный пуск | Первый пуск программы летных испытаний с ПЛАРБ пр.667БДР. Успешный пуск по полигону Кура. Комплектация с ГЧ 3Г47. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 17.10.2019 | ПЛАРБ К-44 "Рязань" пр.667БДР | Охотское море | подводный пуск | Последний пуск ракеты семейства ракет Р-29Р - Р-29РКУ-02. Учебно-боевой пуск в рамках учений "Гром-2019". Успешный пуск по полигону Чижа. | В декабре 1976 года совместно Златоустовским и Красноярским машиностроительными заводами и ПО «Полёт» были изготовлены первые пять серийных ракет Р-29Р.
Ракета Р-29Р и комплекс Д-9Р приняты на вооружение ПЛАРБ пр.667БДР / DELTA-III в августе 1977 г. Производство ракет велось машиностроительными заводами в г.Златоуст и в г.Красноярск.
Комплекс снят с вооружения в 2020 г. - последние БРПЛ Р-29Р выгружены из носителя пр.667БДР К-44 "Рязань" в марте 2020 г. Последняя ракета 3М-40 передана ВМФ промышленности для утилизации в июне 2025 г.
Комплекс Д-9РЛ ракета Р-29РЛ Постановлениями Совмина СССР от августа 1975 и июня 1976 года начаты работы по остащению БРПЛ семиблочной РГЧ ИН с легкими высокоскоростными боевыми блоками с улучшеным ядерным зарядом мощностью 100 кт. С целью отработки конструкции боевого блока в 1977-1978 годах выполнено 11 пусков ракет-носителей К65М-Р разработки НПО «Полёт» (г. Омск) на полигоне Капустин Яр, облетано 65 экспериментальных ББ. Совместные лётные испытания комплекса проведены с ПЛАРБ пр.667БДР К-441 в 1977 г. (4 пуска) и 1978 г. (8 пусков). Для моноблочного и трёхблочного варианта было получено увеличение дальности на 8-9 %. Проведены доработки корабельной цифровой вычислительной системы «Атолл» для обеспечения эксплуатации ракет Р-29РЛ на подводной лодке вместе с БРПЛ Р-29Р. Комплекс Д-9РЛ с ракетой Р-29РЛ был принят на вооружение ВМФ в июле 1979 г. В августе 1980 года был произведён демонстрационный пуск ракеты Р-29РЛ в семиблочном варианте. Комплекс Д-9РК ракета Р-29РК В декабре 1980 года начата разработка модернизированного (вероятно, "Комплексного") варианта ракеты с новым боевым оснащением - новым высокоскоростным легким боевым блоком малого класса мощности (МКМ) с зарядом увеличенной мощности. Боевой блок был разработан для ракетного комплекса Д-19 (ракета Р-39) в 1978-1979 годах и использовался в ракете Р-29РК в рамках работ по унификации. Увеличена дальность стрельбы на 5-6 %, диаметр зоны разведения боевых блоков увеличен на 43 %, улучшена точность стрельбы на 40 %. Были выполнены необходимые для эксплуатации новых ракет доработки корабельных систем. В ходе совместных лётных испытаний в 1981 году было проведено 12 пусков с подводной лодки. Комплекс Д-29РК с ракетой Р-29РК принят на вооружение в сентябре 1982 г. Комплекс Д-9РКУ ракета Р-29РКУ Усовершенствованный вариант комплекса и ракеты Д-9РК и Р-29РК. Разработка велась по Постановлениям Совмина СССР от апреля 1984 (о применении нового боевого блока) и февраля 1985 года (о доработке систем комплекса для возможности пуска в высоких широтах). В ракете применен новый боевой блок малого класса мощности (МКМ), создававшийся для ракеты Р-29РМ. Блок создавался как аналог американского боевого блока W76. Благодаря проведенным 16-ти ядерным испытаниям специалистам ВНИИ приборостроения (ВНИИТФ) удалось создать ядерный заряд с удельной мощностью выше, чем у американского аналога. В период с декабря 1980 по март 1984 года было проведено 17 пусков ракет-носителей К65М-Р и испытано 56 экспериментальных блоков. Для уменьшения абляции боеголовки (а следовательно и величины рассеивания) специалистами НИИ «Графит» были разработаны композиционные материалы 4КМС и КИМФ, применявшиеся на носке боевого блока. Точность боевого блока была повышена почти в два раза по сравнению с ББ ракет Р-39 / Р-29РК. Также обеспечена возможность пуска ракет в высоких широтах (до 89 градусов северной широты). Корабельные комплексы были доработаны для возможности одновременной эксплуатации и пусков ракет Р-29Р различных модификаций в любом сочетании. Совместные лётные испытания комплекса Д-9РКУ проводились восемью пусками ракет с ПЛАРБ. Все пуски признаны успешными. Комплекс Д-9РКУ с ракетой Р-29РКУ принят на вооружение в октябре 1987 года. Комплекс Д-9РКУ-01 ракета Р-29РКУ-01 Разработка комплекса Д-9РКУ-01 начата согласно Постановлениям Совмина СССР об обеспечении боевого использования из высоких широт (от февраля 1985 года) и об оснащении новым боевым блоком среднего класса мощности (от октября 1986 года). Новый блок создавался для комплекса Д-9РМ и испытывался в процессе 17-ти пусков. В марте 1990 года комплекс Д-9РКУ-01 с ракетой Р-29РКУ-01 принят на вооружение. Комплекс Д-9РКУ-02 ракета Р-29РКУ-02 "Станция-2" После завершения в 2005 г. работ по опытно-конструкторской работе «Станция-2», новое боевое оснащение применено на работе Р-29РКУ, находящейся на вооружении ракетоносцев проекта 667БДР. В 2006 году принята на вооружение модификация Р-29РКУ-02.
Пусковое оборудование: ракета стартует на маршевых двигателях 1-й ступени, пуск - мокрый с затоплением ШПУ перед пуском. Пуск может выполняться при нахождении ПЛАРБ как под водой так и над водой (в т.ч. от пирса ВМБ).
Баллистическая ракета Р-29Р / 3М-40 Конструкция: двухступенчатая ракета с двигателями на жидком топливе с последовательным расположением ступеней. Двигатели в обоих маршевых ступенях выполнены "утопленными" в баки горючего. Кроме маршевых ступеней, в состав ракеты входит ступень разведения боевых блоков с боевым оснащением. От ракеты Р-29 ракета отличается несколько большей длиной маршевых ступеней и модернизированными двигательными установками. Боевая ступень разработана "с нуля".
Корпуса первой и второй ступени представляют собой сварную конструкцию из фрезерованных алюминиево-магниевых панелей. Применена ампулизация компонентов топлива, ракета с завода поставляется в термостатированном вагоне без головной части, полностью собранная и заправленная. Разделение ступеней осуществляется за счет газов наддува баков. Разрыв жёстких связей ступеней производится с помощью удлиненных детонирующих зарядов. В хвостовой части ракеты находится переходник для соединения со стартовым столом и создания герметизированного объёма. При старте переходник остается на стартовом столе. Старт выполняется из заполненной водой шахты ШПУ. Используется технология создания динамического газового колокола. Для уменьшения объёма газового колокола старт осуществляется за счёт рулевых двигателей, а маршевый двигатель включается уже в процессе движения ракеты в шахте. Старт ракеты осуществляется как из подводного, так и надводного положений.
Пуск производится с глубин до 50 метров при скорости ПЛАРБ до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Боевая ступень / ступень разведения боевых блоков находится в объёме, образованном вогнутым верхним днищем бака горючего второй ступени. Есть два варианта боевого оснащения: моноблочное и трёхблочное с блоками индивидуального наведения. Начиная с модификации Р-29РЛ, ракета получила третий вариант оснащения с семью боевыми блоками. Головная часть состоит из приборного отсека, двигательного блока и боевого отсека с боевыми блоками. Ракета может оснащаться ложными целями для прорыва системы противоракетной обороны. Основные элементы головной части в различных вариантах исполнения взаимозаменяемы. Замена боевой ступени осуществляется без выгрузки ракеты из шахты. Отделение боевых блоков происходит при работающем двигателе ступени разведения.
Приборный отсек расположен в носовой части и состоит из двух частей. В передней части расположена автономная инерциальная система управления с трёхосным гиростабилизатором и аппаратурой астрокоррекции «Сокол», закрытая сбрасываемым в полёте куполом. После отделения первой ступени производится сеанс астронавигации. Затем происходит отделение второй ступени и прицельное отделение боевых блоков.
Двигательные установки: компоненты топлива - НДМГ (несимметричный диметилгидразин) и АТ (азотный тетроксид), двигательные установки обоих ступеней ракеты разработаны КБХМ.
1 ступень - ЖРД 3Д40 разработки КБХМ. Двигатель состоит из трёх камер - маршевой и двух рулевых. Основной маршевый блок размещается в баке горючего и выполнен по схеме с дожиганием генераторного газа. ЖРД является форсированной версией двигателя ракеты Р-29. Рулевой блок выполнен по открытой схеме. Его камеры закрепляются в карданных вилках на днище баке горючего. Агрегаты подачи топлива рулевого блока находятся внутри бака горючего. Камеры рулевого блока смещены относительно плоскостей стабилизации. 2 ступень - ЖРД 3Д41 разработки кБХМ. Двигатель однокамерный, размещается в днище бака окислителя первой ступени, устанавливается вместе со специальным рулевым блоком на днище бака окислителя второй ступени. Камера закреплена через карданный подвес, позволяющий отклоняться двигателю в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. За счёт отклонения двигателя осуществляется создание управляющих усилий по каналам тангажа и рыскания. Управление по каналу крена осуществляется с помощью специального блока сопел, работающих за счёт газа, отбираемого из выхлопного патрубка турбонасосного агрегата. По конструкции 3Д41 представляет собой форсированный вариант двигателя ракеты Р-29 с увеличенным выходным диаметром сопла. Ступень разведения боевых блоков - двигательная установка состоит из четырёхкамерного жидкостного двигателя с турбонасосной системой подачи и выполнена по открытой схеме. Элементы автоматики двигателя и баки, выполненные в форме частей тора, находятся внутри корпуса. Камеры двигателя с соплами закрепляются неподвижно на внешней поверхности корпуса под обтекателями и расположены в плоскостях стабилизации. Управление по каналам тангажа и рыскания происходит за счёт перераспределения тяги (изменением расхода топлива) пар камер, лежащих в соответствующих плоскостях стабилизации.
Система управления: разработана НПО автоматики под руководством главного конструктора Н.А.Семихатова, командные приборы для нее были созданы в НИИ КП под руководством главного конструктора В.П.Арефьева, система астрокоррекции - ЦКБ (НПО) “Геофизика” под руководством главных конструкторов В.А.Хрусталева и В.С.Кузьмина.
Система управления ракеты располодена в приборном отсеке и включает в себя автономную инерциальную систему управления с трёхосным гиростабилизатором и аппаратурой астрокоррекции «Сокол» (закрыта сбрасываемым в полёте куполом). После отделения первой ступени производится сеанс астронавигации. Затем происходит отделение второй ступени и прицельное отделение боевых блоков. Применение системы полной астрокоррекции позволило компенсировать ошибки навигационного комплекса подводной лодки (погрешности определения места ракетоносца до 10 км и курса до 1 градуса) и существенно повысить точность стрельбы. Чувствительные элементы приборов — гироблоки, гироинтеграторы и акселерометры — располагаются на воздушном подвесе. Гироплатформа обеспечивает увеличенные углы поворота, необходимые для разведения боевых блоков и кругового сектора стрельбы. В основном отсеке размещается цифровая вычислительная машина ЦВМ-6Т с трёхканальным резервированием и системой аппаратно-программного контроля исправности каналов. Бортовая аппаратура системы управления разрабатывалась на базе нового поколения приборов и комплектующих, что позволило отказаться от систем термостатирования и охлаждения.
ТТХ БРПЛ Р-29Р / 3М-40: | Р-29Р | Р-29РЛ | Длина ракеты | 14,1 м | 14,1 | Диаметр корпуса | 1,8 м | 1,8 м | Масса стартовая | 35,3 т | 35,3 т | Масса забрасываемая | 1650 кг | 1650 кг | Дальность действия | 8000 км | 6500 км | КВО | 900 м | 900 м | Боевое оснащение: БРПЛ | Хронология | Тип головной части | Боевые блоки | Заряд | Р-29Р / 3М-40 | принята на вооружение в 1977 г. | ГЧ 3Г47 | РА94 разработки ВНИИТФ | мощностью 450 кт | Р-29Р / 3М-40 | принята на вооружение в 1977 г. | РГЧ ИН с 3 ББ | РА95 разработки ВНИИТФ | мощностью 200 кт | Р-29РЛ | принята на вооружение в июле 1979 г. | РГЧ ИН с 7 ББ | Легкий высокоскоростной боевой блок | улучшенный мощностью 100 кт | Р-29РК | принята на вооружение в сентябре 1982 г | РГЧ ИН с 7 ББ | Новый высокоскоростной легкий боевой блок малого класса мощности (МКМ). Боевой блок был разработан для ракетного комплекса Д-19 (ракета Р-39) в 1978-1979 годах | увеличенной мощности | Р-29РКУ | принята на вооружение в октябре 1987 г. | РГЧ ИН с 7 ББ | Новый боевой блок малого класса мощности (МКМ) разработки ВНИИТФ, создававшийся для ракеты Р-29РМ. Блок создавался как аналог американского боевого блока W76 | малого класса мощности | Р-29РКУ-01 | принята на вооружение в марте 1990 г. | РГЧ ИН с 3 ББ | Новый боевой блок среднего класса мощности (создавался для ракеты Р-29РМ) | среднего класса мощности | Р-29РКУ-02 | принята на вооружение в 2006 г. | | Боевое оснащение созданное по ОКР "Станция-2" | |
Модификации: - Комплекс Д-9Р, ракета Р-29Р / 3М-40 - базовая модель БРПЛ.
- Комплекс Д-9РЛ, ракета Р-29РЛ - доработанная модификация БРПЛ Р-29.
- Комплекс Д-9РК, ракета Р-29РК - улучшенная доработанная модификация ракеты Р-29.
- Комплекс Д-9РКУ, ракета Р-29РКУ
- Комплекс Д-9РКУ-01, ракета Р-29РКУ-01
- Комплекс Д-9РКУ-02, ракета Р-29РКУ-02
- Ракета-носитель "Волна" - ракета космического назначения на базе БРПЛ Р-29Р. Выполнено 5 пусков ракеты.
Носители: ПЛАРБ пр.667БДР - DELTA-III - атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, несет 16 БРПЛ, развитие ПЛАРБ пр.667БД. Создана на базе ПЛАРБ пр.667БД. разработка начата в 1973 г. в ЦКБ МТ "Рубин". Всего построено 14 ПЛАРБ проекта.
Статус и хронология: СССР и Россия - ракеты и комплексы состояли на вооружении.
Последние БРПЛ Р-29Р выгружены из носителя пр.667БДР К-44 "Рязань" в марте 2020 г.
- 2025 г. июнь - на Камчатке последняя ракета 3М-40 передана ВМФ промышленности для утилизации.
Источники: Морские стратегические ракетные комплексы. – М., "Военный парад", 2011 г. Штурм глубины. Энциклопедия отечественного подводного флота. 2023 г. http://www.deepstorm.ru/ |