ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Комплекс Д-8 "Скат", ракета УР-100М
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка велась ОКБ-52 под общим руководством В.Н.Челомея. В феврале 1962 г. на заседании Совета обороны СССР в Пицунде В.Н.Челомей выступил с предложением о создания универсальной МБР УР-100 ("универсальная ракета") с дальностью полета 11000 км. Предлагалось одной ракетой решить три задачи: 1. Массовое развертывание универсальной МБР наземного базирования УР-100 в качестве ответа на развертывание в США МБР «Минитмен»; 2. Использование ракеты УР-100 в стратегической системе ПРО "Таран" в качестве дальнего эшелона системы ПРО; 3. Использование МБР УР-100М ("морской") для размещения на подводных лодках.
Морской ракетный комплекс Д-8 с баллистической ракетой УР-100 прорабатывался ОКБ-52 совместно с главным конструктором ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») П.П.Пустынцевым, который отвечал за разработку подводной лодки-носителя ракетного комплекса "Скат". С учетом дальности действия ракеты УР-100 (11000 км) возникло предложение о размещении районов базирования будущих ПЛ-носителей во внутренних водах СССР, а так же об упрощении требований к ПЛ-носителям - предлагалось размещать ракеты на неатомных лодках-носителях с надводным стартом. Лодки-носители могли выполняться менее сложными и дорогостоящими с упрощенными тактико-техническими характеристиками по глубине погружения и скорости хода. Предполагалось, что водоизмещение такой лодки-носителя составит 5000 т (по первоначальному проекту), лодка будет иметь небольшой экипаж. Также предполагалось , что новая ПЛ будет иметь более высокий коэффициент боевого напряжения, чем традиционные ПЛРБ.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом с ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. 3 июля 1963 г. принято Решение №134 ВПК при Совмине СССР о разработке предэскизного проекта морской версии МБР УР-100. Проект комплекса Д-8 был конкурентом проекта комплекса Д-9 с межконтинентальной БРПЛ КБ машиностроения (г.Миасс).
Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий: - комплекс Д-8 и морская МБР УР-100М - ОКБ-52 - маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова - маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова) - система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина - командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ) - транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52 - подводные лодки-носители - ЦКБ-18 (ЦКБ МТ "Рубин"), главный конструктор П.П.Пустынцев.
Ракета УР-100 создавалась как легкая ампулизированная МБР с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива. В начале 1964 г. в ЦКБ-18 велись работы по проработке проектов носителей БРПЛ УР-100М.
К концу 1964 г. результате рассмотрения предложений по комплексам Д-8 и Д-9 на Совете Обороны СССР, предпочтение было отдано ракетному комплексу Д–9 и все работы по проектам связанным с морской ракетой УР-100 были свернуты.
Морская баллистическая ракета УР-100М ( ист. - Карпенко А.В.) Ракетный комплекс Д-8 По проекту комплекс Д-8 обеспечивал 4-х ракетный залп по целям в секторе по азимуту 30 градусов с интервалом между пусками ракет 5-10 секунд. Интервал между залпами - 20 минут, время предстартовой подготовки ракет составляло 9 (3) минут. Корабельная система управления (КСУ) “Туча” разрабатывалась в НИИ-944.
Пусковые установки: шахтного типа диаметром 2,45 м и длиной 16,45 м.
Ракета УР-100М
Конструкция ракеты (данные МБР УР-100 / 8К84) состоит из двух ступеней и головной части. Соединение ступеней последовательное. В конструкции ракеты был реализован принцип плотной компоновки отсеков. Баки ракеты - несущие, изготовлены из сплава типа АМг-6. Наддув бака горючего первой ступени осуществлялся от специального газогенератора наддува, а баков окислителя обеих ступеней и бака горючего второй ступени - генераторным газом.
Первая ступень 8С816 включает хвостовой, топливный и передний отсеки. В хвостовом отсеке находится четыре маршевых жидкостных ракетных двигателя 15Д2 / РД-0217 (см.ниже). Кроме того в ступени находятся пневмогидравлическая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Топливные отсеки и первой и второй ступеней выполнены из сплава АМг-6 в виде неразъемного блока включающего бак окислителя и бак горючего, которые разделены общим совмещенным двойным днищем. Так же в хвостовом отсеке первой ступени находились пороховые двигатели, которые обеспечивали разделение ступеней в полете.
Вторая ступень 8С817 также включает хвостовой, топливный и приборный отсеки. В хвостовом отсеке находится маршевый однокамерный ЖРД 15Д13 и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель 15Д14. Ступень оснащена тормозными РДТТ, которые обеспечивают отвод ступени от головной части с боевым блоком.
Схема внутреннего устройства МБР УР-100 Система управления - автономная инерциальная система управления разработана в НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А.Пилюгина. На стадии предэскизного проекта предполагалось повысить точность ракет за счет радиоуправления с береговых пунктов. Предложение было поддержано ЦКБ-18, но не было поддержано ВМФ СССР (которое и не выступило против). В итоге планировалась разработка двух вариантов системы управления ракеты: 1. Инерциальная система управления с астрокоррекцией - разработка НИИ-885 (НИИ АП) и НИИ-944 ГКРЭ; 2. Инерциальная система управления с радиоуправлением от наземных пунктов радиоуправления (РУП) - разработка НИИ-885 (НИИ АП); Двигательные установки (данные МБР УР-100 / 8К84): 1 ступень - 3 х однокамерных ЖРД 15Д2 / РД-0216 и 1 х РД-0217 (с ТНА замкнутой схемы с дожиганием генераторного газа). ТНА ЖРД РД-0217 работал на все двигатели ступени. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом. Разработчик ЖРД - ОКБ-154 (КБХА), главный конструктор С.А.Косберг, ведущий конструктор - А.Д.Конопатов. Серийное производство ЖРД велось Воронежским механическим заводом. Топливо: - окислитель - азотный тетроксид (АТ) - горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ) Тяга двигателей на земле - 80 тонн Тяга двигателей в пустоте - 87 тонн Удельный импульс у земли - 274 ед Удельный импульс в пустоте - 306 ед Скорость вращения турдины ТНА - 31000 об/мин 2 ступень - установка 8Д419 в составе 1 х однокамерный ЖРД 15Д13 и 1 х четырехкамерный рулевой ЖРД 15Д14 / РК-3. Оба ЖРД с ТНА открытой схемы. Двигатели 2-й ступени разработаны лененградским ОКБ-117 (главный конструктор С.П.Изотов). Серийное производство ЖРД велось заводом №466 "Красный Октябрь" и Уфимским моторостроительным заводом. Топливо: - окислитель - азотный тетроксид (АТ) - горючее - несимметричный диметилгидразин (НДМГ) Тяга двигателей в пустоте: - 15Д13 - 13 400 кг - 15Д14 - 1 500 кг
Удельный импульс маршевого ЖРД в пустоте - 320 ед Угол отклонения камер рулевого двигателя - 45 град. Баки двигателей перед стартом наддувались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в ШПУ. Подача топлива осуществлялась за счет наддува бака горючего первой ступени от специального газогенератора наддува, а бакои окислителя обеих ступеней и бак горючего второй ступени наддувались генераторным газом. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке первой ступени. ТТХ ракеты УР-100М (проектные): Длина - 16,925 м Длина без ГЧ - 16,15 м Диаметр корпуса - 2,45 м Масса стартовая - 44,3 т Масса пустой ракеты - 6,2 т Масса горючего - 10,7 т Масса окислителя - 27,4 т
Дальность действия - 1100 - 11000 км КВО - 900-1400 м
Боевое оснащение - моноблочная термоядерная боевая часть. Мощность заряда - 0,5 - 1 Мт Длина ББ - 1,45 м Диаметр ББ - 1,25 м Масса ББ - 750 кг
Срок хранения ракеты в заправленном состоянии - 10 лет
Носители: пр.602 "Скат" - погружающаяся платформа пусковых установок ракет УР-100М разработки ЦКБ-18 (главный конструктор - С.Н.Ковалев). В документации называлась ПСУ - "погружающаяся стартовая установка". На палубе ПСУ находились выдвижные устройства. Платформа была оборудована двигателем мощностью 1200 л.с. (дизель с генератором). ПСУ оснащалась якорной системой. Количество пусковых установок МБР УР-100М - 8 ед. Экипаж - 24 чел Длина - 18 м Ширина - 17,1 м Высота - 21,3 м Осадка - 10,9 м Водоизмещение полной - 2340 т ПСУ пр.602 разработки ЦКБ-18 пр.602А - дизель-электрическая подводная лодка-носитель баллистических ракет (ПЛРБ) разработки ЦКБ-18 (главный конструктор - П.П.Пустынцев). Количество пусковых установок - 2 ряда по 4 ПУ - итого 8 БРПЛ - согласно первому варианту проекта ПЛРБ.
Схема ПЛРБ проекта "Скат" в сравнении с ПЛАРБ пр.667Б. ПЛ пр.702 - в вариантах с 8, 12 и 16 ШПУ ракет УР-100М. Разработка предэскизного проекта ПЛ задана решением комиссии ВСНХ по ВПВ N134 от 3 июля 1963 года. Предэскизный проект выполнялся ЦКБ-18 в нескольких вариантах, отличающихся друг от друга энергетическими установками, количеством и размещением ракетных шахт. В качестве энергетической установки было принято несколько типов атомных и дизельэлектрических установок. Конструкция ПЛ - двухкорпусная. По результатам проработок ЦКБ-18 рекомендовало для дальнейшей стадии проектирования вариант А6-ПЛ с атомной энергетикой и вариант Д2-ПЛ с дизель-электрической установкой. В конце 1963 г. предэскизный проект был завершен, однако дальнейшего развития не получил т.к. заказчик выбрал для реализации комплекс Д-9. ТТХ ПЛАРБ и ПЛРБ пр.702 для ракет УР-100М ( ист. - Карпенко А.В.) Статус: СССР - разработка не завершена.
Источники: Карпенко А.В., Шумков Н.И. Морские комплексы с баллистическими ракетами. // С-Пб., Москва, 2009 г.
|