ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение)АК-630 (установка А-213, орудие - АО-18) - ADG6-30 (название NATO) АК-630-МР-123 / "А-213-Вымпел-А" (комплекс) АК-630М "Вулкан" (установка А-213М) - ADGM6-30 (название NATO) АК-630М-МР-123-02 (комплекс)
Шестиствольная 30 мм артиллерийская установка типа "Гатлинг". ТТЗ утверждено Главкомом ВМФ 22 февраля 1963 г. Проектирование начато по постановлению СМ СССР №801-274 от 15 июня 1963 г. Головной разработчик системы - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), главный конструктор М.С.Кнебельман. Разработка автомата - КБ Приборостроения, главный конструктор В.П.Грязев. Автомат АО-18 (ТКБ-025) спроектирован В.П.Грязевым и А.Г.Щипуновым. Заводские испытания первых двух экземпляров установки велись с конца 1964 г. по 30 марта 1966 г. на полигоне завода №535. Серийное производство начато заводом №535 (Тульский машиностроительный завод) в 1969 г. Государственные корабельные испытания начаты 18 мая 1971 г. на катере пр.205ПЭ (заводской №110) в районе Севастополя. Испытания прерваны 20 октября 1971 г. в связи с недостатками СУО МР-123 "Вымпел" и вновь продолжились с 29 марта по 20 сентября 1972 г. В ходе испытаний испытывалась работа СУО с АК-630 и АК-725 одновременно. Комплекс отправлен на доработку, после чего вновь испытан с 4 июня по 23 августа 1973 г. и принят на воружение приказом Главкома ВМФ №05 от 6 января 1976 г. Дальнейшие доработки и модификации АК-630 велись КБ "Аметист". По умолчанию данные АК-630. Установка АК-630 на десантном КВП "Зубр" (Военный парад, 1998 г.) Наведение: - СУО "Вымпел" / "Вымпел-А" с РЛС МР-123 / МР-123/176 (BASS TILT) - разработана КБ завода "Топаз", главный конструктор В.П.Егоров. Обеспечивает сопровождение и наведение установки на воздушные, надводные и наземные цели на дальности до 5000 м с управлением 1-2 установками (АК-630, АК-630М, АК-725, АК-176). Пункт управления стрельбой (ПУС) оснащен ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом (обязательно используется для стрельб по наземным неконтрастным целям, например, на десантных кораблях). Дальность обнаружения цели ТВ-визиром: - 75 км (морская цель типа катера пр.205) - 7 км (воздушная цель типа МиГ-19) - РЛСУ "Вымпел-АМ" / "Вымпел-АМЭ" с РЛС МР-123-02/ МР-123-03 / МР-123-02/176 (BASS TILT) - используется совместно с АК-630М (1-2 установки) или с АК-630 и АК-176 или АК-725 (по 1 установке), разработана КБ "Аметист". РЛС сорпягается с ТВ-визир и лазерный дальномер. Дальность сопровождения целей - 25-30 км (45 км без помех, 30 км с помехами) Сектор обзора - 40 град. Масса системы - 5,2 т - РЛСУ "Ласка" (первое исполнение изделия 5П-10Э) - одновременно с опровождает 4 цели, дальность обнаружения - 21 км, сектор обзора по азимуту - 180 град., сектор обзора по углу места - 40 град., время реакции - 2-3 с, боевой расчет - 1 чел, одновременно управляет двумя АК (30 и/или 76 мм), потребляет 10 кВт электроэнергии, масса - 1000 кг, масса антенного поста - 500 кг. На установке возможно размещение ПУ ПЗРК "Игла-С"; Антенный пост РЛС МР-123 BASS TILT Установка работает под управлением электрогидропривода Д-213 (разработка ЦНИИ-173 - сейчас называется ВНИИ "Сигнал"). Электропитание 220 вольт 400 Гц (Д-213) и 380 вольт 50 Гц (Д-213-50). Управление установки дистанционное. Питание автомата - непрерывное ленточное. Звенья стальные расщепляющиеся. Магазин плоский (АК-630) или круглый (АК-630М). На установке стандартно размещается два магазина с патронами, на части кораблей АК-630М компонуется дополнительным магазином на 1000 патронов. Вращающаяся часть башни закрывается стеклопластиковым кожухом. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60 град. Охлаждение автомата жидкостное водой или антифризом между кожухом и стволами. Высота установки над палубой - 1070 мм Высота подбашенного помещения - 2050 мм Высота линии огня от шарового погона - 218 мм Высота линии огня от палубы - 698 мм Диаметр шарового погона - 1240 мм Диаметр подбашенного помещения - 2500 мм Число шаров - 191 Диаметр шаров - 15.87 мм Радиус обметания по стволам - 1660 мм Радиус обметания по казенной части - 663 мм Максимальная ошибка электрогидропривода - 3-4 точки дальномера Масса комплекса (установка, СУО, боекомплект, стандартная) - 9114 кг (АК-630М / АК-630М1) Масса установки без боезапаса, ЗИП и внешних узлов: - 1000 кг (АК-630) - 1850 кг (АК-630М) Масса установки с боекомплектом 2000 патр. - 3814 кг (АК-630М / АК-630М1) Масса внешних узлов - 800 кг Масса боекомплекта в ленте - 1918 кг (2000 патр.) Угол наведения по вертикали - от -12 +-2 град. до +88 +2 -1 град. (все мод.) Угол наведения по горизонтали - +-180 -5 град. Скорость верикального наведения - 50 град/с Скорость горизонтального наведения - 70 град/с Боезапас: - 2000 патронов (АК-630, стандартно) - 4000 патронов (АК-630, с дополнительным питанием из внешних ящиков боеприпасов) - 2000-3000 патронов (АК-630М, стандартный-усиленный варианты комплектации) Длина ствола с патронником - 1629 мм (54,3 калибра) Длина канала ствола - 1620 мм (54 калибра) Длина нарезной части - 1460 мм Длина патрона - 293 мм Крутизна нарезов - 23,8 калибра (постоянная) Число нарезов - 16 Глубина нарезов - 0,3+0.1 мм Ширина нарезов - 3,5+0.4 мм Ширина поля - 2.4 мм Длина отката максимальная - 13 мм Длина автомата АО-18 - 2176 мм Ширина автомата АО-18 - 295 мм Высота автомата АО-18 - 336 мм Масса автомата - 205 кг Масса патрона - 832-834 грамм Масса гильзы - ок.30 грамм Скорость начальная - 880-900 м/с Дальность действия: - 8100 м (баллистическая) - 4000 м (по воздушным целям, наклонная обеспечиваемая РЛС МР-123) - 5000 м (по самоликвидатору и по надводным целям, обеспечиваемая наведением через визирную колонку) - 500-600 м (эффективная) Высота полета воздушной цели с ЭПР 0,01 кв.м (минимальная) - 3-5 м (АК-630М) Скорострельность - 4000-5000 выстр/мин Ресурс автомата АО-18 - 8000 выстрелов Ресурс автомата ГШ-6-30К - 12000 выстрелов (АК-630М1, после чего начальная скорость снарядов снижается на 6%) Боеприпасы автоматов типа АО-18 - не унифицированы с армейскими 30 мм автоматами (исползуются другие капсюли, марки и вес метательных зарядов, взрыватели). В патронах используется метательный порох марки 6/7ФЛ. ОФ-84 - осколочно-фугансо-зажигательный снаряд, масса 39о грамм, масса ВВ - 48,5 грамм, взрыватель А-498К. ОФЗ - модификация ОФ-84, вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 0.25 (АК "Голкипер" NATO - 1.0). ОР-84 - осколочно-трассирующий снаряд, без взрывателя, масса - 390 грамм, масса ВВ - 11,7 грамм. Снаряд с РЛ-взрывателем - НИОКР начаты в 1982 г., снаряд с пластиковым радиопрозрачным наконечником, испытания проведены из установки АК-630М в 1983 г. Снаряд был полностью готов к производству и принятию на вооружение, но решением СМ СССР от 6 июня 1989 г. работы по такого рода снарядам прекращены по причине высокой стоимости и сомнений в эффективности применения. Опытный подкалиберный снаряд с твердым сердечником - для применения из модифицированного автомата АО-18 с длиной ствола 2400 мм. Вероятность инициирования БЧ ПКР "Гарпун" при попадании снаряда на дистанции 1.25 км - 1.0 (АК "Голкипер" NATO - 1.0). Упоминание в литературе - 1998 г. Проект снаряда телескопического типа, где снаряд помещался внутри гильзы, окруженный метательным зарядом (исследовался, не реализован, данные за 2001 г.) Описание работы комплекса на примере испытаний (катер пр.205ПЭ): 1971 г. 18 августа - стрельба по мишени Ла-17М, работает АК-630 с РЛС МР-123, скорость цели - 230 м/с, высота полета - 1050 м. Огонь открыт на наклонной дальности до цели 5062 м на дальность 3800 м (упрежденная точка встречи). Проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрелов с перерывами по 3 сек. С наклонной дистанции 2220 м был открыт непрерывный огонь (542 выстр). Всего стрельба длилась 17 с, расход боеприпасов - 665 выстр. Цель поражена и упала в море в 10 км от катера. 1972 г. 22 августа - стрельба по мишени Ла-17М, работает АК-630 и АК-725 с РЛС МР-123, скорость цели - 230 м/с, высота полета - 1200 м. Огонь открыт на наклонной дальности до цели ок.5000 м на дальность 3700 м (упрежденная точка встречи). Проведено две очереди АК-630 - 40 и 44 выстрелов (перерыв 3 сек), АК-725 - одна очередь 30 выстр. После чего вышла из строя система электропитания катера. Мишень была повреждена (перестала слушаться команд управления) и была добита истребителями МиГ-19. По итогам испытаний был введен режим работы по скоростным воздушным целям - 4-5 очередей по 20-25 выстрелов с максимальной дальности с перерывами в 3-5 сек с переходом на непрерывный огонь (400 выстр.) на дистанции наиболее эффективного поражения. Установки АК-630 и АК-725 Модификации: АК-630 / А-213 (1976 г.) - базовая модель (см.выше). АК-630М / А-213М (1980 г.) - в целях уменьшения габаритов установки был разработан вариант установки с круглым подбашенным магазином, остальные характеристики аналогичны АК-630. Опытный образец прошел заводские и полигонные испытания и запущен в производство по чертежам главного конструктора на заводе №535 в 1972 г. Государственные испытания комплекса А-213М с СУО МР-123/176 проводились на Балтике с 16 ноября по 7 декабря 1979 г. на головном ракетном катере пр.1241.1 (заводской №401). Установка принята на вооружение приказом Главкома ВМФ №0189 от 26 августа 1980 г. под названием АК-630М. АК-630М1 - вариант установки АК-630М с автоматом ГШ-6-30К повышенной надежности, автомат разрабатывался по решению ВПК при СМ СССР №197 от 8 июня 1983 г. и в 1986 г. успешно прошел заводские испытания. Предполагалась замена автоматов в установках АК-630М. АК-306 (1980 г.) - облегченный вариант установки АК-630, автомат с воздушным охлажденим стволов и без РЛ-наведения. АК-630М1-2 "Рой" (1989 г.) - вариант с двумя вертикально размещенными стволами на базе установки АК-630М с автоматами ГШ-6-30К. ЗРАК "Кортик" / "Палаш" - в установках используются автоматы АО-18 и боеприпасы от АК-630. Носители: Тяжелый авианесущий крейсер " Адмирал Кузнецов" (бывш."Тбилиси") пр.1143.5 - несет 8 АК-630; Авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (бывш."Баку") пр.1143.4 - несет 8 АК-630; Авианесущий крейсера "Киев", "Минск", "Новороссийск" пр.1143 - несут по 8 АК-630 - к 1994 г. сняты с вооружения; Атомные ракетные крейсера типа "Киров" (3 шт., по 8 установок); Ракетные крейсера типа "Грозный" пр.58 KYNDA (всего построено 4 шт., АК-630 устанавливались на некторых из них в ходе модернизации); Ракетные крейсера пр.1134 KRESTA-1 "Адмирал Зозуля" (всего построено 4 шт., по данным на 1997 г. установлены АК-630М на остающихся в строю); Ракетные крейсера типа "Слава" (по 6 установок АК-630М); Крейсера пр.68бис "Жданов" и "Адмирал Сенявин" - 2 корабля, установлены в ходе модернизации. БПК "Кронштадт" пр.1134А KRESTA-II (всего построено 10 шт., по 4 установки на каждом); БПК "Николаев" пр.1134Б KARA и KARA mod. (построено 8 шт., вместе с "Азовом", по 4 установки), головной корабль построен в 1971 году; БПК пр.61М и 61МЭ mod.KASHIN-II (KASHIN mod.) - установлены в ходе модернизации кораблей; БПК типа "Удалой" пр.1155 (на 1996 г. - 13 шт.); Эсминцы типа "Современный" пр.956 (АК-630М, по 4 установки); СКР типа "Неустрашимый" пр.1135М (KRIVAK-II, -III); СКР типа " Новик" (заложен в 1997 г., 4 установки); GEPARD (по данным на 1997 г.); GRISHA-III, -V (по данным на 1997 г.); PARCHIM-II (по данным на 1997 г.); МРК NANUCHKA-3 (по данным на 1997 г.); МРК пр.1241Р TARANTUL-I, пр.1241.8 TARANTUL-II, пр.1242.1 TARANTUL-III - по данным на 1997 г. - по 2 установки; DERGACH (по данным на 1997 г.); PAUK-I, -II (один из них - пр.1241П, по данным на 1997 г.); MATKA (по данным на 1997 г.); SLEPEN; Ракетный катер пр.1241.1; Ракетные катера пр.02065 "Вихрь" типа TYRIA (по 1 установке); Ракетный катер пр.10411 (1 установка); Корабль пр.10412 - 2 установки; Катер пр.14006 - 1 установка; Катер пр.12200 - 1 установка; Тральщики пр.1265 (1 установка) и 1265Э (2 установки); Танкодесантные корабли типа "Иван Рогов" (по 4 установки); Десантный корабль ROPUCHA-2 (по данным на 1997 г.); Десантный СВП "Зубр" (2 установки) Корабль снабжения "Березина" (4 установки); Корабль снабжения BRYKIN; Корабли типов GORIA, PELIKAN, MUKHA, BABOCHKA, SVETLYAK, MURAVEY, YAZ, PIYAVKA, VOSH, SUSANIN, ONDATRA, POMORNIK, TSAPLYA, ORLAN, MALINA, TOMBA, KAPUSTA, KAMCHATKA, VISHNYA, BALSAM (по данным на 1997 г.). Статус: СССР (Россия) - 1969 г. - произведено 4 шт. - 1970 г. - произведено 12 шт. - 1971 г. - произведено 14 шт. - 1972 г. - произведено 37 шт. - 2009 г. - есть на вооружении Экспорт: Экспортировалась с кораблями в ГДР, Индию, Польшу и др. страны (по состоянию на 1987 г.). Схемы установки АК-630 (вторая из Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.) Источники: Абдулов К., Морские тральщики западного ПКБ. Морской сборник. N 5 / 1993 г. Аксенов Н., Шурыгин В., Российскую артиллерию на мировой рынок вооружений. // Военный парад. N 5/1997 г. Воевода С.С., архив, 1992 г. Военные знания. N 9 / 1989 г. Военный парад. N 3 / 1997 г. Ильин В., Военно-Морской Флот России на пороге XXI века. // Техника и оружие. N 2 / 1997 г. Кораблев Д., ВМС Болгарии. Морской сборник. N 6 / 1993 г. Кравченко Ю., ВМС государств Корейского полуострова. Зарубежное военное обозрение. N 5 / 1993 г. Макаров Ю.И., Авианосец. М., "Эксмо", 1999 г. Музей ВС СССР. Москва. 1989 г. Никольский В., Большие противолодочные корабли проекта 61. Морской сборник. N 1 / 1993 г. Носков Б., Малокалиберные выстрелы к автоматическим пушкам. Курс лекций. М., 1998 г. Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г. Широкорад А.Б., Стопятьдесят выстрелов в секунду. // Военные знания. 1995 г. Шляхтенко А., По всем азимутам... // Военный парад. N 3 / 1997 г. Шунаев Н., Системы управления морской артиллерией - традиции и перспективы. // Военный парад. N 3 / 1997 г. Юхнин Е., Васильев А., Маринин В., Торпедные катера. Морской сборник. N 6 / 1993 г. Юхнин Е.И., Ракетные катера ЦМКБ "Алмаз". Морской сборник. N 2 / 1993 г. Jane's weapon systems 1987-88 г.г. |