ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-90 / Б-239 - AS-X-21Ракета ГЭЛА
Гиперзвуковая крылатая ракета большой дальности (проект) / гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). Разработка ракеты Х-90 велась в МКБ "Радуга" (г.Дубна) совместно с ЦАГИ в 1980-е годы для замены на вооружении Дальней Авиации КРБД Х-55. Генеральный конструктор - И.С.Селезнев. Разработка явилась продолжением работ по созданию гиперзвуковой ракеты, начатых в МКБ "Радуга" в начале 1970-х годов созданием гиперзвуковых прототипов "Модель1" (испытания 1973-1978 г.г.) и "Модель 2" (1980-1985 г.г.). Подготовка производства и производство ракет по теме Б-239 МКБ "Радуга" начаты в 1986 г. на Тушинском машиностроительном заводе. Кроме нескольких технологических и конструкторских экземпляров по теме Б-239 было построено и три летных экземпляра ракет. Информации об успешных летных испытаниях Х-90 у нас нет.
На базе проекта ракеты Х-90 в конце 1980-х - начале 1990-х годов был создан и якобы испытан (источник) экспериментальный гиперзвуковой аппарат - ГЭЛА. Согласно неподтвержденным данным из ТВ-программ первые летные испытания или прототипа Х-90 или ГЭЛА состоялись на авиабазе Энгельс в начале декабря 1987 г. Стендовые испытания СПВРД для ГЭЛА, рассчитанный на маршевую скорость 4.5М, успешно завершены в октябре 1988 г. Работы по проекту Х-90 прекращены в 1992 г. Впервые на публике аппарат ГЭЛА был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-1995 в Раменском.
При описании ракеты Х-90 / ГЭЛА в различных СМИ и прочих источниках (в т.ч. вполне заслуженных) часто возникает путаница с КРБД "Метеорит" - AS-X-19 KOALA. Соответственно, ракете Х-90 порой ошибочно приписаны некоторые неверные ТТХ, хронология и т.п. информация. Одна из причин путаницы - одинаковые аэродинамические схемы двух ракет и хронологическая близость работ по ним.
Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА на экспозиции авиасалона МАКС-1995 ( http://vnfawing.com/, обработано). Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА на экспозиции авиасалона МАКС-1995 ( http://testpilot.ru). Гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат ГЭЛА на экспозиции авиасалона МАКС-1995 (http://testpilot.ru). Ракета ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, день музея КБ "Радуга" (источник). Ракета Х-90 / ГЭЛА: Конструкция - аэродинамическая схема "утка". Корпус цельносварной. Крыло треугольное, раскладное.
Макет ракеты Х-90 или ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, 11.05.2012 г. (фрагмент, фото - Олег Фаличев, http://vpk-news.ru). Макет ракеты Х-90 или ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, 11.05.2012 г. (фото - Сергей Мамонтов, http://www.visualrian.ru). Носовая часть ракеты ГЭЛА на демонстрационной площадке МКБ "Радуга", г.Дубна, 11.05.2012 г. ( http://missiles2go.ru/). Проекции летательного аппарата ГЭЛА (автор - С. Ганин, 1998 г., http://testpilot.ru). Система управления и наведение - система управления инерциальная срадиокоррекцией согласно большинству источников. На крылатой ракете в окончательном виде, вероятно, предполагалась корректировка по данным системы экстремальной навигации по радиолокационным картам эталонных участков маршрута.
Двигатели: - разгонный РДТТ
- маршевый СПВРД с каналом догорания РДТТ-ускорителя разработки и производства ТМКБ "Союз", главный конструктор - Д.Д.Гилевич. Стендовые испытания ПВРД для ГЭЛА успешно завершены в октябре 1988 г.
ТТХ ракеты: Длина - ок. 11 м Размах крыла - ок.7 м Высота - ок.1.8 м
Масса - ок.15000 кг
Дальность действия - 3000 км Скорость максимальная: - 4.5М (источник - ТМКБ "Союз") - до 6М (вероятно, проектные пожелания)
Тип БЧ: согласно источника, предполагалось использование 2-х боевых частей индивидуального наведения, способных поразить цели удаленные на 100 км друг от друга.
Модификации: - Модель 1 - опытно-экспериментальный прототип гиперзвукового летательного аппарата разработки МКБ "Радуга". Проходил испытания в 1973-1978 г.г.
- Модель 2 - опытно-экспериментальный прототип гиперзвукового летательного аппарата разработки МКБ "Радуга". Проходил испытания в 1980-1985 г.г.
- Х-90 / тема ОКР Б-239 - проект гиперзвуковой крылатой ракеты большой дальности.
- ГЭЛА - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат, создан на базе проекта КРБД Х-90 для исследований полета на гиперзвуковых скоростях. Согласно исторической справки ТМКБ "Союз" испытания ПВРД для ГЭЛА успешно завершены в октябре 1988 г.
Носители: - Ту-95 - вероятно, использовался в качестве носителя экспериментальных и/или макетных образцов Х-90 и ГЭЛА.
- Ту-160 / Ту-160М - в некоторых СМИ назывался в качестве возможного носителя КРБД Х-90 в случае принятия ракеты на вооружение. Предположительно Ту-160 мог нести 2 ракеты Х-90 внутри фюзеляжа.
Статус: СССР / Россия - доподлинно не известно проходил ли объект испытания или нет.
- 1992 г. - работы по проекту прекращены.
- 2004 г. - в части СМИ упоминается успешный запуск "гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90 с Ту-160М" (например). Данное событие является случайной мистификацией либо намеренным искажением т.к. никогда не происходило и не могло произойти.
Источники: |