ДАННЫЕ НА 2024 г. (в работе) Комплекс Д-2, ракета Р-13 / 4К-50 - SS-N-4 SARK / SNARK (первоначально)
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка БРПЛ начата ОКБ-1 и продолжена СКБ-385 / ГРЦ им. академика В.П.Макеева (г.Миасс). Генеральный конструктор - В.П.Макеев, заместитель генерального конструктора - В.Р.Серов (1961 г., Ленинская премия СССР за создание ракеты Р-13), с 1959 г. ведущий конструктор Милославский Л.М.
Разработка специальной ракетной дизель-электрической ПЛ пр.629 задавалась Постановлением Совмина СССР от 26 января 1954 г. Главное управление кораблестроения ВМФ в мае 1954 года выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку технического проекта подводной лодки пр.629. Изначально ТТЗ предусматривало вооружение лодки ракетами Р-11ФМ. Однако дальность ракет в 150 км была признана недостаточной для нанесения ударов в глубине территории противника при наличии противолодочной обороны.
25 августа 1955 г. принято решение о разработке новой ракеты для подводных лодок с ядерной боеголовкой и дальностью стрельбы 400—600 км. 11 января 1956 г. вышло изменённое техническое задание на лодку пр.629 и ракетный комплекс Д-2 с новой ракетой надводного старта. Эскизный проект ракеты разрабатывался ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва с конца 1955 до середины 1956 года. Затем все работы были переданы в недавно созданное в Златоусте СКБ-385 где главным конструктором был В. П. Макеев. 21 августа 1956 года вышло Постановление Совмина СССР № 1240-631 о разработке для вооружения подводных лодок пр.629 и пр.658 разработки ЦКБ-16 ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13. На обоих типах лодок предусматривалась установка в рубке трёх пусковых установок.
В ходе работ над созданием комплекса Д-2 сложилась кооперация предприятий: - ОКБ-1 (С.П.Королев) / СКБ-385 (В.П.Макеев) - головное по проекту комплекса и по ракете 4К-50; - КБХМ (А.М.Исаев) - двигательная установка; - ОКБ-626 (Н. Семихатов) - система управления ракеты; - ЦКБ-34 (КБСМ, Е.Г.Рудяк) - пусковая установка; - НИИ-1011 (ВНИИТФ, К.И. Щелкин) / СКБ-385 - головная часть; - НИИ-1011 (ВНИИТФ, К.И. Щелкин) - ядерный боеприпас и заряд.
В конце 1956 г. СКБ-385 подготовило конструкторскую документацию проекта ракеты. Испытания двигателей ракеты начаты в декабре 1958 г.
Летные испытания ракеты Р-13 проводились на полигоне Капустин Яр с июня 1959 по март 1960 года. С неподвижного и качающегося стендов было выполнено 19 пусков, из них 15 признано успешными. С ноября 1959 по август 1960 года были проведены корабельные испытания ракет Р-13 на Северном флоте на головной подводной лодке Б-92 пр.629. Было проведено 13 пусков, из них 11 признано успешными. Монумент с ракетой Р-13 / 4К-50 в Североморске установлен в честь 25-летия города Североморск (https://ru.wikipedia.org/) Испытательные и избранные пуски БРПЛ Р-13 / 4К-50: №пп | Дата | Пусковая платформа | Место испытаний | Тип пуска | Примечание | 1-19 полигон | июнь 1959 г. - март 1960 г. | Неподвижный и качающийся стенды | Капустин Яр | наземный | Летно-конструкторские испытания. 15 пусков признаны успешными
ГЧ укомплектовывались бортовой радиотелеметрической аппаратурой в комплекте с датчиками измерения внутри ГЧ давлений, температур, перегрузок, вибраций на траектории полета и параметров удара о преграду. Техническая позиция подготовки ГЧ специалистами НИИ-1011 располагалась на площадке №2 полигона. Подготовленные к испытаниям ГЧ в телеметрическом варианте без взрывчатого вещества (ВВ) стыковались с ракетой непосредственно в зале сборки. После этого ракета транспортировалась ночью на стартовую позицию площадки №4 (расположенной примерно в 80 км от площадки №2), где был установлен специальный пусковой стенд (высота 12 м) с качающейся платформой (±12° от вертикальной оси стенда), имитирующей качку подводной лодки в открытом океане при боевых пусках. Прямо на стартовой площадке производилась заправка ракеты компонентами топлива.
Пуски выполнялись в два этапа - с телеметрическими ГЧ и с ГЧ снаряженными ВВ. Первые пуски ракет в комплектациях ГЧ без ВВ были завершены. Наступила очередь испытательных пусков в контрольно-серийных комплектациях — то есть, с головными частями с макетами зарядов, содержащих высококалорийное ВВ. По соображениям безопасности в то время такие ГЧ комплектовались, собирались и проверялись отдельно в сборочном зале, на технической позиции той же площадки №4.
При испытаниях первой снаряженной ВВ ГЧ произошла нештатная ситуация. Первая ГЧ контрольно-серийного варианта без происшествий была состыкована с ракетой. Ракету установили на стенд. Пуск назначили на 5 утра. Рано утром по радио объявили 2-х-часовую готовность, по которой самолеты с техническими средствами контроля поднялись в воздух и заняли позицию в зоне ожидания. По 30-минутной готовности стенд начал качаться, но вдруг через примерно 10—12 секунд стенд неожиданно остановился. Руководитель контрольно- серийных пусков Ш.И. Боксар (зам. главного конструктора В.П. Макеева; одновременно являлся заместителем председателя Государственной комиссии по ракетному комплексу) тут же решает провести пуск без качки стенда. Снова объявляется 10-минутная готовность и тут совершенно неожиданно стенд загорается, да так сильно, как будто был сделан из дерева. Впоследствии выяснилось, что первыми загорелись электромеханические устройства качки, затем размещенная вокруг электронная аппаратура стенда, закрытая брезентом от атмосферных осадков и пыли, и далее кабель-каналы стенда, подведенные к ракете. Едкий черный дым окутал стенд с ракетой, через дым стали пробиваться языки пламени, которые достигали и самой ракеты. Три пожарные машины с командами сразу подъехали к стенду. Благодаря усилиям пожарных примерно через 10—15 минут удалось сбить пламя и полностью погасить возгорание. Когда черный едкий дым рассеялся, все ужаснулись — ГЧ ракеты накренилась набок, но по-прежнему находилась на ракете. В борьбе с огнем в дыму, в шуме и суматохе никто не слышал как при пожаре неожиданно сработала система отделения головной части от ракеты. Сработали пироболты крепления ГЧ к ракете, а также сработал основной пиротолкатель ГЧ. По всей видимости, пожар в пусковых каналах вызвал замыкание некоторых контрольно-пусковых электрических цепей ракеты, что и послужило причиной выдачи сигнала на отделение головной части. Удар по ГЧ был достаточно сильным, но никто его не услышал. ГЧ после удара подскочила на несколько сантиметров вверх и вновь опустилась на торцевой шпангоут ракеты... Случайная «счастливая» неисправность — остановка стенда почти у вертикальной оси ( угол наклона от вертикальной оси стенда не более 3°) не позволила снаряженной ВВ головной части упасть вниз и сдетонировать (ист. - Они были первыми). | 1-13 | ноябрь 1959 г. - август 1960 г. | ПЛРБ Б-92 пр.629 | Баренцево море (Североморск) | надводный | 11 пусков признаны успешными |
С августа по сентябрь 1960 года были проведены специальные испытания на взрывостойкость ракетного комплекса Д-2. Испытания проводились в Кольском заливе, на натурном отсеке лодки проекта 629. При испытаниях проводились взрывы глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитирующих подводные ядерные взрывы. По результатам шести испытаний был выработан ряд рекомендаций для повышения взрывобезопасности. Так, было предложено горючее хранить в цистернах на борту лодки, а ракеты, уже заправленные окислителем, в пусковых шахтах. После окончания лётных испытаний начались эксплуатационные испытания ракетного комплекса на подводной лодке Северного флота. Ракета находилась в течение трёх месяцев на подводном ракетоносце, после чего был произведён пуск ракеты с боеголовкой без делящихся материалов. Комплекс с ракетой принят на вооружение Постановлением Совета Министров № 1109-461 от 13 октября 1961 года комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13 был принят на вооружение ВМФ. Ракета получила индекс 4К-50. Комплекс получили на вооружение лодки проектов 629 и первая лодка проекта 658 К-1913.10.1960 г.
В ходе эксплуатации комплекса удалось увеличить время пребывания ракеты в заправленном состоянии с трёх до шести месяцев, а срок хранения ракеты в хранилище был увеличен с 5 до 7 лет. Всего при эксплуатации комплекса с 1961 г. по 1973 г. было выполнено 311 пусков ракет, из которых 225 было признано успешными.
Ракетный комплекс Д-2 с ракетой 4К-50 / Р-13 - в качестве носителей использовались ПЛРБ пр.629 и ПЛАРБ пр.658 - по 3 пусковые установки на каждой ПЛ. Если для запуска ракет был предусмотрен один пульт для всех трёх ракет, то для каждой боевой части использовался свой пульт. С помощью него осуществлялся контроль состояния ступеней предохранения и автономных источников питания, устанавливался вид подрыва и высота подрыва при воздушном варианте взрыва. Ядерная безопасность в аварийных ситуациях была под вопросом, поэтому при эксплуатации ВМФ воздерживался от выдачи ядерных боеприпасов на корабли, храня их в подземных арсеналах. Их установка на ракеты производилась в период Карибского кризиса в 1962 году.
Пуск ракеты Р-13 с ПЛРБ Б-92 (борт №127) пр.629 GOLF, 1959 г. Пусковая установка: СМ-60 - пусковые установки разработаны ЦКБ-34 (КБСМ), главный конструктор - Е.Г.Рудяк, производство - завод "Большевик". В период 1958-1962 г.г. заказчику сдано 107 ПУ. Пуск осуществлялся в надводном положении лодки со стартового стола с рычажно-пружинной амортизацией, который перед пуском поднимался вместе с ракетой на срез шахты в корпусе и надстройке лодки. Предпусковая подготовка ручная. Волнение при пуске - до 4-5 баллов (http://makeyev.ru/, 2016 г.)
Ракета Р-13 / 4К-50: Конструкция - одноступенчатая ракета с несущими баками, аэродинамическим крестообразным оперением и отделяющейся головной частью. Головная часть для улучшения стабилизации в полете оснащена четырьмя аэродинамическими стабилизаторами.
Баки ракеты представляли собой цельносварную конструкцию из жарокислостойкой стали. Верхний бак предназначался для хранения окислителя, а нижний — горючего. Баки были разделены промежуточным отсеком в котором находились приборы системы управления (приборный отсек). Бак окислителя разделялся промежуточным днищем на два полубака. Это делалось с целью улучшения управляемости ракеты. Расход окислителя осуществлялся сначала из нижнего полубака, а затем из верхнего. Это позволило уменьшить коэффициент опрокидывающего момента более чем в два раза.
Отделение головной части выполнялось с помощью порохового толкателя.
Ракета Р-13 / 4К-50 в пусковой установке и в разрезе (https://missilery.info/). Цифрами обозначены: 1 - головная часть, 2 - бак окислителя, 3 - приборный отсек, 4 - бак горючего, 5 - ЖРД, 6 - аэродинамические рули, 7 - рулевые камеры ЖРД. Ракета Р-13 / 4К-50 в разрезе (ГРЦ им.Макеева)
Двигательная установка: маршевым двигателем ракеты являяется 5-камерный ЖРД С2.713 с одной основной неподвижной камерой и 4-мя поворотными камерами. ЖРД разработан КБ химического машиностроения под руководством Алексея Михайловича Исаева. ЖРД имел два режима работы. Топливо самовослпаменяющееся: - горючее - ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) - окислитель - АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте) Тяга ЖРД - 25,7 т
ЖРД С2.713 Для подачи топлива в камеры сгорания применялись два турбонасосных агрегата и два газогенератора. Один газогенератор вырабатывал газ с избытком горючего, второй с избытком окислителя. Газы использовались для «горячего» наддува баков ракеты. Наддув бака горючего осуществлялся выхлопными газами от газогенератора центральной камеры, а бака окислителя — от газогенератора рулевых камер. Это позволило отказаться от специальной автономной системы наддува топливных баков, применявшейся ранее. Двигатель оснащался системой запуска с пусковыми ёмкостями и воздушным баллоном. Схема с использованием поворотных рулевых камер позволила отказаться от применявшихся на Р-11ФМ массивных графитовых рулей. Это также позволило уменьшить импульс последействия, обеспечив возможность двухступенчатого выключения двигателя, что в свою очередь обеспечило надёжное отделение боевого блока во всём диапазоне дальностей стрельбы.
Система управления - инерциальная система управления разработана в свердловском ОКБ-626 (главный конструктор Николай Семихатов). Система управления предназначалась для стабилизации и управления полётом ракеты и осуществляла коррекцию начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывод ракеты на заданную траекторию полёта. С её помощью обеспечивалось КВО 4 км при стрельбе на максимальную дальность.
ТТХ ракеты (ист. - по умолчанию - http://makeyev.ru/, 2016 г.): Длина - 11,83 м Диаметр корпуса - 1,3 м Масса стартовая - 13 740 кг Масса забрасываемая - 1 597 кг
Дальность действия - 650 км КВО - 4000 м
Боевое оснащение: головная часть "изделие 255" / "изделие 255А13" отделяемая с помощью порохового толкателя. Головная часть имела цилиндрический корпус с конической передней частью. Хвостовая часть блока также была конической, и на ней устанавливались пластинчатые ребра для его стабилизации при полете в атмосфере. Ядерный заряд конструктивно совмещён с корпусом головной части.
Разработка головной части и термоядерного заряда велась НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне - ВНИИТФ) под научным руководством К.И. Щелкина и завершена в 1960 г. В начале работ планировалось использовать заряд РДС-4, однако его мощность была признана недостаточной. Чтобы перекрыть рассеивание ракет, было решено применить заряд большей мощности. В процессе решения этой задачи оказалось, что с разработанным НИИ-1011 зарядом при размещении его свободно в корпусе ракеты решалась задача по энерговыделению, но происходил выход за рамки массо-габаритных ограничений. Было предложено совместить корпуса головной части и боезаряда. Работа выполнялась совместно коллективами НИИ-1011 и СКБ-385. Ядерному заряду придавалась коническая форма. Производство корпуса и теплозащиты заряда выполнялось СКБ-385. Готовый корпус передавался изготовителям заряда, там снаряжался и в виде головной части, готовой к установке на ракету, поставлялся в соответствующие хранилища.
Для обслуживания заряда и спецавтоматики корпус имел эксплуатационный стык (разъём). Во время проведения технического обслуживания передняя и задняя части корпуса расстыковывались на специальном стенде и изделие как бы разделялось на 2 части. При этом надобности в снятии традиционного для современных изделий торцевого гермоднища не было. В ядерном боеприпасе впервые использован блок автоматики БИН-5К разработки НИИ-1011. (ист. - Они были первыми), который оказался в 2 раза легче аналогичной разработки ВНИИА.
Разработка ГЧ завершена в 1960 г. и снята с вооружения ГЧ в 1977 г.
Масса ГЧ - 1597 кг Материал корпуса ГЧ - сталь с наружным теплозащитным покрытием Тип заряда - термоядерный Мощность заряда ГЧ - 1-1.5 Мт
Головная часть БРПЛ Р-13 Разобранная на 2 части головная часть БРПЛ Р-13 Для испытаний и учебно-боевых пусков применялось так называемое инертное оснащение головной части - без ядерного боезаряда, но со штатными средствами подрыва и взрывчатым веществом массой в 300 кг (в штатном варианте применявшимся для подрыва ядерного заряда). Зачётные испытания боеголовок проводились совместно с испытаниями ракеты в мае-августе 1960 года. Проводились и испытания боеголовки на взрывостойкость. Кроме того, боеголовка была испытана на безопасность погружения лодки с разгерметизированной ракетной шахтой. Боеголовка на плотике с дистанционно управляемой вьюшкой опускалась на глубину 300 метров (соответствующей предельной глубине погружения). Также с вышки на Ладожском озере было осуществлено испытание боеголовки в условиях аварийного сброса ракеты. Модификации: Р-13 - базовая модель
Р-13М - в 1958 г. СКБ-386 выступило с предложением о создании модификации ракеты Р-13 с подводным пуском.
Р-13А - модификация ракеты для системы воздушного старта с самолета-носителя КБ А.Н.Туполева.
Носители: ПЛРБ пр.629 - GOLF - по 3 ПУ с надводным пуском, с 1959 г. по 1964 г. развернуто 20 носителей. Сняты с вооружения в 1978 г.
ПЛАРБ пр.659 - HOTEL - по 3 ПУ с надводным пуском, с 1960 г. по 1962 г. развернуто 8 носителей. Сняты с вооружения в 1970 г.
Статус и хронология: СССР - 1961 г. 20 октября - в ходе учений «Радуга» подводной лодкой К-102 пр.629 был выполнен пуск ракеты Р-13 с реальной ядерной БЧ по полигону Новая Земля. Мощность взрыва составила 1450 кт. Стрельбы были произведены двумя пусками — первый ракетой с боеголовкой в контрольной комплектации, второй — в штатной. Головная часть первой ракеты в инертном оснащении пришла на боевое поле с существенным отклонением по дальности и направлению от точки прицеливания. Это произошло потому, что пуск был осуществлён в условиях штормовой погоды и лодка не смогла уточнить свои координаты. Пуск ракеты с боевым зарядом был произведён в тех же сложных погодных условиях. Аппаратура боевого поля на Новой Земле зафиксировала воздушный ядерный взрыв в точке с координатами, незначительно отличающимися от места падения первой ракеты. Это подтвердило стабильность траектории ракеты. Это был единственный в СССР случай применения ядерного оружия с подводной лодки.
Состав группировки ПЛ с ракетами Р-13 в составе ВМФ СССР: Год | Р-13 / 4К-50 | ПЛРБ пр.629 | ПЛАРБ пр.658 | Примечание | 1959 г. | 12 | 4 | | | 1960 г. | 42 | 11 | 3 | | 1961 г. | 66 | 17 | 5 | | 1962 г. | 81 | 19 | 8 | | 1963 г. | 78 | 19 | 7 | | 1964 г. | 81 | 20 | 7 | | 1965 г. | 78 | 20 | 6 | | 1966 г. | 69 | 19 | 4 | | 1967 г. | 66 | 18 | 4 | | 1968 г. | 54 | 16 | 2 | | 1969 г. | 48 | 14 | 2 | | 1970 г. | 45 | 13 | 2 | | 1971 г. | 36 | 12 | | | 1972 г. | 27 | 9 | |
| 1973 г. | 24 | 8 | |
| 1974 г. | 18 | 6 | | | 1975 г. | 18 | 6 | | | 1976 г. | 12 | 4 | | | 1977 г. | 9 | 3 | | | 1978 г. | 6 | 2 | | |
Источники: Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. № 8 / 2011 г. Морские стратегические ракетные комплексы. М., "Военный парад" - ОАО "ГРЦ Макеева", 2011 г. Они были первыми. История КБ-2 РФЯЦ-ВНИИТФ / Ред. совет: Г. Д. Зеленкин (председатель) и др., сост.: Л.М. Захаренко. Российский Федеральный Ядерный Центр имени академика Е.И. Забабахина, КБ-2. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Снежинск: РФЯЦ-ВНИИТФ, 2007 г. |