ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) | | Большая спасательная дизель-электрическая подводная лодка ("БС"). НИОКР начаты ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") в 1964-1968 г.г. в ходе проработки технических решений спасательной подводной лодки. Решение СМ СССР о проектировании и строительстве принято 20 сентября 1967 г. Проектирование велось с использованием опыта испытаний и опытной эксплуатации спасательной ПЛ пр.666. Технический проект ПЛ "Ленок" разработан в 1969 г. (без эскизного проекта, главный конструктор Б,А,Леонтьев). Рабочие чертежи ПЛ пр.940 готовы к 1972 г. и начаты работы по подготовке строительства ПЛ на заводе "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ БС-486 (заводской №194) заложена 22 февраля 1974 г., спущена на воду 7 сентября 1975 г. и сдана ВМФ 21 января 1976 г. Вторую лодку БС-257 (заводской №195) заложили 23 февраля 1978 г., спустили на воду 27 мая 1979 г. и сдали ВМФ 1 сентября 1979 г. Головная ПЛ передана в опытную эксплуатацию (1976-1978 г.г.) в ВМФ 9 февраля 1976 г. на Тихоокеанский флот (вторая ПЛ БС-257 перешла на Северный флот). Назначение ПЛ: - поиск аварийной ПЛ на глубинах до 240 м самостоятельно и на глубинах до 500 м с помощью двух носимых ПЛ самоходных спасательных снарядов (СПС) пр.1837. - определение состояния аварийной ПЛ с помощью водолазов на глубинах до 200 м. - спасение экипажа аварийной ПЛ "сухим" способом с помощью СПС на глубинах до 500 м и "мокрым" способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м. - поиск затонувших образцов вооружений и военной техники на глубинах до 500 м с помощью СПС. - обозначение места аварийной ПЛ с помощью специальных сигнальных патронов и излучателей шума аврийной сигнализации МГС-29. - установление связи с аварийной ПЛ и поддержание её жизнедеятельности. - проведение подводных работ водолазов методом длительного пребывания на глубинах до 300 м. - буксировка аварийной ПЛ в надводном положении. - проведение десантно-высадочных специальных операций с использованием соответствующих плавательных средств вместо СПС. Конструкция ПЛ двухкорпусная. Верхняя часть легкого корпуса за ограждением рубки приподнята для обеспечения крепления СПС (выдерживает шторм до 8 баллов). Передние горизонтальные рули установлены на рубке ПЛ. Носовой бульб характерный для надводных судов с размещенной в нём ГАС. Двигатели: 2 х дизеля 1Д43 мощностью по 4000 л.с. с системой РДП 1 х дизель-генератор 2Д42 мощностью 1750 л.с. 2 х главных гребных электродвигателя ПГ141 мощностью по 3550 л.с. 2 х электродвигателя экономического хода ПГ140 мощностью по 190 л.с. 2 х электродвигателя ПГ103К мощностью по 50 л.с. при 165-420 об/мин лагового перемещения (обеспечивают маневрирование вблизи затонувшей ПЛ) - расположены в носовой и кормовой оконечностях ПЛ Механика - два вала с двумя винтами в кольцевых насадках. Энергетика - аккумуляторы свинцово-кислотные "изделие 419", количество 4 группы по 112 шт. Специальное оборудование - На ПЛ установлено специальное оборудование для обеспечения длительной работы водолазов на глубине - поточно-декомпрессионная камера со шлюзом для водолазов и отсек длительного пребывания водолазов. Для наблюдений за спасенными используется аппаратура "Трезубец-КП". Работа отсека длительного пребывания водолазов и спасенных обеспечивается гелиево-кислородным компрессором ГК-225 и компрессором ГК-3. ТТХ подводной лодки: Экипаж - 94 чел (в т.ч. 17 офицеров, 21 чел водолазной службы и 8 чел экипажей СПС) + 50 мест для экипажа аварийной ПЛ Длина - 106 м Ширина - 9.7 м Осадка - 6.9 м Водоизмещение надводное нормальное с 2 СПС - 3950 тонн Водоизмещение подводное с 2 СПС - 5100 тонн Запас плавучести - 29% Скорость надводная максимальная - 15 уз Скорость подводная максимальная - 11.5 уз Скорость подводная лаговая - 0.3 уз Дальность надводного хода (при скорости 13 уз) - 3000 миль Дальность подводного хода (при скорости 3 уз) - 85 миль Дальность подводного хода (при скорости 11.5 уз) - 18 миль Глубина погружения рабочая - 240 м Глубина погружения предельная - 300 м Время непрерывного пребывания под водой - 60 часов Автономность - 45 суток Вооружение: - 2 х самоходных спасательных снаряда (СПС) пр.1837 - с 1980 г. после модернизации ПЛ Б-486 (на Б-257 после постройки) - СПС пр.1855 "Приз" - с 1994 г. на Б-257 - СПС пр.18270 "Бестер" - так же ПЛ в ходе модернизаций дооборудована для приема аппаратов для ремонтных работ пр.1837К и пр.1839. Оборудование: ( часть станций ГАС и др.оборудование возможно упомянуты дважды под разными названиями, по мере идентификации будет исправлено) - поисковая ГАС миноискания МГ-519 "Плутоний" - в ходе модернизации заменена на ГАС "Арфа-Г" (используется для поиска затонувшей ПЛ без аварийного сигнализатора, установлена в ходе модернизации) - заменена на "Арфа-М" в ходе модернизации - ГАС "Гамма-П" (установлена в ходе модернизации) - навигационная ГАС МГ-17 - система "Кобальт" - 2 х ГАС локации МГА-5 (размещены вдоль корабля в килевой части) - для уточнения положения ПЛ над аварийной ПЛ) - в ходе модернизации заменены на ГАС бокового и кругового обзора "Крильон" - ГАС шумопеленгации МГ-10М2 (обеспечивает пеленг на аварийную ПЛ по сигналам аварийного сигнализатора МГС-29 аварийной ПЛ) - ГАС аварийной связи МГ-15 или МГ-25 - аппаратура определения скорости звука в воде МГ-23 - ГАС связи с СПС - МГА-1 - РЛС "Каскад" - РЛС-опознавания (?) "Хром-КМ" - в ходе модернизации заменена на "Пароль-301" - радиопеленгатор "Завеса" - станция обнаружения облучения РЛС (СОРС) "Накат-М" (заменена на МРП-25 в ходе модернизации) - станция связи СВАН-М - заменена на "Анис-М-В" в ходе модернизации - перископ - аппаратура определения начала кавитации винтов ГИ-102 - навигационный эхолот НЭЛ-6 (в ходе ремонта заменен на эхолот М1) - эхоледомер ЭЛ-3 - гидроакустический лаг ЛА-1 (для измерения скорости ПЛ относительно грунта на большом расстоянии до грунта) - гидроакустический лаг ЛА-3 "Кемь" (для измерения скорости ПЛ относительно грунта при расстоянии до грунта 5-170 м) - установлен в ходе модернизации - ГАС "Экватор-1" - для определения места ПЛ относительно донных маяков. Для связи с водолазами используется станция МГВ-55. оптический обзор обеспечивается ТВ-комплексом МТ-70 (4 шт) с 5 камерами под килем и 1 камерой в рубке (зона обзора - 50 м по длине ПЛ и 10 м от киля и над лодкой) - наблюдение ведется через три экрана в центральном посту. Свет ТВ-камерам обеспечивают глубоководные светильники СГН-64. Автоматизированная система удержания глубины погружения с возможностью изменения с шагом от 1 до 15 м. Имеется насос для для размыва грунта на глубине до 120 м. Имеется оборудование для электрокислородной резки металлов и сварки на глубинах до 60 м (в надводном положении ПЛ) и до 200 м (в подводном положении). Статус: СССР (Россия) - на экспорт не поставлялись. - 1977 г. октябрь - тральщик "Запал" пр.266М совместно с тральщиком «Заряд» и спасательной подводной лодкой БС-486 пр.940 совершил переход на Камчатку для поиска затонувшей после стрельбы подводной лодкой торпеды нового образца. (ПЛ БС-486 числилась в составе 19-й бригады подводных лодок, г.Владивосток, бухта Улисс). Торпеда была обнаружена тральщиком практически с первого галса с помощью ГАС для поиска донных мин. После обнаружения торпеды осуществлялось наведение подводного транспортно-спасательного аппарата с борта ПЛ БС-486 на лежащую на грунте торпеду с помощью ГАС и звукоподводной связи. Торпеда поднята на поверхность ( источник). - 1978 г. - головная ПЛ прошла две модернизации оборудования согласно первоначальному проекту. - 1978 г. март - БС-486 участвовала в подеме вертолета упавшего с борта крейсера "Адмирал Сенявин". - 1978 г. октябрь - БС-486 участвовала в подеме затонувшей баллистической ракеты около Камчатки. - 1980 г. - модернизация головной ПЛ для приема новых типов СПС - 1980 г. октябрь - операция по подъему Як-38. 08.09.1980 г. в Южно-Китайском море при выполнении с ТАКР "Минск" очередного короткого взлёта в точке 8 град. с.ш, 108 град. в.д. потерпел катастрофу палубный штурмовик Як-38. По приказанию командования тральщик "Запал" пр.266М зашёл зашёл в ВМБ Кам-Рань (Вьетнам) и принял участие в проведение операции по поиску и подъёму потерпевшего катастрофу самолёта. Поиск самолёта производился с помощью ГАС поиска донных мин. Место нахождения самолёта было установлено. В дальнейшем корабль выполнял задачи по наведению подводного аппарата ПЛ БС-486 пр.940 (из состава 19 брпл). Задача кораблём была успешно выполнена. Самолёт с останками пилота был поднят, загружен на борт БПК "Петропавловск" и отправлен в СССР ( источник). - 1981 г. 21 октября - БС-486 принимала участие в спасении подводников из затонувшей ПЛ С-178 (пр.Босфор Восточный, Тихий океан) пр.613. - 1980-е годы - разработка проекта модернизации ПЛ для проведения испытаний магнитогидродинамического движителя (предполагалось установить вместо одного из СПС). - 1983 г. сентябрь-ноябрь - БС-486 участвовала в операции по подъему "черных ящиков" сбитого над Сахалином южнокорейского Боинга-747. Переход ПЛ БС-257 пр.940 INDIA с ТОФ на Северный флот. ПЛ переоборудована для ледового плавания (фото из архива DDR80, http://forums.airbase.ru). - 1987 г. 20 сентября - 1989 г. 8 декабря - ПЛ БС-257 прошла ремонт и модернизацию на заводе СРЗ-35 (г.Мурманск). - 1980-е годы 2-я половина - разработка проекта модернизации ПЛ для установки вспомогательной ядерной силовой установки ВАУ-6. - 1989 г. март - БС-486 обеспечила подъем баллона высокого давления, потерянного ПЛА при выходе из базы. - 1990 г. - БС-486 - ремонт за заводе "Дальзавод" (г.Владивосток). - 1992 г. - БС-486, ремонт прекращен, ПЛ выведена из состава ВМФ. - 1996 г. 31 июля - БС-257 выведена из состава ВМФ. Источники: |