ДАННЫЕ НА 2009 г. (стандартное пополнение) пр.615 - QUEBEC | | Малая подводная лодка с дизельным двигателем замкнутого цикла ("М"). НИОКР начаты ЦКБ-18 (позже переименовано в ЦКБМТ "Рубин") в 1946 г. (главный конструктор - А.С.Кассациер) с использованием опыта разработки и испытаний опытной ПЛ пр.95 (ПЛ типа М XV серии, 1941-1946 г.г.). Опытная ПЛ пр.615 - М-254 (заводской номер 579) заложена на заводе №196 ("Судомех", г.Ленинград) 17 марта 1950 г., спущена на воду 31 августа 1950 г. К швартовым испытания ПЛ приступили 28 сентября 1950 г. (продолжались до июня 1951 г.). В июне 1951 г. начаты ходовые испытания на рейде Кронштадта и в Финском заливе. Перед началом государственных испытаний в апреле 1952 г. из-за неисправности трансмиссии врезалась в причал с повреждением легкого корпуса. Вступила в строй Балтийского флота с базированием в Кронштадте 31 июля 1953 г. для опытной эксплуатации и испытаний. На базе пр.615 была заложена серия ПЛ пр.А615 (615А) в количестве 30 ПЛ (завод "Судомех", г.Ленинград, 23 шт и 7 шт завод им.А.Марти, г.Ленинград). ПЛ пр.А-615 закладывались с 8 сентября 1953 г. (головная М-255) по 5 апреля 1956 г. Спуск на воду головной ПЛ - 16 сентября 1954 г. Вступление в состав ВМФ - 10 декабря 1955 г. (головная), 27 декабря 1958 г. (последняя по скорости постройки , М-301). Одна из заложенных ПЛ достраивалась по пр.637 (М-361). ПЛ пр.А615 вцелом повторяли пр.615 в том числе составом вооружения на момент сдачи флоту. ПЛ пр.А615 выведены из боевого состава ВМФ в 1970-е годы. По умолчанию данные пр.615. ПЛ-памятник М-296 пр.А615 QUEBEC в мемориальном комплексе "411 батарея",г.Одесса. Надпись на ПЛ - "М-305". (фото - Анатолий Одайник, http://tsushima.su). Опытная ПЛ М-254 пр.615 QUEBEC на испытаниях (Спасский И.Д, Пять красок времени. ФГУП ЦКБ МТ "Рубин", 2001 г.) ПЛ М-258 пр.А615 QUEBEC производства завода им.Марти, г.Ленинград на государственных испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) ПЛ-памятник М-296 пр.А615 QUEBEC в мемориальном комплексе "411 батарея". Вариант ПЛ после модернизации оборудования - установлена новая ГАС. Надпись на ПЛ - "М-305". (Одесса, фото - Д.Любомирский, http://scalemodels.ru). Конструкция ПЛ полуторакорпусная цельносварная (за исключением части съемных клепанных панелей). Материал - сталь СХЛ-4. Ограждение рубки - дюралюминий, клепаная конструкция. Габариты ПЛ позволяли перевозить лодку по ж.д. после частичного демонтажа. Прочные переборки ограничивающие 3-й отсек (центральный пост) рассчитаны на давление 10 кг/кв.см (при испытаниях в феврале 1949 г. выдержали нагрузку 19.6 кг/кв.см) . Легкие перебоки рассчитаны на 1 кг/кв.см. Двигатели: Двигательная установка по принципам работы базировалась на ДУ ПЛ М-401 пр.95. Дизели располагались в общем газизолированном (герметичном) отсеке и являлись основными двигателями и над и под водой. Под водой кислород подавался из внутренних баков ПЛ через автоматический дозировочный регулятор АРМ (главный конструктор Б.М.Малов), отработанные газы поступали в бак c известковым химическим поглотителем. Все дизели управлялись дистанционно из соседних отеков. Хранение кислорода - 2 латунных бака емкостью по 4.3 тонны (давление 13 кг/кв.см). Известковый поглотитель - два бака по 7.2 тонны. На пр.А-615 - для кислорода 1 бак. Работа дизеля по замкнутому циклу не обеспечивала скрытность ПЛ из-за шума. Запас кислорода обеспечивал работу дизелей по замкнутому циклу под водой в течение 100 часов. - 2 х дизеля М-50 мощностью по 900 л.с. при 1600 об/мин (пр.А-615 - М-50П, мощностью по 700 л.с.) . Моторесурс - 300 часов. Соединялись с бортовыми гребными валами с помощью реверсивно-фрикционных муфт. Данные дизели использовались для максимальной скорости и максимального гашения инерции ПЛ реверсом. - 1 х дизель экономического хода 32Д (пр.А-615 аналогично) с увеличенным моторесурсом и мощностью 900 л.с. при 675 об/мин. Дизель использовался для надводного и подводного хода, а так же для хода под РДП и вращал центральный вал через шинно-пневматическую муфту. - 1 х гребной электродвигатель ПГ106 мощностью 78 л.с. при 290 об/мин (пр.А-615 - у источниках указывается мощность 100 л.с. при той же модели двигателя). Вино-рулевая группа ПЛ-памятника М-296 пр.А615 QUEBEC в мемориальном комплексе "411 батарея". Вариант ПЛ после модернизации оборудования. Надпись на ПЛ - "М-305". (Одесса, фото - Д.Любомирский, http://scalemodels.ru). Энергетика - 60 аккумуляторов 23МУ (1 группа). ПЛ пр.А615 - аналогично. ТТХ лодки: Экипаж - 29 чел (33 чел в т.ч. 6 офицеров - пр.А615) Длина - 56,6 м (56.6-56.8 м пр.А615 по разным данным) Ширина - 4,4 м (4.46 м пр.А615) Осадка - 2,8 м (3.59 м пр.А615) Водоизмещение надводное - 392 тонны (406 тонн пр.А615) Водоизмещение подводное - 504 тонны (пр.А615) Запас плавучести - 25,8% (28,3% пр.А615) Масса дизельного топлива - 19,5 тонны (23.3 тонны пр.А615) Масса кислорода - 8,6 тонны (8.5 тонн на А615) Масса известкового поглотителя - 14,4 тонны (14.9 тонн на А615) Скорость надводная максимальная - 17,2 уз (16.1 уз пр.А615) Скорость подводная максимальная - 15,4 уз (15 уз пр.А615) Скорость подводная экономическая (дизель) - 3.5 уз (пр.А615 так же) Скорость подводная экономическая (электродвигатель) - 2.5 уз (2.1 уз пр.А615) Скорость подводная РДП (дизель) - 3-5 уз (пр.А615 так же) Дальность хода надводная (экономическим ходом) - 3150 миль (пр.А615 так же) Дальность хода надводная (9.1 уз) - 1700 миль Дальность хода под водой (дизель, 3.5 уз) - 293 мили (410 миль пр.А615) Дальность хода под водой (дизель, 15.4 уз) - 47,6 мили (56 миль 15 уз пр.А615) Дальность хода под водой (электродвигатель, 2.5 уз) - 32 мили (44 мили 2.1 уз пр.А615) Глубина погружения предельная - 120 м (пр.А615 так же) Глубина погружения рабочая - 100 м (пр.А615 так же) Автономность - 10 суток (пр.А615 так же) Вооружение (пр.А615 аналогично): - 4 х 533 мм носовых торпедных аппаратов Боезапас торпед - 4 шт Артиллерийское вооружение (демонтировано ориентировочно в 1956-1958 г.г.): - носовая 2 х 25 мм установка 2М-8 ПЛ М-258 пр.А615 производства завода им.Марти, г.Ленинград на ходовых испытаниях (Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.) Оборудование - ГАС "Тамир-5Л", ГАС шумопеленгования. Обзорная РЛС. Зенитный перископ. Радиостанции. ПЛ пр.А615 Балтийского флота (г.Ленинград, ноябрь 1964 или 1965 г.г., http://tsushima.su). ПЛ-памятник М-296 пр.А615 QUEBEC в мемориальном комплексе "411 батарея". Вариант ПЛ видимо после модернизации оборудования - установлена новая ГАС. (Одесса, 2002 г., фото Kregl, http://submarine.id.ru). Проекции ПЛ пр.615 и А615 (созданы на базе проекций неизвестного автора) Компоновка ПЛ пр.А615 (подробная). Источник: Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. ЦНИИ им.академика А.Н,Крылова, С.-Пб., 2004 г. 1 - устройство РДП | 12 - жилые помещения | 2 - антенна РЛС | 13 - цистерна быстрого погружения | 3 - антенна радиостанции | 14 - уравнительная цистерна | 4 - зенитный перископ | 15 - центральный пост | 5 - прочная рубка | 16 - цистерна жидкого кислорода | 6 - носовая 2 х 25 мм установка 2М-8 | 17 - газофильтр | 7 - цистерна плавучести | 18 - испаритель кислорода | 8 - цистерна главного балласта | 19 - дизель замкнутого цикла | 9 - 533 мм торпедные аппараты | 20 - топливная цистерна | 10 - антенна ГАС "Тамир-5Л" | 21 - дизель 32Д | 11 - аккумуляторы | 22 - гребной электродвигатель | Статус: СССР Хронология ПЛ пр.615 и А-615 в ВМФ СССР: Примечание - серым фоном выделен период по которому данные приблизительные. Подбивка данных носит приблизительный характер позволяющий судить об общих тенденциях. Есть ошибки. 1954 г. осень - взрыв и пожар на ПЛ пр.615 М-254. Жертв нет. 1957 г. 26 сентября - вследствие пожара в дизельном отсеке ПЛ М-256 пр.А615 затонула в Таллинском заливе. После начала пожара лодка продержалась наплаву 4 часа, но из-за шторма спасти лодку не удалось. Из экипажа удалось спасти 7 чел. ПЛ поднята в ноябре 1957 г. спасательным судном "Коммуна" и в последствии списана. 1959-1960 г.г. - ПЛ пр.615 М-254 установлена на берегу в качестве учебно-тренировочного комплекса (ВВМУПП им.Ленинского комсомола). 1981 г. лето - последняя ПЛ пр.А615 выведена из боевого состава ВМФ СССР. Последний выход в море последней ПЛ пр.А615 - буксировка на разборку, Балтика, лето 1981 г. Одна из последний ПЛ пр.А615, Лахденпохья, Ладожское озеро (?), 1982 г. (фото из архива Walera, http://forums.airbase.ru) Источники: Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г. |