ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Система К-30, ракеты Х-30 / Х-31 / ХБ-32 / Х-33
Проект ударной авиационно-ракетной системы с ракетами разных типов и самолетом-носителем
Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого. В состав системы К-30 входили следующие типы ракет (в разное время):
- Х-30 - противокорабельная крылатая ракета (первый вариант проекта системы, 1962 г.);
- Х-31 - крылатая ракета большой дальности (первый вариант проекта системы, 1962 г.);
- ХБ-32 - авиационная баллистическая ракета (первый вариант проекта системы, 1962 г.);
- Х-33 - аэробаллистическая крылатая ракета большой дальности (вариант проекта системы 1963 г.);
В январе 1962 г. проект самолета Т-4 с ударной ракетной системой К-30 был одобрен ГКАТ (в конкурсе так же принимали участие проекты ОКБ А.Н.Туполева - самолет "135" - и А.С.Яковлева - самолет "33"). 27 января 1962 г. в письме Д.Ф.Устинову глава МАП П.В.Дементьев предлагает проект Постановления о начале полномасштабной разработки самолета
Т-4 в трех вариантах: Т-4А – разведчик, Т-4Б – постановщик помех и Т-4 – носитель ударной системы К-30, в состав которой должны были входить ракеты Х-30 и Х-31. Разработку ракеты Х-30 и системы К-30 вцелом планировалось поручить ОКБ-51 П.О.Сухого со сроками выхода ракеты на летные испытания в 1-м квартале 1965 г. и с началом испытаний системы в 4-м квартале 1965 г. Одновременно предлагалось по техусловиям системы К-30 (ОКБ-51) начать разработку ракет Х-31 (крылатая) и ХБ-32 (авиационная баллистическая) силами КБ завода им.Лавочкина (генеральный конструктор М.М.Пашинин). Начало летных испытаний ракеты Х-31 предполагалось в 1-м квартале 1965 г., а по аэробаллистической ракете планировалось к январю 1965 г. завершить эскизный проект.
Проектирование ракеты Х-30 начато в начале 1962 г. под руководством Н.С.Чернякова в ОКБ П.О.Сухого в качестве основного вооружения самолета
Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого. Велась разработка двух вариантов ракет с разным оперением. Была выполнена модель в масштабе 1:12,5, которая продувалась в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-113. В 1963 г. разработка ракеты Х-30 была прекращена. Задел по ракете Х-30 был использован при разработке ракеты Х-33, которая была начата в том же 1963 г. Разработка ракеты Х-33 велась в ОКБ-51 конструкторами И.О. Мельцем, В.П. Сопиным, Ю.В. Троельниковым, В.В. Писковым и Э.В. Литаревым во главе с Н.С. Черняковым.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 3 декабря 1963 г. №119-4440 была задана разработка комплекса вооружения с самолетом-носителем Т-4 с установлением срока начала летных испытаний в 1968 г. Согласно этому Постановлению разработчиком крылатой ракеты Х-33 становился филиал ОКБ-155 (Дубнинское машиностроительное конструкторское бюро, ныне ОАО "МКБ "Радуга", г. Дубна), а материалы по ракете Х-33 передавались для дальнейшей разработки из ОКБ-51 в ОКБ-155. передача документации прошла в середине 1964 г. Ракета разрабатывалась в трех вариантах компоновки, модели ракет продувались в аэродинамической трубе Т-108 ЦАГИ.
Пусковая установка - предполагалось применение ракеты как с расположением ракет как во внутренних отсеках самолета-носителя (в том числе в полуутопленном положении) так и на внешней подвеске. Вероятно, планировалось использование катапультной пусковой установки.
Конструкция ракет:
- ракета Х-30 - ракета нормальной аэродинамической схемы, на первом этапе проектирования прорабатывалось два варианта ракет с разным оперением.
- ракета Х-33 - разрабатывалась в трех вариантах компоновки: "бесхвостка", "утка" и "нормальная аэродинамическая компоновка".
Система управления и наведение: по первоначальному проекту планировалось использовать автономную инерциальную систему управления с радиокомандной коррекцией траектории полета. Предполагалось, что такое решение обеспечит поражение специальной БЧ крупной площадной цели или эскадры кораблей.
- Х-30 - автономная инерциальная система управления с ГСН на конечном этапе для самостоятельного выбора -корабля-цели.
- Х-33 - предполагалось использование автономной инерциальной системы управления с бортовой РЛС и цифровой вычислительной машиной для определения главной цели в атакуемом ордере целей (эскадре). РЛС ГСН ракеты "Гарпун" (главный конструктор - С.П.Попов) входила в состав радиолокационной системы "Вихрь" комплекса с носителем, разработчик - НИИ-131. Система навигационно-автоматического управления (СНАУ) "Централь" на ракете разработки МИЭЛ (главный конструктор - С.П. Попов).
В системе "Вихрь" комплексирование системы навигации и автономного управления "Централь" с РЛГС "Гарпун" осуществлялось бортовой ЦВМ СНАУ и обеспечивало два режима наведения ракеты: площадное наведение с автономной навигацией на точку прицеливания до конца полета; автономная навигация на точку прицеливания на первом этапе полета, затем автоматический поиск радиолокационно-контрастной цели в окрестностях точки прицеливания, захват цели на автосопровождение РЛГС и самонаведение ракеты на сопровождаемую цель. В процессе предпусковой подготовки должна производиться выставка гироинерциальной платформы СНАУ и ввод необходимых начальных данных для пуска, осуществляемые в диалоге БЦВМ самолета-носителя и СНАУ "Централь" ракеты.
Ракеты Х-30 и Х-33 предполагалось применять с рикошетирующей траекторией полета.
Двигатели:
Ракета Х-33 - РДТТ
ТТХ ракет:
| Х-30 | Х-31 | ХБ-32 | Х-33 |
Дальность действия | 400-500 км | 1500-2500 км | | |
Скорость полета | около 3000 км/ч | >1 М | >1 М | 6.5-7 М |
Высота полета | | | | более 30 км |
КВО | | | | |
Типы БЧ:
- ядерная - на первом этапе проектирования рассматривался только такой вариант.
Модификации:
- система К-30, ракета Х-30 - противокорабельная ракета изначального проекта ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4. Разработка прекращена в 1963 г.
- система К-30, ракета Х-31 - крылатая ракета большой дальности изначального проекта ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4.
- система К-30, ракета ХБ-32 - авиационная баллистичекая ракета изначального проекта ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4.
- ракета Х-33 - проект аэробаллистической ракеты ударного комплекса с самолетом-носителем Т-4 1963 г. и позже.
-
Х-45 - ракета для
Т-4 (самолет "100") ОКБ П.О.Сухого - дальнейшее развитие проекта Х-33 разработки МКБ "Радуга".
Носители:
-
Т-4 / самолет "100" - ударный ракетоносец ОКБ П.О.Сухого вооруженный по проекту ракетами Х-30 / Х-33. По аванпроекту от 07.05.1963 г. при нормальной нагрузке предполагалось нести 1 ракету Х-30 или Х-31, при максимальной нагрузке предполагалось нести 4 ракеты Х-30 или Х-31.
Статус: СССР - проектирование велось, создание ракетной системы продолжено при работе над ракетой
Х-45 МКБ "Радуга".
Источники:
Бедретдинов Ильдар. Ударно-разведывательный самолет Т-4. М.: ООО «Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2005 г.
Х-45 Молния. Сайт
http://www.airwar.ru, 2004 г.