ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе) Комплекс К-22 "Буря" / Д-2, ракета Х-22 - AS-4 KITCHEN Комплекс К-22М / Д-2М, ракета Х-22М - AS-4 KITCHEN
Авиационный ракетынй комплекс с крылатой ракетой (противокорабельной, для стрельбы по площадям и позже с противорадиолокационной). Разработка комплекса К-22 с самолетом-носителем "105" (будущий Ту-22) начата дубнинским филиалом ОКБ-155 (с 30.04.1966 г. МКБ "Радуга") по Постановлению Совмина СССР №426-201 от 17 июня 1958 г. Главный конструктор - А.Я.Березняк. Изначально комплекс разрабатывался с двумя вариантами крылатых ракет: с ракетой для поражения высококонтрастных точечных (в т.ч. подвижных) целей, а так же с ракетой для поражения площадных целей с заранее известными координатами. Разработку системы управления и наведения комплекса К-22У вело КБ-1 Государственного Комитета по Радиоэлектронике СССР (главный конструктор В.М. Шабанов, заместители П.Г. Терезовский и П.С Каржавин) в трех вариантах: - - с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ
- - с активной радиолокационной ГСН
- - с пассивной радиолокационной ГСН. Пассивная ГСН должна была наводиться на широкий спектр корабельных радиотехнических устройств - РЛС, средства связи и навигации.
Постановлением Совмина СССР от 21 июля 1959 г. ОКБ-155 предписывалось построить для испытаний 2 ракеты Х-22 в 4-м квартале 1959 г. и 3 ракеты в 1-м квартале 1960 г., а так же представить весь комплекс на совместные с ВВС испытания в 1-м квартале 1961 г. Первые образцы ракет для проведения испытаний изготовлены в 1962 г. заводом №256 ГКАТ. Испытания ракет были начаты в том же 1962 г. с борта специально переоборудованного самолета-носителя Ту-16К-22. Испытания ракет Х-22 столкнулись со многими трудностями и затянулись. Государственные испытания комплекса К-22 с ракетой Х-22 с активной радиолокационной ГСН и штатным носителем Ту-22К с РЛС ПН завершились только в 1967 г. В этом же 1967 г. комплекс К-22 с самолетом-носителем Ту-22К был принят на вооружение Дальней Авиации ВВС СССР. Серийный выпуск ракет Х-22 был начат на заводе №256 (с 1966 г. переименован в Долгопрудненский Машиностроительный Завод). Позже выпуск ракет велся так же на машиностроительном заводе в Ульяновске и на других заводах. Создание и испытания ракеты Х-22ПСИ с инерциальной системой наведения ПСИ затянулись и ракета была принята на вооружение только в 1971 г. В 1971 г. группа специалистов МКБ "Радуга" во главе с А.Я. Березняком за создание ракеты Х-22 была награждена Государственной премией СССР. По разработка противорадиолокационного варианта ракеты в 1962 г. было принято отдельное Постановление Совмина СССР, но работы по созданию этого варианта ракеты Х-22 шли с большим трудом и были завершены позже. Подвеска ракеты Х-22 под Ту-22КД ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.) В 1967 г. было начато проектирование ракетного авиационного комплекса Д-2М с ракетой Х-22М для самолета-носителя "145" ОКБ А.Н. Туполева (будущий Ту-22М). На ракету был установлен новый ампулизированный двигатель. Система управления ракеты Х-22М обеспечивала два варианта траекторий полета - "верхнюю" (высота полета 22.5 км, скорость 3.4 М) и "нижнюю" (высота полета 12 км, скорость 2 М). Ракета Х-22М перед подвеской на Ту-22М3 Система управления: Разработку системы управления и наведения комплекса К-22У вело КБ-1 Государственного Комитета по Радиоэлектронике СССР (главный конструктор В.М. Шабанов, заместители П.Г. Терезовский и П.С Каржавин) в трех вариантах: - - с автономным инерциальным счислителем пути ПСИ
- - с активной радиолокационной ГСН
- - с пассивной радиолокационной ГСН. Пассивная ГСН должна была наводиться на широкий спектр корабельных радиотехнических устройств - РЛС, средства связи и навигации.
Система управления инерциальная с автопилотом на маршевом участке и АРЛС ГСН "ПГ" (Х-22 / Х-22М / Х-22Н) или пассивная РЛ ГСН (Х-22П / Х-22МП) на конечном участке полета. Оборудование на носителях: Ту-22 - центральное навигационно-вычислительное устройство ЦНВУ-Б-1а, РЛС обнаружения и сопровождения целей "ПН" (Ту-22К). Для ракет Х-22П/Х-22МП - система целеуказания и радиоразведки на Ту-22КП (Ту-22КДП) - "Курс-Н" / "Курс-НМ".
Описание полета (Х-22): пуск осуществлялся после захвата цели ГСН ракеты на автосопровождение, ракета отцеплялась от самолета, через три секунды раскладывался нижний киль, взводился взрыватель БЧ, включался двигатель в разгонном режиме (просадка по высоте 500-700 м) и запускался алгоритм наведения ракеты. Через 11 секунд ракета переводилась в режим набора высоты, который продолжался до достижения скорости 3.44М (3710 км/ч, 1036 м/с) и высоты 22500 м. После чего двигатель переходил на маршевый режим и ракета продолжала горизонтальный полет с допустимым отклонением по высоте полета от -850 м до +750 м. По достижении расстояния до цели в 60 км и углом между осью ракеты и целью до 30 град. ракета переводилась в пикирование на цель (скорость 2.04М, 700 м/с у земли - согласно схеме применение в одном из источников). Боевое применение (Ту-22К) по целям типа АУГ предполагалось группами самолетов составом до полка по разным схемам - от фронтального удара с одного направления, до разведения носителей на три группы и выстраиванием в две волны по дальности и с применением в авангарде уже запущеных ракет самолетов-постановщиков помех. Распределение целей в ордере между ракетами осуществлялось операторами ракотоносцев по согласованию с ведущим самолетом. Пуск производился группой после согласования взятия целей группой на сопровождение. В ударе по АУГ участвовали самолеты с ударными ракетами и с ракетами Х-22МП. При поражении авианосца (потоплении или выводе из строя надолго) задача полка считалась выполненной.
Модификации: Комплекс К-22, ракета Х-22 - AS-4A KITCHEN - комплекс для Ту-22К, серийная ракета. Применялся на Ту-22К / Ту-22КД / Ту-22КП / Ту-22КДП. Комплекс К-22ПСН, ракета Х-22П - AS-4C KITCHEN - противорадиолокационная ракета для поражения работающих импульсных РЛС. НИОКР модификации с пассивной РЛ ГСН начаты в 1962 г. Испытания комплекса Ту-22К-ПСН (заводской №609) начались в 1968 г. Применялся на Ту-22КП / Ту-22КДП. Ракета Х-22ПН - видимо модификация Х-22П для низковысотного старта. Ракета Х-22Б - упоминается в СМИ, не идентифицирована. Комплекс К-22М, ракета Х-22М - комплекс создавался для вооружения Ту-22М. Испытания комплекса велись в Рязани (учебный центр ДА) на первых Ту-22М2 весной 1974 г. К-22М принят на вооружение в 1981 г. Применялся на Ту-22М2 / Ту-22М3 и на Ту-22КД/КДП. В западной прессе есть неподтвержденная информация о том, что модификация Х-22М оснащена и ИК ГСН и АРЛС ГСН. Ракета Х-22МА - видимо, модификация Х-22М с атомной БЧ. Применялась на Ту-22КД/КДП и вероятно на Ту-22М2 / Ту-22М3. Ракета Х-22МП - аналог Х-22П по назначению и применению. Иногда в прессе встречается наименование "Х-22М Пси". Применялась на Ту-22М2 / Ту-22М3 и на Ту-22КД/КДП. Ракета Х-22Н / Х-22НА - AS-4B KITCHEN - модификация Х-22 для низковысотных стартов. Х-22НА - с атомной БЧ. Для снижения высоты пусков потребовалась доработка РЛС "ПН" носителей. Применялась на Ту-22КД/КДП и вероятно на Ту-22М2 / Ту-22М3. В западной прессе есть неподтвержденная информация о том, что модификация Х-22НА оснащена ИК ГСН. Двигатель - ЖРД, двухкамерный, верхняя камера - разгонная, нижняя - маршевая. Подвеска ракеты Х-22 под Ту-22КД ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.) Д лина - 11,3 м (Х-22МП - 11,67 м) Размах крыла: - 2,4 м (Х-22) - 3 м (Х-22М) Диаметр корпуса - 900 мм Высота - 2,4 м Масса - 5900 кг (5780 кг Х-22М) Масса БЧ - 1000 кг (930 кг) Скорость максимальная - 1036 м/с (3710 км/ч. 3.44М) Скорость у земли (на конечном этапе) - 700 м/с (2.04М) Скорость пуска - 900-1700 км/ч Высота пуска: - 10000-13000 м (все модификации, кроме Х-22Н) - 1000-8000 м (скорость носителя 600-900 км/ч, Х-22Н / Х-22НА) - 8000-13000 м (скорость носителя 900-1500 км/ч, Х-22Н / Х-22НА) Пуск ракет допускается в прямолинейном полете с углом тангажа не более 5 град. Высота полета - 25000 м Дальность действия: - 200-310 км (на самолетах с недоработанной РЛС "ПН" - Ту-22 К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М) - 270-350 км (Ту-22 К / Ту-22КП, ракеты Х-22 / Х-22М по др.данным) - 200-350 км (на самолетах со всеми типами РЛС "ПН", ракеты Х-22Н) - 250-480 км (на самолетах с доработанной РЛС "ПН" - Ту-22 КД и др., ракеты Х-22М) Боевая часть: - осколочно-фугасная, площадь поражения - 20 кв.м; - кумулятивная, бронепробиваемость с учетом скорости полета - 12 м; - ядерная мощностью 200 Кт; Носители: - Ту-22К BLINDER-B (1961 г.) - первый экземпляр Ту-22К переделан из Ту-22 (№50500051) на заводе в Казани (установлена РЛС "НП" вместо "Рубин", изменены створки бомбоотсека). Второй экземпляр так же переделан из Ту-22 в октябре 1961 г. Серийное производство Ту-22К начато заводом №22 в третьем квартале 1965 г. (машины начиная с №3504, эталон №3102). Подвешивалась одна ракета под фюзеляжем. После установки системы дозаправки в воздухе самолет модернизировался до Ту-22КД. - Ту-22КП - комплекс с ракетами Х-22П с пассивной РЛ ГСН, испытания комплекса Ту-22К-ПСН (заводской №609) начались в 1968 г., серийное производство Ту-22КП (эталон №3002) начато после испытаний. После установки системы дозаправки в воздухе и станции постановки помех "Сирень" в хвостовой части самолет модернизировался до Ту-22КДП. - Ту-95К-22 BEAR-G (1 шт. под фюзеляжем или 2 шт. под крылом) - Ту-22М2 / Ту-22М3 BACKFIRE-B/С - комплекс К-22М, подвеска - одна ракета под фюзеляжем и до 2-х шт. под крылом. Испытания комплекса велись в Рязани (учебный центр ДА) на первых Ту-22М2 весной 1974 г. К-22М принят на вооружение в 1981 г. Ту-22КД ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.) Ту-22КДП с ракетой Х-22 ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.) Две ракеты Х-22 под Ту-95К-22 (Техника-молодежи. № 11/1990 г.) Х-22 под Ту-22М2 (Авиация и космонавтика. № 7/1990 г.) Статус: СССР (Россия) - 1965 г. - первые Ту-22К с ракетами Х-22 поступили на вооружение в 121-й ДБАП (дальне-бомбардировочный авиаполк) базировавшийся на базе Мачулищи (около Минска). Позже комплекс поступил на вооружение 203-го ДБАП (Барановичи) и 341-го ДБАП (Озерный около Житомира). - 1983 г. 24 марта - Ту-22К с ракетой Х-22 по ошибке залетел в воздушное пространство Ирана, самолету удалось вернуться по приводу аэродрома Мары (Ашхабад). - 1988 г. - по западным данным на вооружении до 800 ракет с ядерными БЧ (более 45 шт. Ту-22К-22 и 335 Ту-22М2 / Ту-22М3); - 1995 г. - Ту-22К и его модификации выведены из состава авиации ВМФ. - 1997 г. - еще есть на вооружении. Экспорт: Белорусия - 1993 г. - есть на вооружении Ирак - в 1983-84 г.г. поставлено 24 ракеты (?) Казахстан - 1993 г. - есть на вооружении Украина - 1993 г. - есть на вооружении Проекции Ту-22КДП ( Якубович Н., Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Выпуск 16 "Армада". М., Экспринт, 1999 г.) Проекции Х-22 и Х-22МП Источники: Авиация и Космонавтика. NN 6-7 / 1990 г. Ангельский Р.Д., Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды. // Невский бастион. N 1 / 1997 г. Бутовски П., Гринюк Д., Пойти в "Бурлаки". // Крылья Родины. N 8 / 1992 г. В мире науки. N 2 / 1990 г. Кирсанов Н., Ригмант В., Не имеющий аналогов. // Авиация и космонавтика. N 11 / 1992 г. Крылья Родины. N 6 / 1988 г. Марковский В.Ю. Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев. М., Эксмо / Яуза. 2016 г. Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. № 5 / 1996 г. Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993 г. Ригмант В., Маращук А., Ту-22: первый серийный сверхзвуковой дальний. // Авиация и космонавтика. N 11-12 / 1993 г. Советские вооруженные силы. Томск., 1988 г. Якубович Н., "Комета" взошла в зенит. // Крылья Родины. N 10 / 1995 г. Congressional Record. N 71 / 1989 г. Washington (США). Еyermann K.-H., Raketen - schild und schwert. 1967 г. (ГДР). Gordon E., Rigmant V., Tu-22 (M) naddzwiekowe bombowce Rosji. // Altair. Warsawa. 1995 г. (Польша). Interavia. NN 9-10 / 1988 г. (Швейцария). Jane's weapon systems 1988-1989 г.г. (США). Jonic publications. 1989 г. Letectvi + Kosmonautica. NN 24-25 / 1989 г. (Чехословакия). World armament & disarmament. SIPRI yearbook 1976, 1977, 1979, 1981 г.г. (Швеция). |