МиГ-31М - FOXHOUND-B | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

МиГ-31М - FOXHOUND-B

Автор: DIMMI
Создана: 01.03.2012 22:39:25
Изменена: 22.11.2023 00:23:48
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Истребители / МиГ-31М - FOXHOUND-B /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
МиГ-31М / изделие 05 - FOXHOUND-B / Improved FOXHOUND



Дальний истребитель-перехватчик. Разработка глубокой модификации истребителя МиГ-31 в инициативном порядке в 1984 г. начата КБ авиазавода "Сокол" (г.Горький, позже - Нижний Новгород), главный конструктор - Е.И.Миндров. По неподтвержденным данным программа модернизации носила название И-255. Модернизация преследовала своей целью облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета. На первом прототипе по сравнению с базовым МиГ-31 значительно изменена топливная система - объем топлива во внутренних баках увеличен на 1500 л, что привело к изменению центровки самолета и ухудшило устойчивость и управляемость. На самолетах МиГ-31М обновлено БРЭО и модернизирована система вооружения. Первый летный прототип МиГ-31М №05-01-01 собран авиазаводом "Сокол" в г.Горький в 1984 г. и для окончательной сборки доставлен в Москву на опытное производство ОКБ МиГ - завод "Зенит". Первый летный прототип МиГ-31М борт №051 совершил первый полет 21 декабря 1985 г. (экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова). В испытаниях были задействованы самолеты с бортовыми номерами 053, 054, 055, 056 и 057. Испытания проводились на авиабазе в Ахтубинске. В ходе испытаний потеряны самолеты №051 и 052. Государственные испытания МиГ-31М завершились в апреле 1994 г. успешным поражением учебной воздушной цели на удалении 300 км. Поздравления с окончанием госиспытаний МиГ-31М и успешным поражением ракеты-мишени коллективу ОКБ МиГ направил Президент России Борис Николаевич Ельцин.


МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом (Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.).



МиГ-31М борт №057 на авиасалоне МАКС-1997, август 1997 г. (фото - Владимир Воробьев, http://russianplanes.net/id103417).


МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (фото - Сергей Лысенко, http://russianplanes.net).


МиГ-31М борт №057 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/).


МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (http://www.airwar.ru).


МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (http://www.airwar.ru).


Первый летный МиГ-31М борт №051 в Раменском (http://testpilot.ru).


МиГ-31М борт №057 на испытаниях в Ахтубинске (http://testpilot.ru).

Первый публичный показ МиГ-31М (борт №057) состоялся в марте 1992 г. на аэродроме Мачулище (Минск) в ходе демонстрации новейшей авиационной техники руководителям стран СНГ - на показе побывали президенты Ельцин, Назарбаев и Муталибов. Серийное производство МиГ-31М из-за отсутствия финансирования не было начато. В конце1990-х годов Главком ВВС России генерал-полковник Корнуков не исключал возможность модернизации до уровня МиГ-31М ранее построенных перехватчиков МиГ-31.


Конструкция - самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным дифференциальным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси. Конструкция аналогична МиГ-31. Крыло имеет развитые наплывы, гаргрот увеличен за счет размещения в нем топливного бака на 300 л. Обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7 град по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз-вперед, обтекатель имеет больший диаметр. Штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе перенесена на правый борт. Двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета, увеличена площадь рулей направления. На седьмом прототипе на концах крыльев устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы ("ласты").

Изменена кабина - площадь остекления правой стороны фонаря кабины штурмана уменьшена для создания эффекта "темной кабины", облегчающего работу с индикаторами тактической обстановки, в то же время площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины. Миг-31М не имеет двойного управления, органы управления полетом самолета в кабине штурмана отсутствуют.

Двигатели - 2 х ТРДДФ (двухконтурные форсированные ТРД) Д-30Ф6М тягой по 15500 кг на полном форсаже и 16330 / 16500 кг полная тяга

ТТХ самолета:
Экипаж - 2 чел (пилот и штурман-оператор систем вооружения)

Длина:
- 22.69 м (с ПВД)
- 21.62 м (без ПВД)
Размах крыла - 13.656 м
Высота - 6.15 / 6.55 м
Площадь крыла - 61.6 кв.м
Колея шасси - 3,637 м
База шасси - 7,253 м
Площадь миделя - 5,84 кв.м

Масса взлетная максимальная - 51500 / 52000 кг
Масса взлетная нормальная - 45900 кг
Масса пустого - 21900 кг
Масса топлива - 17600 кг
Масса полезной нагрузки - 9000 кг

Скорость максимальная - 3000 км/ч (2.83 М)
Скорость крейсерская сверхзвуковая - 2.35 М
Дальность полета - 3000 км
Потолок практический - 20600 м
Перегрузка максимальная:
- при скорости менее 0.8М - 4,3 ед
- при скорости более 0.8М - 3,9 ед
- с ракетами Р-37 под крылом - 3 ед


Вооружение -  подвесное  - на 6-х конформных узлах подвески с авиационными катапультными устройствами (АКУ-610) под фюзеляжем и 4-х под крылом:

Артиллерийское - отсутствует.

Ракеты класса "воздух-воздух":
Под фюзеляжем на 6 катапультных устройствах АКУ-610 ракеты  Р-33С или Р-37.

Под  крылом  - на внутренние подкрыльевые узлы могут  подвешиваться:
- 2 ракеты Р-40РД/Р-40ТД (АА-6)
- 2 ракеты Р-37 на АКУ-610
- 4 ракеты Р-60М на узлах подвески АПУ-60-II по 2 ракеты
- 2 ракеты Р-77 на АПУАКУ-170

Под  крылом  - на внешние подкрыльевые узлы могут  подвешиваться:
- 2 ракеты Р-77 на АПУАКУ-170
- 4 ракеты Р-60М на узлах подвески АПУ-60-II по 2 ракеты

Так же на самолете могли применяться ракеты Р-73 (под крылом) на АПУ-73  и ракеты Р-27 (Э) на АПУ-470. Аналогично МиГ-31 на самолете могли применяться подкрыльевые ПТБ.




Ракетное вооружение МиГ-31М - макеты ракет Р-37 под фюзеляжем и ракеты Р-77 под крылом (http://www.airwar.ru).


ПТБ рядом с МиГ-31М серийный №05-04-03 на одном из аэродромов. 2012 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net).

Оборудование:
  МиГ-31М
РЛС Импульсно-доплеровская РЛС "Заслон-М"  с  ФАР разработки НИИП,  потенциал РЛС "Заслон" превышает на 150-200%.
Диаметр антенны - 1,4  м
Дальность обнаружения целей - 320 км
Количество одновременно сопровождаемых целей - 24 по одним и 29 по др.данным
Количество одновременно атакуемых целей - 12
БЦВМ Есть
ИК-пеленгатор Новая  оптико-электронная система (теплопеленгатор 42П совмещенный с лазерным дальномером), расположена перед козырьком кабины.
Количество автоматически сопровождаемых целей - 6
ИЛС
Есть
Система управления вооружением
В кабине оператора 4 прямоугольных экрана для отображения тактической обстановки
Система управления самолетом  
Командное наведение  
Навигация 1  
Навигация 2
 
СРО  
Комплекс обороны РЭП
Обеспечивает обнаружение, координаты, идентификация и постоянное  слежение за 30 целями
Передача данных
 
Радиостанции  
Прочее БРЭО
Дозаправка Есть система дозаправки, штанга дозаправки справа перед кабиной экипажа
Прочее  


Носовая часть МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1997 г. (фото - Михаил Лисовский, http://russianplanes.net).


Кабина штурмана МиГ-31М - идентификация фото представляется нам сомнительной (http://www.airwar.ru).


Кабина штурмана МиГ-31М - идентификация фото представляется нам сомнительной (http://testpilot.ru).


МиГ-31М борт №057 с выпущенной штангой дозаправки (http://testpilot.ru).

Модификации:
- МиГ-31 (серийный №05-03)
- доработанный Нижегородским авиазаводом в инициативном порядке МиГ-31. Модернизирована конструкция планера, другие системы. основная цель модернизации - улучшение технологии производства и технологичности обслуживания самолета. Изменена система топливной автоматики. Позже самолет участвовал в программе испытаний МиГ-31М.

- МиГ-31М - модернизация МиГ-31, изменения в вооружении и оборудовании (новая РЛС), первый полет совершил в 1986 г., первое упоминание в прессе - 1990 г., по состоянию на 1995 г. серийно производится в небольших количествах на Нижегородском авиазаводе "Сокол", увеличены наплывы в корневой части крыла,  изменено  остекление кабины,  увеличены размеры гаргрота, увеличен угол наклона вниз носовой части;


МиГ-31М борт №057 в Раменском, август 1997 г. (фото - Максим Брянский, http://www.foxbat.ru/).


МиГ-31М борт №057 в Раменском, август 1997 г. (http://www.airwar.ru).


Проекции МиГ-31М (http://www.airwar.ru).

- МиГ-31МД
- развитие МиГ-31М ("М доработанный"),  существование не подтверждено, якобы 6 узлов подвески под крылом, первое упоминание - 1990 г.;


Статус: СССР / Россия


МиГ-31М борт №057, Раменское, август 1995 г. (фото - Paul Nann, http://www.airwar.ru).


МиГ-31М борт №057, 2000-е годы (фото - Артем Александрович, https://www.gettyimages.com/) 


МиГ-31М, вероятно, серийный №05-04-03 на одном из аэродромов. 2012 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net).


МиГ-31М серийный №05-04-04 на одном из аэродромов. 2012 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net).

Реестр МиГ-31М (03.03.2012 г., в работе):
№пп Наименование Борт № Серийный № Первый полет Примечание
01 МиГ-31М 051 синий 05-01-01 21.12.1985
Первый прототип МиГ-31М, от базового МиГ-31А отличался измененной топливной системой, новым контейнером тормозных парашютов. В ходе испытаний самолет разбился из-за отказа топливной системы.
02 МиГ-31М 050 ? 05-02-01   Самолет для статических испытаний, построен авиазаводом "Сокол" (г.Горький), как и все остальные самолеты Миг-31М.
03 МиГ-31М 052 синий 05-03-01   Второй летный МиГ-31М, внешний облик полностью соответствует стандарту МиГ-31М - широкий гаргрот с дополнительным топливным баком, оси двигателей разведены в стороны, сняты комлевые части килей под рулями направления, поскольку кили остались на месте а хвостовая часть фюзеляжа стала шире. Появилось модернизированное крыло с увеличенным наплывом и законцовками с установленными в них антеннами радиоэлектронных средств. Полностью перекомпоновано днище фюзеляжа под размещение 6 АКУ-610 с ракетами Р-37. Самолет разбился в ходе испытаний, летчик-испытатель ОКБ МиГ Владимир Горбунов успешно катапультировался. По неподтвержденным данным причина - отказ системы управления самолета.
04 МиГ-31М 053 синий 05-03-02   Есть форкиль, установлен аэрофотоаппарат
05 МиГ-31М 054 синий 05-03-03   Есть форкиль
06 МиГ-31М 055 синий 05-03-04   Форкиль убран, вместо снятых законцовок повесили контейнеры радиоэлектронного противодействия с "ластами". Появились выступающие антенны на внутренней части килей.
07 МиГ-31М 056 синий 05-04-01   Серия самолетов являлась установочной перед началом серийного производства.
08 МиГ-31М 057 синий 05-04-02   Демонстрационный самолет с подвеской ракет под фюзеляжем, показывался на разных выставках и авиасалонах. На концах крыльев установлены контейнеры с аппаратурой, контейнеры оборудованы "ластами".
09 МиГ-31М   05-04-03 1992 г. ? К июлю 1992 г. самолет собран и находится на авиазаводе "Сокол" в Нижнем Новгороде. Самолет был выведен на аэродром и возможно летал. Позже самолет вернули в цех и частично демонтировали. В таком видео он находился как минимум до 1997 г.
10 МиГ-31М   05-04-04   Собран только планер, самолет не собран целиком, выведен в цех сборки в 1990-х годах, находился на авиазаводе "Сокол" в Нижнем Новгороде. Изменена компоновка БРЭО и раскрой люков в носовой части фюзеляжа.
11 МиГ-31М   05-04-05   Задел и собранный фюзеляж, находился на авиазаводе "Сокол" в Нижнем Новгороде.
11 МиГ-31М   05-05-01   Задел и собранный бак-отсек фюзеляжа, находился на авиазаводе "Сокол" в Нижнем Новгороде.


Источники:
МиГ-31М. Сайт http://paralay.com, 2005 г.
МиГ-31М. Сайт http://www.airwar.ru, 2012 г.
МиГ-31М (изд.05). Сайт http://testpilot.ru, 2012 г.
Надеждин А., МиГ-31: домыслы и факты. // Авиация и космонавтика. N 6 / 1991 г.
Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilot.ru, 2010 г.
RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.

Каталог

Последние комментарии

Ротор Wrote:А при чём тут МиГ-31 («изд. 01ДЗ») в теме МиГ-31М («изд. 05»)?Это совершенно...
Rishat 2019-05-18 00:22
А при чём тут МиГ-31 («изд. 01ДЗ») в теме МиГ-31М («изд. 05»)?Это совершенно разные с-ты.
Ротор 2019-05-18 00:01
прелестно. Владивосток (Кневичи).
Sierra 2019-05-17 17:23
Дима, теперь не будет - она из журнала.Угу, я вспомнил про неё. Ну не 7, но лет 5 точно. :beer:
Sierra 2018-03-28 13:58
Паша... этой фотографии лет 7 наверное уже... И зря ты её вытащил... проблем из-за неё было много
DIMMI 2018-03-28 07:33
Дестабилизаторы нужны потому, что ГЧ версии "С" тяжелее.
Sierra 2018-03-27 18:28
Дима, может тебе пригодитсяС - естессно ядернаяВзрыватель оптический, а не РЛ. Двигатель...
Sierra 2018-03-27 17:53
Вроде 81, хотя я могу ошибаться.То ли картинка, то ли макет был в Нижнем. Сам не...
Sierra 2015-04-27 22:47
Start issue detected! atata?
DIMMI 2012-03-02 23:48