Случайный » Пн 27 июн 2011 11:53 pm
Прочитал описание ДУ на этой ветке и вспомнил давнюю историю. В начале 90-х в запасниках КапЯрского музея ( запасник – это громко сказано, просто подсобка ) мне попался изрядно раздолбанный макет СПУ неизвестного ОТРК. Машина была лишена 6 из своих 8 колес, на корпусе СПУ и ракеты многочисленные проломы и т.д. Удивила глубина и качество проработки деталей. На мой вопрос тогдашний начальник музея практически ничего не сказал, кроме того, что макет передан музею из какого-то КБ и комплекс не испытывался.
В те годы, а судя по всему это начало 70-х, было принято на защиту эскизного проекта предоставлять макет разработки для демонстрации основных идей. Видимо, именно такой макет и попал в подсобку музея. Это был электрифицированный макет СПУ с ракетой в М 1:10. Мое внимание привлек прежде всего тот факт, что ракета жидкостная. Она была оснащена ЖРД без дожигания в кардановом подвесе. Для управления по крену применялось качающееся сопло на газе от ТНА. ГЧ отделяемая и, что самое удивительное, внутри СПУ был механизм ее автоматической стыковки. Похоже, что на марше ГЧ лежала в захватах этого механизма не подстыкованная, видимо в целях взрыво- пожаробезопасности. Т.к. ракета транспортировалась заправленной, а требования по безопасности были на уровне твердотопливных ракет, эту ракету сделали очень прочной. Настолько прочной, что механизм подъема ракеты не имел стрелы – подъем и запуск ракеты производился с помощью специального опорного кольца в придонной части ракеты. На макете и стыковка ГЧ, и подъем ракеты были действующими. Достаточно сложный кулисный механизм при подъеме ракеты сдвигал ее на опорном кольце в сторону кормы СПУ, где откидывающийся задний люк создавал газоотводный лоток для факела ДУ.
Еще по СПУ. Шасси, в отличие от прототипа ЗИЛ-135ЛМ, имело независимую подвеску. Кабина имела четыре рабочих места, включая водителя. На рабочих местах угадываются пульты командира, оператора пуска, радиста и системы навигации. На макете вместо панелей пультов были приклеены фотографии их компоновочных чертежей. Видны так же два гирокомпаса для курсопрокладчика и системы прицеливания.
Что поставило в тупик, так это отсутствие домкратов для вывешивания и горизонтирования. Я когда все это рассмотрел, подумал, что проект Макеевский. За это говорит и прочная ракета, и способность производить пуск с качающегося основания, как на ПЛ. Но сейчас думаю, что это все-таки МИТ, да и з-д «Баррикады» рядом с КапЯром (тоже в пользу МИТ), а вот СУ могла быть и БРПЛ-овская. Да, вот еще, ракетный отсек закрывался сверху чем-то типа резинометаллической транспортерной ленты, которая перед пуском просто сматывалась на барабан в передней части отсека. На макете барабан был с заводной пружиной.
А теперь, смотрите картинки.
- Вложения
-