9К711 Уран

9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Вс 29 мар 2009 10:16 pm


ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К711 "Уран" (РДТТ)

Комплекс 9К711 "Уран-II" (ЖРД)



Армейский ракетный комплекс (оперативно-тактическая ракета). НИОКР с использованием наработок по ракете 9М76 комплекса "Темп-С" начаты по постановлению СМ СССР №959-319 от 17 октября 1967 г. в Московском институте теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.К.Кузнецов. Ракета создавалась в двух вариантах - с РДТТ и с ЖРД, Работы по ракете "Уран-II" с ЖРД велись МИТ совместно с КБ Воткинского машиностроительного завода. Эскизный проект комплекса представлен МИТ в 1969 г. По состоянию на 1970 -1972 г.г. в проектировании еще оставались оба варианта ракет, но уже только в одноступенчатом варианте. Защита эскизного проекта состоялась на полигоне Капустин Яр. Разработка варианта с ЖРД прекращена решением министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева. В 1972 г. в связи с загруженностью МИТа работами по созданию мобильной МБР "Темп-2С" по предложению С.А.Зверева (оформлено Постановлением СМ СССР №169-57 от 19 марта 1973 г.) эскизный проект комплекса передан для доработки в КБ Машиностроения (КБМ), где на его базе создана ОТР "Ока".

Отдельная благодарность "Случайному" (http://militaryrussia.ru/forum) за предоставленные фотоматериалы.





СПУ комплекса 9К711 "Уран". Фото модели из запасников музея полигона Капустин Яр (форум сайта  http://militaryrussia.ru).

Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение Salo » Пт 25 мар 2011 8:36 pm

vadimir писал(а):Поступило предложение выложить скан книги
Середа В.К. Воспоминание и думы.
в виде as is
Вот - скачать 9.9 мб

Стр. 110-111:
5.5. Д22

В 1970г. был разработан проект и выпущена рабочая конструкторская документация на двигатель Д22 для армейской оперативно-тактической ракеты Главного конструктора Кузнецова А К.
Двигатель одноразовый, 2-х режимный Компоненты НДМГ+АК-27И.
Двигатель обеспечивает
1) подачу рабочего тела в исполнительные органы системы РКС;
2) выработку газа для надува баков О и Г,
3) подачу рабочего тела в рулевую машину и гидропривод энергопитания;
4) управление по тангажу и рысканию (камера в карданном подвесе) и по крену (выхлопное сопло с поворотом в одной плоскости до 39о).
Ведущий конструктор — Салищев Н.К.
Основные исполнители: Елисеев А.П., Скорняков Р А., Середа В.К., Прасолов А Ф , Китаева Г.С., Семёнов Н.В., Салищев Н.К
Была разработана рабочая конструкторская документация. Работа прекращена.
Индекс двигателя явно 9Д22.
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Сб 26 мар 2011 1:57 am

Спасибо огромное! По ОТР всё отработал - и по Урану и по СКАДу... Есть в книжке недосказанность по первому двигателю для СКАДа как мне кажется - вообще-то он Севрука, но автор скорее всего был не в курсе...
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение Salo » Вс 27 мар 2011 4:33 am

Автор более чем в курсе, поскольку сам работал в КБ Севрука до его расформирования.

Стр.65:
8 ) Семейство двигателей на базе двигателя С3.40. По ним была разработана рабочая документация и они изготавливались на заводе Южмаш в Днепропетровске, где в ноябре 1956 года был создан филиал ОКБ-3 (зам. Главного конструктора Иванов И.И.). В ОКБ-3 в это время разрабатывалась КД по двигателям:
- С3.40, С3.42, С3.42Б;
- С3.42П — для ракеты главного конструктора Грушина П.Д.
- С3.42Д — для ракеты главного конструктора Лавочкина С.А.
- СЗ 42А — для ракеты главного конструктора Лавочкина С.А
- С3.42Т — для ракеты главного конструктора Макеева В.П.
- С3.41 — для морской баллистической ракеты главного конструктора Янгеля М.К.
Работа по этим двигателям прекращена на этапе ДИ. Двигатели С3.42А и С3.42Т послужили потом прототипом двигателей С5.1 и С5.2 в составе объединенного ОКБ-2.

Стр.107-108:
5. ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ СУХОПУТНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ РАКЕТ
Тактическая ракета с подвижным стартом СКАД разработана в КБ Главного конструктора Макеева В.П., заместитель Главного конструктора — Серов В.Р., ведущий конструктор — Бобрышев Ю.А. Впоследствии разработка ракеты была передана на Воткинский машзавод.

5.1. С3.42Т
На базе материальной части двигателя С3.42А, изготавливаемого Южмашем в Днепропетровске, разработан в 1958 году двигатель С3.42Т на несамовоспламеняющихся компонентах ТМ-185 + АК-27, и пусковым горючим ТГ-02, с газовыми рулями, установленными в потоке газа из камеры сгорания двигателя.
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Вс 27 мар 2011 1:52 pm

Да, я это прочитал... у Исаева как мне кажется Севрука не любили... а 3.42 это его двигатель... почему-то автор явно это зная пишет, что 3.42 взяли с Южмаша... мне кажется что это из-за нелюбви к Севруку... во многих источниках менее заинтересованных просто указано, что 3.42 - ЖРД КБ Севрука еще до принятия на вооружение замененный на двигатель Исаева... может конечно и там и там частично неточности
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Вс 27 мар 2011 1:58 pm

Хотя, конечно, я могу быть неправ и причем достаточно сильно...

Например, может быть правильнее так? - 3.42 разработан КБ Севрука и передан Южмашу для производства ... техдокументация на 3.42 для разработки двигателя для Р-17 передана в КБ Исаева... где изначально дорабатывали 3.42, а позже сделали свой двигатель...

может быть и вот так...
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение Salo » Вс 27 мар 2011 5:49 pm

В КБ Исаева передали не документацию, а всё ОКБ-3, за исключением самого Доминика Доминиковича и ряда сотрудников, ушедших вместе с ним к Глушко. Так что созданием С5.2 занимались практически те же люди, что создавали С3.42Т.

Стр.75-78:
В объединенном ОКБ-2 первым заместителем Главного конструктора был назначен Богомолов В.Н., который ранее работал у Исаева А.М. ведущим конструктором по ускорителю СУ-1500, начальником группы, а затем заместителем Главного конструктора- До объединения он активно и результативно вел работы по разработке двигателей для ЗУРов главных конструкторов Лавочкина СА. и Грушина П Д. После объединения Богомолов ВН. возглавил все работы по разработке двигателей космического направления.
Богомолов В.Н. был начальником — Главным конструктором КБ ХМ с 26.01.1971 по 05.09.1985. Он награжден многими орденами СССР, в том числе двумя орденами Ленина, Герой Социалистического труда СССР, Лауреат Ленинской премии, профессор. Его имя носит улица в городе Королеве.
Заместителем Главного конструктора по бывшей тематике ОКБ-3 (двигатели для ЗУР Главного конструктора Лавочкина СА. и тактической ракеты с подвижным стартом Главного конструктора Макеева В.П.) был назначен Гришин С. Д., но он вскоре ушел работать в НИИ-88 и его сменил Елисеев А.П., возглавивший также работы по комплексу КБ.
В объединенном коллективе агрегатчики обоих коллективов слились в соответствующие отделы Двигателисты же кроме отдела 8 (старого коллектива из ОКБ-2 — начальник отдела Толстов А.Л., заместитель Козлов С.М.) организовали еще два отдела на базе конструкторов из ОКБ-3 — отделы 6 и 7. что несколько задержало фактическое объединение, В 1959 году ОКБ-2 выделился из НИИ-88. Необходимо отметить о переучивании на новые принципы работы:
• центральная фигура — конструктор;
• инициатива не пресекалась,
• демократические порядки (нажим не на дисциплину, а сознательность).
Вскоре после объединения в ОКБ-2 была развернута активная работа по разработке двигателей для ракет морского базирования главного конструктора Макеева В. Руководил этой работой вновь назначенный заместитель Главного конструктора Лавренов В.П., к сожалению недолго. После его смерти эту работу продолжил Елис А.П., а работы по комплексу КБ возглавил заместитель Главного конструктора Кунец В. К.
КБ ХМ возглавлял с 05.09.1985 по 01.10.2001 в качестве Генерального Конструктора — Генерального директора Леонов Н.И., доктор технических наук, профессор, действительный член Академии космонавтики, лауреат Ленинской премии, награжден орденом Ленина и другими орденами.
С 12.11.2001 Генеральным Конструктором — Генеральным директором КБ ХМ является Селезнев Е.П.
В ОКБ-2 вначале проводилась разработка следующих двигателей:
4.1. В отделе 6 (начальник отдела Малышев В.Я.):
1) На базе двигателя С3.20М продолжалась разработка многоразового двигателя С3.20М5 для ускорителя У19М самолета СМ52. Прошли гос. испытания. Установлен мировой рекорд высоты и скорости самолета.
2) Продолжались экспедиции и исследования атмосферы с помощью ракет ММР-05 и ММР-08 для ГУ ГМС и ЦАО, разработанных на базе дальнобойного неуправляемого снаряда «Коршун». Осуществлялись пуски с Земли Франца Иосифа, о. Хейса, дизель-электрохода «Обь», островов Дальнего Востока и в/ч. Серийное изготовление производилось в Ижевске. 3) Начались новые разработки двигателей для проекта Е-8 (Луна) Надеюсь, подробней об истории разработки этих и других проектов авторы этих разработок из отдела 6 изложат отдельно. Отмечу только, что двигатель Д417 (разработки отдела 7) и С5.61 (разработка отдела 6) делались вместе для решения приоритетной задачи по доставке грунта с Луны.

4.2. В отделах 7 и 8
Начальник отдела 7 — Скорняков Р.А. — бывший заместитель Главного конструктора ОКБ-3, зам. начальника отдела — Середа В.К., начальники групп — Леонтьев Н.И. и Оглезнев Р. И. Впоследствии Леонтьева сменил начальник группы Модин С.С., а Оглезнева — Прасолов А.Ф. Группа Леонтьева Н.И. вначале разрабатывала двигатели для ЗУ Ра (С5-1, С5-1 А).
На базе группы Модина С.С. потом был создан сектор с ориентировкой на морское базирование (начальник группы Климонова М.И. и Волотовский Ю.В., впоследствии — Разинькина В.М.). Надо отметить, что в группе Прасолова А.Ф. работало 16 человек (это была самая многочисленная группа в ОКБ-2). Группа разрабатывала двигатели для тактических ракет, ЗУРов, боевого и научного космических комплексов и провела очень много других разработок, в том числе для морского базирования, к сожалению, без дальнейшего развития. Группа впоследствии была преобразована в сектор (начальник — Ломаковский АИ., начальник группы — Белова О.П.).
Начальник отдела 8 — Толстов А.А., заместитель начальника отдела — Козлов С.М..При укрупнении отделов в 1979 году отдел 7 был впоследствии объединен с отделом 8 (начальник отдела — Лабутин А.А., потом — Жулин В.А., Романов В.С., заместители начальника отдела — Козловцев В.Д., Жулин В.Л. и Середа В.К. потом Прасолов А.Ф.).
Дальнейшее изложение будет применительно к тематике отделов 7 и 8 для двигателей ракет ЗУРов, сухопутных, космических боевых и научных, морского базирования.
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Вс 27 мар 2011 6:11 pm

Понял Вас. Спасибо!!! Буду подчищать формулировки...
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение Случайный » Пн 27 июн 2011 11:53 pm

Прочитал описание ДУ на этой ветке и вспомнил давнюю историю. В начале 90-х в запасниках КапЯрского музея ( запасник – это громко сказано, просто подсобка ) мне попался изрядно раздолбанный макет СПУ неизвестного ОТРК. Машина была лишена 6 из своих 8 колес, на корпусе СПУ и ракеты многочисленные проломы и т.д. Удивила глубина и качество проработки деталей. На мой вопрос тогдашний начальник музея практически ничего не сказал, кроме того, что макет передан музею из какого-то КБ и комплекс не испытывался.
В те годы, а судя по всему это начало 70-х, было принято на защиту эскизного проекта предоставлять макет разработки для демонстрации основных идей. Видимо, именно такой макет и попал в подсобку музея. Это был электрифицированный макет СПУ с ракетой в М 1:10. Мое внимание привлек прежде всего тот факт, что ракета жидкостная. Она была оснащена ЖРД без дожигания в кардановом подвесе. Для управления по крену применялось качающееся сопло на газе от ТНА. ГЧ отделяемая и, что самое удивительное, внутри СПУ был механизм ее автоматической стыковки. Похоже, что на марше ГЧ лежала в захватах этого механизма не подстыкованная, видимо в целях взрыво- пожаробезопасности. Т.к. ракета транспортировалась заправленной, а требования по безопасности были на уровне твердотопливных ракет, эту ракету сделали очень прочной. Настолько прочной, что механизм подъема ракеты не имел стрелы – подъем и запуск ракеты производился с помощью специального опорного кольца в придонной части ракеты. На макете и стыковка ГЧ, и подъем ракеты были действующими. Достаточно сложный кулисный механизм при подъеме ракеты сдвигал ее на опорном кольце в сторону кормы СПУ, где откидывающийся задний люк создавал газоотводный лоток для факела ДУ.
Еще по СПУ. Шасси, в отличие от прототипа ЗИЛ-135ЛМ, имело независимую подвеску. Кабина имела четыре рабочих места, включая водителя. На рабочих местах угадываются пульты командира, оператора пуска, радиста и системы навигации. На макете вместо панелей пультов были приклеены фотографии их компоновочных чертежей. Видны так же два гирокомпаса для курсопрокладчика и системы прицеливания.
Что поставило в тупик, так это отсутствие домкратов для вывешивания и горизонтирования. Я когда все это рассмотрел, подумал, что проект Макеевский. За это говорит и прочная ракета, и способность производить пуск с качающегося основания, как на ПЛ. Но сейчас думаю, что это все-таки МИТ, да и з-д «Баррикады» рядом с КапЯром (тоже в пользу МИТ), а вот СУ могла быть и БРПЛ-овская. Да, вот еще, ракетный отсек закрывался сверху чем-то типа резинометаллической транспортерной ленты, которая перед пуском просто сматывалась на барабан в передней части отсека. На макете барабан был с заводной пружиной.
А теперь, смотрите картинки.
Вложения
1 СПУ.jpg
Случайный
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: Сб 25 июн 2011 6:15 pm

Re: 9К711 Уран

Сообщение Случайный » Пн 27 июн 2011 11:57 pm

И еще.
Вложения
СПУ2.jpg
СПУ1.jpg
2 СПУ.jpg
Случайный
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: Сб 25 июн 2011 6:15 pm

Re: 9К711 Уран

Сообщение Случайный » Вт 28 июн 2011 12:00 am

Вот ракета и кабина.
Если не в тему, то прошу админа перенести куда надо.
Вложения
Кабина.jpg
ОТР.jpg
Случайный
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: Сб 25 июн 2011 6:15 pm

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Вт 28 июн 2011 5:45 am

ого!!! СПАСИБО огромное!!! уникальные данные
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Вт 28 июн 2011 5:56 am

По кусочкам.... Что это может быть?
- РОТА - http://militaryrussia.ru/blog/topic-202.html (Макеев), но тут стартовый расчет 3 чел... есть другие отличия... хотя так вообще похожа, если пропорции не считать...

- Уран - да, очень похоже...http://militaryrussia.ru/blog/topic-181.html

Да, скорее всего МИТ и Уран... всё верно!
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение Salo » Вт 28 июн 2011 9:47 pm

DIMMI писал(а):ЖРД устанавливался в карданном подвесе с поворотом сопла в одной плоскости до 390 град. и обеспечивал управление по тангажу, рысканию и крену. Судя по всему ЖРД выполнен без раздвижного сопла. Управление ракеты по крену осуществлялось поворотным соплом с использованием в качестве рабочего тела газов отработки ТНА
.В исходном тексте:
Salo писал(а):4) управление по тангажу и рысканию (камера в карданном подвесе) и по крену (выхлопное сопло с поворотом в одной плоскости до 39о).

На 39 градусов поворачивалось сопло крена на выхлопном патрубке ТНА, а камера ЖРД (не сопло) установлена в карданном подвесе для управления по тангажу и рысканию. Угол качания у неё всяко меньше 8 градусов.

И откуда эта фраза про раздвижное сопло у ЖРД да ещё и на первой ступени ОТР? :(

А нет фото ДУ с большим разрешением? ;)
Salo
ЭКСПЕРТ
ЭКСПЕРТ
 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Пн 25 окт 2010 3:09 am

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Вт 28 июн 2011 9:49 pm

ну... я в двигателях не шибко силен... крышку-то срывает... местами... Правлюсь)))

п.с. готово
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение Случайный » Ср 29 июн 2011 12:03 am

Небольшое дополнение:
Длина СПУ - 12,75м
Ширина - 2,7м
Высота - 2,5м
Длина ракеты - 8,3м
Длина ГЧ (в т.ч.)- 2,8м

Нашел 3 фото пультов. Смотрите на картинке. Интересно, эти пульты соответствуют каким-то реальным изделиям? Что скажут знатоки?
Вложения
Пульты.jpg
Случайный
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: Сб 25 июн 2011 6:15 pm

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Ср 29 июн 2011 12:06 am

Надо подождать реакцию... а по Темп-2С у Вас случайно совершенно ничего нет из запасников? Если вопрос нехороший, то игнорируйте)))
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение binladin » Ср 29 июн 2011 12:34 pm

Итак, теперь про гипотетического "отца" Оки. Уран "отцом" Оки назвать нельзя, Ока - самостоятельный проект, влияние Урана очевидно сводится к преемственности отдельных положений ТТЗ, т. о. Уран можно назвать "предшественником", но не "старшим родственником". Представленный на фото макет СПУ действительно делало ОКБ-221 завода "Баррикады", но Уран оказывается была более широкой темой - в проекте предусматривался пуск не только с СПУ, планировались ПУ на речных судах и даже вроде со дна рек - для этого один из институтов проделал огромную работу по промеру всех рек Союза. МИТ от тематики отошёл из-за загруженности Темпом-2С. Пока всё, если смогу заставить - появится статья, где-нибудь в Технике и вооружении.
binladin
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 696
Зарегистрирован: Пн 13 июн 2011 6:17 pm

Re: 9К711 Уран

Сообщение DIMMI » Ср 29 июн 2011 8:48 pm

Ну... круто! Спасибо!
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14518
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 9К711 Уран

Сообщение Случайный » Вс 10 июл 2011 4:08 pm

Salo писал(а):
А нет фото ДУ с большим разрешением? ;)
[/quote]

Уважаемому Salo повезло. Я старался сфотографировать ДУ через оргстекло, а она упала на пол и развалилась по моим старым реставрационным склейкам. Подклеил и отснял без донной крышки.
Все что вы видите собрано в габаритах d=88mm, h=84mm. Диаметр на срезе сопла 30мм. Напоминаю, М1:10.
Вложения
пл.jpg
л.jpg
в.jpg
Последний раз редактировалось Случайный Вс 10 июл 2011 4:13 pm, всего редактировалось 1 раз.
Случайный
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 429
Зарегистрирован: Сб 25 июн 2011 6:15 pm

След.

Вернуться в 9К711 Уран (проект)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

123456



Яндекс цитирования Rambler's Top100 АвиаТОП

12345