Сейчас и скажем ...
Информация представлялась в виде карт, линий границ зон, траекторий и направлений, символов, цифр и букв или слов. Каждое такое сообщение, движения рычагов управления или разовые команды, выдаваемые экипажем, имели свой цифровой код и записывались бортовой системой регистрации полетных параметров. Определенная часть информации при необходимости могла быть передана на землю или на другой самолет в автоматическом режиме.
На самолетах IV поколения обычный набор связных и командных радиостанций заменил типовой комплекс связи «Изделие К-ДлА». На Су-27 он стоял в исполнении ТКС-2-27, которое потом перешло и на модификации самолета. Комплекс включал две радиостанции Р-800Л, одну Р-864Л-А с системой засекречивания связи Т-820, речевой информатор «Алмаз-УБТ», предупреждающий пилота об отказах на борту, аппаратуру телекодовой связи, модем «Лиман», оконечную аппаратуру ТЛК-связи Р-098, управляющий цифровой компьютер «СимволГ» или Г1 и другие блоки.
Комплекс обеспечивал автоматический и автоматизированный обмен телекодовой информацией между самолетами, воздушными и наземными КП при ведении автономных и полуавтономных групповых действий, автоматическую передачу на наземный КП шести сигналов аварийной ситуации. Он имел четыре режима действий: групповые в составе объединенной группы, то же — в автономной группе, парная работа и дежурный прием.
Включая ТКС, экипаж задавал свое место в боевом порядке, мог отслеживать на своих индикаторах то, как изменяется обстановка, и взаимное положение своих самолетов и получать данные о противнике. На самолете Т-10В предполагалось также ввести в ТКС функцию передачи командного наведения ракет и корректируемых авиабомб от одного борта другому с «подхватом» в процессе маневрирования.
Телекодовая информация выводилась на индикаторы в кабинах самолетов в удобном символьном виде. Система работала на 40 каналах в трех частотных диапазонах и обеспечивала надежную прямую связь на расстояниях до 1 500 км, а на больших была возможность ретрансляции сигналов. Еще один вид связи, довольно необычный, был предусмотрен в системе радиоэлектронной борьбы, которая в первом варианте проекта Т-10В перешла в значительной мере с базового Су27.
В начале 80-х гг. в СССР для самолетов фронтовой авиации была создана групповая система РЭБ Л-109 «Ятаган». На каждом оснащенном ею самолете было подвешено по две помеховые станции «Сорбция-С», а на одной из шести-девяти машин боевого порядка были еще и два контейнера «Смальта-СК».
Первая сама генерирует пять видов помех — прицельные по частоте и фазе сканирования одновременно по двум ракетам, уводящую по скорости или шумовую в диапазоне доплеровских частот, заградительную в диапазоне частот сканирования, прицельную по частоте сканирования импульсным РЛС, шумовую (заградительную и прицельную по несущей частоте) одновременно двух РЛС, работающих в импульсном (квазинепрерывном) или непрерывном режимах). Работая с другой аппаратурой системы «Ятаган», «Сорбция» выдает также квазикогерентные или взаимно мерцающие помехи. Все они излучаются в сторону РЛС противника, блокируя ее работу.
Действие «Смальты» строится на прямом приеме радиосигналов от РЛС противника или этих сигналов, переизлученных станциями «Сорбция» своих самолетов, наделением их помеховой модуляцией и дальнейшим переизлучением в направлении строя прикрываемых самолетов. Тогда реальные отраженные от самолетов своей группы радиолокационные сигналы скрывает чрезвычайно сложная сеть из сотен ложных сигналов, которая физически не может быть «очищена» компьютерами управления вражеских РЛС за то небольшое время, которое отводится им для атаки.
То есть на борту появился еще один уровень связи — автоматическое взаимодействие между помеховыми системами самолетов группы.
Когда система «Ятаган» проектировалась, были известны характеристики, частоты и режимы работы лишь ЗРК «Усовершенствованный Хок», а также истребителей F-14, F-15, F-16, F-18, «Торнадо» F2 и «Мираж F-1», о новых системах «Пэтриот» и «Иджис» никаких конкретных сведений пока не было. Однако, как обнаружилось, и они оказались против такой системы РЭБ пока бессильны.
Но довести систему «Смальта» к началу 90-х гг. не удалось, и в серию пошла только «СорбцияС». В качестве временной меры она осталась и на борту Т-10В как средство индивидуальной защиты, но взамен было начато проектирование нового группового комплекса РЭБ «Хибины».

Антенный блок универсальной станции постановки активных радиолокационных помех Л005С «Сорбция-С». На борту самолета два контейнера Л005С с двумя такими блоками в каждом.
Фото: airbase.ru
http://naukatehnika.com/tridczatchetver ... yandex.com